Цифровая педагогика: миф или реальность?

Модератор: TarasovaEG

Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение TarasovaEG » 24 окт 2018, 15:28

Уважаемые коллеги!
Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования в системе образования, так как позволяют создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять разнообразную информацию. В последнее время исследователи стараются найти новые сферы применения социальных сетей в различных направлениях деятельности человека, максимально используя все возможности данного объекта информационных технологий.
Разумеется, по-прежнему, самыми «продвинутыми» Интернет-пользователями являются представители молодого поколения. К сожалению, их больше привлекают не учебные материалы, а сайты, имеющие развлекательную направленность, к которым по праву можно отнести и всевозможные социальные сети.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что обучающиеся вместо выполнения домашнего задания и подготовки к экзаменам значительное количество свободного времени проводят в различных социальных сетях: общаются, просматривают фотографии своих знакомых, читают ленту обновлений в сообществах и группах, а также используют игровые приложения.
Вопрос об использования учащимися социальных сетей стоит особенно остро. Иногда учителя и родители пытаются запретить детям пользоваться сетями, видя в этом негатив и даже опасность, но бывает, что сети становятся нашими помощниками в обучении.
Давайте совместно разберемся в этом неоднозначном вопросе, ведь формирование основ информационной компетентности и коммуникационной культуры у современных учащихся общеобразовательных школ чаще всего осуществляется не столько на уроках информатики и при помощи качественных сетевых образовательных ресурсов, сколько в виртуальном пространстве популярной социальной сети.
Уважаемые коллеги!
Давайте порассуждаем о возможностях использования социальных сетей в образованной деятельности. Как вы считаете, «цифровая педагогика», - это миф или реальность? Социальные сети в образовании школьников/студентов: ловушка, развлечение или полезный инструмент? Как вы используете (применяете) в своей педагогической практике возможности социальных сетей? Как структурировать и с чего начать конструирование урока на основе социальных сетей? Каковы преимущества и риски применения социальных сетей в современном образовании?
Главные методисты ЦДО Тарасова Е.Г., Попова Л.Н.
Аватар пользователя
TarasovaEG
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 20:23

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Наталия Борисова » 25 окт 2018, 15:15

Я считаю, что «цифровая педагогика»-это реальность.
Во-первых, начнем с того, что Федеральный образовательный стандарт рекомендует создавать информационно-образовательную среду. Во-вторых, информационно-образовательная среда-это не что иное, как дистанционное взаимодействие. В-третьих, дистанционное взаимодействие-это самый быстрый способ для повторения, изучения, закрепления тем.
Социальные сети в образовании школьников полезный инструмент. А если говорить о младших школьниках, то это больше инструмент для родителей.
С предыдущим выпуском работала в Дневник.ру, но группа, созданная на этой платформе, себя не оправдала, так как и дети, и родители редко заходили на сайт, да и для того, чтобы посмотреть оценки. С этими родителями работаю в ВК, так как практически каждый родитель девяностых годов рождения там сидит. Работать мне в ВК нравится. Родители моментально реагируют на все просьбы: позаниматься, повторить, подготовиться. Они получают разъяснения по домашнему заданию и др. Но, порой, получаешь негатив.
Прежде чем начать конструировать урок в сети, нужно понимать, что он будет просмотрен большим количеством людей. Необходимо тщательно его подготовить, заранее спланировать задания.
Преимущества социальных сетей в современном образовании:
-привычная среда для детей и родителей;
-открытое обсуждение;
-непосредственно взаимодействие участников;
-можно проследить активность каждого участника;
-новая форма организации познавательной деятельности.
Недостатки социальных сетей в современном образовании:
-ребенок еще больше времени тратит за компьютером;
-теряются навыки непосредственного общения;
-влияют на речь и правописание детей.
С уважением, Наталия Борисова.
Наталия Борисова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 13:18

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Tatjana68 » 25 окт 2018, 18:00

В образовательных целях можно и нужно использовать любые приемы, методы и средства. И социальные сети здесь — не исключение. Вопрос в другом: КАК заставить человека тратить свое время в соцсетях не на развлечения, а на обучение? Традиционный (да все нетрадиционные вместе взятые) подход к преподаванию, в т.ч. и дистанционному, здесь не сработают — 100%. Но!.. Всем известно, что в соцсетях постоянно создаются какие-то группы со своими интересами. У каждой такой группы есть свой «родитель». Одни группы развиваются и процветают, другие — едва зародившись, угасают, в общем, все, как в реальном мире. Т.е. технологии дистанционного управления деятельностью больших групп имеются, и это — бес-спорный факт. Осталось только применить их во благо.
Как структурировать и с чего начать конструирование урока на основе социальных сетей?
Прежде, чем создать свой курс/урок, педагогам образовательных организаций, необходимо разработать систему мероприятий по пропаганде информационной безопасности ребенка в социальных сетях и Интернете, которые помогут осознать родителям ответственность по организации детского информационного пространства. Необходимо помнить, что чем проще и доступнее излагается материал, тем лучше он воспринимается учащимися. Это правило действует и в соцсетях. Структура урока должна быть логически выдержанной. Предусмотреть наличие контролирующего блока. Возможность обратной связи.
Каковы преимущества и риски применения социальных сетей в современном образовании?
Можно выделить следующие преимущества применения социальных сетей:
· возможность быть в курсе всех новостей и изменений, происходящих в учебном процессе.
· являются бесплатными для пользования студентами, преподавателями и родителями
· Студенты заинтересованы в социальных сетях.
· позволяют преподавателям оперативно делиться со студентами важной информацией и делать напоминания о каких-либо событиях.
· Студенты, в процессе обучения в социальных сетях, получают навыки владения средствами и способами коммуникации.
· предоставляют возможность студентам и преподавателям быстро обмениваться информацией, проводить обсуждение найденных в интернете материалов.
· помогают студентам, пропускающим учебу по каким-либо причинам, поддерживать учебный процесс и принимать в нем участие в режиме онлайн.
· возможно обеспечение непрерывного учебного процесса, то есть преподаватели и студенты могут взаимодействовать в удобное для них время. Возможно проведение ежедневных индивидуальных консультаций и планирование учебного процесса в целом.
· возможность преподавателям проводить лекционные занятия в интерактивном режиме,
· возможность вовлечение в процесс образования родителей студентов.
· доступы постоянно и повсеместно с помощью мобильного интернета.
· Возможность сохранять, не распечатывая, раздаточный материал, размещая его в виде файла в социальной сети.
Наиболее распространенными проблемами являются:
· отсутствие принятых норм поведения, что является немаловажным в процессе общения, так как участники беседы чувствуют свою безнаказанность в поведении,
· отсутствие непосредственного контакта преподавателя со студентами препятствует подбору и разработке необходимых учебных материалов.
· опасность использования социальных сетей в образовании, которая заключается в постепенном вытеснении реального общения виртуальным, которое становится преобладающим в жизни студента, что негативно отражается на его психическом здоровье
- не каждый студент/родитель на просьбу преподавателя (например, вступить в группу, выйти на связь и т.д.)
Как вы используете (применяете) в своей педагогической практике возможности социальных сетей?
Через сети можно давать своевременно и оперативно информацию свои ученикам. Меня, как классного руководителя, очень часто выручают социальные сети, когда необходимо срочно сделать какое-либо объявление. Что касается учебной деятельности, то соцсети также часто являются «палочкой-выручалочкой» (не только для учителя, но и для учащегося). Очень удобно с помощью социальных сетей выдавать и контролировать процесс выполнения домашнего задания, различных проверочных работ. (Я-Класс, Дневник.ру и др.). Многие студенты, находясь на индивидуальном обучении, используют материал размещенный в соцсети.
На мой взгляд, социальные сети играют в образовательном процессе достаточно большую роль на сегодняшний день. Социальные сети позволяют усовершенствовать и оптимизировать учебный процесс студентов и работу преподавателей.
С уважением, Щёголева Татьяна Александровна
Аватар пользователя
Tatjana68
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 09:47

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Журавлева Марина Валентиновна » 25 окт 2018, 18:56

Совершенно очевидно, что цифровая революция радикально изменила сферу образования. В противовес книгам и учебникам в ранцах школьников появились смартфоны, e-книги и планшеты. Уже в начальной школе дети дополняют свои рассказы электронными презентациями, которые делают сами в Power Point. Им даже могли не объяснять, как это делать — они интуитивно открыли редактор и слепили слайды.
К медийным устройствам, которые современные школьники не выпускают из рук, нет пользовательских инструкций. Но они всё равно знают, как ими пользоваться — чаще всего намного лучше своих родителей. В школах ломают голову — как обучать таких детей?
То, что «цифровое поколение» технически подковано — это, конечно, миф. Это настолько далеко от истины, насколько можно представить. Дети умело строчат сообщения, сидят в фейсбук, твиттер, снэпчат и так далее. Они могут нагуглить информацию в интернете. Но у них отсутствует способность находить решение самостоятельно. Они не могут использовать графические дизайнеры, электронные таблицы и базы данных. Их технологии — это умные приложения.
Что получается? «Цифровые аборигены» по-прежнему ориентированы на личность учителя и ставят человеческое общение выше мультимедийных средств. Хотя учиться с планшетами и подкастами школьникам, конечно, веселее, чем без них. А вот миф об их компьютерной экспертизе не подтвердил ни один учитель. И даже если 12-летний Ванечка может скачать приложение из Appstore и зарегистрирован во всех соц.сетях, он совершенно не понимает (и скорей всего не хочет понимать) механизмы их работы. Есть надежда, что «цифровое поколение» действительно станет таковым, когда информационные технологии войдут в моду или без знаний о них школьникам невозможно будет использовать любимые эппы.
Аватар пользователя
Журавлева Марина Валентиновна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 08 дек 2017, 16:17

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Лариса Васильевна Клишина » 25 окт 2018, 21:13

Поскольку цифровое образование в нашей стране только начинает развиваться, его окружает множество мифов. Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять.
• Часть родителей и учителей считают, что цифровое образование не обеспечивает достаточного качества образования, что это лишь попытка сэкономить путем сокращения качественного общения с учителем при помощи замены человека экраном.
• Высказываются сомнения в том, что среднестатистический современный школьник или студент в состоянии «постигать азы науки» без контроля нависающего над ним учителя с учебниками наперевес. Для эффективного освоения дистанционных программ обучения действительно требуется определенный набор качеств: высокий уровень самоорганизации, мотивации и нацеленности на самостоятельное формирование качественных знаний и навыков.
• Существуют опасения, что излишнее «оцифровывание» минимизирует контакт учителя и его аудитории, ведь обучение - это не только обмен информацией, но и живое общение. Ученики лишь смотрят видео, при этом нет необходимой социализации, а ведь школа - это общество в миниатюре, и именно там ребенку прививаются навыки общения, в том числе и со взрослыми - учителями.
Цифровое образование действительно может принести пользу, однако для этого необходимо понимать, что кроется под внедрением цифрового образования в школах.Прежде всего стоит еще раз подчеркнуть, что для большинства школ и учеников цифровое образование будет ограничиваться несколькими онлайн-курсами. Большее распространение будут получать системы управления образованием, которые станут основным средством цифрового образования в школах, так как массовые открытые онлайн-курсы подразумевают заинтересованность обучающегося в получении дополнительных знаний или новых навыков и, скорее всего, будут редко использоваться в школьном обучении, так как направлены на взрослую аудиторию. Современные системы управления обучением позволяют создавать персонифицированные курсы, записывать учеников на курс или выбирать курсы самим, смотреть образовательную аналитику: оценивать различные показатели и строить прогнозы, в том числе насколько каждый из обучающихся вовлечен в образовательный процесс, выделить проблемные места и просчитать вероятность того, что обучающийся не окончит курс. Благодаря этим технологиям возможно адаптивное индивидуализированное обучение, которое ориентировано на каждого ученика в зависимости от его способностей, сильных и слабых сторон.
Лариса Васильевна Клишина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 окт 2018, 19:03

Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Максимова Ирина Владимировна » 25 окт 2018, 21:16

Современное поколение школьников называют цифровым за страсть к мультимедиа и технологиям. Находить подход к цифровому поколению учителям стало сложнее: просто читать и писать детям всё менее интересно. Однако сказать, что «цифровое поколение» технически подковано нельзя. Это, конечно, миф. Дети умело строчат сообщения, сидят в социальных сетях. Они могут найти интересующую их информацию в интернете. Но у них отсутствует способность находить решение самостоятельно. Они не могут использовать графические дизайнеры, электронные таблицы и базы данных. Их технологии — это умные приложения. Поэтому обучить детей использовать социальные сети с целью получения знаний, это необходимость, которая стоит перед современной школой.
Применение социальных сетей в образовании имеет следующие преимущества:
• возможность быть в курсе всех новостей, происходящих в учебном процессе;
• являются бесплатными для пользования учениками, учителями и родителями;
• предоставляют возможность участникам образования быстро обмениваться информацией, проводить обсуждение;
• есть возможность вовлечь в процесс образования родителей учащихся;
• есть возможность размещать раздаточный материал в виде файла в социальной сети.
Однако существуют и проблемы. Наиболее распространенными проблемами являются:
• отсутствие принятых норм поведения, что является немаловажным в процессе общения;
• отсутствие непосредственного контакта учителя и ученика;
ребенок еще больше времени сидит за компьютером, что влияет на его здоровье, особенно в начальной школе.
Максимова Ирина Владимировна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 22:17

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Kuzichkina_Natalya » 25 окт 2018, 21:19

Считаю, что Цифровая педагогика – это вполне реальность. Это средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Интернет пространство активно осваивается школьниками всех возрастов, но обычно это освоение происходит не с образовательной целью, а с развлекательной. И здесь поможет учитель, который аккуратно и тактично укажет школьнику на то, как можно использовать привычную ему среду для самообразования. Социальные сети - удобный и эффективный инструмент, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.
Из предложенных сервисов на мастерской точно буду использовать Дневник.ру для дистанционных уроков и создания тестов, Степик для разработки уроков. К сожалению, ВК мне не подходит. Ученики ещё маленькие и в ВК не зарегистрированы. Ждать, когда родители придут с работы, чтобы выполнить домашнее задание, неудобно.
Преимущества социальных сетей:
- доступность для учащихся, родителей (бесплатность, нет ограничений в прохождении) и учителей (возможность создавать курсы могут все пользователи платформы)
- удобство (нужен только выход в интернет)
- открытость (возможность общаться с учителем и другими учащимися)
- автоматизация своей деятельности (время учителя не тратится на постоянное повторение материала, каждый ученик осваивает материал в своём темпе, мгновенная обратная связь для работы над ошибками)
- возможность использования чужих онлайн-курсов.
Недостатки:
- любая социальная сеть является огромной базой данных, которая содержит самую разнообразную информацию о ее пользователях
- социальные сети вредят психологическому здоровью и вызывают интернет-зависимость
Последний раз редактировалось Kuzichkina_Natalya 25 окт 2018, 21:38, всего редактировалось 1 раз.
Kuzichkina_Natalya
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 05 май 2015, 17:19

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Мешкова ГВ » 25 окт 2018, 21:23

Социальные сети являются пунктом взаимодействия для осуществления учебно-воспитательных мероприятий. Соцсети можно использовать и как средство непосредственного управления процессом обучения.
Основная задача педагога — найти и разместить теоретические материалы в наиболее занимательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи), а также выкладывать упражнения на закрепление и (или) повторение темы и осуществлять мониторинг усвоения знаний (проверка данных для решения заданий, тесты и онлайн — опросы).
Применение соцсетей в школьной практике станет отличным помощником при подготовке не только к очередному уроку и контрольной работе, но и к заключительным испытаниям — ОГЭ и ЕГЭ. Любую социальную сеть возможно использовать в качестве виртуальной «доски объявлений». В идеале размещение организационной информации о мероприятиях в рамках учебной и внеурочной деятельности.
Через сети можно давать своевременно любую информацию своим ученикам. Очень удобно с помощью социальных сетей выдавать и контролировать процесс выполнения домашнего задания, различных проверочных работ. (Я-Класс, Решу ЕГЭ. ОГЭ Дневник.ру и др.).
Чтобы сконструировать урок на основе социальных сетей я должна знать какой цели я должна добиться, какие задачи решить, и конечно же какие возможности представляет та или иная социальная Сеть.
Основные положительные моменты применения социальных сетей в образовательном процессе:
-непрерывность учебного процесса, поскольку появилась возможность продолжительного взаимодействия учителей и обучающихся в любое подходящее для этого время;
-педагог имеет возможность организовать и направлять познавательное и творческое участие каждого как в группе, как и индивидуально.
Главный недостаток использования социальных сетей в образовательном процессе:
- как заставить ребенка использовать социальные сети для обучения, выполнения домашнего задания и подготовки к экзаменам, а не для развлечений;
-недостаточная безопасность социальных сетей на предмет проникновения информации, не допустимой для восприятия несовершеннолетними гражданами.
Мешкова ГВ
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 15:12

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Любовь » 25 окт 2018, 21:43

Цифровая педагогика - широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием , позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий. Школьники постоянно используют мобильные устройства и Интернет, так почему бы не использовать это в целях обучения? Особенно учитывая то, что численность педагогического состава школ растет заметно медленнее, чем численность обучающихся.Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять.
С применением современных технологий образование становится доступным. Можно проходить курсы других учебных учреждений, использование устройств может помочь учиться везде, при этом тому, чему хочется, и у кого хочется.
Онлайн-классы требуют большой самодисциплины и упорства, при этом никто не предлагает оставить школьников учиться самих по себе - учитель и родители всегда будут следить за прогрессом обучающегося, при этом современные технологии еще и придут на помощь: покажут, что дается трудно ребенку (учитель сможет индивидуально обсудить трудную тему с учеником) или же что дается трудно всем (тут уже стоит задуматься об изменении в подаче материала).
Плюсы:
-поскольку сегодня школьники значительное время проводят в социальных сетях, то и получение знаний для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
-учащийся, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
-старшеклассники имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, «мозговых штурмов», особенно перед сдачей зачета или экзамена.
Минусы:
-В социальных сетях существуют факторы, отвлекающие детей от образовательного ресурса. Общение с друзьями и развлекательный контент «перетягивают» их внимание.
-Ведение собственной страницы для педагога весьма трудоемкое дело. Она отнимает много времени и сил.
-Возможность заражения компьютера вирусами.
Яковлева Любовь Васильевна
Яковлева Любовь Васильевна
Любовь
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 14:55

Re: Цифровая педагогика: миф или реальность?

Сообщение Людмила Мешкова » 25 окт 2018, 21:48

Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. В мире прочно обосновались учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций, становится все меньше людей, которые не слышали о Coursera. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей. Однако закономерен вопрос: готовы ли сами школьники и учителя к таким изменениям? Каково реальное отношение населения к «оцифровыванию» образовательного процесса? Насколько быстрыми и радикальными должны быть эти изменения?
Цифровое образование - широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием, позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники. Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря о проведении химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля онлайн-обучения - 2,7%. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не использовать это в целях обучения? Развитие цифрового образования так или иначе будет происходить, так как же учителям приготовиться к изменениям?
Поскольку цифровое образование в нашей стране только начинает развиваться, его окружает множество мифов. Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять.
Людмила Мешкова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 05 апр 2015, 20:21

След.

Вернуться в Он-лайн обучение: проблемы, риски, перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1