Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Областной форум проходит с 21 по 31 марта 2011 года. Данный форум проводится в целях акцентирования педагогической и родительской общественности к проблемам, связанным с влиянием негативных факторов информационно-коммуникационной среды Интернет на психологическое здоровье детей и подростков

Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Любовь Цаплина » 18 мар 2011, 14:12

Уважаемые коллеги!

Приглашаем к дисскуссии на тему "Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков".

Норбертом Винером было сформулировано положение о том, что технические средства, используемые культурой данного общества, оказывают определенное влияние на преобладающие способы мышления. Информационные технологии не только ме­няют само существо связанной с ними деятельности, но и оказы­вают как прямое, так и косвенное воздействие на личность чело­века, что впоследствии может проявляться также и в тех видах деятельности, которые напрямую никак не связаны с их приме­нением.
Открыв для себя Интернет, человек моментально привыкает к богатству выбора, разнообразию, практически неограниченным возможностям общения. Динамика и стиль подачи информации в Интернет не идут ни в какое сравнение с обычными источниками информации, поэтому Интернет становится основным поставщиком новостей, средством общения, а со временем - и средой, где проводится почти всё свободное время.
Чаще всего Интернет-зависимость понимается как зависимость от "кибер-отношений", что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Феномену Интернет-зависимости сопутствуют поглощенность деятельностью, отвлечение от социального окружения, сужение круга интересов. Обобщая исследования Интернет-аддикции, можно выделить следующие признаки зависимости.
• Интернет-зависимый человек не может контролировать время, проводимое за компьютером; обещает уменьшить его и выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, очень сердится на тех, кто его отвлекает от компьютера).
• Лжет относительно времени, которого он провел за компьютером.
• Страдает от негативных последствий от времени, проведенного за компьютером (в их число могут войти несделанные важные дела в реальной жизни).
• Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух к мнению окружающих на эту тему.
• Испытывает чувство вины за работу с компьютером по причине чрезмерного времени, проводимого за «виртуальными» занятиями.
• Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы посидеть за компьютером (например, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы).
• Мысленно погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру.
• Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом.
Мы приглашаем руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, социальных педагогов, педагогов-психологов для дискуссии, касающейся аспектов профилактики Интернет-зависимости среди детей и подростков.
Любовь Цаплина
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Наталия Белоусова » 22 мар 2011, 19:50

Хочу поделиться своими мыслями по поводу проблемы "компьютер и дети".В нашей семье компьютер появился около трех лет назад.И я радовалась,глядя,как мои дети быстро схватывают все ,что касается освоения новой техникой.Сегодня не учить ребенка общаться с компьютером-если хотите,тоже самое,как не отдать в школу.Практически на любом рабочем месте требуют" знания ПК".Столько нужной информации Дети черпают из интернета.Находят нужные для уроков доклады, строят графики, Делают таблицы,создают разные дизайны обложек и др .Я не боюсь,что они уйдут с головой в компьютер и большую часть времени будут проводить у монитора. Получилось так, что я вместе с детьми начала осваивать компьютер. Мы вместе искали сайты о животных. о футбольных командах, о технике. Компьютер в нашей семье стал учебным пособием. Дети научились рисовать, создавать новые папки, могут зарегистрироать свою страничку на сайте. В настоящее время дети опережают меня в своих умениях, порой я сама обращаюсь к ним за помощью. С помощью интернета дети общаются с другими детьми, пишут друг-другу письма, играют в интеллектуальные игры. Я "двумя руками" за компьютер, ведь по своей сути Интернет - большой справочник. На самые разные темы. Полезной информации в сети больше чем вредной. Да, можно натолкнуться на порнографию, и на садизм, и фашистскую агитацию - но не чаще, чем в обычной жизни. И опять же, многое зависит от самого человека. Я понимаю, что мы взрослые, что мы должны научить наших детей "знать меру", чтобы не навредить.
Наталия Белоусова
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Наталия Болдырева » 23 мар 2011, 09:38

Действительно, Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью жизни как взрослого, так и ребенка. Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Ведь как известно, запретный плод – сладок. Зато можно и нужно установить правила использования Интернета в рамках отдельно взятой семьи, куда включить такие ограничения, как:
- количество времени, затраченное на путешествие по Интернету;
- запретить подключение до выполнения домашних заданий к урокам и работы по дому, следуя принципу: «Сделал дело – гуляй смело!»;
- посещение подозрительных ресурсов, не предусмотренных для детей.
Подростки наиболее подвержены развитию компьютерной и Интернет – зависимости особенно в период активной социализации и формирования жизненных ценностей. А поскольку в этом возрастном периоде она формируется особенно легко, как, впрочем, и в более раннем возрасте, то необходимо заниматься её профилактикой. При этом необходимо помнить, что лучшим средством профилактики является общение с детьми, поддержка тесных межличностных связей и взаимопонимания в семье, с родственниками, друзьями вне компьютерного пространства. Ведь чаще всего компьютерная зависимость грозит тем детям, кто испытывает дефицит общения, чьи родители чрезмерно заняты на работе, часто бывают в командировках, в том числе длительных. Не секрет, что в последнее время всё чаще родители вынуждены уезжать на заработки в другие регионы, оставляя своих детей на попечение бабушек, старших детей или других родственников. Поэтому дети предоставлены сами себе и бесконтрольному пользованию Интернетом. Компьютер и Интернет первоначально компенсируют недостаток общения с родителями, а затем родители и вовсе утрачивают свою значимость. На передний план выходят виртуальные персонажи. Поэтому создание условий для полноценного реального общения является самым действенным способом профилактики Интернет – зависимости детей школьного возраста.
Для этого необходимо содействовать ребенку в общении с другими детьми на улице, принимать участие в организации его досуга, поощрять посещение кружков и секций. Там собираются дети с одинаковыми интересами, и им легче находить общий язык.
Наталия Болдырева, педагог - психолог, г. Кирсанов
Наталия Болдырева
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Петрова Елена » 24 мар 2011, 14:34

Прежде всего, следует обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка.
Из-за чрезмерных требований, больших нагрузок или в силу иных внешних причин может нарушаться так называемая адаптация ребенка в обществе. А социально дезадаптированные дети более склонны к Интернет-зависимости.
Дело в том, что в сети можно не бояться быть осужденным, даже оступившись, можно начать все сначала. Виртуальный мир более богат возможностями для общения, чем реальный, где часто приходится идти на компромисс. В сети же можно выстроить свой собственный мир, где не нужно будет приспосабливаться и который будет максимально интересен конкретному ребенку. Для застенчивых детей это может стать мостом на пути повышения их самооценки, раскрепощения. Поэтому, если ваш ребенок замкнут, плохо идет на контакт с другими людьми, меланхоличен, то следует внимательно следить за «дозировкой» Интернета, чтобы последний из средства становления и развития личности не превратился в манию.

Симптомы Интернет-зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения к сети, его тяжело заставить отойти от компьютера, он раздражается, если в связи с какими-либо причинами подключиться к Интернету нельзя, даже может впадать по этому поводу в депрессию. Для таких детей, в отличие от Интернет-независимых, стираются границы реального и виртуального миров, при чем последний становится более важным. Дети, не страдающие Интернет-зависимостью, легко могут отвлекаться на другие дела или по просьбе отойти от экрана монитора.

Все познается в сравнении. Поэтому задайтесь такими вопросами, как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть. При появлении подозрений, обратитесь к специалистам, например, можно проконсультироваться с педагогом или психологом. Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что является неотъемлемой и важной частью как нашей общественной жизни, так и ребенка. Зато можно и нужно установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.

Главное – это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Предложите посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык.
Попробуйте и такой вариант, как альтернатива. Например, если ваших детей интересуют онлайновые игры на определенную тематику, предложите им их аналог. Таким аналогом может стать чтение книг на ту же тему.

Осуществляйте негласный контроль за своими детьми. Есть, конечно, специальные программы, которые ограничивают доступ к сети Интернет. Но сообразительный ребенок может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать в ребенке чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. Пусть это станет вашей конечной целью. Тем более, что подобные качества часто выступают серьезными помощниками во взрослой жизни.
Следите за соблюдением баланса между временем, проводимым в сети и вне ее.
Петрова Елена
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Ира Краснослободцева » 24 мар 2011, 15:06

Как у всякой медали,у того, что дети проводят свободное время в сети, также есть две стороны. Первая - это возможность находить необходимую информацию для учебы, развиватся, получать дополнительные знания. А вторая - on-line игры, чаты, множество форумов и развлекательных порталов. Безусловно, в школах худшая сторона контролируется - это и контент-фильтры, и живое общение, всевозможные кружки, секции и др. Но в семьях еще не сформирована культура дозированного общения с компьютером.
Я наиболее эффективным считаю воздействие, направленное на борьбу с интернет-зависимостью ребенка, исходящее, в первую очередь, от близких ему людей. В связи с этим, важно донести до родителей, что вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем с их стороны: можно и нужно установить специальные программы, которые ограничивают доступ к сети интернет; не лишними будут и правила использования Интернета внутри семьи. Необходимо стараться сподвигать ребенка на общение со сверстниками, быть непосредственными участниками значимых для ребенка событий. Все подобные мероприятия дадут рано или поздно свои результаты. Важна именно атмосфера, окружающая ребенка - разнообразная, интересная и насыщенная жизнь с легкостью вытеснит преимущественно жестокий виртуальный мир на второй план!
Ирина Краснослободцева, учитель информатики школы №5 г.Тамбова
Ира Краснослободцева
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Наталия Белоусова » 24 мар 2011, 19:27

Лично мне нравится точка зрения психолога Вита Ценёва. Вот что он говорит по этому поводу:
«Будем откровенны и честны: с точки зрения психологии проблема имеет место быть. Но это не такая проблема, которую нужно бросаться решать, бить в колокола и лить горькие слезы по погибающим юным поколениям. Интересное дело: про зависимость от Интернета говорят все, кому не лень, но на нее никто не жалуется. Вернее, жалуются постоянно, но как-то всё говоря о других.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но что делать, если человек не чувствует, что он тонет, а чувствует он себя отлично и очень даже хорошо? Интернет не казино, не игральный стол и не наркотик: это лишь отличная возможность провести свое время, узнать нечто новое, пообщаться, посмеяться над забавными картинками и анекдотами, найти себе новых друзей и даже самореализоваться. Он не набрасывается на вас и не порабощает. А если человек чувствует себя порабощенным Интернетом, то это, согласитесь, проблема человека, а не Интернета.

Привыкну ли я к некоторому месту, в котором у меня будет много друзей, где меня ждет масса интересных бесед, где я могу найти для себя море полезной информации? Привыкну ли я к такому месту, где мне будут доступны все произведения искусства, грандиозные библиотеки, музыка, кино, увлекательные игры? Да, привыкну! Безусловно, привыкну! Буду ли я стремиться в это самое место как можно чаще, желая снова поговорить, отдохнуть, узнать последние новости? Да, буду снова и снова! Но почему тогда всё становится плохо и драматично, если это место зовется Интернетом? Интернет – это целый мир, где сбываются наши мечты, где стираются границы между городами и странами, где не нужно ни виз, ни паспорта, ни прописки. Я люблю этот мир. Я привык к нему и скучаю, если его нет рядом со мной. И это так же естественно, как в других проекциях нашего мира я делаю то же самое: привыкаю, люблю и стремлюсь повторить всё то, что мне дорого и что мне нравится». Михальцова Т.В. воситатель ДОУ №5 .Мичуринск.
Наталия Белоусова
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Светлана Бубнова » 24 мар 2011, 19:39

Компьютерная и Интернет зависимость поистине стала эпидемией конца прошлого века и начала настоящего.Это,действительно,заболевание,которое проявляется в виде нестерпимой тяги к общению с компьютером,компьютерным играм и Интернету.Компьютерная зависимость сопровождается и другими проблемами:ухудшается зрение,нарушается осанка и т. д. А поскольку Интернет зависимость у детей и подростков формируется особенно легко, то необходимо заниматься профилактикой компьютерной и Интернет зависимости.Взрослым стоит уделять максимум свободного времени ребёнку,помочь ему самореализоваться- в спорте,творчестве, в общении.Для этого можно выбрать секцию,кружок,заниматься дополнительным образованием в художественной,спортивной или музыкальной школе.Ведь общаясь с друзьями по интересам, ребёнок получает неоценимый опыт построения отношений с окружающими.свойства.МДОУ№17г.Мичуринск
Последний раз редактировалось Светлана Бубнова 24 мар 2011, 21:32, всего редактировалось 2 раз(а).
Светлана Бубнова
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Светлана М. » 24 мар 2011, 20:50

Так как Интернет-зависимость у подростков формируется особенно легко, как, впрочем, и в более раннем возрасте, то необходимо, в первую очередь, заниматься профилактикой Интернет- зависимости у детей. При этом необходимо помнить, что лучшим средством профилактики Интернет зависимости у детей является общение с ними, поддержка тесных межличностных связей и взаимопонимания в семье, с родственниками, друзьями вне компьютерного пространства.Чаще всего компьютерная зависимость грозит тем детям, кто испытывает дефицит общения, чьи родители чрезмерно заняты на работе, часто бывают в командировках, в том числе длительных. Компьютер и Интернет первоначально компенсируют недостаток общения с родителями, а затем родители утрачивают свою значимость и на передний план выходят виртуальные персонажи. Поэтому создание условий для полноценного реального общения является самым действенным способом профилактики зависимости детей от компьютера и Интернета и не будет возникать вопрос о том, как избавиться от интернет зависимости.Также необходимо придерживаться правильных позиций в воспитании детей. Взять на вооружение такие средства воспитания как разъяснение, убеждение, личный пример положительного свойства.
Маркитанова С.А. МДОУ № 24, г.Мичуринск
Светлана М.
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Марина Ряховская » 24 мар 2011, 21:45

По моим наблюдениям,да и не только по моим,особенно увлечены компьютерами так называемые" проблемные дети":дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками и т.п. Компьютер дает "проблемным" детям шанс уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителями. Нельзя внушать ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Так, например,не нужно, чтобы возможность поиграть в компьютер была для ребенка наградой за труды.Нужно дать понять ребенку, что в компьютерные игры играют со скуки, когда больше нечего делать. И не только на словах, но и на деле демонстрировать ему, что в мире очень много интересного.Но если кмпьютер начал затягивать ребенка, нужно поскорее заняться выявлением психологических причин,по которым ему милее всего общество "умного ящика".Если он подражает друзьям, нужно свести его с детьми, у которых не такие суженные интересы. Если же причина в нем самом, выявить ее и постараться устранить. Да, есть дети, которых нужно учить общаться. И это труднее, чем обучение письму и чтению. Важно приучать ребенка мастерить, рисовать,лепить-в общем, что-нибудь делать руками. Увлекшись каким-нибудь ремеслом, ребенок будет мньше тянуться к компьютеру.
Ряховская М. А. МДОУ№16 "Колокольчик" г.Мичуринск
Марина Ряховская
 

Re: Профилактика Интернет-зависимости детей и подростков

Сообщение Рачкова Ольга » 24 мар 2011, 21:59

Лучшим средством профилактики Интернет зависимости у детей является общение с ними, поддержка тесных межличностных связей и взаимопонимания в семье, с родственниками, друзьями вне компьютерного пространства.
Чаще всего компьютерная зависимость грозит тем детям, кто испытывает дефицит общения, чьи родители чрезмерно заняты на работе, часто бывают в командировках, в том числе длительных. Компьютер и Интернет первоначально компенсируют недостаток общения с родителями, а затем родители утрачивают свою значимость и на передний план выходят виртуальные персонажи. Поэтому создание условий для полноценного реального общения является самым действенным способом профилактики зависимости детей от компьютера и Интернета и не будет возникать вопрос о том, как избавиться от интернет зависимости.
Также необходимо придерживаться правильных позиций в воспитании детей. Взять на вооружение такие средства воспитания как разъяснение, убеждение, личный пример положительного свойства. Исключить из практики воспитания физические и моральные наказания в любой форме.
Рачкова Ольга
 

След.

Вернуться в Психологическая безопасность детей и подростков при работе с компьютером и Интернет

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron