Прошлое тамбовского образования

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребностей в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах, т.к. развитие производств различных отраслей не возможно без решения вопросов своевременного обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Одним из резервов пополнения рабочей силы в различных отраслях могут стать формы организации обучения школьников и взрослого населения по различным профилям. Особое значение приобретает в этом процессе принцип интеграции общего и профессионального образования, т.к. именно технологическое образование является важнейшей частью образования школьников, включающее в себя политехническое образование, трудовое обучение, воспитание и профессиональную подготовку. Однако, на данный момент, следует отметить крайне слабое использование возможностей предмета «Технология» в 5-8 классах для освоения учащимися технологических знаний и технологической культуры, определения их жизненных и профессиональных планов и путей их реализации. В умах молодых людей преобладают прагматические установки, нацеленные на моментальное решение материальных проблем и проблем, связанных, прежде всего, с поиском места работы с высокой заработной платой. Как вы считаете, в какой степени процесс интеграции общего и профессионального образования определит горизонты профессионального роста школьника и сыграет роль в планировании карьеры, которая может начаться с рабочих профессий?

Прошлое тамбовского образования

Сообщение Николай Поздняков » 08 май 2010, 21:52

Прошлое нашей Тамбовской области весьма богато традициями образования и воспитания. До 1918 года разнообразие школ богато: школы грамоты, церковно-приходские, земские, министерские. Были и частные. Обращение к опыту школьного прошлого лишним не будет. Что можно взять в XXI век из копилки многих поколений учащих? Что нужно знать, чтобы не повторить ошибки прошлого?
Николай Поздняков
 

Re: Прошлое тамбовского образования

Сообщение Николай Поздняков » 08 май 2010, 22:00

Сто лет назад выпускался журнал "Тамбовский учитель". На мой взгляд, статья "К родителям" актуальна и сейчас. Если подредактировать стиль и убрать вышедшие из употребления слова, можно ставить дату этого года. Вы как считаете?

К родителям
Каждый из родителей желает видеть детей своих здоровыми, умными, благонравными, трудолюбивыми, бережливыми и послушными. Качества эти сеются и возращаются родителями в семье, где они, постоянно соприкасаясь с детьми, своим любвеобильным сердцем не только заботятся освещать душу их и воспламенять веру и любовь, но и собственным примером возбуждать и воспитывать в них зародыши всего чисто человеческого.
И как должна быть чиста и нравственна семейная жизнь, чтобы ребёнок не получил от неё ни одного вредного впечатления; и как бдителен должен быть надзор над самим собой родителей, чтобы не подать ему вредного примера лжи, вспыльчивости и бесхарактерности.
Безусловная строгость и жёсткость в обращении с детьми сушит их душу; напротив, детской душе нужна возвышенная и отверженная любовь, способная на все жертвы для блага детей, - любовь прозорливая и бдительная.
Родители, лишённые этой любви, как силы – без чего воспитание не мыслимо, в погоне за разного рода удовольствиями и карьерой, забывают про своих детей, мало-помалу, как животные, отвыкают от них и, наконец, доходит до того, что развитие их возлагают или на попечение нянек, мамок, дядек или природы и случая.
Большинство таких родителей – к прискорбию – встречаются в среде высшего круга людей, где средства и знание значительно могли бы облегчить труд воспитания.
Печальны и вредны следствия такого небрежного отношения к детям. И что им могут дать и куда могут направить тело и душу их наемники – воспитатели, природа и случай без бдительного надзора и направления родителей?
Известно только каждому, что родители, не выполнившие святых обязанностей по отношению к своим детям, будут горькими слезами оплакивать свою вину; а когда будет погасать жизнь их, то постель (одр) окружат не грустные, с заплаканными глазами, кроткие дети, готовые светом любвеобильного сердца своего согреть в благодарность за первые годы жизни охладевающий прах и осветить мрак последнего часа, а жадные бессердечные наследники. Ни богатство, ни знатность не может поддержать таких наследников, раз им не дано воспитание; без этой узды эти люди в жизни самостоятельной будут носиться как дикие кони из стороны в сторону и попирать все, что им будет попадаться под ноги, пока сами (стремглав) не слетят в житейскую пропасть и не погибнут там, никем не оплаканные…
Что касается до матерей, то природа их призывает к тому, чтобы они сами воспитывали детей своих. Ни бедность, ни незнание, ни домашние дела, ни удовольствия – ничто и никто не дерзает мешать матерям исполнять последовательно и серьезно, без порывистых усилий, но с горячей любовью, свой священный материнский долг – воспитания детей. Им должна быть дана свобода, открыть широкий путь к воспитанию детей и оказана материальная и нравственная поддержка в их трудном и святом служении семье, обществу и родине.
Никакой мудрец – наемник, никакая назидательная книга не могут так исправить дитя – ослушника, как тихое слово и грустный упрекающий взгляд кроткой матери. Кто стоял со своей виной пред скорбным взглядом матери и слышал слова ее: «сын мой, что ты сделал? Ты забыл Бога и мать свою?!» тот чувствовал могучее действие карательных слов ее и ощущал силу слез и рук, обвивающих виновную голову. Влияние матерей, особенно одаренных нравственной силой, неисчислимо, потому что все человечество лежит под их сердцами, и достаточно одной материнской воли, чтобы исполнить то, что не может быть исполнено самыми опытными наемниками-воспитателями.
Нужно признать несомненным, что люди, отличавшиеся честностью, трудолюбием, воздержанием и религиозностью, обязаны этими достоинствами исключительно своим кротким, терпеливым и благочестивым матерям, и что совершенство и счастье семьи и всего человечества основываются на уме и добродетелях матерей. Где матери действительно матери, там процветает семейная жизнь, там юность не запятнана, там не поклоняются Бахусу, там процветают школы, красуются величественные храмы, там все трудятся сознательно, оказывая помощь друг другу. Там царит ангел мира, посылая тишину, здравие и изобилие.
Из дневника народного учителя
Ежемесячный журнал «Тамбовский народный учитель», № 1, март 1909 г., с. 17 … 19
Николай Поздняков
 

прошлое Тамбовской области

Сообщение kupareva.tanya » 11 май 2010, 11:57

Всё хорошо забытое старое - это улучшенное новое :)
kupareva.tanya
 

Прошлое тамбовского образования

Сообщение evkosheleva68 » 31 май 2010, 09:10

Система образования области включает в себя 845 общеобразовательных учреждений, 332 дошкольных образовательных учреждений, 36 интернатных учреждений и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 школ-интернатов общего типа и специальных (коррекционных), 85 учреждений дополнительного образования детей.

Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляется на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Мичуринского государственного педагогического института, Тамбовского педагогического колледжа № 1 им. К.Д.Ушинского, Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.

:) ;)
evkosheleva68
 

Прошлое тамбовского образования

Сообщение Ludmolostvova » 31 май 2010, 09:17

За инновационными технологиями - будущее Тамбовского образования :) ;) :lol:
Ludmolostvova
 

Прошлое тамбовского образования

Сообщение irin.sharandina » 31 май 2010, 09:21

Для сельской школы в качестве приоритетной выступает задача создания максимально возможных условий для получения сельскими детьми полноценного качественного образования, в том числе на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

Пути реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования отражены в целевых подпрограммах «Совершенствование структуры и содержания общего образования» и «Сельская школа».

:)
irin.sharandina
 

Re: Прошлое тамбовского образования

Сообщение petergritsuck » 09 июн 2010, 09:18

Как показывает практика, нет ничего лучше хорошо проверенных методы обучения
petergritsuck
 

Re: Прошлое тамбовского образования

Сообщение Татьяна Гудкова » 10 июл 2010, 16:22

Т.Н.Гудкова - воспитатель ТОГОУ "Детский дом "Аистенок" г.Мичуринска.
В своей монографии "История народной школы Тамбовской губернии в пореформенный период (1861-1904 гг.)", автор, С.В. Фурсова, обоснованно размышляет о большой роли личности педагога, как одного из основных факторов качественного развития образования того времени.
Имею основания думать, что в этом плане не многое изменилось.
Личность учителя определяет все: насколько качественным будет воспитательно-образовательный процесс, в какой степени дети смогут раскрыться и реализовать себя. Государство предоставляет педагогу инструменты (конечно их набор изменился за это время), а уже, что создаст с их помощью преподаватель, зависит от его личностных качеств и умений.
Татьяна Гудкова
 

Re: Прошлое тамбовского образования

Сообщение Николай Поздняков » 10 июл 2010, 21:22

А как вам такое прошлое тамбовского образования?
Статья взята с сайта http://nap-novik.narod.ru
"Козловская газета", № 81, 10 ноября 1902 г.
Мелочи из жизни земских учительниц
Есть в Козловском уезде особого рода «медвежий» уголок вблизи известной, так называемой «Новиковской» школы. Как и подобает быть «медвежьему» уголку, глушь здесь страшная. Правда, недавно тут, поблизости, прошла железная дорога и даже полустанок находится на расстоянии каких-нибудь 10-ти верст; но все это как-то мало изменило физиономию уголка, о котором идет речь, - или, может быть, еще не успело изменить. Как бы то ни было, жители здесь отличаются патриархальностью нравов, подчас, пожалуй, симпатичной, но чаще возбуждающей много дум и притом невеселых.
Несколько деревушек, лежащих здесь одна от другой на расстоянии каких-нибудь 2-х верст, а иногда менее, имеют каждая школу с особым школьным зданием. Но и школьные здания здесь не портят впечатления господствующей в этих деревнях «патриархальности», так как они сами … «патриархальны». Для примера скажу несколько слов об одном таком школьном помещении – в дер. Р. козловского уезда. Если вы подъезжаете к этой школе зимой, то она производит на вас впечатление крестьянской избы, вокруг которой для тепла сделан из соломы и навоза «завалень». Но при ближайшем расследовании оказывается, что это изба-то изба, но только «необычная», ибо сделана она необычайным образом. На самом деле, скажите пожалуйста: где это строят избы, почти не подбивая стены паклей и оставляя между досками потолка расстояния пальца в 2 шириной? А таким именно образом и была построена школа в деревне Р. Неудивительно поэтому было, что ветер дул сквозь стены, как сквозь сито, и учительница школы, о которой идет речь, изощряла свой ум в попытках поставить какие-либо «препоны» посещениям «вольного гуляки». И, наконец, придумала-таки: купила на свои деньги толстой бумаги и заклеила в своей комнате щели между досками в потолке, да кстати и стены оклеила той же бумагой – «для тепла». И все-таки тепла в школе не оказывалось. Нередко бывали такие факты. Идет урок письма. Человек 15-ть мальчиков, одетых в свои зипунишки, выводят красными пальцами букву за буквой, наклонившись к своим тетрадкам. В школе видно дыхание – так в ней холодно. Окостеневшие от холода пальцы учеников отказываются служить, и нередко какой-нибудь малыш пытается дыханием несколько согреть свои руки. Наконец, терпение малышей истощается, и один из них, чуть не плача, поднимается со своего места и заявляет учительнице; «Аграфена Павловна! Руки окрепли – не владеют, писать нельзя!» Нечего делать, учительница устраивает невольную перемену, и ученики выбегают из школы на мороз, чтобы «посогреться» движениями. В заключение всех несчастий «холодного жития» крестьянское общество, на обязанности которого лежало отапливать школу, купило для топки в ближайшей местной даче выкорчеванных пней. Топка была сырая: дыму давала много, тепла же совсем мало. Учительнице приходилось буквально по целым дням сидеть в верхней одежде, а то забираться на печку – благо она своими ступеньками была обращена в комнату учительницы, а не в классную. Сторож училища, который, конечно, не менее учительницы страдал от холода, согревался довольно оригинальным образом. Он просто-напросто забирался по вечерам в самую печку (печка была обычная русская), где к вечеру зола окончательно перегорала и не содержала уже ни искры огня. И таким-то образом – учительница на печке, а сторож в печке – проводили они длинные зимние вечера, когда на дворе трещал мороз или завывала вьюга. Но на следующий год службы учительницы в названной деревушке, этой в полном смысле слова «печной» жизни учительницы и сторожа пришел конец: печку переложили; вместо русской появилась голландка. Тепла в школе от этого не стало больше, а искать тепла на печке или в печке было уже невозможно. Дело кончилось тем, что учительница, схвативши лютый ревматизм, перешла в другую школу и даже, кажется, в другой уезд. Спросят, может быть; неужели же учительница так и молчала об ужасных условиях, в каких ей приходилось жить и работать – неужели она никому никогда не жаловалась? Нет, разумеется, не молчала, но ее голос оставался гласом вопиющего в пустыне. Говорила она инспектору народных училищ, тот говорил сельскому старосте, староста – обществу; но дальше разговора дело не шло. Крестьяне вполне резонно говорили, что школу надо перестроить, тогда только она будет теплой; но, дескать, на перестройку денег у общества нет. И на самом деле крестьяне говорили правду: денег у общества не было. Не было потому, что и все-то общество состояло из 26-ти домохозяев (в деревушке Р. были всего 26 дворов). Перед всяким человеком, способным задуматься над приведенными фактами, стоит вопрос и, по-моему, очень трудный для разрешения: что лучше, не открывать ли совершенно школ в таких деревнях, которые не могут построить сносных школьных помещений, или, открывая, подвергать учащих и учащихся в школах очевидной возможности почувствовать отвращение к делу, какое приходится делать среди самых невозможных условий, и, наконец, прямо-таки подвергать опасности заболеть от простуды? Не открывать школы в бедной деревушке – значит оставлять в невежестве людей, единственная вина которых заключается в их бедности; открыть школу – значит обречь на мучения какую-нибудь несчастную девушку (женский труд, ведь, всегда дешевле мужского), причем она может лишиться единственного своего капитала, здоровья.
«Что лучше?» Это, действительно, очень трудно решить, по крайней мере, я решить это положительно отказываюсь… Но, может быть, в плохом качестве школьного здания, о котором я говорю, виновна не только бедность крестьянского общества, но и отсутствие надзора за постройкой школы, наше русское нерадение, пресловутое русское «авось»? Тогда, ведь, дело, мне кажется, получает несколько иной вид и при известном знакомстве с его обстоятельствами можно указать на таких людей, которым должно быть поставлено в упрек их нерадивое отношение к своему делу…
И.И. Славовский
Николай Поздняков
 

Re: Прошлое тамбовского образования

Сообщение Николай Поздняков » 10 июл 2010, 21:31

Уважаемый модератор Гридчина Елена!
Может быть, всё-таки выделить тему "Прошлое тамбовского образования" в отдельную, без заголовка "интеграция общего и..."? А то получается, что тема живёт сама по себе, без вашего мудрого руководства.
Николай Поздняков
 

След.

Вернуться в Интеграция общего и профессионального образования – основа нового механизма воспроизводства кадров

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron