Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Время проведения: 03.12.18 - 06.12.18

Модератор: Самородова Антонина

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Самородова Антонина » 03 дек 2018, 09:19

Дошкольное образование: пространство развития и творчества
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский

Что такое детский сад? Это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни?
Дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. И поэтому в детском саду должны создаваться условия не только для непрерывного повышения образовательного уровня педагогов, но и для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, где каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
При создании образовательной среды дошкольное образовательное учреждение сталкивается с рядом трудностей: зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, в данном направлении. Это определяет необходимость разработки такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Предметно – пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Правильно организованная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует их всестороннему развитию, обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие. Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования.
Правильно организованная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности.
Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное.
Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению. Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания, но не всегда дошкольном учреждении, в группе созданы условия для работы детей в студии изобразительного искусства, с природным материалом, бросовым материалом, не достаточно внимания уделяется одаренным детям, не осуществляется сопровождение одаренных детей.
В рамках данного форума предлагается обсудить проблемы создания условий для полноценного развития ребенка в дошкольном учреждении, моделирования предметно-пространственной среды в группах детей раннего и дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, каким образом вы решаете проблемы, связанные с проектированием предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями ФГОС ДО? Какие условия создаете в детском саду для развития творческих способностей детей раннего и дошкольного возраста?
Как осуществляете сопровождение одаренных детей?
Самородова Антонина Петровна, к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии
Аватар пользователя
Самородова Антонина
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 23 июн 2010, 15:04

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Дегтярёва Марина Вениаминовна » 03 дек 2018, 13:02

В МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" три филиала организуют работу по программам дошкольного образования. В каждом филиале имеется по две группы полного дня , а также ведется работа в группах кратковременного пребывания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вся работа построена с учетом требований ФГОС ДО. В предметно-пространственной развивающей среде четко прослеживаются пять образовательных областей развития: художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное и физическое.Вся деятельность в филиалах, реализующих дошкольное образование, направлена на достижение конечных результатов. Это поделки, рисунки, творческие проекты детей, подготовленные совместно с родителями, участие в инсценировках, спортивных мероприятиях и так далее. Во многих видах деятельности дети сами проявляют инициативу и самостоятельность.
Дегтярёва Марина Вениаминовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 дек 2018, 11:38

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Татьяна Клевжиц » 03 дек 2018, 14:23

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. В ФГОС ДО вводится понятие индивидуализации дошкольного образования.
В связи с этим возникает и необходимость пересмотра организации предметно-развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация развивающей среды таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В основе построения РППС группы лежат следующие принципы:
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- доступности и единства, который продиктован особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую" (М.И. Лисина).
- активности, творчества; реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
- комплексирования и гибкого зонирования; реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
- "половых и возрастных" различий; предоставляет девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип.
- индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- безопасности; реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также соблюдение ряда правил по выбору безопасной игровой продукции, описанных в книге: Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Правильно организованная предметно-пространственная среда способствует развитию у ребенка таких качеств, как:
- самообучение и саморазвитие;
-способность делать свой выбор, принимать решение, нести ответственность за выбор и результаты своих действий. Например, использование технологий, разработанных Л.М. Свирской – «групповой сбор» и «план-дело-анализ». Ребенок, познакомившийся с содержанием зон активности, может составить для себя план деятельности на какой либо режимный момент, день, неделю. К примеру, наличие карточек с заданиями разного уровня сложности в зоне математики или познания позволяет ребенку решать посильные задачи, взаимодействовать с другими детьми, так как карточки могут предполагать и выполнение совместных заданий.
- познавательная инициатива, исследовательская активность, креативность в рамках образовательных областей, и выходящих за их пределы, представляющих личные интересы ребенка, отражающих особенности социокультурного окружения. Здесь важно отметить наличие в групповом помещении большого количества природного, бросового материала, позволяющего создавать творческие продукты, осуществлять несложные опыты и эксперименты. Педагоги постоянно должно вносить элементы новизны и неожиданности в большинство зон активности: к примеру, в зоне творчества могут появиться листы для рисования нестандартной формы, размера, цвета, или карандаши только определенного цвета. В свободном доступе должны быть неоформленные открытые материалы, стимулирующие приобретение навыков предчтения, предписьма, сотрудничества, проявление фантазии, воображения, способствующие созданию атмосферы приключений, открытий .
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонируется так, так, чтобы зоны-антогонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.
С введением ФГОС ДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, и несколько модулей, которые позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы могут возникнуть и трудности: жесткая планировка группы (группа без спальни, большое количество мебели, маленькие площади).
Татьяна Клевжиц
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 дек 2018, 10:48

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Марина Короткова » 03 дек 2018, 15:07

Проблемы проектирования РППС ДО
В п.3.3. Федерального образовательного стандарта определены основные требования к предметно-пространственной образовательной среде дошкольной организации и сразу же основной акцент делается на обеспечении максимальной реализации образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации.
Материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста должно быть не много не мало «…в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Но не буду пересказывать все требования к образовательному пространству, остановлюсь лишь на том, что много внимания должно уделяться двигательной активности детей, игровой деятельности, которая так же предполагает необходимость вполне достаточного пространства.
Вот здесь, на мой взгляд, возникает первая трудность в проектировании предметно-пространственной среды.
Одно дело, когда детский сад построен по проекту, предусматривающему в образовательном пространстве достаточно места для активной деятельности детей. Я имею в виду спортивные залы в которых можно разместить достаточно спортивного и оздоровительного (в том числе) инвентаря.
В сельских детских садах, когда здания зачастую приспособлены под дошкольную организацию, или, скажем, дошкольные группы, функционирующие в общеобразовательных организациях ограничены в пространстве решать проблему приходится с помощью трансформируемости этого пространства.
Места для активного движения, например, для проведения очень любимых детьми спортивных эстафет, не достаточно.
Трудность состоит ещё и в том, что группы, как правило, в таких детских садах разновозрастные.
Но несмотря на возникающие трудности, педагоги строят образовательных процесс с учётом максимальных возможностей своих образовательных организаций, в том числе и в процессе совместной деятельности с родителями, создавая предметно-пространственную среду содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Ст. методист Короткова М.Б. Кирсановский район.
Марина Короткова
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 22 апр 2013, 14:12

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Неподкосова С.В. » 03 дек 2018, 16:18

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Хотелось бы поделиться с вами одним из вариантов сочетания в одном помещении кабинета педагога-психолога и студии, направленной на индивидуализацию обучения.
Студия личностного роста «Академия успешности». Одна из главных задач студии — создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Для этого мы будем применять новые технологии и способы взаимодействия с воспитанниками, способствующие саморазвитию, обеспечивающие готовность личности к реализации собственной индивидуальности.
Совсем недавно мы открыли для себя новую образовательную технологию «Педагогическая анимация». Мы можем смело сказать, что эта технология дает потрясающие результаты в плане воспитания и всестороннего развития дошкольника. Особое место в нашей мультстудии занимает инновационное оборудование. Например, «Интерактивный театр» -это миниатюрная модель настоящего театра позволяющая снимать реалистичные сцены в 3-D проекции.
Вставив в специальные пазы фоновые декорации на задний план, вырезав и раскрасив необходимых персонажей, дети самостоятельно могут начинать свой спектакль. Театральные герои крепятся к подвижным магнитным подставкам посредством текстильной застежки и легко перемещаются по сцене в любом направлении.
Вращающийся механизм рукоятки поможет открывать и закрывать занавес, светодиодная подсветка для фронтального и верхнего освещения оттенит в нужный момент героев, музыкальная шкатулка в начале, конце представления или при смене отдельных сцен поможет озвучить сюжет.
Интерактивная песочница «Полянка» - это не только отличное средство расширения кругозора и познавательного развития детей, но и одно из эффективных интерактивных средств, позволяющих снять мультфильм с необычным захватывающим сюжетом.
Этот комплекс, в котором с помощью современной технологии - дополненной реальности - обычный песок превращается в земную поверхность с морями и горами, вулканами и долинами или наоборот в волшебную вселенную – просто настоящий кладезь декораций и фона для ваших съемок. Перед ребенком открываются живописные пейзажи, которые он может изменить в одно мгновение: выкопать озеро, построить замок, другими словами переместить своего героя в любое место планеты. Мы можем в режиме реального времени создавать и тут же изменять свой собственный сюжет: манипулируя деревьями, животными и даже домами.
Цифровая мультипликационная студия «Мультипликатор» - это уникальный набор, который позволяет детям почувствовать себя настоящими режиссерами-постановщиками, они смогут самостоятельно создавать сюжеты и снимать их, придумывать героев и их диалоги, добавлять декорации и устраивать целые представления.
Программное обеспечение цифровой студии поможет осуществить покадровую съемку, монтаж и озвучивание мультфильма самым простым способом.

Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад "Волшебная страна" Неподкосова С.В.
Неподкосова С.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 дек 2018, 12:00

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Каверина Светлана » 04 дек 2018, 09:38

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.
Мини-музей тряпичных кукол, созданный в старше-подготовительной группе МАДОУ «Детский сад «Радуга», помогает знакомить детей с народными традициями.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
В МАДОУ «Детский сад «Радуга» уже существует уголок «Русской избы», поэтому мини-музей кукол стал продолжением избы. Старинные предметы быта прекрасно гармонируют с народными куклами.
Организуя работу по созданию мини-музея «Народной куклы» перед собой поставила цель: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Принципы организации мини-музея «Народная кукла»:
• принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• принцип наглядности;
• принцип опоры на интересы ребёнка;
• принцип последовательности
•принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
В мини-музее представлены разные виды народных кукол из ткани и пряжи: игровые, обрядовые и обереговые куклы. Коллекция мини-музея располагается на полке, на стене в групповой комнате.
Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Традиционные народные тряпичные куклы выполнены воспитателем, родителями, детьми в народном стиле. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.
Также в мини-музее представлены альбомы, где собраны загадки, стихи, потешки, песенки о куклах, которые могут быть использованы во всех видах деятельности.
В мини-музее «Народная кукла» можно всё трогать руками! И не только трогать! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Ребёнок здесь не только созерцатель, но и соавтор, творец композиции.
В рамках работы в мини-музее организовала кружковую работу по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народной куклой. В кружке проводятся интегрированные занятия:
- рассказываю истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой;
- мастерим кукол по схемам и рисункам;
- играем в народные подвижные игры;
- смотрим презентации, читаем книги о куклах;
- обыгрываем сюжеты
В свободной деятельности дети:
- рассматривают книги, журналы и коллекции кукол;
- играют с куклами;
- самостоятельно изготавливают кукол из материалов.
Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой.
У детей расширяются знания об истории возникновения народной куклы, их разнообразии и назначении. Дети учатся изготавливать игрушки своими руками из ткани и пряжи. Создавая свои маленькие собственные произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию. Поскольку куклы небольшие по размеру и детали скрепляются нитками и узелками, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, развивается моторика рук.
Играя с куклами, дети познают мир, происходит их социализация в обществе.
Каверина Светлана, воспитатель МАДОУ "Детский сад "Радуга" Тамбовский район
Каверина Светлана
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 дек 2018, 08:45

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Галушина Надежда Михайловна » 04 дек 2018, 09:50

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Галушина Н.М.
старший воспитатель
МБДОУ детский сад №14 "Красная шапочка" г. Котовска Тамбовской области
Галушина Надежда Михайловна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 дек 2018, 09:25

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Мамонтова Марина » 04 дек 2018, 10:22

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.
Наши дошкольные группы функционируют на базе общеобразовательной организации МБОУ «Горельская СОШ». У нас была проделана большая работа по приспособлению части здания школы под дошкольную организацию. Многие трудности были преодолены.
Наши педагоги ведут разъяснительную работу с родителями о том, какое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда для развития детей. Вместе с родителями они поддерживают развивающую предметно-пространственную среду в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Старший воспитатель Мамонтова М.А. Тамбовский район.
Мамонтова Марина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 дек 2018, 11:04

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Серяпина Ольга Валентиновна » 04 дек 2018, 10:35

Согласно концепции С.Л. Новоселовой, «развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Основной целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.
В МБДОУ «Детский сад «Ромашка» города Кирсанова педагоги стараются использовать для создания такой развивающей среды не только групповые комнаты, но и прилегающую территорию (например, музыкально-спортивный зал для воспитанников 1 корпуса). И это важно, так как дошкольное образовательное учреждение расположено в приспособленных зданиях , имеющих вековую историю (каждому зданию более 100 лет). Педагоги понимают, что центральной фигурой в создании предметно-развивающей среды является ребенок, имеющий различные запросы и интересы. Поэтому педагогический коллектив использует все имеющиеся ресурсы для создания предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию индивидуальности каждого ребенка, его уникальности и самобытности.


Заместитель заведующего по УВР
Серяпина О.В.
Последний раз редактировалось Серяпина Ольга Валентиновна 04 дек 2018, 13:32, всего редактировалось 1 раз.
Серяпина Ольга Валентиновна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 дек 2018, 09:55

Re: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО

Сообщение Кудряшова Ирина Сергеевна » 04 дек 2018, 13:12

Добрый день, уважаемые коллеги! Я согласна с высказыванием ст. методиста Коротковой М.Б. (Кирсановский район) по поводу проблемы сельских детских садов, так как сама работаю в сельской местности.Определенная сложность в моделировании предметно - пространственной развивающей среды заключается в работе с разновозрастной группой, но не смотря на это, работа в условиях разновозрастной группы имеет и ряд достоинств. Например, разновозрастной состав группы является прообразом большой семьи, в которой: дети могут научиться выполнению различных ролей; может развиться устойчивая групповая культура; имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи; имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы. Для успешной организации работы в разновозрастной группе большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Организуя предметно-игровую среду, обеспечивающую развитие познавательной самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы от 4 до 7 лет, стараюсь учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности и опираюсь на следующие принципы: насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность и привлекательность для детей. Все это помогает обеспечить физический и психологический комфорт ребенка, его эстетическое развитие, создание у него душевного благополучия.
В игровой комнате осуществляется зонирование предметно – развивающей среды: центр сюжетно – ролевых игр; центр строительно – конструктивных игр; центр искусства, где размещаются материалы для детской изобразительной деятельности; центр экспериментирования, куда входит уголок природы; центр грамотности, куда входит книжный уголок, игры, оборудование для развития речи и подготовки детей к освоению чтения и письма; центр развивающих игр.
Гибкое зонирование способствует удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность почувствовать себя полноправным владельцем предметно-игрового окружения. Каждый может найти себе место, удобное для занятий, отвечающее интересам ребенка и комфортное, с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия.
Воспитатель: Горбунова Ю.А., Моршанский район
Кудряшова Ирина Сергеевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 03 дек 2018, 14:50

След.

Вернуться в Дошкольное образование: пространство развития и творчества

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron