Сказки и её воздействие на личность

Современные ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольному образовательному учреждению. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих в их переходе на качественно новый режим - режим развития. Другой аспект модернизации дошкольного образования связан с созданием в дошкольном образовательном учреждении оптимальных условий для проявления высокой культуры инновационной педагогической деятельности воспитателя, обладающего компетентностью, готового к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги- новаторы, практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений и их руководителей, работающих в инновационном режиме выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска.

Модератор: Самородова Антонина

Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Filatova » 26 окт 2010, 13:25

Тема "Сказка и её воздействие на личность" выбрана потому, что сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность чувства, это его маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая её или сочиняя, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Участниками программы являются дети средней и старшей групп, возраст воспитанников 4-6 лет.
В результате реализации данной программы у детей возрастёт интерес к сказке, они активно и с удовольствием будут участвовать в театрализованных сказках, посещать кукольный театр, кружок и самостоятельно обыгрывать сказки.
Кроме этого дети будут хорошо пересказывать сказки, у них будет развита логика, память, сконцентрируются внимание и фантазия.
Filatova
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение казарцева » 27 окт 2010, 17:08

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром.
Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова).
Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.
Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника, мы определяем следующие задачи:
-развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей
-овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков
-принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам,продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок), прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ.
Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.
казарцева
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Анна Саркисян » 31 окт 2010, 22:58

Саркисян Анна - воспитатель МДОУ № 47.

Как же влияют сказки на детей? Чтение детям сказок очень важно, ведь все дети любят сказки. И кроме приятного времяпровождения сказки знакомят малыша с окружающим миром, расширяя при этом кругозор. Именно через сказки ребёнок получает представления о человеке, его проблемах и способах решениях этих проблем. Более того, сказки учат морали и нравственности. Все персонажи специально имеют ярко выраженные черты характера, специально для того, чтобы ребенок мог уже в раннем возрасте различать хорошее и плохое, доброе и злое.
Динамика сюжета завлекает и заинтересовывает ребенка, а выразительный, но при этом простой и доступный для ребенка язык, научит ребенка самостоятельно делать выводы и давать определенную характеристику персонажей.
Кроме нравственного воспитания, особое значение имеет эмоциональное воспитание ребенка. В процессе получения информации о тех или иных чертах характера героя, формируется эмоциональная окраска чувствами этих знаний. Это крайне необходимо для формирования личности ребенка, ведь таким образом разрабатывается способность к выражению своих чувств, способность к характеристике того или иного персонажа в нравственном смысле. Постепенно эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, то может не только создать представление о добре и зле но и дать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям, а в дальнейшем анализировать и уже свое поведение.
Кроме того, сказки обогащают внутренний мир ребенка, увеличивая его словарный запас, а также интуицию, воображение и фантазию.
Анна Саркисян
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Оксана » 03 ноя 2010, 16:19

Шамшина Оксана Александровна
учитель-логопед МДОУ№47
Конечно же, в этот интенсивно развивающийся XXI век, для того, что бы идти в ногу со временем, современному педагогу необходимо не только уметь ориентироваться в потоке информации, но и активно искать новые формы и методы воздействия на формирование личности ребёнка. Возможность поиска и использования различных педагогических технологий значительно повышает уровень профессионального мастерства любого педагога. Очень актуален вопрос о использовании инновационных технологий и в коррекционно-образовательном процессе. Стремительные изменения, происходящие в системе образования в последние время диктуют новые условия организации коррекционно-педагогического процесса и в дошкольных учреждения.
Так, например, использование логопедических сказок на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи способствует формированию различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной речи. В процессе таких занятий у детей завязывается дружба со сказочным персонажем – Старичком Звуковичком, который живёт в волшебном сундучке. Он во всём помогает детям, а они в свою очередь выручают его из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, с помощью логопедической сказки занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. Дети приходят не в логопедический кабинет, а в гости к Звуковичку.
1. Сказка о «Весёлом язычке» знакомит детей с органами артикуляционного аппарата, вырабатывает мотивацию на дальнейшее выполнение артикуляционных упражнений.
2. Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержат задания и игры на чёткое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
3. Использование сказок, в которых живут звуки помогают в занимательной форме проводить постановку звуков и ускорить процесс автоматизации.
4. Когда звук у ребёнка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы как сочинение сказки о звуках. Для этого следует предложить ребёнку несколько предметных картинок, в названии которых есть данный звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов они обычно начинаются, и предложить ребёнку начать свою сказку так же. Например: положить перед детьми картинки с изображением буквы, обозначающей данный звук, велосипеда, насоса, совы. А вот пример сказки, которую педагог может предложить ребёнку в качестве образца:
Жил-был звук С. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук С брал насос и накачивал колёса: «Сы-сы-сы…». С ним всегда были его друзья собака и сова. Сова летела высоко , а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.
Таким образом, использование логопедических сказок не только помогает решать цели и задачи различных этапов коррекционно-обучающегося процесса, но и развивать фантазию, речевую творческую активность.
Оксана
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Г.П.Остапович » 09 ноя 2010, 13:53

Всем ли полезна сказкотерапия?
(консультация для родителей)


Считаю, что сказкотерапия полезна всем. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Уверена, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Можно предложить малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
Всё, что нас окружает может быть описано языком сказок.
Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Г.П.Остапович
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Aleks_L » 14 ноя 2010, 19:14

Надо отметить и "авторские" сказки. Прочтение родителями сказки, созданной их ребёнком, даёт удивительный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая её символическому анализу, родители постигают её смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, когда им читаешь истории, сочинённые их родителями. Происходит это потому, что сказка образует невидимый волшебный мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от суетных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Aleks_L
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение логопедик » 16 ноя 2010, 17:07

Кузьмина Т.В.,учитель-логопед МДОУ № 26 " Колосок" г.Мичуринск
Сказка -неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребёнка. Велики возможности сказки .Через неё можно знакомить детей не только с окружающим миром ,но и обучать правильному звукопроизношению и что очень важно развивать связную монологическую речь. Сказка является важным стимулом развития выразительности речи. На своих занятиях я использую методику мнемотехники Большевой Т.В. « Учимся по сказке».Поскольку предметные и предметно-схематические модели лежат в основе развития связной речи детей мной изготовлены схемы, карточки, таблицы и мнемодорожки по сказкам.
Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определённая информация. Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идёт осознание происходящего в ней, понимание самой сказки , содержания ,которое « завязано» вокруг главных героев. В таблице можно изобразить не только персонажи, явления природы и действия, но и всё, что педагог посчитает нужным. Главное, чтобы всё было понятно детям. На начальном этапе работы я использую цветные карточки ,так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы :лиса-рыжая, цыплята-жёлтые,ёлочка-зелёная,солнце-жёлтое и т.д.
Вся работа делится на 5 этапов :
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Преобразование из абстрактных символов в образы.
3.Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5.Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
В результате работы с использованием мнемотаблиц у детей развивается умение с помощью графической аналогии понимать
и рассказывать знакомые сказки ,развиваются память, внимание, мышление, умственная активность,сообразительность,наблюдательность; воспитыватся любовь к народным сказкам.
Дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
логопедик
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение knb.67 » 17 ноя 2010, 15:03

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения ребёнка, подключая его образное мышление к волшебному плану. При этом мобилизируется вся сенсорная система ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязяние, пространственные моторные механизмы. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка даёт детям необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Но помимо всего этого сказка несёт в себе ещё и терапевтическую функцию. В литературе уже давно говорят о «сказкотерапии», подразумевая её психотерапевтический эффект. Существует даже целое направление в искусстве – эстетотерапия, т. е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца, сказки.
В сказке присутствует функции профилактики и воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию. Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждения здорового образа жизни.
Если учитывать, что сказка является ещё и одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкатерапию можно рассматривать, ещё и как одно из направлений софиотерапии. При этом если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально-рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует и на эмоционально-образный потенциал личности. В этом смысле сказки могут служить хорошим пособием по ОБЖ.
Читайте сказки детям и пусть увлекательные приключения вводят ребёнка в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывают перед ним нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребёнок получит возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, научится осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
Кузнецова Наталия Борисовна, воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Тамбов.
knb.67
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение moiseeva_ludmila » 23 ноя 2010, 00:24

Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. "Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, из¬мерить, оценить свои возможности" (Д. Родари).
Сказка - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, она устанавливает связи: "Я и другие", "Я и вещи", "Вещи подлинные и выдуманные". Сказка нужна детям для того, что¬бы создать представления о пространстве ("далеко - близко") и о времени ("давно-сейчас"; "сначала - потом"; "вчера-сегодня-завтра").
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и новых знании о себе и мире происходит незаметно. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется добро - злу, трудолюбие – ленивости, щедрость – скупости, храбрость – трусости. Детей в сказках привлекает: отзывчивость, доброта, трудолюбие, смелость. Дети радуются, когда побеждает добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности. В сказках много сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов.
Уже более двадцати лет я работаю воспитателем дошкольных групп. Дети моей группы придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколь¬ко детей в группе, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытие.
В своей работе с детьми я применяю ещё и сказочные задачи. Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, я обучаю их различным способам преодоления трудностей. Что нужно знать перед тем, как давать сказочную задачу:
1. Знать сюжет сказки самой.
2. Обращать внимание детей на детали, которые помогут решить задачу (на внутренние ресурсы)
Эти задачи способствуют развитию творческого воображения детей, так как дети, прослушав сказку, развивают события дальше. Задаю вопросы, например, такие: "А что было бы, если...? "А что надо было бы сделать, чтобы этого не произошло?", "А как поступил бы ты?", "А что было дальше?" Детям эти задания нравятся, и они с удовольствием додумывают свой конец к сказкам и дают самые разнообразные ответы на вопросы.
Рассмотрим эпизод из сказки «Мыши»:
«Стало мышам плохо жить от кота, что ни день, то двух-трех заест. Сошлись раз мыши, и стали думать, как бы им от кота спастись. Думали, думали, ничего не могли придумать.
Вот одна мышка и говорит:
-Я вам скажу, как о кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идет. Надо ...»
А вот что надо сделать дети сами придумывали. Ответы были такие: "Надо следить за котом, когда он идет; ловушку поставить, поймать кота самим ..."
Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что дети стали более раскрепощёнными при решении сказочных задач, и мыслить более масштабно.

воспитатель МДОУ комбинированного вида №24 "Сказка" Моисеева Л.И.
moiseeva_ludmila
 

Re: Сказки и её воздействие на личность

Сообщение Гаврилова ирина » 27 ноя 2010, 19:48

Практика показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы". Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Гаврилова И.Б., воспитатель МДОУ № 51 «Красная Шапочка»
Гаврилова ирина
 

След.

Вернуться в Инновационная деятельность в дошкольных учреждениях

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron