Самые маленькие в детском саду

Форум проводится в целях повышения качества предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Самые маленькие в детском саду

Сообщение Фомина Наталья » 17 окт 2010, 14:53

Что нужно знать на период адаптации в детском саду

В семье появляется малыш. Это радостное и долгожданное событие. Первые слова, пер-вые шаги …Быстро пролетел год, и вот родители на пороге выбора: в какой детский сад определить малыша? Как выбрать ясельную группу? И наша задача – не обмануть их ожидания.
Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они при-ведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольно-го учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания.

Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение

№ п/п Мероприятия Рекомендации родите-лям (при приеме заяв-ления) Детский сад
(период адаптации)
1. Режим дня дома и в ДОУ Максимально приблизить к режиму детского сада Время пребывания в детском саду сократить (по возможно-сти)
2. Питание Использовать набор про-дуктов по возрасту. При-вивать навыки самостоя-тельной еды. При необходимости сохра-нить привычный способ пи-тания на период адаптации. Не кормить насильно.
3. Гимнастика и физиче-ские упражнения Ознакомившись с элемен-тарными приемами разви-тия движений детей, про-водить упражнения дома. Проводить занятия соответст-венно возрасту. Составить специальный комплекс для выполнения упражнений до-ма.
4. Гигиенические проце-дуры Научить ребенка самостоя-тельно выполнять гигие-нические процедуры Продолжать учить ребенка самообслуживанию
5. Закаливание Закаливать малыша с уче-том группы здоровья (по-знакомиться заранее с ме-тодикой) Постепенно в водить малыша в систему закаливания
6. Воспитательные воз-действия Проводить игровые заня-тия по возрасту. Особое внимание уделить разви-тию у детей умению занять себя Проводить занятия, соответ-ствующие возрасту и разви-тию ребенка, при отсутствии у него негативной реакции




Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осто-рожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, ка-призными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а две-рей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные де-тям более раннего возраста. Например, примитивнее становится речь малыша: дома он обращался с просьбой дать ему что-либо, а в д/саду показывает на понравившуюся иг-рушку и тянет: «Ай-ай-ай!» (так он раньше говорил слово дай). Возможно временное разрушение некоторых навыков. Например, Алеша поступил в д/сад в возрасте 1 г. 2 мес. Дома он уже ходил, в детском саду утратил это умение: передвигается, ползая по комнате. У детей приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случа-ются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температу-ры, появление сыпи и т.п. У одних детей нарушается сон, у других - отсутствует аппе-тит.
Таким образом, период адаптации тяжелое время для малыша, его родителей и персона-ла группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 не-дели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других ма-лышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает. Поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд фак-торов. Прежде всего, возраст малыша: легче всего приспосабливаются к новым услови-ям жизни ребенок 5-6 месяцев, сложнее это делается от 10 месяцев до 1 г. 6 мес. – 1 г. 7 мес. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребен-ка? Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ос-лабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ, и наоборот безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобща-ются к жизни в коллективе сверстников.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к обще-нию только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отноше-ние родителей к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пре-бывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне. Что ус-ложняет уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочислен-ных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится «несколько дней». Малыши у таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского НЕЛЬЗЯ. Ребенок, у которого дома не трениру-ется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила по-ведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребы-вания в детском саду.
Итак, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безбо-лезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в се-мье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распоряд-ку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую само-стоятельность.
Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блю-дам, включенным в него. Учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, по-сле еды пользоваться салфеткой.
О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном со-бытии. Внушайте ему, что там будет хорошо, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, а также много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его бу-дут кормить, как одевать и т.д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, пред-варительно посетите группу. Лучше привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.
Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить большое внимание новичку. Но в первые дни лучше оставлять ребенка на 1-2 часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем – до вечера.
Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с вами. Ваше веж-ливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к об-щению с ним.
В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосет палец, не засыпает без соски, или пения, любит быть на руках у взрослых и т.п.), неже-лательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ре-бенка, согласованию воздействий на него дома и в д/саду – важнейшее условие, облег-чающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Что помогает справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с ма-мой?
1. Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т. Козак пишет: «Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспраши-вайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему ма-лышу удается привыкнуть к садику».
2. Если у малыша разрывается сердце от расставания с Вами, положите ему в карма-шек Вашу небольшую фотографию или дайте на прощание «кусочек себя» (напри-мер, Ваш носовой платочек, который пахнет Вашими духами, или что-нибудь в этом роде).
3. Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в са-дик папа или бабушки-дедушки.
4. Если ваше чадо «впало в детство» (так называемый псевдо «регресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.
5. Еще одно любопытное замечание психолога Н. Некрасовой: «Если ребенок по до-роге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а… похвалите. Скажите, например: «Умница, те-перь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый…» или «Какой ты молодец, а вот я на твоем месте, наверно, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова прида-ют ребенку уверенность. Ведь сильный человек (даже если речь о малыше) спра-вится с трудностями».
6. Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы бес-покоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь мо-жет что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, на-блюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
7. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
8. Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период не-обходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Ща-дите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не нака-зывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
9. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помо-гите вместе с малышом найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка че-рез нее, ориентируя игру на положительные результаты.
10. Если ребенок изо дня в день жалуется на воспитательницу, не принимает ее, поста-райтесь перевести его в другую группу или другой садик. Однако помните, что часто менять садики вредно.
11. Если вы заметили, что ваш кроха выделяет какую-то воспитательницу особой лю-бовью, постарайтесь сойтись с ней поближе. Общаясь, вы узнаете много интерес-ных подробностей о жизни вашего малыша в детсаду.
12. Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное пом-нить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать, конечно, если для вас это приемлемо, — и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человек, который когда-то бла-годаря вам появился на свет.
В добрый вам путь!
Фомина Наталья
 

Re: Самые маленькие в детском саду

Сообщение katasonova.galina » 18 окт 2010, 21:31

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, - подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик. Даже при последнем раскладе необходимо тщательно следить за состоянием малыша, чтобы позже, когда придет время идти в школу, не было подобных проблем.
Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны.
И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
Вне зависимости от типа ребенка, в первое время вероятность подхватить вирус очень высока, особенно на 4-10 день пребывания в детском саду. Поэтому рекомендуется в этот промежуток времени воздержаться от походов в садик.
Первый день
Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
С уважением, Катасонова Галина Васильевна, заведующий МДОУ №71.
katasonova.galina
 

Re: Самые маленькие в детском саду

Сообщение Раиса Васильевна » 27 мар 2011, 15:35

Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением - один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация (приспособление) всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит три этапа.
На первом - ознакомительном - этапе происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды (стадия «культурного шока»).
На втором этапе - мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.
Для третьего этапа - действия - характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.
Какие факторы могут воздействовать на процесс адаптации к новым жизненным обстоятельства?
В первую очередь - фактор среды, т.е. материальное пространство, в котором организуется жизнедеятельность детей. Пространство группы детского сада существенно отличается от пространства квартиры, к которой привык ребенок: от площади домашних комнат, мебели, интерьера, любимых мест. Иными словами, всего того, что входит в понятие «дом» как символ жизни семьи, домашнего очага.
• Следующий фактор, организация времени, т.е. режим дня, оказывает влияние на адаптацию, потому что режим в семье порой существенно отличается от распорядка дня дошкольного учреждения.
• К этим факторам приплюсуем отсутствие опыта общения с чужими взрослыми и детьми. Чем меньше этот опыт, тем сложнее и длительнее процесс формирования отношений с воспитателями и со сверстниками.
Какие же правила следует соблюдать родителям?
Во-первых, до поступления ребенка в дошкольное учреждение желательны неоднократные кратковременные экскурсии в группу, с тем чтобы познакомиться с воспитателем. Лучше делать это в вечернее время. Так легче снять эмоциональное напряжение, установить контакт с педагогом - и родителю, и ребенку.
Во-вторых, рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребенка: его темпераменте, характере, привычках, любимых занятиях, предпочтениях в еде и т.п.; сообщить о том, как в семье реагируют на его неадекватное или нежелательное поведение (например, капризничает, злится или шалит); познакомить с особенностями режима дня в семье (когда и как засыпает и просыпается, как происходит кормление - сопровождается ли особым ритуалом, как организуется бодрствование); сообщить о куль¬турно-гигиенических навыках - как сформированных, так и несформированных (умеет ли самостоятельно и аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком, горшком и т.п.); рассказать о том, как формировался опыт общения со взрослыми и сверстниками, каков круг общения (умеет ли быть доброжелательным, играет ли совместно с другими детьми или рядом, знает ли необходимые правила для установления и поддержания контакта как со взрослыми, так и с детьми и следует ли этим правилам).
Что касается педагогических правил введения детей в условия дошкольного образовательного учреждения, до сих пор актуальны предложения, изложенные Н.Д. Ватутиной.
Речь идет о следующем:
• Приучать ребенка ко всему новому постепенно. Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение. В первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении желательно сохранять выработанные у него привычки. Только когда ребенок начнет привыкать к новым условиям, негативные привычки можно сводить на нет.
• Договориться о том, что можно разрешать, а что следует запрещать. При этом необходимо помнить: большое число запретов отрицательно действует на нервную систему ребенка, а предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы.
• Настроить ребенка на предстоящий режимный процесс, создать установку, сообщить, зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет. Все режимные процессы нужно проводить спокойно, без суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
• Учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия.
• Создать такой режим в детском саду, который соответствует принципам преемственности, последовательности, постепенности, учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Зайцева Раиса Васильевна, воспитатель МДОУ детского сада "Алёнка" Никифоровского района
Раиса Васильевна
 


Вернуться в Технологический подход к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях предшкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron