Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы отмечено: «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». Мы предлагаем принять участие в поиске возможных путей решения этой проблемы.

Модератор: Чичканова Елена

Re: Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Сообщение Карнаухова Ольга » 06 апр 2012, 11:47

В настоящее время активно внедряется федеральная программа компьютеризации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе компьютерных игр дети получают определённый объём знаний, учатся применять его в различных ситуациях .Игры могут носить не только образовательный, но и коррекционно- образовательный характер. Проведение занятий с помощью компьютера повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребёнка через систему объективной самооценки, помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий дети обсуждают игру, значит увеличивают речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению .Но главное достоинство компьютерных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста- игре .Компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой современной форме. При подборе игр для детей необходимо уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, чёткость, правильность инструкций, на продолжительность каждого занятия. Важно ,чтобы игры не были перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению. Важно, чтобы задания были понятны ребёнку без разъяснений со стороны взрослого, инструкция давалась перед выполнением , время выполнения не ограничивалось, это даёт возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения .Возможность установления уровня сложности для каждого ребёнка – бесспорный плюс компьютерной игры. Отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия.
Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет чёткую структуру : подготовительная часть, во время которой проводиться предварительная работа, актуализируются, уточняются знания детей: игра на компьютере; зрительная зарядка4 итоговая часть. Во время которой происходит обсуждение игры. Объясняются ошибки,
выявляются положительные моменты.
Несмотря на обилие компьютерных игр для детей, в логопедической работе используется только несколько, наиболее соответствующих требованиям. Детям 4-6 лет из серии « Обучение с приключением», «Баба Яга учиться читать».В отдельные занятия включаем игры на развитие памяти, внимания, мышления, как основу для коррекции и развития речи. Использование компьютерных технологий при работе с детьми повышает их заинтересованность в занятиях, улучшает усвоение материала, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, а кроме того даёт возможность индивидуально подойти к каждому ребёнку с учётом его потребностей ,позволяет воспитаннику осознано контролировать и исправлять свои ошибки, ориентирует на успех.
Карнаухова Ольга
 

Re: Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Сообщение olga.solovyeva2011 » 07 апр 2012, 18:33

Соловьева Ольга Олеговна, учитель-логопед МБДОУ д/с комбинированного вида № 52 «Маячок» г. Тамбов

Выявление уровня сформированности фонематических процессов и фонетической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с помощью использования диагностического комплекса.

Все больше детей в последнее время имеют недостатки звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, имеющие речевые нарушения, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Поэтому обследование речи детей, коррекционная работа с детьми, имеющие в частности фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на сегодняшний день – актуальная задача.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия, различения и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи, фонематический слух и фонематическое восприятие.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением и в частности перед логопедом.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Предупреждение появления дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР определило актуальность выбранной темы исследования, для которого был разработан диагностический комплекс.
Обследование с использованием диагностического комплекса проводилось на базе МДОУ комбинированного вида детский сад №60 «Заинька» города Тамбова, в ходе которого были обследованы 10 детей с ФФН старшей логопедической группы.
Целью было поставлено определить характер и тяжесть речевого нарушения; наметить наиболее эффективные пути коррекции дефекта.
Диагностический комплекс включает в себя два блока диагностических заданий, которые направлены на выявление уровня сформированности фонематических процессов и фонетической стороны речи, и состоит из 6 заданий.

Блок диагностических заданий №1:

Задание 1. «Повтори слоги»:
Критерии оценки:
1 балл – правильно повторил 0-5 слогов;
2 балла – правильно повторил 6-10 слогов;
3 балла – правильно повторил 11-15 слогов.

Задание 2. «Различи слова»:
Критерии оценки:
1 балл – правильно повторил 0-9 сочетаний слов;
2 балла – правильно повторил 10-18 сочетаний слов;
3 балла – правильно повторил 19-26 сочетаний слов.

Задание 3. «Выдели слово»:
Критерии оценки:
1 балл – затруднения при выполнении задания;
2 балла – неточное выполнение задания;
3 балла – точное выполнение задания.

Задание 4. «Повтори предложения»:
Критерии оценки:
1 балл – правильно повторил 0-9 предложений;
2 балла – правильно повторил 10-18 предложений;
3 балла – правильно повторил 19-25 предложений.

Задание 5. «Назови первый и последний звук в словах»:
Критерии оценки:
1 балл – не выполняет;
2 балла – выполняет с помощью;
3 балла – выполняет.

Блок диагностических заданий №2:

Звук Условие произнесения звука:
Изолированно В начале слова В середине слова В конце слова
ш -
ж -
ч -
щ -
с -
с' -
З -
з' -
ц -
л -
л' -
р -
р' -

Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень звукопроизношения;
2 балла – средний уровень звукопроизношения;
3 балла – высокий уровень звукопроизношения.
Для определения уровня сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия и звукопроизношения предлагается использовать следующую шкалу в зависимости от количества набранных баллов:
6-11 баллов – низкий уровень (выраженное нарушение состояния фонематических процессов и фонетической стороны речи);
12-15 баллов – средний уровень (незначительные нарушения состояния фонематических процессов и фонетической стороны речи);
16-18 баллов – высокий уровень (состояние фонематических процессов и фонетической стороны речи находятся в пределах возрастной нормы).

Проанализировав результаты обследования состояния фонематического слуха, фонематического восприятия и звукопроизношения детей старшей логопедической группы, и произведя необходимые расчёты, в соответствии с уровнем сформированности фонематических процессов и фонетической стороны речи детей можно сделать следующие выводы: у 6 детей низкий уровень состояния фонематического восприятия, фонематического слуха и звукопроизношения, что составляет 60%; у 4 детей средний уровень состояния фонематического восприятия, фонематического слуха и звукопроизношения, что составляет 40%. Проценты вычислялись от общего количества обследованных детей.
Высокий уровень состояния фонематических процессов и фонетической стороны речи у детей обследуемой группы не выявлен.
В результате обследования детей с ФФН старшей группы с использованием диагностического комплекса было выявлено, что у детей вызывали трудности задания на исследование состояния фонематического слуха и фонематического восприятия.
Итак, в результате использования специально разработанных диагностических приёмов было проведено обследование состояния фонематического слуха, фонематического восприятия и звукопроизношения в старшей группе. Результаты обследования свидетельствуют о наличии грубых нарушений состояния фонематических процессов и фонетической стороны речи у детей с ФФН старшей группы.
Последний раз редактировалось olga.solovyeva2011 23 май 2012, 18:17, всего редактировалось 1 раз.
olga.solovyeva2011
 

Re: Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Сообщение Тюрина Светлана » 10 апр 2012, 09:42

Тюрина С.А., учитель логопед МБДОУ детского сада " Алёнка", г. Кирсанов
Уважаемые коллеги!
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ требует гибкого подхода, потому что не каждый ребёнок, имеющий нарушения в развитиии, может успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Инклюзивное обучение предполагает включение детей с ОВЗ в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагаога применение новых форм работы, а так же определённой психологической готовности.
Распространение в России инклюзивного обучения и воспитания детейс ограниченными возможностями психического и физического здоровья является отражением сегодняшего времени. Я думаю, что инклюзия поможет изменить основную жизненную позицию общества, а дети с ОВЗ получат возможность приобрести достойный социальный статус, самореализоваться в обществе.
Тюрина Светлана
 

Re: Проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Сообщение Мара » 30 май 2012, 19:34

Проблема социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ становится с каждым годом все более актуальной.
Я работаю в логопункте ДОУ. Это единственный логопункт на весь район. И мне приходилось работать с детьми с ОВЗ. У родителей не всегда есть возможность и желание обращаться в специализированные учреждения. Поэтому я считаю, что эффективно эта проблема будет решаться только в тесной взаимосвязи с родителями. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины могут быть разные, но во всех случаях нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Основной формой сотрудничества с родителями мне видится в повышении уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.
Мара
 

Пред.

Вернуться в Современные модели социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron