Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Татьяна Родионова » 28 май 2015, 21:51

Родионова Татьяна Михайловна-воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" г.Мичуринск

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, а так же - серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Татьяна Родионова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 май 2015, 20:57

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Михель Анастасия Евгеньевна » 28 май 2015, 22:02

Михель А.Е. МАДОУ детский сад "Планета детства" - воспитатель

В целях реализации современной образовательной политики России, обеспечения высокого качества дошкольного образования необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем в детских садах. Одним из средств решения многих возникающих проблем является педагогическое проектирование.
Благодаря проектированию образовательный процесс становится технологичным, а значит, более управляемым. Достаточно легко выполняется основная задача: свести все компоненты педагогической системы - цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности педагогов и детей – в единую, непротиворечивую систему. Педагогическое проектирование рассматривается как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Создание и реализация отдельных педагогических конструктов: конспекты игр и занятий, сценарии проведения досугов и праздников, дидактические средства обучения.
Михель Анастасия Евгеньевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 май 2015, 21:38

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Галина Бузулукова » 28 май 2015, 22:31

Бузулукова Галина Александровна
МАДОУ д/с «Машенька» п. Строитель Тамбовский район
Я считаю, чтобы повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников, педагог-дошкольник должен стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей и быть отличным подспорьем для нас педагогов. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. Дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Остров Арифметики», «Лунтик», «Математика для малышей», «Дальние страны». Также хорощи игры созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игры «Мир информатики».
Галина Бузулукова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 22:10

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Тафинцева Наталия Анатольевна » 29 май 2015, 06:08

Тафинцева Наталия Анатольевна, воспитатель
МБДОУ д/с "Радуга" г. Тамбов
Для повышения уровня развития математических способностей дошкольников недостаточно использовать только занятия по математике. На занятиях по обучению грамоте (работаю с детьми по программе «РАЗВИВАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ» Н.И.Агаркова, Е.А.Блохина) я стараюсь тоже уделить особое внимание математическим представлениям. Но этого требует и программа по грамоте, которая включает в себя использование игровых заместителей: королева Фонема, Король Слово, Однослов – житель города слов, Предложенчик – житель города слов, Текстовик – управляющий у короля Слово,принцессы Гласа и Согласа, Гласики и Согласики, вопросики «Кто? и Что?», «Что делать?», «Какой?» , мастер Слогов, мастер Ударных слогов и др. В соответствии с этим в программе предусмотрено введение детей в мир воображаемой игровой ситуации, позволяющей за каждым словом-понятием закрепить свой ассоциативный образ, вызывающий у детей положительные эмоции и воплощающий в себе все основные характеристики вводимого понятия. В процессе занятий по грамоте взаимодействуя с игровыми заместителями (индивидуальный набор у каждого ребенка) у ребенка формируются и основные математические понятия:
- классификация предметов и их совокупностей по цвету, форме, размеру, положению в пространстве относительно ребенка и других предметов, численности и порядку элементов с использованием количественного и порядкового счета (игровые заместители разного цвета, размера, формы);
- моделирование отношений равенства и неравенства;
- уравнивание совокупности и величины;
- моделирование отношения частей и целого (например, слово, как часть предложения);
- пересчитывание (с помощью количественных и порядковых числительных) звуков, слов, предложений, игровых заместителей и т.п.
Таким образом, занятия по грамоте помогают повысить уровень развития математических представлений у дошкольников, развивают логическое мышление, учат детей самостоятельности при анализе и синтезе.
Тафинцева Наталия Анатольевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 май 2015, 22:07

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Мусатова И.Ю. » 29 май 2015, 09:22

Безусловно, роль математического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования велика.
Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения поможет внедрение авторской программы по формированию элементарных математических представлений детей 2-7 лет«Живая математика» Пениной С.Н., Мусатовой И.Ю.
Данная программа решает широкий круг образовательных задач, связанных с формированием у дошкольников не только математических предпонятий, но и представлений о системе математических знаний в целом, развитием ведущих мыслительных операций, воспитанием положительных личностных качеств (самостоятельности, ответственности, элементарной рефлексии и др.). Это обусловлено тем, что «Живая математика» опирается на актуальные подходы к работе с дошкольниками:
- современную интерпретацию понятий множества, числа, величины, фигуры;
- концепции деятельностного и личностно-ориентированного подхода в образовании;
- концепцию дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека,
а также учитывает психологические особенности сенсорного и умственного развития дошкольников на каждом возрастном этапе и необходимость развития моделирования в дошкольном детстве.
В структуре и содержании программы обращают на себя внимание следующие аспекты. Закрепление мыслительных операций за каждой возрастной группой носит условный характер и нацеливает педагога, с одной стороны, на поиск новых типичных умственных действий, а, с другой стороны, на упорядочивание и совершенствование приемов их формирования у дошкольников.
Идея создания и детализации «математического мира» позволяет расширить кругозор дошкольников. Смещение акцентов с понятия «число» на понятие «величина» согласуется с тенденциями развития современной методики.
В программе имеется сильная геометрическая линия, которая выстроена в соответствии с потребностями дошкольников оперировать объемными предметами и находить аналогии между объемными и плоскими фигурами.
Учитывая современные подходы к пониманию сущности математических задач поместили их в раздел «Категории «часть» - «целое». Использование этих категорий значительно упрощает процесс решения задач и формирования вычислительных навыков у дошкольников.
Несмотря на своеобразную структуру, программа «Живая математика» не создает дополнительной нагрузки на детей 2-7 лет, поскольку предлагаемый материал четко систематизирован: во-первых, происходит постоянное возвращение к изученному материалу «на новом витке», а, во-вторых, благодаря нетрадиционным подходам, существенно упростилось рассмотрение классических понятий.
Программа имеет серьезную методическую поддержку. Продуманы игровые заместители, разработаны оригинальные пособия для сравнения предметов, классификации, письма, изучения геометрического материала, тетради-наборные полотна для детей младшего дошкольного возраста и тетради с печатной основой для детей старшего дошкольного возраста и др.
Позитивен опыт объединения математического содержания с лексическими темами. Он произведен грамотно и всесторонне, с охватом не только занятий, но и закрепляющей работы, что способствует обогащению речевой подготовки дошкольников, и делает содержание математических занятий более разнообразным.
Программа Пениной С.Н., Мусатовой И.Ю. «Живая математика» подтверждена городским экспертным советом и ей присвоен гриф комитета образования администрации города Тамбова «Рекомендовано» 2 июня 2010 года. В настоящее время она используется дошкольными учреждениями МБДОУ д/с «Радуга», МБДОУ ЦРР д/с №43 «Яблонька» и Центром развития детей «Солнечный лучик» г. Тамбова.
Мусатова Инна Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Радуга»
(соавтор программы «Живая математика»).
Мусатова И.Ю.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 май 2015, 12:19

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Н.А. Иванова » 29 май 2015, 11:35

Уровень развития математических способностей и логико-математических компетенций дошкольников может повыситься при условии специально разработанной системы обучения в дошкольном учреждении, а именно:
1. Сочетание различных видов (счетная, вычислительная и измерительная деятельность) и форм организации математической деятельности (непосредственно образовательная деятельность; совместная работа педагога с детьми; самостоятельная математическая деятельность детей).
2. Использование методов и средств обучения, направленных на повышение мотивации старших дошкольников к математике (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий). Необходимо использовать те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и прежде всего активность обучающегося. Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые.
3. Создание специальной предметно-развивающей среды, в соответствии с ФГОС. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья. Необходимо создание "Центра математического развития", в который помещен разнообразный занимательный материал, дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезны игры на развитие умений счет¬ной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.
4. Разработка содержания совместной деятельности воспитателей с родителями и педагогов с детьми.
Н. Иванова, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" г. Мичуринска
Н.А. Иванова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:29

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Марина Бобкова » 29 май 2015, 12:10

Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.

Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка.
Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания.
Марина Бобкова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 12:06

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Бадаева Елена Васильевна. » 29 май 2015, 14:42

Бадаева Елена Васильевна, воспитатель
МБДОУ д/с "Радуга"
В своей работе по формированию элементарных математических представлений использую инновационные развивающие технологии. Работа ведется по авторской программе С.Н.Пениной, И,Ю. Мусатовой «Живая математика» целью которой является синхронизация процесса формирования мыслительных операций и основ математических представлений у дошкольников. Методы обучения: словесно-наглядный, игры, беседы, практические работы, тестовые задания. Для усвоения величин, как объектов анализа и синтеза, используются игровые заместители. Работа по этой программе дает высокие результаты. У детей семи лет сформированы элементарные представления о геометрических фигурах, ориентируются на числовой прямой от 1 до 10, десятке, как новой счетной единице и т.д. Дети умеют выполнять аналитико-синтетическую деятельность: считать по одному и десятками, моделировать, решать и составлять задачи на нахождение неизвестного и целого.
Бадаева Елена Васильевна.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 14:37

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Гончарова О.П. » 29 май 2015, 14:59

Одним из инструментов развития математических способностей дошкольников является логическое мышление. Логическое мышление формируется, на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Достижение этой стадии – деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.
К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта.

В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:
1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Всё это позволит интеллектуально развиться ребенку, сформирует у него познавательные и творческие способности и будет способствовать эффективности математического развития ребенка и его успешному обучению математике в начальной школе.
Гончарова О.П.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:26

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Попова Г.П. » 29 май 2015, 15:00

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Наиболее удобным и практическим методом математического развития дошкольников считается игра.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Дети хорошо понимают смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий совпадает со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
Для выработки определенных математических умений и навыков мы используем умения: сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Стараемся научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. А значит, игровая деятельность для ребенка старшего дошкольного возраста выполняет функцию умственного развития, она формирует полноценные умственные действия, знания и умения. Важно только, чтобы не прекращалась работа по формированию этих умений и знаний, а наоборот, осуществлялась в системе и последовательно.
Попова Г.П.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:56

Пред.След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron