Научно-исследовательская деятельность учителя

Форум открыт с 01.06 по 30.06.2011
Цель данного сетевого форума — привлечь внимание учителей иностранных языков к исследовательской и экспериментальной деятельности учителей в области языкового образования, а также обсудить проблемы, связанные с организацией исследовательской деятельности учащихся на уроке ИЯ и вне урока, так как эти виды деятельности становятся определяющими в практике современного учителя иностранного языка

Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Федорова Татьяна » 01 июн 2011, 13:38

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам для обсуждения следующие вопросы:

1. Какие трудности испытывали Вы во время проведения экспериментальной или исследовательской работы?
2. Кто, по Вашему мнению, должен выступать инициатором проведения эксперимента или исследования в области языкового образования?
3. Хотели бы Вы участвовать в экспериментально-исследовательской деятельности?
С уважением, Татьяна Федорова, методист информационно-технологического отдела ТОИПКРО
Аватар пользователя
Федорова Татьяна
Администратор
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 16 апр 2010, 13:27

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Конина Ирина » 01 июн 2011, 13:50

Решение вопросов инновационного изменения системы образования, достижения нового качества общего образования, построения новой модели школы тесно связано с экспериментом по модернизации общего образования, в котором учитель рассматривается как основной компонент данного процесса. В то же время, сам процесс модернизации образования дает возможность учителю осознать необходимость постоянного саморазвития, на основе критического осмысления своей практики, принятия ответственности на личностном уровне. В новых социокультурных и экономических условиях в системе образования наблюдается мощный всплеск интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. С одной стороны, это говорит об осознании учителями необходимости коренных преобразований в системе школьного образования. С другой стороны, это становится реальным свидетельством понимания ими ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего научно-педагогического и профессионального уровня [1, 2].
Приступая к экспериментально-исследовательской научной работе, учитель должен четко представлять, что цели, методы и продукты деятельности преподавателя-практика и учителя-экспериментатора различны. Если цель учителя-практика — получение высоких результатов обучения и воспитания учащихся, то цели учителя-экспериментатора, учителя-исследователя — получение нового научного знания. Если учителю-практику приходится учитывать комплексно все стороны учебно-воспитательного процесса, то учитель-исследователь, учитель-экспериментатор, как правило, занимается глубокой проработкой лишь одной стороны, одного аспекта учебно-воспитательного процесса.
Стимулы участия
в экспериментальной деятельности
1) Что же заставляет современного учителя иностранного языка заниматься исследовательской деятельностью? Какие преимущества он видит в научно-исследовательской деятельности?
Саймон Борг (тьютор отделения постдипломного образования в университете г. Лидз в Великобритании), основываясь на своей практике организации экспериментальной и исследовательской деятельности студентов, а также на материалах научных публикаций по данной проблеме, выделил ряд условий, существенно влияющих на мотивацию участия педагогов в экспериментальной деятельности и результативность учительских экспериментов и исследований. Их всего 10:
1) осознанное целеполагание,
2) наличие мотивации,
3) наличие определенных знаний и навыков,
4) возможность выбора,
5) научное руководство,
6) временной ракурс,
7) общественное признание,
8) осознанные ожидания,
9) поддержка профессионального сообщества,
10) возможность распространения результата (опыта) [7].

Все они в той или иной степени влияют на степень активности участия преподавателя в исследовательской деятельности, на качество итогового продукта этой деятельности.
Я бы хотела остановиться на трех последних условиях, так как миг кажется, они существенно влияют на рост профессионализма учителя.
Осознанные ожидания
Как показывают результаты опроса учителей, эксперимент или исследовательская деятельность учителя часто рассматриваются самими педагогами и профессиональным сообществом как что-то, не связанное с их повседневной работой, лежащее вне сферы их педагогической деятельности. Поэтому говорить о реальной исследовательской работе, об осознанных ожиданиях и реальных положительных результатах можно только в том случае, когда сам педагог почувствует необходимость перемен, осознает, что быть профессионалом предполагает серьезное изучение своей собственной практики (рефлексия), последующую апробации новых профессиональных идей, их оценку и обязательный перенос полученных результатов в собственную практику.

Поддержка профессиональным сообществом
Высоко мотивированные педагоги-исследователи, в принципе, способны достичь поставленных целей в своей практико-ориентированной исследовательской деятельности, работая даже в индивидуальном режиме. Однако поддержка коллег способствует более успешному ходу их исследовательской деятельности. Поддержка педагогического сообщества предполагает:
— понимание значения исследовательской деятельности самим учителем,
- моральную поддержку руководства и коллег своего образовательного учреждения,
- возможность обсуждения и обмена результатами с другими участниками эксперимента.
Такая поддержка может и должна осуществляться не только руководством и коллегами своего образовательного учреждения, окружного экспериментального отдела, но также учеными, методистами, консультантами вузов.
Распространение результатов
Участие учителей в исследовательской и экспериментальной деятельности предполагает обязательную потребность сделать доступными для широкой педагогической общественности результаты своего труда и получить для себя, как профессионала, определенные дивиденды.
Первая презентация результатов исследования — это отчеты о проделанной работе перед своим коллективом. На городском уровне — это публичные презентации с использованием мультимедийных технологий, статьи в сборниках, выступления на семинарах и конференциях. Положительные достижения в экспериментальной и исследовательской деятельности учителей иностранных языков могут быть также представлены широкой педагогической общественности через презентацию их в городской ассоциации учителей английского языка, дискуссионных колонках интернет-порталов профессиональных отечественных издательств („Просвещение", „Титул") и т. д.
Заслуженной оценкой успешного участия учителя в экспериментальной или исследовательской деятельности становится возможность повысить свою категорию, получить грамоту Министерства образования РФ, а также возможность участия в национальном проекте „Образование", получение гранта РФ в области языкового образования.

За последние пять лет учителя иностранного языка активно участвуют в апробации УМК нового поколения по английскому и немецкому языку. Апробация новых УМК позволила многим заинтересованным учителям посещать уроки педагогов, ведущих апробацию и наглядно убедиться в преимуществах работы по учебникам иностранного языка нового поколения
Возраст участников апробации от 28 до 56 лет. Это позволило дать возможность высказать свое мнение об учебниках, как опытным педагогам, которые за время работы в школе успели поработать по двум и более учебникам, но и начинающим учителям.
В 2007 по договору с издательством «Титул» завершилась апробация учебников английского языка «Enjoy English», « New Millennium English» «Happy English. ru» в 15 городских и сельских школах области. Цель апробации – внести предложения по обновлению содержательной и методической составляющих данных УМК на основании анкетирования, как учителей, так и учащихся.
С 2007 по 2011 год ТОГОАУ ДПО Тамбовский областной ИПКРО проводит апробацию «Английский язык»Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.(5?8 кл) и “Alles klar” Радченко О.А., Г.Хебелер (5?9кл).
В 2019 году началась апробация УМК «Английский язык. 2класс» С.Г.Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой и др. в МОУ СОШ № 35 г. Тамбова и МОУ СОШ № 18 г.Мичуринска.
По итогам апробации регулярно проводятся областные семинары по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся при работе по учебникам иностранного языка нового поколения», на которых учителя-апробаторы рассказывают о результатах апробации, дают открытые уроки, показывают фрагменты видео уроков, делятся своими впечатлениями об учебниках. Эти семинары помогают учителям области преодолеть методические трудности при переходе на новые учебно-методические комплекты.
Конина Ирина
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение natalie52 » 03 июн 2011, 14:12

Несомненно, участие в апробации или пилотировании нового учебника многое дает педагогу(как начинающему, так и опытному) в профессиональном плане. Помимо совершенствования методической и языковой компетенции, происходит обмен опытом с другими коллегами, повышается профессиональная мотивация, происходит переосмысление всего процесса обучения рождаются новые идеи к урокам и внеклассной работе. Но,кроме плюсов, конечно есть и минусы. Учитель должен быть готов к дополнительным временным затратам, требуется заполнение определенных бумаг -опросников, отчетов, планов уроков, рефлексии. Все это необходимо делать вовремя, с хорошим качеством.и никто не освободит учителя от обычной работы, уроков, журналов и т.д. Тем не менее, учителя, как правило, охотно берутся за это -интересно ведь, что нового появляется в языке, в методике, в оформлении учебников, в видах заданий. И я считаю, что учитель сам должен быть инициатором исследовательской работы- если он настоящий учитель, ему нельзя стоять на мечте и нельзя работать только по одному учебнику -это скучно и непрофессионально. Другое дело, что это должно поощряться и стимулироваться администрацией учебного заведения и профессиональным сообществом, а также учитываться при аттестации.
natalie52
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Купырёва Ирина » 21 июн 2011, 12:10

Уважаемая, Ирина Анатольевна!
Научно-исследовательская деятельность учителя очень важна. В прошедшем учебном году я работала по УМК О. Зверловой. Испытала трудности в отдаленности нашего филиала от других ОУ района, отсутствии возможности обсуждения различных проблем при прохождении тем учебника, в отсутствии должной материально-технической базы. Однако, несмотря на трудности в ходе работы с новым УМК повысился интерес к предмету, узнала много новых ЛЕ, страноведческой информации. Считаю, что инициатором научно-исследовательской деятельности должен быть учитель,т.к. он формирует творческую личность.
Для повышения своего педагогического мастерства хотела бы принимать участие в научно-исследовательской деятельности.
Купырёва Ирина
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Зеленина Г. В. » 21 июн 2011, 12:16

Уважаемая Ирина Анатольевна! Учителям, работающим в сельской местности, трудно заниматься научно-исследовательской деятельностью: слабый контингент учащихся, низкий уровень познавательной активности, нет поддержки со стороны родителей.
Инициатором проведения исследовательской деятельности должен выступать сам учитель, если он испытывает в этом необходимость, а не действовать по строгому указанию сверху. Другими словами, необходимо иметь для этого желание, возможности и время. А в общем-то, постоянно находиться в условиях экспериментов всем уже надоело.
Но заниматься научно-исследовательской работой мы будем, так как этого требует государственная политика в образовании.
Зеленина Г. В.
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Bacилевич » 21 июн 2011, 12:20

Уважаемые коллеги!
Мы думаем, что в сельских школах учителю очень сложно организовать экспериментально-исследовательскую деятельность по иностранному языку. Основная доля ложится на плечи учителя. В сельской школе ограничено информационное общение, так как порой там единственный компьютер, отсутствует Интернет дома у обучающихся, а это основной источник получения информации для исследовательской деятельности. Однако, несмотря на эти трудности, мы считаем необходимым заниматься исследовательской работой. Учитель должен подбирать актуальные проблемы, пробуждающие интерес учеников к изучению иностранного языка.
С уважением Зеленина Г.В., Давыдова Е.И., Василевич Л.А., Щукина И.В., Филиппова Е.П.
Bacилевич
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Н_Богодаева » 21 июн 2011, 12:46

Уважаемые, коллеги!
Мы, учителя немецкого языка, изучив Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, пришли к выводу, что в современной школе необходимо уделять большое внимание экспериментальной или исследовательской работе. Согласно Стандарту в новых социокультурных и экономических условиях в системе образования учителя образовательных учреждений должны внедрять научные исследования и экспериментальную работу в своих учебных заведениях. С одной стороны, это говорит о профессионализме учителя и готовности передачи знаний ученикам. С другой стороны, это побуждает учащихся в заинтересованности к самостоятельному приобретению знаний и повышению их качества.
Во время проведения экспериментальной или исследовательской работы мы испытали затруднения при формировании группы учащихся. Приступая к экспериментально-исследовательской научной работе, мы четко поставили перед исследовательской группой цели и методы достижения оптимального результата. Поэтому мы хотели бы участвовать в экспериментально-исследовательской деятельности, чтобы реализовать свои профессиональные возможности и отвечать требованиям учителя современной Российской школы.
Просьба поделиться и обменяться наработанным опытом в экспериментально - исследовательской работе.
С уважением Богодаева Н.Н., Полякова Н.В., Бармина О.Н.
Н_Богодаева
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Близнецова М.В. » 21 июн 2011, 13:25

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме научно- исследовательской деятельности учителя и ученика в обучении иностранного языка.В ходе этой работы ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации , учится анализировать ее , обобщать , делать выводы и заключения, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью , поднимется на более высокую ступень обученности,образованности, ,социальной зрелости.

С уважением гости форума Давыдова О.А,Баранова Т.А,Близнецова М.В
Близнецова М.В.
 

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Людмила Деева » 21 июн 2011, 14:55

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я считаю, что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. Особую актуальность эта задача получает в современном информационном обществе. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества. Научно-исследовательская деятельность учителя непосредственно соприкасается с исследовательской деятельностью ученика. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы Научно-исследовательская деятельность помогает развиваться не только личности ученика, но и личности учителя.

С уважением, Деева Людмила Александровна, учитель биологии МОУ СОШ № 9 г. Тамбова
Людмила Деева
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 23 мар 2011, 16:54

Re: Научно-исследовательская деятельность учителя

Сообщение Веселова » 24 июн 2011, 12:05

Научно-исследовательская деятельность учителя важна в современной школе, особенно с введением новых ФГОС.Некоторые обучающиеся талантливы очень, учитель просто не может(а некоторые и не хотят!)отставать от своего ученика, поэтому союз талантливого ребёнка и постигающего всё новое педагога, даёт хорошие всходы.Исследование пробуждает интерес к изучаемым предметам, к будущей профессии, к познанию жизни воообще.
Веселова
 

След.

Вернуться в Научно-исследовательская деятельность учителя и ученика в учебное и внеурочное время

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron