Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Форум работает с 17 по 31 мая 2011 года

Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Лариса Мягкоход » 16 май 2011, 10:06

В настоящее время не остается равнодушных к проведению педагогического эксперимента учителей, завучей, директоров учебных заведений. Даже родители задаются вопросом, а не ведет ли школа какой-нибудь эксперимент. Как правило, с деятельностью педагога-экспериментатора связано множество надежд.
Общество ожидает, что будет сделана попытка разрешения хотя бы части проблем (социального масштаба).

Ожидания педагогического коллектива разнообразны: здесь и решение конкретных личностно значимых профессиональных проблем, и возможность приобретения социально значимого статуса, самоутверждения, возможности создания на практике апробированного информационно-аналитического банка педагогических инноваций и многое другое.
Ученик также хочет положительных результатов от деятельности педагога-экспериментатора.

Для успеха эксперимента важно желание педагогов, их специальная подготовка и личная ответственность за достоверность результата экспериментальной деятельности, желательно, чтобы экспериментальная работа в образовательном учреждении разворачивалась последовательно и постепенно.

Поэтому важно разобраться в том, что стоит за экспериментом? Каковы его признаки? Как его проводить и отслеживать? Как описывать результаты и делать их достоянием других учителей? Каковы факторы успешности педагогического эксперимента?
На страницах данного форума предлагаем обсудить данные вопросы.
Мягкоход Лариса Борисовна, администратор форума Тамбовского ИПК, зав. информационно-технологического отдела ТОИПКРО
Связаться со мной можно: Skype: lara_myagkokhod, тел. 63-05-05
Аватар пользователя
Лариса Мягкоход
Администратор
 
Сообщений: 132
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 13:26

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Лимонова Марина » 26 май 2011, 15:11

Оценить эффективность экспериментальной деятельности невозможно без четких параметров – критериев, которые позволяют получить достоверный вывод о том, что эффективно, а что нет.
Для примера можно предложить следующие критерии и показатели эффективности опытно-экспериментальной работы
1. Критерий:
Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме эксперимента
Показатели:
1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме эксперимента:
приказы,
положения,
договоры,
локальные акты,
инструктивные материалы.
2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.
3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных учреждениях области).
2. Критерий:
Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
Показатели:
1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе эксперимента:
образовательные программы,
учебные планы,
банк, апробированных в рамках эксперимента активных методов обучения,
современные образовательные технологии, направленные на развитие учащихся.
современные воспитательные технологии, направленные на развитие учащихся,
элективные курсы.
2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях эксперимента, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
3. Наличие, разработанных в результате экспериментальной деятельности научно-методических материалов:
методические пособия,
методические рекомендации,
практические пособия,
методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным учреждениям по внедрению результатов эксперимента.
4. Наличие диагностического инструментария оценки качества образования в условиях эксперимента:
пакет контрольно-диагностических методик обученности,
пакет контрольно-диагностических методик воспитанности,
пакет контрольно-диагностических методик, определяющих состояние здоровья учащихся,
пакет контрольно-диагностических методик (социологических анкет) для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях эксперимента,
5. Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях эксперимента
3. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на качество образования обучающихся
Показатели:
1. Качество знаний,
2. Уровень обученности
3. Уровень воспитанности
4. Уровень состояния здоровья обучающихся
5. Развитие индивидуальных способностей
6. Удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом.
4. Критерий:
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников
Показатели:
1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения в эксперимент.
2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате эксперимента.
3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
4. Повышение профессиональной активности педагогического состава образовательного учреждения:
участие в конкурсах профессионального мастерства,
участие в семинарах,
участие в конференциях различного уровня и пр.
5. Количество проведенных мероприятий на базе образовательного учреждения по теме эксперимента.
5. Критерий:
Информационное сопровождение экспериментальной работы
Показатели:
1. Наличие публикаций по теме эксперимента в научно-методических журналах
2. Наличие публикаций (репортажей) по теме эксперимента в СМИ
3. Отражение результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательного учреждения
4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность) экспериментальной работы
6. Социальная значимость опытно-экспериментальной работы
Показатель:
1 Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях эксперимента
7. Критерий:
Наличие потенциала для получения статуса «Модельная площадка»
Показатели:
1. Наличие положительного опыта, полученного в результате опытно-экспериментальной работы
2. Наличие условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников через деятельностное освоение отдельных направлений образовательной политики
3. Участие в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями по направлению деятельности экспериментальной площадки
Данные, полученные в ходе мониторинга, следует рассматривать в качестве информационной основы для эффективного управления образовательным процессом в учреждении, являющимся экспериментальной площадкой, совершенствования его содержательных, методических, организационных сторон. Соответственно, важнейшее требование, предъявляемое к мониторингу, заключается в получении практически полезной, надежной и достаточной информации, которая может быть использована для анализа ситуации и принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества деятельности образовательного учреждения, находящегося в режиме эксперимента.
Лимонова Марина, ТОИПКРО
Лимонова Марина
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение PopovaEV » 27 май 2011, 11:05

Опытно-экспериментальная работа в школе – ведущая деятельность по повышению качества образования и формированию ключевых компетенций учащихся. На базе нашего образовательного учреждения открыта областная опытно-экспериментальная площадка «Интегративный подход к обучению как средство формирования компетентности учащихся в условиях реализации ГОС нового поколения».
В ходе эксперимента в гимназии осуществляется разработка и внедрение в практику учебно-методического комплекта по реализации интегрированного подхода к обучению: рабочие программы с темами для интеграции содержания обучения предметов естественнонаучного цикла с учетом требований новых стандартов образования; методические рекомендации к разработке и проведению интегрированных занятий, проектов; дидактический материал с использованием ИКТ; программы дополнительного образования.
Отслеживание результатов экспериментальной деятельности происходит через совместное обсуждение проведенной работы, сбор накопленных материалов (методических наработок, рекомендаций и т.п.).
Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы осуществляется по трем направлениям: образовательные результаты учащихся; ресурсное обеспечение образовательного процесса, уровень профессиональных компетенций учителей, связанных с совершенствованием предметных умений в области интеграции.
Учителя кафедры естественнонаучного цикла МОУ гимназии №12 им. Г.Р.Державина города Тамбова
PopovaEV
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение ivanovanataly2009 » 28 май 2011, 15:58

В нашей школе в рамках реализации комплексной программы Тамбовской области "Право ребенка на семью" создана и, теперь уже можно сказать, достаточно эффективно работает "Социальная гостиная для детей группы риска". Критерием оценки эффективности данного эксперимента служит набор психодиагностических методик для детей и родителей: тест школьной тревожности Филлипса, "Тест руки"(Б.Брайклин, З. Питровский, Э.Вагнер), тест на изучение самооценки Дембо-Рубинштейна, анкета на удовлетворенность работой соцгостиной для родителей(авторская разработка).
За последние полгода количество детей с низким уровнем тревожности стало на 13% больше, на 11% уменьшилось количество детей с показателем открытого агрессивного поведения, на 6% - с низкой самооценкой. 56% родителей полностью удовлетворены услугами соцгостиной.
Показателем качества работы педагогов является и факт повышения уровня успеваемости детей, отсутствие пропусков занятий без уважительных причин.
Но самый главный критерий эффективности работы соцгостиной - это относительно постоянный состав целевых групп и желание детей находиться в школе.

Педагог-психолог МОУ "СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов" Иванова Н.Ю.
ivanovanataly2009
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Расторгуева А.В. » 31 май 2011, 10:37

Известно, что основой воспитания культуры поведения человека является культура той среды, в которой он живет, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, общая культура семьи. К сожалению, не каждая семья имеет достаточный уровень этой культуры, и образовательным учреждениям приходится брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Та атмосфера, которая царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, правила поведения, по которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании способности ребёнка к успешной социальной адаптации. Именно поэтому в МДОУ детский сад № 16 «Ласточка» г. Котовска, ведущем ОЭР по теме «Воспитание человека высокой культуры», одним из главных факторов успешности проводимой работы считается работа по самовоспитанию педагогов согласно разработанному в МДОУ «Кредо педагога» и повышение уровня педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания в ребёнке определённых качеств личности, составляющих понятие «человек высокой культуры».
Результаты работы по самовоспитанию педагогов отслеживаются при анализе карт самовоспитания, где за проявления определённых качеств личности ставится оценка, получаемая из самооценки и оценки коллектива, составлен план самовоспитания и список используемого материала (методической, художественной литературы, практических методик и диагностического материала). Рост педагогической грамотности родителей виден из результатов периодически проводимого анкетирования и оценки воспитателями общей культуры взаимоотношений детей и родителей. Также радует явно растущий процент участия родителей в проводимых в рамках ОЭР мероприятиях, активизация обращений в консультационный пункт МДОУ по вопросам в рамках ОЭР.
Заведующий МДОУ Расторгуева А.В.
Расторгуева А.В.
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Теплякова Л.А. » 31 май 2011, 20:28

В нашем ДОУ уже не в первый раз ведётся опытно – экспериментальная работа. Хорошо понимая, что исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как показатель профессионализма в любой сфере деятельности, педагоги ДОУ с желанием включаются в опытно – экспериментальную деятельность. Желание есть, а вот что касается специальной подготовки, то здесь возникает проблема и достаточно серьёзная. Дело в том, что за последние семь лет в ДОУ пришёл работать только один специалист, учитель-логопед, и … не одного воспитателя с дошкольным образованием. В лучшем случае учитель начальных классов. Поэтому вместо специальной подготовки к исследовательской деятельности приходится заниматься переподготовкой, перепрофилированием. Делать это одновременно практически невозможно. Особенно в последнее время, когда всё в дошкольном образовании изменяется не по дням, а по часам. Не успели освоить одну образовательную программу, уже нужно разрабатывать другую, только - только составили другую, нужно разрабатывать рабочие программы, всевозможные планы, готовиться к многочисленным конкурсам и т.д. Только непонятно в какое время это всё делать? Ведь воспитатель 36 часов в неделю непосредственно работает с детьми, количество которых в группе с каждым годом всё увеличивается. У учителя в школе есть методические часы. А у воспитателя их нет. Где же взять время на разработку экспериментальных материалов? Каким законодательным актом это определено?
Все эти проблемы значительно осложняют экспериментальную работу в ДОУ, нарушают её последовательность и постепенность. Бесспорно, результаты отслеживать необходимо. Однако, те методики, которые используются в настоящее время, на мой взгляд, очень громоздки и не всегда информативны. Отследить, оценить, а потом ещё и описать результаты по 6-7 критериям, и каждый из них по 3-4 позициям, это солидная научная работа. Как совместить её с практической деятельностью, когда практических образовательных проблем в каждом ДОУ появляется всё больше и больше! Вот и приходится педагогам ДОУ делать одновременно множество самых разнообразных дел. И всё чаще приходится наблюдать, как воспитатель разрабатывает различные экспериментальные материалы, составляет отчёты, а дети просто под присмотром играют. Может быть, это и не самый плохой вариант при учебной модели образовательной работы. Но…. сегодня, кода образовательные задачи реализуются на протяжение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ, во всех видах деятельности и во всех формах работы, данный вариант работать не будет.
Кроме того, сколько раз приходилось наблюдать такую картину, когда воспитатель, стремясь добиться успехов в ОЭД, всё своё и детское время и силы посвящал этой проблеме, что приводит к нарушению таких принципов, как комплексность и целостность. На мой взгляд, экспериментальная деятельность в ДОУ нужна, но её должны вести педагоги, не только желающие, но и способные к исследовательской деятельности и под руководством специалиста- исследователя по должности и призванию.
Заместитель заведующего по УВР МДОУ ЦРР- детский сад «Солнышко» г. Котовска Теплякова Любовь Александровна
Теплякова Л.А.
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Коробова Р.А. » 03 июн 2011, 17:55

Коробова Р.А., заместитель заведующей по ВМР, МДОУ № 11 «Оленёнок», город Мичуринск.

Уважаемые коллеги!
Мы хотим поделиться опытом по проблеме опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении. Наш ДОУ работает в экспериментальном режиме по теме «Создание в ДОУ эколого-краеведческого пространства, как фактор развития исследовательской деятельности дошкольников». Целью исследования является экспериментальное изучение возможностей методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации программы социального развития дошкольника.

В соответствии с задачами эксперимента в детском саду идёт сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля общения с воспитателями, родителями в личностно-ориентированном образовании.

Мы считаем, что методическая работа в дошкольном учреждении даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, апробации инноваций. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, выявить педагогов-новаторов.

Являясь муниципальной экспериментальной площадкой, педагогический коллектив разработал концепцию и образовательную программу ДОУ, утверждено положение о творческой группе, в которую вошли педагоги, которые к этому были готовы.

Эффективность опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении зависит от качества планирования деятельности. Поэтому важным моментом начала работы являлось составление плана проведения эксперимента.

МДОУ предусматривает использование новых эффективных форм работы с детьми, позволяющие не только обеспечить успех в передаче необходимых знаний, в реализации определённых способностей, но и реализацию интересов ребёнка.

Опытно - экспериментальная деятельность помогли раскрыть творческий потенциал педагогов ДОУ. Педагогами за период работы в режиме эксперимента созданы:
• методические рекомендации «Познаём свою малую Родину».
• педагоги ДОУ являются соавторами городской рабочей тетради по курсу «Мичуринсковедение»,
• разработаны методические разработки «Край мой Тамбовский»,
• педагогические проекты – «В гостях у истории», «Район, в котором мы живём», «Ремесло не коромысло»,
• фольклор на физкультурных занятиях.

Интеграция деятельности всех участников комплексной опытно – экспериментальной площадки, выработке общих взглядов на образование, общение педагогов друг с другом на основе профессиональных интересов создали условия для творческой самореализации, поддержки в поиске инновационной деятельности, развития гуманистических тенденций в построении педагогического процесса.

Распространение инновационного опыта проходит через мастер – классы, педагогические игротеки, проектно-методические мастерские, творческие гостиные, методические выставки, педагогические чтения, творческие отчёты, открытые мероприятия, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика».
Коробова Р.А.
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Ольга И » 03 июн 2011, 18:51

Я являюсь воспитателем МДОУ № 11 «Оленёнок», города Мичуринска, который работает в экспериментальном режиме по теме «Создание в ДОУ эколого-краеведческого пространства, как фактор развития исследовательской деятельности дошкольников». Мною разработаны методические разработки на тему «Край мой Тамбовский»

Дошкольные учреждения всегда предназначались не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде - всего для того, чтобы воспитать. В этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Опыт, накопленный при проведении занятий по экологии и краеведению, позволил мне выделить те методы, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по экологии и краеведению». Кроме того, в план введены игры, упражнения, эксперименты, повторы-закрепления с изменением того либо иного параметра как во время учебной деятельности, так и в свободное время. Для привлечения родителей к совместной с детьми работе были выделены общие домашние задания (рабочие тетради).

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений. В группах были созданы уголки экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения-эксперименты.

В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в опытно –экспериментальной работе.

Иншакова Ольга Викторовна
Ольга И
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Коробова Р.А. » 06 июн 2011, 08:52

Туровская Лидия Михайловна, воспитатель МДОУ № 11 «Оленёнок», город Мичуринск.

Работая в режиме воспитателя - практика, я часто сталкиваюсь с проблемой теоретического осмысления итогов своей работы, обобщения своего опыта, систематизации и описания своих методических приемов, использованных форм и методов работы. Наиболее зримо данная проблема встает в связи с необходимостью системного представления педагогической деятельности в виде авторской технологии работы, авторской концепции, и ее поэлементной реализации.

Я являюсь автором методических разработок на тему «Познаём свою малую Родину» для детей старшего дошкольного возраста.
Исследование по данной теме проводилось в три этапа:

Первый этап - этап поисково-эмпирический, на котором шли поиски ведущих направлении опытно-экспериментальной работы, проходило изучение литературы по проблеме краеведческого воспитания, игровых технологий, анализ передового практического опыта воспитания дошкольников, а так же опыт работы отечественных и зарубежных педагогов в разработке игровых технологий и их роли в комплексном воспитании детей. Были определены цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза.

Второй этап - этап корректирующего эксперимента, на котором выявились основные составляющие стратегии и модели воспитания дошкольников, была развернута опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась научная достоверность гипотезы, продолжалось изучение литературы, вносились корректировки.

Третий этап - этап повторного эксперимента, который был посвящен обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщению, экспериментальной проверке модели и авторской разработке, внедрению материалов и идей исследования в практику работы дошкольных учреждений города и школ.

В современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как одному из методов патриотического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Одной из важнейших задач является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, народу.
Коробова Р.А.
 

Re: Оценка эффективности ОЭ деятельности в системе образования

Сообщение Ekaterina Rezvanova » 23 авг 2011, 15:55

Всестороннего гармонического развития личности


В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.
Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.
Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и информационно-компьютерным средствам.
Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность ДОУ- выявлять и развивать их, формировать у детей индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.
Второй компонент относится к трудовому воспитанию и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

Голубцова Т.А.
воспитатель МДОУ № 11 «Чебурашка»
г. Моршанск
Ekaterina Rezvanova
 


Вернуться в Оценка эффективности опытно-экспериментальной деятельности в системе образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron