Лимонова Марина » 26 май 2011, 15:11
Оценить эффективность экспериментальной деятельности невозможно без четких параметров – критериев, которые позволяют получить достоверный вывод о том, что эффективно, а что нет.
Для примера можно предложить следующие критерии и показатели эффективности опытно-экспериментальной работы
1. Критерий:
Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме эксперимента
Показатели:
1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме эксперимента:
приказы,
положения,
договоры,
локальные акты,
инструктивные материалы.
2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.
3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных учреждениях области).
2. Критерий:
Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
Показатели:
1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе эксперимента:
образовательные программы,
учебные планы,
банк, апробированных в рамках эксперимента активных методов обучения,
современные образовательные технологии, направленные на развитие учащихся.
современные воспитательные технологии, направленные на развитие учащихся,
элективные курсы.
2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях эксперимента, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
3. Наличие, разработанных в результате экспериментальной деятельности научно-методических материалов:
методические пособия,
методические рекомендации,
практические пособия,
методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным учреждениям по внедрению результатов эксперимента.
4. Наличие диагностического инструментария оценки качества образования в условиях эксперимента:
пакет контрольно-диагностических методик обученности,
пакет контрольно-диагностических методик воспитанности,
пакет контрольно-диагностических методик, определяющих состояние здоровья учащихся,
пакет контрольно-диагностических методик (социологических анкет) для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях эксперимента,
5. Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях эксперимента
3. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся
Показатели:
1. Качество знаний,
2. Уровень обученности
3. Уровень воспитанности
4. Уровень состояния здоровья обучающихся
5. Развитие индивидуальных способностей
6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом.
4. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников
Показатели:
1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения в эксперимент.
2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате эксперимента.
3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
4. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательного учреждения:
участие в конкурсах профессионального мастерства,
участие в семинарах,
участие в конференциях различного уровня и пр.
5. Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме эксперимента.
5. Критерий:
Информационное сопровождение экспериментальной работы
Показатели:
1. Наличие публикаций по теме эксперимента в научно-методических журналах
2. Наличие публикаций (репортажей) по теме эксперимента в СМИ
3. Отражение результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательного учреждения
4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) экспериментальной работы
6. Социальная значимость опытно-экспериментальной работы
Показатель:
1 Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях эксперимента
7. Критерий:
Наличие потенциала для получения статуса «Модельная площадка»
Показатели:
1. Наличие положительного опыта, полученного в результате опытно-экспериментальной работы
2. Наличие условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников через деятельностное освоение отдельных направлений образовательной политики
3. Участие в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями по направлению деятельности экспериментальной площадки
Данные, полученные в ходе мониторинга, следует рассматривать в качестве информационной основы для эффективного управления образовательным процессом в учреждении, являющимся экспериментальной площадкой, совершенствования его содержательных, методических, организационных сторон. Соответственно, важнейшее требование, предъявляемое к мониторингу, заключается в получении практически полезной, надежной и достаточной информации, которая может быть использована для анализа ситуации и принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества деятельности образовательного учреждения, находящегося в режиме эксперимента.
Лимонова Марина, ТОИПКРО