Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Срок проведения форума: 27.04.2016 г. по 30.04.2016 г.

Модератор: Паршукова С.В.

Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Паршукова С.В. » 26 апр 2016, 14:54

С целью модернизации психологической службы образования в Российской Федерации, приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н утвержден профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)».
Указанный профессиональный стандарт регламентирует деятельность педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождения основных и дополнительных образовательных программ, включающую, в том числе, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.

Требования к квалификации специалистов, заложенные в новом профессиональном стандарте "Педагог-психолог", меняются: перед педагогами-психологами поставлены абсолютно новые функции и задачи.
В рамках первой обобщенной трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» появляются 2 новые трудовые функции:
1.1 Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
1.2 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.

Предлагаем обсудить, как в практической работе педагога-психолога будут реализовываться данные функции?
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом (продолжен

Сообщение Паршукова С.В. » 26 апр 2016, 14:56

Кроме того, перед специалистами системы образования ставится задача - понять требования, которым должен отвечать педагог-психолог, работающий с проблемами детей и детства в образовательных организациях, психолого-педагогических, медицинских и социальных центрах.
Понять, как выстроить работу по самообразованию, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет сам профессиональный стандарт.

Приглашаем Вас провести анализ собственной готовности к работе в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования», обсудить перспективы использования стандарта.

Как вы думаете, соответствует ли современный педагог-психолог новым требованиям?

Готовы ли Вы к работе в новых условиях?

Какие условия, обеспечивающие эффективную работу психологической службы должны быть созданы в образовательной организации?

Какие, на Ваш взгляд, изменения в деятельности психологической службы Тамбовской области необходимо внести? Внесите предложения по ее совершенствованию.
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Наталия Болдырева » 26 апр 2016, 22:26

Здравствуйте! Я считаю, что современные педагоги – психологи еще не совсем готовы работать по новому профессиональному стандарту. Несмотря на богатое оснащение различным методическим материалом в сети Интернет и методичках, издаваемых в издательствах, изменились условия работы. Появилось понятие "инклюзия", дети с ОВЗ, дети – инвалиды, которые нуждаются в социализации. Не все педагоги – психологи могут работать с такими категориями детей. Требуется дополнительное обучение, желательно с практическим уклоном, с перениманием опыта работы психологов коррекционных школ. Ведь по новым стандартам для детей с ОВЗ значительно возрастает роль школьных психологов, которые должны стать главными помощниками и педагогов и детей при реализации специальных программ. Кроме того, специалисты службы сопровождения, психологи, социальные педагоги, становятся командными игроками, участвуют вместе с педагогами в проектировании образовательной деятельности, психологически обоснованной, более экологичной для ребенка в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Актуальная ситуация предъявляет большие требования к профессиональной компетентности специалистов, их способности осваивать новые технологии и формы работы не только с детьми, но и с родителями, педагогами. Важно определить эффективные практики сопровождения.
Наталия Болдырева
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 23 мар 2013, 21:31

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Лариса Свиридова » 26 апр 2016, 23:37

Полностью согласна с Наталией в том, что для работы психологической службы в соответствии с профессиональным стандартом необходима серьёзная, вдумчивая, насыщенная практикой и теоретической базой подготовка специалистов. Особенно применительно к процессам инклюзии, ведь теперь работа педагога-психолога будет заключаться в поддержке каждого обучающегося. Специалисту необходимо понимать, как определяются особые образовательные условия для этих детей и как выстраиваются индивидуальные программы их сопровождения.
Таким образом, педагог- психолог должен не только владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
С уважением, Свиридова Л. В.,
педагог- психолог МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района
Лариса Свиридова
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:25

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Калугина Елена Александровна » 27 апр 2016, 07:59

Педагог-психолог должен работать со всеми учащихся, плечом к плечу с учителями решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения в нашей школе: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Ведь теперь педагог-психолог при любой организационной модели включён в разработку и реализацию основной образовательной программы, является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями-логопедами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями. Но, как сказано ранее, педагогу-психологу требуется дополнительное обучение с практической направленностью.
С уважением Е.А. Калугина педагог-психолог МБОУ СОШ №19 г. Мичуринск.
Калугина Елена Александровна
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 20:27

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Паршукова С.В. » 27 апр 2016, 09:42

Совершенно согласна с коллегами по поводу необходимости системности работы психологической службы.
В описании трудовой функция 3.1.4 "Коррекционно-развивающая работа с обучающимися" профстандарта психолога указано: "Организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации".
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Ольга Петрунина » 27 апр 2016, 11:12

Здравствуйте! Спасибо за возможность участвовать в форуме. Конечно, современные требования, предъявляемые к педагогам-психологам образовательных учреждений, вызывают необходимость совершенствовать свои знания и умения, а также расширять спектр применяемых методик и инструментария. Базовые знаия, которые мы получили в институте, явно недостаточны. Поэтому мы восполняем этот пробел самостоятельно, так как самообразование ещё никто не отменял. Наиболее эффективным остаётся система повышения квалификации, взаимодействие педагогов-психологов города (и даже области) между собой, обмен необходимой информацией и опытом. Возьму на себя смелость предположить, что реализуется как профессионал годам к 30. Когда уже происходит осознание тех психических процессов, которые происходят в нём самом. Потому что совсем не секрет, что без прохождения личной терапии едва ли может проводить сопровождение образовательного процесса, участвовать в реализации программ инклюзивного образования, работать с подростками девиантного и суицидального поведения.
Появились психологи, склонные к эзотерическим техникам (Таро-психология, астропсихология, хиропсихология и т.д.), то, по моему личному мнению, он будет с трудом вписываться в образовательное пространство школы или колледжа. Хотелось бы контактировать ( на любом уровне) со специалистами-практиками, у которых есть положительный опыт сопровождения подростков девиантного поведения, подростков из деструктивных семей.
С уважением, педагог-психолог ТОГАПОУ "Промышленно-технологический колледж" Петрунина Ольга Ивановна
Калугина Елена Александровна писал(а):Педагог-психолог должен работать со всеми учащихся, плечом к плечу с учителями решая проблемы внедрения новых ФГОС, развития у детей необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психологического сопровождения в нашей школе: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Ведь теперь педагог-психолог при любой организационной модели включён в разработку и реализацию основной образовательной программы, является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами службы комплексного сопровождения: социальными педагогами, учителями-логопедами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями. Но, как сказано ранее, педагогу-психологу требуется дополнительное обучение с практической направленностью.
С уважением Е.А. Калугина педагог-психолог МБОУ СОШ №19 г. Мичуринск.
Ольга Петрунина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 09:10

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Игнатова Галина Николаевна » 27 апр 2016, 11:39

Здравствуйте! На мой взгляд, работа школьного психолога немного абстрагирована. Необходимо четкое понимание, что психолог - член педагогического коллектива, который напрямую участвует в реализации воспитательно-образовательных целей учреждения, реализует свои специальные возможности преимущественно не только на учащихся, а через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а так же через ученическое самоуправление.
Педагог-психолог Игнатова Г.Н.
Игнатова Галина Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:59

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Марина Жданова » 27 апр 2016, 14:22

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я полностью с вами согласна, что для работы психологической службы в соответствии с профессиональным стандартом необходима серьёзная, вдумчивая, насыщенная практикой и теоретической базой подготовка специалистов. Так, как при внедрении новых образовательных стандартов, в том числе, для детей с ОВЗ значительно возрастает роль педагогов-психологов, которые должны стать главными помощниками и педагогов и детей, и родителей при реализации специальных образовательных программ. Поэтому перед нами стоит задача понять требования, которым должен отвечать педагог-психолог, работающий с проблемами детей и детства в образовательных организациях, психолого-педагогических, медицинских и социальных центрах. При реализации нового стандарта ФГОС для детей с ОВЗ, теперь работа психолога будет заключаться именно в поддержке каждого обучающегося. Для того, чтобы знать и понимать как определяются особые образовательные условия для детей с ОВЗ, как выстраиваются индивидуальные программы сопровождения необходим более высокий уровень знаний и умений в этой области, и психолог должен быть более квалифицированным в соответствии с профессиональным стандартом.
С уважением педагог-психолог М.А. Жданова
Марина Жданова
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

Re: Анализ профессиональной готовности педагогов-психологов к работе в соответствии с профессиональным стандартом

Сообщение Позднякова Анастасия » 27 апр 2016, 15:49

Добрый день! Совершенно согласна с вами коллеги. Хочу отметить, что профессиональный стандарт чётко определяет цели профессиональной деятельности психолога в образовательной организации, последовательно и корректно описывает трудовые функции. Это даёт основание надеется, что в профессиональном сообществе психологов-практиков споры о смысле, целях и задачах работы психолога перейдут в конструктивную фазу, когда обсуждаются средства решения профессиональных задач. На мой взгляд, стандарт изменит профессиональную позицию педагога-психолога, включая его в работу по проектированию образовательного процесса, делая его частью команды педагогов.
В целом, убеждена, что профессиональный стандарт изменит профессиональную деятельность психолога в лучшую сторону.
С уважением А.Ю. Позднякова педагог-психолог ТОГБОУ МКК им. Л.С. Дёмина
Позднякова Анастасия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 14:47

След.

Вернуться в Оценка готовности психолога к работе в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron