методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Шепелева Н.В. » 15 май 2013, 12:25

Муз.рук. МБДОУ детский сад №3 р.п.Сосновка
Шепелева Наталия Владимировна
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
В период становления российской государственности социально-экономические инновации вызвали определённое социальное расслоение общества, ценностную переориентацию в молодёжной среде, снижение жизненного уровня. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей подготовка их к самостоятельной жизни.
Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Я считаю, что главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. В настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России обращение к опыту православной педагогики особенно актуально. Поэтому необходима разработка программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из серьёзных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Основная задача — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; воспитание патриотизма с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру. Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.
Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений. Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования. Я думаю, что эти основы образования должны быть связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту церкви.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание личности является неотъемлемой частью в формировании у детей высоких морально-психологических, нравственных и этических ценностей.
Шепелева Н.В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение GerebiatyvaGK » 15 май 2013, 13:07

Жеребятьева Галина Константиновна, музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 25 "Журавлик"

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются следующие:
1 Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
2 Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
3 Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
4Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Принципы сопровождения:
1 непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
2 признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
3 бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
4 защита интересов ребенка;
5 индивидуальный путь развития ребенка;
6 учет специфики возрастного и индивидуального развития;
7 принцип диалогичности;
8 принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
9 принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
GerebiatyvaGK
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Radzeckaja » 15 май 2013, 13:49

Добрый день, уважаемые коллеги, я, Радзецкая Светлана Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР ДС №46 г.Тамбова, хотела бы поделиться, своими наработками по духовно-нравственному воспитанию личности в условиях новой модели образования.
Эссе на тему: «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования»
В настоящее время разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве приоритетной в нём отражена личностно-ориентированная модель работы с детьми. При её реализации важное значение будет иметь эмоционально-личностное, социальное развитие ребёнка, а не стремление к достижению только лишь академических результатов.
В беседах с родителями часто приходится слышать, что они, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно, гармонично развивались, умели общаться друг с другом. Как известно, именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки. Значит одна из коренных задач дошкольного образования – сформировать понятия ребёнка о семье, о своей малой Родине, о государстве.
Конечно, детей необходимо учить читать и писать. Но я убеждена, что вопросы интеллектуального развития не должны решаться в ущерб духовно-нравственному воспитанию детей. В истории отечественной педагогики есть многолетний опыт, ориентированный на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Думается, что сегодня, когда материальные ценности стали преобладать над духовными, когда общество переполнено агрессией, особенно остро стоит проблема воспитания «нового» поколения детей, для которых понятия «добро», «сострадание», «отзывчивость», «любовь к Родине» не будут пустым звуком. Конечно, в этом деле необходимо объединение усилий семьи и образовательного учреждения. Но если в семье эти понятия в сознание ребенка укореняются прежде посредством личного примера родителей, то в дошкольных учреждениях педагоги должны работать с воспитанниками в рамках программ, в которых отражены актуальные запросы государства и общества.
Прошлой весной Президент России В. Путин одну из своих программных предвыборных статей посвятил именно необходимости восстановления «духовных скреп» в обществе. Особое внимание в решении этой проблемы необходимо уделить работе с детьми. К сожалению, у большинства детей сегодня нет четких положительных жизненных ориентиров. Основная масса телепрограмм, кинофильмов, мультфильмов, книг, журналов, предназначенных для детской аудитории, изобилует сомнительными героями, укореняет культ материального достатка, поощряет насилие в отношениях между людьми. В этой продукции, как правило, нет места хорошей музыке, а примитивные тексты не способствуют воспитанию любви к родному языку, родной культуре.
Как могут повлиять на изменение сложившейся ситуации дошкольные учреждения? Если вдуматься, их возможности по формированию здоровых жизненных идеалов, нравственных ориентиров достаточно обширны.
Например, в образовательных программах дошкольных учреждений предусмотрены занятия, направленные на физическое развитие детей, укрепление их здоровья. Сегодня тема сохранения здоровья нации особенно актуальна в свете сложной демографической ситуации в стране. Формирование у детей привычки к физическим упражнениям, положительных ассоциаций с зарядкой и спортом не только сохранит им здоровье в будущем, но и поможет избежать приобщения к вредным привычкам, пассивному времяпровождению.
Велики возможности формирования у ребенка духовных и нравственных качеств посредством эстетического воспитания. Сегодня много говорят об отсутствии у подавляющей части молодежи патриотических чувств. Но откуда им взяться, если это поколение выросло на мультфильмах и кино, пропагандирующих западный образ жизни, если все отечественное было «немодным»? Родная страна, ослабленная на сломе эпох, выглядела в глазах подрастающих в ней детей менее привлекательной, чем образцы яркой, богатой западной жизни, которыми покоряли податливые детские умы.
Государственная политика в корне изменилась, когда стало очевидно, что сложившаяся обстановка напрямую может угрожать национальной безопасности страны, когда пришло понимание, что гражданские качества человека не формируются одновременно с повышением образовательного уровня. Воспитанию в нем этих качеств необходимо уделять отдельное внимание.
Какими путями эти цели могут достигаться в дошкольном образовании? В первую очередь через приобщение детей к родной культуре, знакомство с народными традициями, обычаями, образцами устного народного творчества. Произведения народного творчества, как правило, просты для восприятия, построены на понятных детям образах. Стихи и потешки ребята очень быстро запоминают на слух, музыкальные произведения нравятся им своей мелодичностью, рассказы о том, как был обустроен быт наших предков, вызывают у них неподдельный интерес. Однако главное заключается не только в том, что детям нравятся эти занятия, но и в том, что таким образом дети соприкасаются с историей родной страны, учатся понимать, что их предки были трудолюбивыми, доброжелательными, веселыми, сильными, смекалистыми, любящими свою родную землю.
А что для современных детей значит понятие «родина»? Об этом их ненавязчиво нужно заставлять задумываться с самого раннего детства. Главный «островок» для самого маленького ребенка – его семья и его дом. Когда он подрастает, у него появляются любимые места для прогулки (парк, детская площадка), первых путешествий (деревня, где живет бабушка, дача), досуга (театры, музеи). Со всем «любимым» ребенка связывают положительные ассоциации, воспоминания, и он должен знать, что это все - его малая родина. И все, что окружает его - природа, люди, архитектура – это самобытный уголок, который является маленькой частичкой большой и красивой страны – России. Не менее важно научить ребенка гордиться своей причастностью к великой стране, прославившей себя великими подвигами, подарившей миру множество великих людей. Но для этого, конечно, сами взрослые должны обладать необходимыми духовными и нравственными качествами, быть патриотами, ведь дети сразу чувствуют фальшь. «Дежурными фразами» до их умов и сердец достучаться вряд ли удастся.
Озорные, задумчивые, серьезные и внимательные – такие глаза ребят я вижу каждый день на своих музыкальных занятиях. А, как известно, глаза - зеркало души. Детские души, как губки, они впитывают все, что им дают. Вопрос только в том, Что даем им мы - педагоги, сможем ли достучаться до самого глубокого, зазвенят ли их душевные струны? Вот на него и надо искать ответ при каждой встрече с детьми.
И пусть не все мои воспитанники владеют музыкальными инструментами, не знают в совершенстве нотной грамоты, но я уверена, что они вырастут добрыми, культурными и отзывчивыми людьми, патриотами своей страны, и поможет им в этом МУЗЫКА!
Radzeckaja
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Suvorova_nad » 15 май 2013, 13:55

Суворова Надежда Александровна Музыкальный руководитель МБДОУ д\с "Сказка"
Разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

2-й этап: отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости исходят из представления большинства исследователей (Дж.Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя в следующих областях:

• общие интеллектуальные способности;

• конкретные академические способности;

• творческое или продуктивное мышление;

• лидерские способности;

• художественные и исполнительские искусства;

• психомоторные способности.

Палитра одаренности:

• Общая (умственная одаренность);

• Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т. д.);

• Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);

• Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы)).

Одаренные дети в детском саду

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:

предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;
регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;
оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;
взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил.

Дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому у нас в детском саду работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями программы.

Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5-летнем возрасте значительно затруднено, но есть дети, которых мы отнесли к категории одаренных, хотя они и не достигли 5-летнего возраста. На основании того, что они отличались от своих сверстников большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, неординарностью мышления, развитостью творческого потенциала, развитой речью. Создание условий внутри группы для развития одаренных детей создается постепенно, помимо перечисленных условий.

Как одно из условий создания благоприятной среды развития одаренности предусматривает приобретение ЗУН через индивидуальную работу с помощью традиций.

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Suvorova_nad
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Макарова Т.Б » 15 май 2013, 13:58

Уважаемые коллеги, я музыкальный руководитель филиала МБОУ Устьинской СОШ начальная школа -детский сад -
Макарова Татьяна Борисовна
Проблема реализации духовно- нравственного воспитания дошкольников в современных условиях стоит очень остро, поэтому хотелось бы привлечь ваше внимание к данной теме и услышать ваши отзывы о данной проблеме.
Что такое воспитание? Это « питание» души и сердца ребенка всем прекрасным, возвышенным, благородным- « питание» духовное.Сегодня воспитание духовно-нравственного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Духовно – нравственное воспитание становится проблемой спасения под знаком SOS. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно.Что же мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать невозможно . Нужны каждодневные и повсеместные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде всего это касается самых маленьких членов общества. Главное – знать причину болезни, найти корень зла. А причина одна – упадок нравственности и духовности. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: « Что посеешь, то и пожнешь».Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как ребенок уже взрослый. Какой он, что делает, как живет? Может быть что-то доброе вынес из детства ? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время . Потому-то и медлить нельзя. Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств , лучших чувств, лучших мыслей – как это делать?Духовное и материальное благополучие государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей. В век гонки за материальной наживой лучшие духовно- нравственные качества человека , воспитанные с детства., кому-то могут показаться не только ненужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Следуя подобным убеждениям, мы можем скатиться очень низко, страшно представить себе куда. Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится на добре и истине. И потому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может.
Макарова Т.Б
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение larisa barusheva » 15 май 2013, 14:10

Здравствуйте, уважаемые коллеги. «Неодаренных детей не бывает» – заглавный лозунг одной из наиболее популярных концепций развития детских способностей. И я считаю, что каждый ребёнок одарён в какой-то области, а перед нами, педагогами стоит задача - разглядеть, к чему склонен ребёнок, понять в чём кроется его одарённость. Одарённые дети отличаются в первую очередь своим не стандартным мышлением, нестандартным подходом к решению любых задач: логических, спортивных, творческих. Конечно же необходимо работать с родителями, помогать им в раскрытии одарённости ребёнка. Таким детям сложно в коллективе: дети их не принимают, педагоги могут и не понять в силу своего мышления. Не стоит часто выделять таких детей, постоянно хвалить. Это только усугубит ситуацию со сверстниками. Особые условия не стоит создавать для таких детей, так как мир один для всех, а вот помочь ему выбрать свою "нишу" в этом мире родители и педагоги могут.
Барышева Лариса Викторовна, МБДОУ комбинированного вида д /с №68 "Яблонька", музыкальный руководитель.
larisa barusheva
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Лена Данилова » 15 май 2013, 14:31

Данилова Елена Владимировна, музыкальный руководлитель, МБДОУ детский сад №40 "Русалочка".
Добрый день, уважаемые коллеги! Я полностью согласна с тем, что каждый ребенок имеет уникальные способности, которые необходимо развивать с самого раннего возраста, не прекращая процесс поиска никогда, – излишне говорить прописные истины о высокой динамике возрастных изменений. Принцип «всеобщей одаренности» и полезен, и демократичен, и, конечно, гуманен. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Лена Данилова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение нистратоваНД6163 » 15 май 2013, 14:32

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки РФ №655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования « (ФГТ). Данный документ определяет направление преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности (в рамках ФГТ) для них является игра.
В рамках ФГТ, выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития – образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.
С моей точки зрения, образовательная область «Музыка» позволяет:
ребенку:
-осуществлять эмоционально-чувственное познание мира
-реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой
-обогащать индивидуальный культурный опыт
-налаживать социальные контакты и коммуникации
практиковаться в способах самовыражения первых опытах творчества;
-взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребенка в ДОУ музыкой, используя ее психофизиологические и социокультурные эффекты.
Я согласна с авторами в том, что при разработке, образовательной области «Музыка», они учли, что музыка для ребенка дошкольного возраста является:
-способом самовыражения;
-способом познания и пониманием окружающего мира;
-универсальным способом жизнедеятельности.
Мне нравится, что основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:
-развития разнообразных качеств и способностей ребенка;
-освоение им музыкально-художественной деятельности.
В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Мне, музыкальному руководителю, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Например: «Физическая культура»- «Музыка» (развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности); «Безопасность» - «Музыка» (развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки); «Социализация» - «Музыка» (понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки); «Коммуникация» - «Музыка»(возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев); «Познание» _ «Музыка» (освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений); «Чтение художественной литературы» - «Музыка» (использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам); «Художественное творчество» - «Музыка» (использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки). Задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов, воспитателей и музыкального руководителя.
Хочу обратить внимание на то, что в 2009г. Была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть ИКТ. Новые ФГТ вносят изменения в структуру планирования. Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, желательно в ДОУ обеспечить работников доступ к информационным ресурсам.
Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.
нистратоваНД6163
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Иринка Манаенкова » 15 май 2013, 15:32

Манаенкова И.Е.
МБДОУ детский сад «Золушка»


Эссе на тему:

"Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"



Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

-Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.


Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность
только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеютсЯопределенные мотивы для ее выполнения. Задача
образования – обеспечить историческую преемственность поколений. Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования. Необходимо признать, что эти основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту церкви. В образовании цель освоения традиции является иерархически главенствующей по отношению к цели передачи новым поколениям основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции формах образования предполагает три элемента – знание традиции, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. Освоить традицию – это, значит, приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это, значит, войти в традицию, стать ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.
Иринка Манаенкова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ShestakovaSM » 15 май 2013, 16:04

Шестакова Светлана Михайловна , педагог дополнительного образования МБДОУ ЦРР - Д/С №66 "Тополёк"
Эссе « Детская одаренность…Что это?»


Вопрос, что такое детская одаренность, волнует многих. О проблемах ее диагностики и развития говорят педагоги на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко объясняется общественными потребностями.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок имеет лучшие успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. В последние годы проблема различий между одаренностью детей вызывает большой интерес. Несомненны реальность и значимость этого.
Какое же определение дается понятиям «одаренность» и «одаренный ребенок»?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Я считаю, что любой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный рисованием ребенок может дома с энтузиазмом рисовать, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в ДОУ, ни в кружке.
Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, умеющий придумывать сказки или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.
ShestakovaSM
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron