Страница 1 из 2

Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 18 мар 2011, 13:34
Любовь Цаплина
Уважаемые коллеги!

Приветствуем Вас в теме "Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации"

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией. Интернет «захватил» одно из первых и основополагающих умений человека — межличностное общение. Когда-то именно общение людей послужило сильнейшим толчком к развитию цивилизации, сейчас оно стремится перейти на существенно новый уровень. Общение в Интернет создаёт совершенно безграничные связи между людьми, находящимися физически далеко друг от друга.
Социальная сеть – ресурс направленный на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Коммуникация в социальной сети осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями и это - принципиально новый информационный пласт социальной реальности.


Многие исследователи называют следующие особенности, коренным образом отличающие виртуальное общение от реального.
1. Анонимность: вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется снижение психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3. Добровольность и желательность контактов: пользователь добровольно устанавливает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения.
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению: зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.
6. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.
Все вышеперечисленные особенности общения в Интернет позволяют сформулировать следующий вопрос.

Какие качества приобретает новая социальная реальность, связанная с безграничными возможностями общения в Интернет?

В данной теме предлагается высказывать свою точку зрения по этому вопросу, а также обсуждать проблемы формирования коммуникативных навыков детей и подростков при общении в социальных сетях. Для дискуссии приглашаются руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, социальные педагоги, педагоги-психологи

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 21 мар 2011, 14:52
Соколов Александр
Виртуальный мир имеет много сходства с реальностью. Его загадочность и непредсказуемость похожи на неопределенность и изменчивость мира. В сети человек может играть выбранные им роли, аналогично маскам, надеваемым людьми в повседневной жизни.
В то же время виртуальный мир декларирует легко доступные преимущества перед миром реальным. Здесь можно легко добиться успеха за счет творческой активности, сокрытия недостатков и возможности взять себе любую роль, которую можно так же легко заменить другой.
Здесь предоставляется возможность любого поведения без ответственности, без страха последствий, отвержения или осуждения. В сети человек ощущает себя защищенным и недосягаемым, может легко высказывать свое мнение, которое вряд ли мог бы высказать в реальной жизни.
Виртуальный мир дает иллюзию защиты от одиночества. В то же время он дает возможность уйти от общения с реальными людьми, с мнением которых пришлось бы считаться.
Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние за счет безграничных возможностей поиска и совершения открытий. И главное – серфинг в сети дает чувство пребывания в «потоке» - полная погруженность в действие с выключением из внешней реальности с ощущением пребывания в другом мире, другом времени, другом измерении.
Таким образом, виртуальная среда дает возможности реализоваться человеку в том нереальном мире. Но мы живем, работаем, учимся в реальном мире и как бы не был хорош виртуальный мир нам надо жить в реальном. Уходя в виртуальный мир мы все равно решаем проблемы реального, т.е. социальная сеть выступает посредником.
Соколов А.С.

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 23 мар 2011, 10:55
Наталия Болдырева
Трудно однозначно оценить вред или пользу социальных сетей. Ведь если соблюдать некую меру, то общение принесёт определённую пользу.
Одним из плюсов социальной сети, я считаю, возможность людей обсуждать насущные проблемы, убеждаться в собственной правоте (или наоборот), получая ответы, «обратную связь» от своих сверстников-пользователей. Мне приходилось заходить на подобные форумы. Мой сын там находит ответы на многие вопросы по таким темам, как обслуживание ПК, отзывы бывших или настоящих студентов о конкретных высших учебных заведениях и др.
Наиболее популярными причинами частого посещения молодыми людьми социальных сетей служат знакомства и общения по интересам через Интернет. А зарегистрированные пользователи предлагают друг другу стать друзьями, организовывают тематические сообщества. Это один из ключевых интересов, в котором подростки видят ряд преимуществ. Прежде всего, для них отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. И опять же, здесь необходимо чувствовать ту самую грань, которая отделяет норму от патологии. В противном случае увлечение сетью ликвидирует подлинную ценность человеческого общения, способствует разрушению навыков реального общения и даже из-за использования сетевого сленга приводит к определенной неграмотности в русском языке.
Наталия Болдырева, педагог - психолог, г. Кирсанов

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 14:29
Петрова Елена
Общение в социальных сетях вовсе не способствуют установлению контактов между людьми. Интернет-общение - это иллюзия и подмена реальной жизни. Люди в буквальном смысле слова становятся батарейками в матрице, и подпитывают виртуальную реальность, теряя собственные силы и здоровье, разрушая себя и окружающих. В мире социальных сетей все просто и легко, не нужно решать тудных жизненных проблем - если человек тебе не нравится, его можно «уничтожить» одним кликом, и подобрать себе другого виртуального друга, с подходящими параметрами.
Люди добровольно становятся жителями виртуального мира, не имеющего ничего общего с реальностью. Предпочтя общение в социальных сетях реальному, человек теряет всех окружающих людей, которые его любят. Выбрав социальные сети, убиваешь себя настоящего и становишься лишь винтиком в механизме придуманного мира.

И вопрос вопросов: А как сделать реальный мир красочным, ярким и интересным?
Если человек не сможет на него ответить, он будет вновь и вновь попадать в сети социальных сетей .

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 24 мар 2011, 22:11
Рачкова Ольга
Живя в так называемом информационном обществе, мы на самом деле существуем в эпоху удивительного дефицита информации. Называя нынешнее состояние общества информационным, мы констатируем гипертрофированность аудио-визуальной информации в современной цивилизации. И, соответственно, то, что можно помыслить под постинформационным обществом не есть отказ от информации, а радикальная “переоценка ценности” иной, не аудио-визуальной информации: все то, что относится к тактильно-кожным ощущениям, обонянию, вкусу — в целом, всему тому, что именовалось истиной в аристотелевском смысле: “Истинное и ложное означают здесь следующее: истина есть удостоверение на ощупь и сказывание, а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется незнание”.

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 27 мар 2011, 13:12
Ambaryang
Уважаемые коллеги! Наблюдая с каким интересом дети общаются в сети "В контакте", мы решили на школьном сайте МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова создать свою социальную сеть. На следующий же день были уже первые зарегистрированные. Обучающимся понравилось общаться, они стали чаще заходить на школьный сайт, интересоваться школьными новостями. Те вопросы, которые они стесняются задать педагогам, ребята задают в сети. В тот же день они получают ответ. В настоящий момент созданы группы для специалистов услуги "Социальная гостиная", "МО социальных педагогов города Тамбова", школьные группы. В социальных сетях есть возможность выкладывать фотоальбомы, создавать мероприятия, обсуждать темы, знакомиться с объявлениями. Эта работа еще только начинается, но мы надеемся, что общение детей в школьной социальной сети убережет их от материалов, не подходящих для их возраста в других сетях Интернета.

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 27 мар 2011, 16:42
Надежда Касандрова
Факт существования компьютерной и Интернет зависимостей у детей и подростков школьного возраста открыто признается большинством современных психологов, работающих с данным контингентом.
В последнее время компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. По данные мониторинга в России с 1992 года по 2004 год среди пользователей Интернета количество подростков увеличилось с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями Сети. Выделяют много факторов влияющих на формирование зависимого поведения подростка от компьютера и Интернета. Это и отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Так же неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности в обучении в школе. Надо упомянуть и о желание приключений, в подростковом возрасте, которое ребенок может реализовать в различных компьютерных играх.
Но одним из важнейших факторов, конечно, является семья и отношения в семье. Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, не желание родителей привлекать подростка в различного рода кружки или спортивные секции, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете, общаясь в чатах, играя в различного рода игры.
Другой, не менее важной, причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, работой, домашним бытом, что у них совершенно не хватает времени на общение с ребенком, участие в его жизни. Не находя эмоционального контакта в семье, «друга» в лице своих близких, подросток старается найти его в виртуальном мире, общаясь одновременно в нескольких чатах, участвуя в он-лайн играх, чаще всего в массовых. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми. Отмечают еще один важный фактор, влияющий на формирование зависимого поведения, это эмоциональное состояние подростка. Сложная ситуация в семье (внутрисемейные конфликты, отсутствие взаимопонимания в семье), трудности во взаимоотношения с одноклассниками, неудачи в личной и общественной жизни проводят к тому, что у подростка снижается эмоциональный фон, возникает депрессия. Исследования показывают, что подверженность подростка депрессивным состояниям увеличивает риск формирования компьютерной и Интернет зависимости. При этом подросток, попадающий в зависимость, не выходит из депрессивного состояния, а усугубляет эмоциональное состояние возникновением других причин, таких как:
? постоянная потребность в компьютерной игре и невозможность подростка реализовать данную потребность постоянно, приводит к эмоциональному неудовлетворению.
? так же неудовлетворенность усугубляет и то, что субъективно подросток понимает бесполезность увлечения компьютерными играми, но не умение исправить ситуацию в реальном мире, самостоятельно изменить ситуацию во взаимоотношениях в семье и школе, возвращает подростка в виртуальный мир, как один из легких способов уйти от реальных проблем.

Re: Социальные сети: проблемы современных способов коммуникации

СообщениеДобавлено: 28 мар 2011, 11:08
Grodinskay
Социальные сети, безусловно, создают безграничные возможности для общения. В подростковом возрасте существует масса комплексов, связанных с общением в реальном мире со своими сверстниками, и виртуальное общение может помочь научиться общаться. Но здесь необходимо чувствовать ту грань, когда надо остановиться, но не всякий подросток это осознает. И здесь, видя такое увлечение ребенка, обязательно должны вмешаться родители, семья, школа, чтобы понять в чем именно проблема.
Гродинская В.А., учитель информатики МОУ гимназия №12 города Тамбова

СообщениеДобавлено: 28 мар 2011, 12:17
Любовь Цаплина
Grodinskay писал(а):Социальные сети, безусловно, создают безграничные возможности для общения. В подростковом возрасте существует масса комплексов, связанных с общением в реальном мире со своими сверстниками, и виртуальное общение может помочь научиться общаться. Но здесь необходимо чувствовать ту грань, когда надо остановиться, но не всякий подросток это осознает. И здесь, видя такое увлечение ребенка, обязательно должны вмешаться родители, семья, школа, чтобы понять в чем именно проблема.
Гродинская В.А., учитель информатики МОУ гимназия №12 города Тамбова


Виртуальное общение, действительно, может помочь ребенку научиться общаться. Но, на мой взгляд, формирование реальных коммуникативных навыков всё-таки имеет первостепенное значение. Ведь только имея эффективные навыки общения со своим окружением, можно осознанно сформировать собственные взгляды на форумное общение, уметь делать выводы из разного рода виртуальных ситуаций. Мне кажется, что более верно считать общение в Интернете неким социальным "тренажером", но не отводить компьютеру и Интернет главенствующую роль в формировании коммуникативных навыков

СообщениеДобавлено: 28 мар 2011, 17:53
Надежда Стрельникова
Я считаю ребёнку следует объяснить, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.
Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет через книги, публикации в газетах, телепередачи.
Детям нравится посещать Интернет, ведь это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной.
Необходимо установить правила использования домашнего компьютера и постарайться найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце-концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.