Из опыта работы по использованию рейтинговой системы оценивания

Одной из главных задач государственной образовательной политики является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Сегодня под качеством образования понимают и качество целей и результатов, качество материально технического обеспечения образовательного процесса и качество педагогических кадров. С точки зрения большинства авторов, исследовавших проблему качества образования, одной из главных проблем является недостаточная профессиональная компетентность педагогов. Ряд других исследователей говорят, что проблема лежит в плоскости системы управления образовательным учреждением, что до конца не проработан механизм оценки качества и управления им. Резюмируя все точки зрения, можно констатировать, что сегодня существует множество трактовок определения качества образования, его оценки и управления качеством.
А как думаете Вы, каким должно быть качественное образование и что определяет это качество?

Из опыта работы по использованию рейтинговой системы оценивания

Сообщение Оленина Г.Б. » 17 май 2010, 18:15

На мой взгляд, вопрос об оценке качества образования по-настоящему актуален. Сейчас много говорят о личностно-ориентированной направленности процесса образования, в то же время адекватной системы оценивания результатов обучения до сих пор нет.
Большинство образовательных учреждений работает по 4-балльной системе оценивания: единица практически не ставится. Сегодняшняя отметка субъективна. Понизить степень неточности, приблизительности оценок, может помочь рейтинговая система обучения. Преимущества многобалльной системы при оценивании ответов: можно оценить любой, даже очень краткий, но иногда существенный ответ, тогда как по пятибалльной системе такие ответы обычно не отмечаются. Применение опроса с выбором ответа (тестов) позволяет более четко отработать понятия и сразу же оценить уровень усвоения. Тест же дает очень четкое (выраженное в сумме набранных баллов) представление об уровне знаний учащихся.
Именно поэтому в своей работе я использую рейтинговую систему оценивания. Весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы-модули, контроль, по которым обязателен. По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний с оценкой в баллах, в конце темы проводится зачет с оценкой в баллах и подводится итог. Только тогда рейтинговый показатель переводится в пятибалльную систему оценки.
Кроме того, рейтинговая система оценок помогает мне и обучающимся при составлении портфолио. Помимо интересов и увлечений обучающихся, данных различных анкет и тестирования, мы ведём список «добрых дел»: участие в художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях, конкурсах поделок, олимпиадах, субботниках и т.д. Для чего это нужно? При подготовке к тематическим классным часам, глядя на список, выбираю менее активных учащихся и даю им задания. Ведение подобного «досье» очень помогает и при написании характеристик.
Таким образом, в отличие от традиционной системы контроля и оценки знаний рейтинговая система дает более широкие возможности для получения объективной оценки знаний и умений обучающихся, она позволяет повысить их ответственность за учебный труд, способствует уменьшению пропусков занятий без уважительных причин. Рейтинговая система работы создает условия состязательности, что особенно важно при подготовке современных конкурентноспособных специалистов.
Работа по рейтинговой системе создает дополнительные стимулы для успешного (и даже опережающего) обучения, позволяет усилить самостоятельную работу обучающихся, повысить их активность на занятиях. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала, формированию ключевых компетенций.

Г.Б. Оленина, мастер производственного обучения
ТОГОУ СПО «Многоотраслевой техникум» г.Моршанск
Оленина Г.Б.
 

Re: Из опыта работы по использованию рейтинговой системы оценивания

Сообщение Людмила Рассказова » 24 май 2010, 20:30

Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.
Для объективизации контроля качества знаний учащихся и мотивации их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:
осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра.
вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Преподавателям рейтинговая система позволяет:
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов;
иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.
Можно сказать если применять в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.
Л.И. Рассказова ПТК г Мичуринск
Людмила Рассказова
 

Re: Из опыта работы по использованию рейтинговой системы оценивания

Сообщение Морохова Н.Н. » 26 май 2010, 10:20

Полностью согласна с тем, что рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний обучающихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности, показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Но я не совсем согласна с мнением Олениной Г.Б. в том, что применение опроса с выбором ответа (тестов) позволяет четко обработать понятия и сразу же оценить уровень усвоения. К таким тестам всегда можно подстроиться, уловить закономерность или же просто наугад поставить ответ.
Я думаю, чтобы поставить объективную оценку, необходимо использовать тестовые задания другого уровня (тесты-подстановки, конструктивные тесты, тесты-задачи, мануальные тесты).
Морохова Н.Н., начальник службы качества образования ФГОУ СПО "Тамбовский аграрный колледж"
Морохова Н.Н.
 


Вернуться в Каким должно быть качественное образование?

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron