Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Модератор: Паршукова С.В.

Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Паршукова С.В. » 27 ноя 2018, 12:16

Уважаемые коллеги!

Социально-психологическое тестирование — одна из мер, которая направлена на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ.

5 декабря 2013 г. вступил в силу Закон Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Данные изменения закрепляют компетенцию органов управления образованием и органов управления здравоохранением по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, законом устанавливается компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки РФ.

Согласно новому Закону система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, состоит из двух этапов:

    Первый этап: введение социально-психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска;

    Второй этап: проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных группах риска.
Важно понимать, что социально-психологическое тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков и молодежь от первых «экспериментов» с наркотиками, своевременно принять, необходимые профилактические меры.

В рамках данного форума предлагается обсудить проблемы своевременного выявления групп риска возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ, предупреждения аутодеструктивного поведения, позитивной профилактики зависимого поведения несовершеннолетних в образовательной организации.

Уважаемые коллеги, каким образом вы решаете проблемы, связанные с выявлением и профилактикой зависимого поведения обучающихся? Какие программы профилактики наркозависимости и формирования навыков здорового образа жизни действуют в Вашей организации?
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Калугина Елена Александровна » 27 ноя 2018, 21:16

Я считаю, что в школах необходимо проводить социально-психологическое тестирование. Это поможет сделать профилактическую работу более эффективной; позволит провести психопрофилактические мероприятия в каждой конкретной школе; поможет самим родителям и учащимся контролировать соответствующие риски (индивидуальный запрос, тестирование, индивидуальный маршрут, знать свой результат – риск); даёт возможность сделать вывод о наличии у ребёнка склонности к отклоняющемуся поведению.
Путь, который ведёт к изменению поведения подростка, может оказаться длинным и трудным. В ответ на наше предложение помочь, мы можем встретить закрытость, отпор, отторжение, злость. Чтобы пройти этот путь, необходимо запастись терпением и верой на успех.
Поведение, имеющее отклонения, трудный подросток, девиация – эти слова, к сожалению, становятся часто употребляемыми в последнее время.
Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределённость, неприкаянность, одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации делают ребёнка жестоким. Наша задача как педагогов-психологов, так и педагогов школы это педагогическая поддержка, которая направлена прежде всего на восстановление их нормального социального статуса, на их адекватную самореализацию. Ему могут помочь не только профессиональные психологи, но и педагоги, родители, социальные работники.
Любое взаимодействие нужно начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека. Следует потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с подростком. Древний мудрец говорил, что можно перейти тот мост, к которому вы уже подошли. Доверие к миру, ситуации, к взрослому – это базовая потребность ребёнка.
Калугина Елена Александровна
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 20:27

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение gigova » 28 ноя 2018, 16:34

Хочется поделиться своим взглядом на решение проблемы профилактической работы по предупреждению социальной дезадаптации учащихся. С помощью диагностического инструментария выявляю особенности психического развития ученика, сформированность психологических новообразований, соответствие уровня развития возрастным ориентирам и требованиям общества. При проведении индивидуальной диагностики учащегося изучаю обращения, поступающие от участников образовательного процесса; определяю проблему, выбираю метод исследования; формулирую заключение об исследуемых характеристиках личности школьника; разрабатываю рекомендации, программы. Выявленные в процессе диагностики проблемы в обучении, поведении и личностном развитии корректируются через индивидуальную и групповую работу. Развивающие программы для школьников разрабатываю и осуществляю с учетом задач каждого возрастного этапа; выявляю психологические особенности подростка, которые в дальнейшем могут вызвать отклонения в личностном развитии; предупреждаю возможные осложнения в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень. При разработке индивидуальных программ использую упражнения, связанные, прежде всего, с активизацией интереса подростка, а уже затем приступаю к работе с личностными проблемами. Компактную программу разбиваю на серию маленьких шагов, это позволяет ученику самому следить за собственным прогрессом и быстро достигать успеха. Для удобства в работе составляю индивидуальные карты обучающихся, которые помогают вести хронологию встреч, анализировать психологическое сопровождение и целенаправленно идти к разрешению проблем школьников.Хочется поделиться своим взглядом на решение проблемы профилактической работы по предупреждению социальной дезадаптации учащихся. С помощью диагностического инструментария выявляю особенности психического развития ученика, сформированность психологических новообразований, соответствие уровня развития возрастным ориентирам и требованиям общества. При проведении индивидуальной диагностики учащегося изучаю обращения, поступающие от участников образовательного процесса; определяю проблему, выбираю метод исследования; формулирую заключение об исследуемых характеристиках личности школьника; разрабатываю рекомендации, программы. Выявленные в процессе диагностики проблемы в обучении, поведении и личностном развитии корректируются через индивидуальную и групповую работу. Развивающие программы для школьников разрабатываю и осуществляю с учетом задач каждого возрастного этапа; выявляю психологические особенности подростка, которые в дальнейшем могут вызвать отклонения в личностном развитии; предупреждаю возможные осложнения в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень. При разработке индивидуальных программ использую упражнения, связанные, прежде всего, с активизацией интереса подростка, а уже затем приступаю к работе с личностными проблемами. Компактную программу разбиваю на серию маленьких шагов, это позволяет ученику самому следить за собственным прогрессом и быстро достигать успеха. Для удобства в работе составляю индивидуальные карты обучающихся, которые помогают вести хронологию встреч, анализировать психологическое сопровождение и целенаправленно идти к разрешению проблем школьников.
gigova
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 05 май 2016, 09:02

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Григорьева Елена » 28 ноя 2018, 19:59

Дорогие коллеги! хочу обратить внимание на то, что в работе с подростками необходимо обратить внимание и на условия семейного воспитания. Тестирование только подростка и работа только с ребенком, на мой взгляд этого мало. Семья может стать нашим помощником, а может - мешать нашей работе. Следует после проведения тестирования и анализа его результатов объединить усилия педагогов и родителей подростка. А если есть возможность, следует привлекать сверстников, авторитет которых позволяет оказать положительное влияние.
Григорьева Елена
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 окт 2014, 18:22

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Попова Л.Н. » 29 ноя 2018, 14:06

По моему мнению, в школах необходимо проводить социально-психологическое тестирование.
Данное тестирование позволяет изучить особенности подростков: (склонность к каким-либо зависимостям; готовность к необдуманному риску; стремление к новым ощущениям, их активному поиску) и в дальнейшем использовать полученные результаты при планировании профилактической работы.
Я считаю, что любое зло легче предупредить, чем потом с ним бороться. Нужно проводить с подростками беседы, лекции, классные часы, так, чтобы они включались в работу, в обсуждение, а не были просто пассивными слушателями. Например, вместе с обучающимися можно выработать советы как воздержаться от табака. Профилактика потребления ПАВ - это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации - умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья - понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
Работа должна идти в системе. Разрозненными занятиями и классными часами невозможно помочь детям выработать, осознать или сформировать эти самые важные жизненные цели и смысли. Наиболее действенный метод работы с детьми и подростками – это групповые занятия или тренинги.
Такие занятия – это всегда интеракция. В процессе работы включаются все познавательные механизмы сознания (память, внимание, воображение, мышление), что существенно увеличивает процент усвояемости подаваемого материала. Тренинги и групповые занятия являются единственной формой обучения, которая позволяет наиболее эффективно сочетать в себе два важных требования– качество и количество: в течение 1 учебного часа целый класс, 20 человек получают и переживают на эмоциональном уровне достаточно большой объем информации. При этом подача информации построена таким образом, что эффект от занятия будет продолжаться значительно дольше, чем позволяют фиксированные рамки отведенного времени.
В общем, профилактика должна заключаться в отдельном подходе к каждой группе видов отклоняющегося поведения. Необходима осторожная и мягкая работа с его механизмами психологической защиты. Нужно чтобы подросток изменил в первую очередь отношение к себе, а затем к окружающему миру.
Попова Л.Н.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 12:32

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Дарья Т » 29 ноя 2018, 14:36

Здоровье ребёнка-самое большое счастье для родителей.Но, к сожалению, всё больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики(ПАВ - психоактивные вещества). Сегодня детям могут предложить наркотики в школе, во дворе и на дискотеке, в сети интернет.Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде:"С моим ребёнком такого случится не может"!
Родителям,как правило,бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребёнком,пока употребление ещё не переросло в необратимую стадию-болезнь, пока не сформировалась зависимость.
Я считаю, что социально-психологическое тестирование очень важно, оно является добровольным и анонимным, оно не предполагает постановки какого-либо диагноза ребёнку.Задача тестирования-выявить у детей личностные (поведенческие,психологические) особенности, которые при определённых обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.
Полученные результаты социально-психологического тестирования носят практический, вероятностный характер.В обобщённом виде они будут использованы для планирования профилактической работы как в организации, где учится ребёнок, так и области в целом.
Дарья Т
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 11:14

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Anna Aldashkina » 29 ноя 2018, 19:38

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Социально-психологическое тестирование является одной из эффектных профилактических мер, которая направлена на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Образовательное учреждение является уникальным местом с точки зрения потенциальной эффективности работы по профилактике употребления ПАВ. Во-первых, наркомания в нашей стране в последние годы стремительно молодеет, и максимальное вовлечение в круг употребляющих психоактивные вещества происходит именно в среднем и старшем школьном возрасте. Во-вторых, образовательный процесс предоставляет педагогам, педагогам-психологам и другим специалистам широкий круг возможностей для ведения разъяснительной, воспитательной, просветительской работы среди подростков в рамках учебной программы. Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики употребления ПАВ, так как может прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контролировать степень усвоения полученных знаний, осуществлять совместную работу с семьей подростка для анализа и контроля за ситуацией, привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.) для осуществления профилактических, диагностических и реабилитационных мероприятий.
Anna Aldashkina
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 09:00

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Арзанцева Яна Александровна » 29 ноя 2018, 21:25

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я считаю, что в любом образовательном учреждении необходимо проводить социально-психологическое тестирование. Оно позволяет выявить склонности к употреблению психотропных веществ. К сожалению, в наше время такие вещества не так сложно купить. Обязательно нужно проводить занятия, на которых следует, как можно правдивее доносить до подростков последствия их употребления. Так же необходимо проводить работу с родителями детей, которые по результатам тестирования находятся в группе риска.
Арзанцева Яна Александровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 ноя 2018, 18:33

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение ira.urban » 30 ноя 2018, 14:51

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Социально-психологическое тестирование обучающихся является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Чаще всего в зоне риска по наличию признаков зависимого поведения оказываются обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Некоторые ребята школьного возраста уже имеют сформированную зависимостью от табака. Данную ситуацию усугубляет асоциальный образ жизни родителей, которые зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.
В связи с выявленной тенденцией, а также, учитывая данную категорию детей, в нашем учреждении проводится комплекс мероприятий по профилактике вредных привычек и формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников. В процессе профилактической работы осуществляется коррекция выявленных искаженных представлений у подростков, а также формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Данная работа осуществляется посредством проведения тренинговых занятий с детьми. Занятия строятся таким образом, чтобы дать обучающимся информацию об основах здорового образа жизни, а также сформировать способность к критическому мышлению, развить умение противостоять давлению окружающего их социума. Воспитатели, родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения и профилактики вредных привычек. Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция.
Социальный педагог Урбан И.Г.
ira.urban
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 июн 2014, 13:58

Re: Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Сообщение Ирина Барашева » 03 дек 2018, 09:09

Все мы, будь то педагог или родитель, в последнее время часто задумываемся, откуда же берётся в столь юных созданиях, наших детях, деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений. И здесь я согласна с Григорьевой Еленой, что источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Конечно, психологическое тестирование поможет выявить нарушения в семейном воспитании, предотвратить негативные последствия.
Одна из важнейших моих задач, как педагога-психолога Центра - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Все это достигается нами посредством: 1) информационно-просветительской деятельности, цель которой знакомство родителей с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков; 2) активные формы взаимодействия специалистов и родителей: родительские собрания, семинары, беседы, тематические встречи с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.); 3) детско-родительские мероприятия: детско-родительские тренинги, конкурсные, спортивные игры, походы, экскурсии и т.п.
Любой психолог скажет, что та или иная форма деструктивного поведения ребенка – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И ни в каком другом месте, а только в семье – доброй семейной атмосфере, можно ребёнку вселить надежду на лучшее.
Ирина Барашева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 ноя 2018, 15:01

След.

Вернуться в Организация социально-психологического тестирования обучающихся

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron