Научно-исследовательская деятельность учителя

Форум открыт с 01.06 по 30.06.2011
Цель данного сетевого форума — привлечь внимание учителей иностранных языков к исследовательской и экспериментальной деятельности учителей в области языкового образования, а также обсудить проблемы, связанные с организацией исследовательской деятельности учащихся на уроке ИЯ и вне урока, так как эти виды деятельности становятся определяющими в практике современного учителя иностранного языка

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Веселова » 24 июн 2011, 12:12

Полностью согласна с коллегой.Ведь постоянно меняющаяся жизнь требует не только от современной молодёжи приобретения опыта познания, анализа, но и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, чтобы быть компетентными в общении с теми, кто приходит к нам за знаниями.
Мозоль Т.Л.,учитель Дьячинского филиала МОУ Алгасовской СОШ
Веселова
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Ekaterina Rezvanova » 28 июн 2011, 11:42

Проблемы изучения английского языка со 2 класса средней школы
Одной из часто отмечаемых трудностей при обучении второклассников
называется отсутствие у ребенка действенных и актуальных моментов овладения английским языком,
Одной из основных трудностей освоения неродного языка является владение
учащимися родным языком. Если бы на уроке иностранного школьник смог бы
временно забыть способы построения речи на родном языке, тогда бы он
овладел способами речевой деятельности на иностранном языке опираясь на
мышление, память, эмоции и т.д., и не перенося особенности родного языка на
изучаемый иностранный». На уроках английского языка происходит
следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы
английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью
английского языка, а на русском языке. Эта тенденция закрепляется и в
результате распространенного метода обучения, при котором сами учителя
довольно часто прибегают к родному языку для объяснения отдельных слов и
значений предметов. Зачастую при попытках построить речевое высказывание на
иностранном языке ученик использует речевые структуры родного языка.
Основная проблема дошкольников и школьников начальных классов –
неокончательная сформированность речевого механизма английского языка,
поэтому речевой механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет
его.
Для эффективного обучения английскому языку, на мой взгляд,
следует использовать систему психолого-педагогических условий,
обеспечивающих должный уровень обучения английскому языку
Обеспечение процесса обучение на основе личностно-гуманного подхода;
Обеспечение успеха, то есть радости познания при освоении учащимися
английского языка;
Применение стимулирующих оценок.
Личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы сделать
ребенка соратником педагога в обучении и воспитании, настроить его на
самостоятельное мышление и сохранить за ним право выбора. Такой подход
противостоит императивным и авторитарным началам в обучении и воспитании.
«В процессе осуществления личностно-гуманного подхода ставится цель
формирования личности и одновременно утверждается форма гуманного общения с
развивающейся личностью».Исключительно важную роль играет при этом
педагог: он должен не просто передавать знания, но, прежде всего, вносить в
педагогический процесс дух чуткости и, дружелюбия, уважения, переживания,
радости в в этой самой благоприятной для свободного проявления сил каждого
школьника атмосфере осуществлять процесс обучения и воспитания.
С личностно-гуманным подходом связано условие обеспечения
успеха, то есть радости познания при освоении учащимися английского языка.
Речь не в том, чтобы школьник не испытывал затруднений в процессе работы, а
в том, чтобы он, во-первых, владел умением самооценки, а, во-вторых, и это
особенно важно – ощущал положительную оценку, даваемую его работе людьми,
среди которых он учится и живет.
Превратив ребенка в творчески мыслящего человека мы можем не
бояться того, что он будет мучительно переживать трудности учения и каждый
его неуспех будет вести к угасанию и ослаблению его познавательного
стремления. Рассмотрение роли стимулирующих оценок в процессе обучения
английскому языку необходимо начать с разграничения слов «оценка» и
«отметка». Оценка в обучении – это процесс (порой даже познавательного
характера), во время которого на основе определенных способов, суждений,
анализа, ведется соотнесение результатов обучения с заданным эталоном.
Отметка же является формально материализованным результатом оценивания.
Таким образом, боязнь получить плохую отметку за допущенные в речи ошибки
сковывает речевую инициативу школьника и тем самым препятствует освоению им
второго языка. Поэтому большинство уроков начального обучения английскому
языку может проходить без выставления ученикам отметок, но с необходимыми в
каждом конкретном случае оценками преподавателя и школьник будет
воспринимать эти оценки в качестве необходимого ориентира в дальнейшей
работе по овладению иностранным языком, что превратит эти замечания в
своеобразные стимуляторы учебного процесса. Умаление значения отметок на
уроках иностранного языка должно сопровождаться усилением роли
стимулирующих оценок. Давая оценку работе ученика на уроке, учитель, прежде
всего, отмечает положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на
этом фоне высказывает свои замечания. От себя хотелось бы добавить, что
необходимо так оценивать работу учеников, чтобы они соглашались с оценками
и отметками учителя, то есть считали их справедливыми и правильными. В ряде
случае возможно привлечение самих школьников к оценке знаний и умений.
Резванова Е.О. учитель английского языка
г. Моршанск
Ekaterina Rezvanova
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Черных И.Ф. » 29 июн 2011, 07:39

Актуальность использования исследовательского метода в педагогической практике учителя английского обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, потребность детей в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Во-вторых, общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Это стиль современного человека.
Поэтому одной из задач современного образования является необходимость подготовки ребёнка к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, формирования социально-активной жизненной позиции. Основным звеном в школьном обучении является урок. Исследовательский метод является одним из методов развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода в обучении.
Черных И.Ф.
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Николаева С.С. » 30 июн 2011, 09:13

Уважаемые коллеги!
Считаю школьную исследовательскую работу очень важной, так как главная ее цель освоить научный способ познания действительности. Работая над авторской программой «Гид-переводчик», я столкнулась с трудностями анализа и обобщения большого объема информации. Мою работу считаю практико-ориентированной. После презентации результатов исследования, я отчиталась о проделанной работе перед своим коллективом и получила поддержку руководства и коллег. Инициатором проведения эксперимента или исследования должен быть сам педагог, ведь он стремится получить новые научные знания. Учитель имеет возможность приобщать учащихся к исследовательской деятельности. Учащиеся под руководством учителя приобретают опыт работы с первоисточниками, учатся объяснять, сопоставлять и видеть противоречия, формировать гипотезу, обобщать материал и представлять его в готовом виде.
Несомненно, участие в исследовательской работе повышает методическую и языковую компетенцию учителя, рождаются новые идеи. Желаю всем успеха.
Учитель английского языка МОУ гимназии №12 им.Г.Р. Державина Николаева С.С.
Николаева С.С.
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Крайнова Алёна » 30 июн 2011, 17:45

Уважаемые коллеги!
Действительно, приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности становится особенно актуальным в наше время. Ведь главная цель-это научить ребёнка мыслить самостоятельно, развить свой интеллект, приобретать умения и навыки в научно-экспериментальной деятельности. Естественно, что инициатором должен быть учитель, так как именно он формирует творческую личность. А тему проекта ребёнок способен подобрать себе сам, учитель выступает уже в роли наставника и помощника. В свою очередь, такой вид деятельности помогает учителю повысить своё педагогическое мастерство и методологическую компетентность.
С уважением, Крайнова Алёна, учитель английского языка МОУ Цнинская СОШ №2.
Крайнова Алёна
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение reznikovann4385 » 01 июл 2011, 18:30

Уважаемые коллеги!
Хотелось присоединиться к обсуждению о необходимости научно-исследовательской работы учителя. Достижение нового качества образования и построение новой модели школы и соответственно модернизации общего образования не возможно без новых более современных профессиональных методик обучения, особенно в языке. Мир постоянно меняется, меняется общество, а вместе с ним и язык. Заниматься по учебнику И.Бим стало просто не интересно, не только как учителю, но и в качестве учеников. Поэтому уже пятый год в нашей школе проходит апробация нового УМК по немецкому языку "Alles klar!" О.А.Радченко. Хотелось рассказать немного об этом учебнике. Занимались в нашей школе три группы по этому учебнику, совсем разного уровня. Заниматься не всегда было просто, но очень интересно. В нем много разговорной лексики, много страноведческого материала и прекрасные фонетические и грамматические упражнения. Здесь впервые от детей не требуют постоянного перевода полностью всего текста. Да и текстов здесь почти нет. Весь материал построен на беседах или обсуждении какой-либо проблемы в классе или с друзьями и родителями. Авторы отказались от прямой подачи материала. Поэтому учащимся приходится выбирать определенную информацию из полилога, более сильным добавлять по возможности и свою, взятую в основном из Интернета или из текстов книги домашнего чтения и рабочей тетради, чтобы подготовиться к ответу ,пересказу или сообщению по теме урока, а иногда и презентации. Здесь очень много писем, требующих ответа на них. Огромный выбор для учителя и учеников различного уровня сложности упражнений. Именно такие занятия делают учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Научно-исследовательская же работа учителя неразрывно связана с с исследовательской деятельностью ученика. По отдельным темам урока приходилось самой изучать вначале тему, и только после этого можно было что-то объяснить ученикам. Например, что такое Ганза или Ганзенский союз. В процесс нашей совместной исследовательской работы появилась прекрасная презентация об экономическом союзе Нового времени, да еще в дополнении о Великом Новгороде, в котором отмечались дни этого Европейского союза в 2010г (8класс). А начинали мы еще в пятом классе с города Гамбурга. Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть разные проблемы окружающего мира играют важную роль как в жизни, так и в этом учебнике, особенно в сегодняшнем мире современной информации. И здесь главное значение имеет способность учителя создавать мотивацию к исследовательской деятельности ученика. Она не всегда может быть обусловлена интересом к данному предмету, чаще всего к поднимаемой проблеме. Так в этом году учащиеся нашей школы выступали с проектом "Судьба солдата" и "Ветеран живет рядом" на двух больших конкурсах. Это Грани-2010 (I место) и конкурсе презентаций (III место) на иностранном языке. И как тут без инициативы учителя! Научно-исследовательская деятельность развивает не только ученика , но и учителя. Ведь современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведении ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Он полностью соответствует новому стандарту обучения. Еще пять лет назад учебников такого уровня по немецкому языку для общеобразовательных школ не было. Отработка звуков и произношения не входила в программы ни одного учебника ранее (по немецкому языку в отличии от английского). За пять лет пришлось снова изучать все федеральные земли Германии, причем очень подробно, всегда с очень интересными фактами истории и великолепными достопримечательностями. Все это конечно требовало от учителя весьма серьезной подготовки, но было очень заманчиво. Как учитель на протяжении всего курса приходилось выступать в качестве руководителя, организатора, участника, созерцателя, явного или скрытого инициатора процесса обучения с привлечением разнообразных социальных форм общения на уроке. Акцент в данной серии учебников перенесен на знакомство с многогранной и разнообразной культурой стран Европы, чтобы сформировать представление о достижениях национальных культур в развитии общечеловеческой культуры и включение школьников в диалог культур. Культура России привлекается как важный фоновый фактор в процессе сравнения культур. Еще об одной привлекательной стороне учебника хотелось отметить: это наличие лексических и грамматических упражнений-тестов, аудирования и его проверки, работа с текстами по проверке понимания их содержания в виде таких же тестов, как в ГИА и ЕГЭ. Это огромный выбор упражнений, как в учебнике, так и рабочей тетради. Это очень необходимо как учителю, так и ученику. Разумеется, теперь хочется проверить это с учениками при выполнении с ними пробных экзаменов. Это и будет моей дальнейшей исследовательской работой в процессе обучения 10-11классов. Буду рада ответить на все ваши вопросы, если Вас заинтересовал этот учебник.
С уважением , Резникова Наталья Николаевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ №11!
reznikovann4385
 

Пред.

Вернуться в Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика в учебное и внеурочное время

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron