«Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной проф

Одной из главных задач государственной образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Сегодня под качеством образования понимают и качество целей и результатов, качество материально технического обеспечения образовательного процесса и качество педагогических кадров. С точки зрения большинства авторов, исследовавших проблему качества образования, одной из главных проблем является недостаточная профессиональная компетентность педагогов. Ряд других исследователей говорят, что проблема лежит в плоскости системы управления образовательным учреждением, что до конца не проработан механизм оценки качества и управления им. Резюмируя все точки зрения, можно констатировать, что сегодня существует множество трактовок определения качества образования, его оценки и управления качеством.
А как думаете Вы, каким должно быть качественное образование и что определяет это качество?

«Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной проф

Сообщение Пунина Наталия » 02 июн 2010, 09:04

«Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной профессиональной школе»

Автор: Пунина Н.В. – заместитель директора по УПР
ТОГОУ СПО «Политехнический колледж»

392009, г. Тамбов, ул. Петропавловская, д.3
profLicey12@yandex.ru
Современное состояние российского среднего профессионального образования оценивается как кризисное, хотя эта ступень наряду с системой начального профессионального образования призвана обеспечить массовый выпуск высококвалифицированных специалистов-практиков во всех областях народного хозяйства.
Качественное изменение социально-экономических и технико-технологических условий современного производства предъявляет новые требования к организации содержания образовательного процесса. Современная профессиональная школа должна выполнять не только информационную, но и образовательно - культурологическую функцию. Современный выпускник должен вступать в общество не в качестве исполнителя, а личностью, способной решать сложные задачи профессиональной деятельности, способной организовать творческую деятельность, способной к саморазвитию. Применение современных педагогических, производственных и информационных технологий в процессе обучения, расширение профессионального поля служит гарантией трудоустройства выпускника, определяет способность личности успешно адаптироваться к изменяющейся производственной среде. Профессия не только вид деятельности, она трансформирует социально-профессиональное становление, социально-психологическое самоопределение, культурное развитие, эмоциональное состояние, потребностно - оценочную востребованность.
В современных условиях экономической нестабильности нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, стране нужны квалифицированные рабочие и специалисты, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса.
Не сформировав качественно новую образовательную среду, нельзя удовлетворить социальные ожидания общества и личности в области профессионального образования.
Именно поэтому основным направлением инновационной деятельности Тамбовского государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Политехнический колледж» является повышение качества профессионального образования на основе обновления содержания и структуры профессиональной подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственного стандарта. С целью совершенствования организации образовательного процесса ведется разработка учебно-программного комплекса, направленного на расширение профессионального поля выпускников (разработка экспериментальных учебных планов и рабочих учебных программ на основе модульных технологий; включение в рабочие учебные программы тем, связанных с применением современных производственных технологий в соответствии с требованиями работодателей). В соответствии с направлениями модернизация образования преподавателями внесены изменения в содержание некоторых учебных предметов (по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования). При разработке рабочих учебных программ в них вводится такой показатель как уровень усвоения учебного материала предмета, а при составлении перспективно-тематических планов вводятся способы изложения информации, учитываются профессиональные и психологические характеристики выпускников, создаются тестовые задания для контроля и оценки уровня и качества усвоения знаний. По экспериментальным учебным планам и отдельным предметам ведется переструктурирование программ по блочно-модульному принципу (физика с основами электротехники, информатика и автоматизация производства, спецпредметы и производственное обучение по профессиям «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»).
Стратегическим направлением работы колледжа является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для железнодорожной отрасли. В настоящее время реформирование железнодорожного транспорта обуславливает увеличение потребности в специалистах и рабочих кадрах, повышение уровня квалификации приходящих в отрасль работников, что возможно при изменении образовательной структуры. В связи с этим вопрос совершенствования профессионального образования становится особенно актуальным.
Учитывая, что в настоящее время повышение качества обслуживания, обеспечения безаварийности выходит на первый план, необходимо применение передовых технологий, широкое внедрение в производственный процесс компьютерной техники. Обширная модернизация производства не возможна без соответствующего повышения образовательного и квалификационного уровня практически каждого работника, что потребует кардинального обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, готовящих кадры для этой отрасли.
С учетом структурной реформы железнодорожной отрасли и модернизации системы профессионального образования в колледже ведется работа по формированию системы непрерывного профессионального образования в рамках многоуровневого образовательного комплекса.
Учитывая социально-экономические потребности региона в подготовке рабочих кадров, особое внимание при разработке рабочей программы по предмету «Устройство и ремонт тепловоза» было уделено региональной направленности, что способствует повышению уровня профессионализма, скорейшей адаптации на рабочем месте выпускников и закреплению кадров на предприятии.
Специфика основного стратегического партнера колледжа, Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги, потребовала включения в инновационную образовательную программу подготовки по профессии «Помощник машиниста тепловоза» модуля по изучению рельсовых автобусов РА-1, РА-2.
Данный модуль включает в себя изучение устройства и ремонта, управления и технического обслуживания рельсовых автобусов РА-1, РА-2, а также новые перспективные направления применения в отрасли современного высокотехнологичного оборудования.
Реализация модуля предполагает использование современных педагогических технологий с применением информационной базы, и будет способствовать более глубокому освоению профессиональных знаний и умений при переходе на ступень среднего профессионального образования в рамках системы непрерывного профессионального образования.
Особое внимание уделяется профилированию общеобразовательных предметов, углублению знаний по спецпредметам.
Опыт разработки учебно-программной документации на современном этапе показывает, что от преподавателя требуется владение методикой применения информационных технологий, отбора содержания обучения, диагностики качества обучения.
В этом направлении ведется работа в рамках проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, творческих лабораторий, мастер-классов, курсов Интернет – технологий.
В 2007 году наше образовательное учреждение вошло в систему среднего профессионального образования, что потребовало изменения подходов к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, учитывая разнообразие реализуемых образовательных программ: среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.
Кроме этого, с 2007 года ТОГОУ СПО «Политехнический колледж» принимает активное участие в проектной деятельности в рамках реализации областной целевой программы "Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области".
Эта программа своевременна и актуальна, именно поэтому, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения активно включился в её реализацию. Нами была проделана, большая работа, заметно вырос профессиональный уровень многих преподавателей и мастеров производственного обучения, о чём говорят достигнутые результаты.
За этот период были разработаны проекты, которые приняли участие в областных конкурсах, заняли по их результатам призовые места и получили финансовую поддержку.
Работа над проектами отразила направления Программы развития колледжа на период до 2010 года.
Вопросу качества образования мы всегда уделяли особое внимание, а, проведя мониторинговые исследования востребованности наших выпускников и проанализировав демографическую ситуацию, еще не предполагая грядущий переход в систему СПО, мы заложили в Программу развития необходимость инновационных преобразований.
Учитывая инновационную структуру колледжа, система контроля качества обучения дополнена проведением сертификации профессиональных квалификаций выпускников с участием работодателей. На базе Центра сертификации осуществляется контроль качества подготовки выпускников по профессиям автомобильного и железнодорожного транспорта. В 2007 году была сформирована независимая комиссия из специалистов ведущих транспортных предприятий города. Первую сертификацию прошли 8 лучших выпускников нашего колледжа, в 2008г. – 28, в 2009 – 45.
Таким образом, проектная деятельность в рамках реализации областной целевой программы "Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области" позволила нам перейти в режим развития:
-введены новые направления профессиональной подготовки для железнодорожный отрасли;
- расширилось взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в рамках допрофессиональной подготовки;
- введена новая форма оценки качества подготовки рабочих кадров;
- сохраняется положительная динамика качества обучения;
- проводится модернизации учебно-материальной базы, на 65% обновлён фонд учебной литературы, в том числе и по новым профессиям железнодорожного транспорта и специальностям СПО;
- повысился уровень квалификации педагогических работников колледжа- 81% имеют квалификационные категории;
- активизировалась научно-методическая работа: за 2006-2009 г.г. подготовлено и опубликовано в различных сборниках более 25 статей преподавателей колледжа, выпущены методические рекомендации для обучающихся по программам НПО и СПО, 24 % педагогических работников принимают участие в проектной деятельности.
Кроме этого, повысилась конкурентоспособность и востребованность выпускников на региональном рынке труда: ни один из наших выпускников 2007, 2008,2009 г.г. не был зарегистрирован на бирже труда.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема качества образования это общая проблема, требующая внимания различных структур власти, так как ОУ, работающим в режиме развития необходима как правовая, так и материальная поддержка.
Пунина Наталия
 

Re: «Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной

Сообщение Kozlov » 07 июн 2010, 11:59

Создание условий, при которых : 1) Развивается учебно-познавательная компетентность обучающихся 2) Обучение ведется в индивидуальном темпе 3) Обучение соответствует интеллектуальным способностям обучающихся 4) Образовательная среда соответствует актуальному уровню развития обучающихся.
Kozlov
 

Re: «Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной

Сообщение Ozherel'eva » 07 июн 2010, 12:18

Открытая общеобразовательная архитектура самостоятельной работы обучающихся рассматривается как набор моделей, описывающих системы управления процессом организации самостоятельной работы обучающихся при изучении специальных дисциплин с разных точек зрения, то есть в различных контекстных вариантах. Образование должно быть доступным, качественным, профессиональным.
Ozherel'eva
 

Re: «Формирование инновационной образовательной среды – путь к повышению качества подготовки специалистов в современной

Сообщение Sorokina » 07 июн 2010, 13:26

В своей деятельности я рационально использую время самостоятельной работы обучающихся, быстро нахожу необходимую информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.Конкретным примером учебного процесса организация самостоятельной работы обучающихся является работа с веб-квестами.Задания могут выполняться обучающимися как в аудиторных, так и в домашних условиях, и выдаются индивидуально или одно на микрогруппу.
Sorokina
 


Вернуться в Каким должно быть качественное образование?

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron