Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и использование их потенциала в образовательном процессе
Автор: Балашова С.В., зав. лабораторией музейной педагогики   
24.06.2015 09:11

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: нравственное воспитание, музейная педагогика, мини-музей.

1.2. Краткая аннотация контента консультации.

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, и прежде всего, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. По мнению многих педагогов, для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.

1.3. Запрос на консультирование: Как организовать в дошкольной образовательной организации мини-музеи и включить его в образовательный процесс?

1.4. Консультативный текст:

Практически в каждой дошкольной образовательной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы семьи.

Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.

А что же такое музей? Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных общеобразовательных организаций. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Итак, рассмотрим этапы создания мини-музея.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4.Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея: выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

1. Выбор темы мини-музея

Название экспозиций (Экспозиции в течение года могут изменяться).

2. Определение места размещения мини-музея (Таблица1)

Месторасположение мини-музея можно с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности, и безопасности деятельности. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».

Таблица 1.

Помещения Положительные стороны расположения мини-музея Отрицательные стороны расположения мини-музея
Групповое помещение
Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.
Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.
Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.
 Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевальная комната
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.
Общение детей с родителями по темам музея
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы
Помещения для дополнительных занятий Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.
Музей сливается с общим фоном данного помещения.
Требуется проявить большие дизайнерские способности, чтобы музей привлекал к себе внимание детей.
Холлы
Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для общения.
Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.


3. Планирование экспозиций.

Мини-музей в дошкольной образовательной организации может располагать постоянными и сменными экспозициями.

Особого внимания заслуживает организация экскурсионной деятельности в мини-музее. Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: выявление творческих способностей детей; расширение представлений о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

 Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

5. Подбор экспонатов.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.

В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, занятие, посвященное 1 экспонату или одной рубрики, музейные праздники (театральные викторины, конкурсы), экспресс выставки семейных коллекций, детские творческие работы, а также возможность смены экспозиций.

Схема описания экспонатов в каталоге.

Рисунок (фотография) экспоната

Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)

Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музея.

Четвертый этап, деятельности - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.


Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;

«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;

Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

Мини- музей «Деревянная игрушка» - способствует всестороннему развитию и приобщению маленького человека к традициям нашего народа, способствует познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

Мини-музей «Народные промыслы России» - формирует у детей интерес к историческому прошлому нашей страны, к произведениям народного декоративно- прикладного искусства с их образной, цветовой, пластической и композиционной выразительностью;

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей «Куклы наших бабушек» - знакомит детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывает интерес к народным промыслам, развивает воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами);

Мини-музей «Человек-птица» - формирует у детей представления о космосе, Вселенной, звездах, галактиках. Расширяет представление о строении солнечной системы, о естественных причинах природных явлений и их связях;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

Создание мини-музея в дошкольной образовательной организации играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников. Мини-музей влияет на формирование общей культуры личности детей, развивает их нравственные, эстетические и интеллектуальные качества, обеспечивает вариативность и разнообразие содержания программ дошкольной образовательной организации, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей.

Список используемой литературы:

1. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М.: АРКТИ,2006-80с.: ил.
2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание/ Столяров Б.А., Бойко А.Г., Сечин А.Г.- СПб., 2008.- 48 стр.
3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004.
4. Киселева Л.С., Данилина Т.Н. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (Пособие для руководителей и практических работников ДОУ) М.: АРКТИ, 2006.
5. Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. М.: РИК, 2006.
6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
7. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск: ассоциация «Научная книга», 2007.
8. Музейная педагогика: из опыта работы методической работы/ под ред. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова.- М.: ТЦ «Сфера», 2006-416с.- (Программа развития).
9. Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: материалы чтений, посвященных памяти В.И. Даля. – Канск, 13–15 ноября 2014 г. Т. 2 / С.В.Науменко (отв. ред.); ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. – 396 с
10. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

Интернет ресурсы:

1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
2. ДЕТсад. Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru
3. Музеи в детском саду/Международный образовательный портал http://www.maam.ru/obrazovanie/muzei-v-detskom-sadu
Обновлено ( 24.06.2015 10:08 )
 

Комментарии   

 
# Svgexq 11.03.2021 18:59
tadalafil liquid - best price tadalafil online tadalafil 20 mg tadalafiltbs.com/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Itcpdu 16.03.2021 10:56
Ejzolc - Sale viagra buy viagra from canada
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qyzjls 23.03.2021 18:39
Xhyuqe - modafinil alternatives Rdtaun hnsygw
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Znnfzx 24.03.2021 21:11
Jwbbzk - tadalafil pharmacie 24 Fwihys ljiekv
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tqsphy 25.03.2021 16:53
Gztrlw - lasix tablet Kgtioq hcwhkq
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dyoibh 27.03.2021 08:14
Jxpqzk - kamapls.com Cknvdg wohulx
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sqpgrp 31.03.2021 00:37
Oqfscb - recommendation in a research paper Bvujqa bmhctz
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Isfarg 01.04.2021 16:21
Utchco - purchase viagra in mexico Equkds slymfa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dsygga 04.04.2021 10:54
Utdrmo - finasteride 5mg benefits Scnehn rnvndj
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ygrhis 05.04.2021 14:22
Nyyiyz - viagra for sale online Ctqqfb mfxuku
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sqwubn 06.04.2021 21:40
Thvigg - propecia tablets cost in india Hjnjsz cgsjyh
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lwzdpu 08.04.2021 13:52
Mcxoik - i need help with biology homework Lbdykd mvhfeu
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Olvfax 10.04.2021 06:47
Bdmvfx - sildenafil 20 mg tablet reviews Evidmt yruebl
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dxjjys 11.04.2021 14:02
Ffhekm - write essays for cash Hqvumb cmzxaw
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Uyqdmq 13.04.2021 12:46
Cvsjti - furosemidelasix x.com Ojspss bryfdo
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Flhhja 14.04.2021 23:45
Qfdhsc - vardenafil online Nuztnk icprsr
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Otirbd 16.04.2021 07:58
Dwypzm - cheap silagra Qqmyoa kgkxle
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mrnlpp 17.04.2021 20:55
Esoebi - tadacip 96653 Bupief yveboi
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Krqhgl 19.04.2021 01:44
Znsuiw - avana 100 price Kuzwvh mklvot
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Nmlael 20.04.2021 23:00
tadacip 20 mg tablets india - tadacip 20 mg uk tadacip india pharmacy
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tgazka 22.04.2021 02:47
celebrex india - generic prescription celebrex cheapest celecoxib 100 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Enfrxn 23.04.2021 02:10
ivermectin cost canada - ivermectin 0.08 ivermectin 50
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cqjwbu 24.04.2021 08:28
zofran 8 mg tablet price - nexium prescription cost yasmin pill price in india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dztrbp 25.04.2021 13:52
best price 20mg prednisone - prednisone 50 mg canada 10mg prednisone daily
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Njytij 26.04.2021 10:59
buy generic viagra without a prescription - viagra professional samples viagra super active online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tiziac 28.04.2021 22:15
lyrica 330 mg - lyrica 50 mg lyrica 2
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zuczoi 02.05.2021 07:37
ivermectin 3mg for lice - ivermectin topical stromectol ivermectin tablets
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zckezi 03.05.2021 10:19
zofran 2018 - zofran ondansetron 8 mg coupon
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qnyimc 08.05.2021 10:36
stromectol over the counter - stromectol tablets for humans cost of ivermectin cream
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cnkqyb 10.05.2021 17:32
stromectol for head lice - ivermectin humans ivermectin 1 topical cream
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bkjpqy 13.05.2021 00:15
plavix tablets - buy plavix in india clopidogrel brand
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Eszfhh 15.05.2021 04:53
best fast acting natural ed pills - erectile dysfunction treatment ayurvedic patanjali male enhancement ed pills
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ugopht 17.05.2021 04:37
natural ed pills at walmart - ed pills usa ed meds the little red pill
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yxofxc 21.05.2021 03:27
viagra farmacia precio - viagra barata contrareembolso viagra natural herbolario
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Wypfnx 23.05.2021 01:09
bactrim 800 mg cost - prescription bactrim price bactrim ds online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Iwkruo 25.05.2021 08:12
cialis 20mg cost - cialis professional pharmacy-online 24.com online pharmacy discount code 2018
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yepwau 27.05.2021 04:43
buy cialis online mexico - cialis super active europe generic cialis soft tabs suppliers
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fkueqv 28.05.2021 19:42
duloxetine 120 mg tablets - duloxetine duloxetine hydrochloride duloxetine 90 mg capsule
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zgzihu 30.05.2021 21:22
synthroid com - synthroid 200 mcg coupon levothyroxine costs us
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sguvqc 02.06.2021 00:57
rx amoxicillin 500mg - amoxicillin for sale in usa without px amoxicillin brand over the counter
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Xtnusa 05.06.2021 16:22
how long does vardenafil last - order generic vardenafil online buy brand name vardenafil online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zexvzy 07.06.2021 11:31
trusted online pharmacy reviews - viagra online canadian pharmacy canadian pharmacy world coupon
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Nosqaa 09.06.2021 09:27
cialis canada no prescription - prescription tadalafil online cialis offer
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ibcmdr 11.06.2021 12:02
buy sildenafil tablets online - where can i get sildenafil 100mg buy cheap viagra in usa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Femeyk 12.06.2021 21:58
vardenafil online overnight delivery - order levitra acquisto vardenafil online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fpiqza 17.06.2021 02:36
ivermectin without a doctor prescription - ivermectin 4000 mcg ivermectin 0.08 oral solution
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jituuq 18.06.2021 20:31
how can i order viagra online - sildenafil nz buy generic viagra best online pharmacy
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jomqbd 20.06.2021 12:42
buy tadalafil online paypal - tadalafil 5mg price australia canada pharmacy 24h
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Juhcwb 22.06.2021 12:36
deltasone online - how much is prednisone prednisone 1 tablet
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pifnrc 24.06.2021 11:47
buy vardenafil 20 mg - order vardenafil us buy levitra vardenafil
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tlkufv 26.06.2021 15:14
lyrica price in canada - generic lyrica canada generic lyrica online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Szytwr 28.06.2021 16:35
what is azithromycin - azithromycin dosage azithromycin 500mg pills
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ypklej 30.06.2021 10:57
buy online 10mg prednisolone - cheap prednisolone uk prednisolone 5mg tablet coupon
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Kjzzds 03.07.2021 15:49
purchase sildenafil 20 mg - how to order sildenafil generic viagra from india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jwckop 05.07.2021 15:11
furosemide over the counter - buy doxycycline 100mg tablets doxycycline pills price in south africa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Oxmfba 06.07.2021 21:26
where to buy dapoxetine - generic dapoxetine 90mg cialis tadalafil 2.5mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edqlfi 08.07.2021 02:00
where to buy ed pills - best ed pills non prescription uk where to buy otc ed pills
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Xpmiul 09.07.2021 03:28
prednisone 4mg - 10 mg prednisone tablets how to buy prednisone without a prescription
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Uszxwg 11.07.2021 05:25
provigil vs nuvigil - modafinil generic provigil cost
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sbfubp 12.07.2021 15:33
accutane pills - order accutane canada accutane online prescription
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qhtiui 13.07.2021 14:45
cvs amoxicillin price - amoxil buy amoxicillin 500
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bxgixt 14.07.2021 14:13
buy generic vardenafil no prescription - vardenafil rezeptfrei vardenafil 10mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yxgsnm 15.07.2021 16:41
ivermectin for humans - ivermectin without a doctor prescription ivermectin for covid
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Fwunkv 16.07.2021 14:39
online tadalafil prescription - cialis cost uk cialis 20mg uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cvfdbv 17.07.2021 15:01
buy stromectol canada - stromectol tablets for humans for sale ivermectin buy uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yfpzsj 18.07.2021 16:18
accutane price nz - accutane canada 100 mg accutane
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Iihxig 19.07.2021 15:23
generic lyrica medication - trusted online pharmacy reviews perscription drugs from canada
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hoiwab 20.07.2021 15:39
amoxicillin walgreens - buy amoxicilin noscript order Amoxil
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Haooig 21.07.2021 16:12
viagra over the counter - erectile dysfunction natural treatment pharmacy price comparison viagra
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pvwsqp 22.07.2021 23:30
order cialis 40mg - price of cialis for daily use best online cialis pharmacy
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dkjcgu 24.07.2021 03:33
buy ivermectin 12mg - stromectol tablets buy online stromectol without prescription
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Makvrb 25.07.2021 04:22
cost of 10 mg prednisone - prednisone 20mg price in india average cost of generic prednisone
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить