Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных

Модераторы: Светлана Фёдорова, Елена Кудрявцева

Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных

Сообщение Примакова Елена » 26 апр 2018, 12:15

Формирование навыков совместной познавательной деятельности обучающихся является одной из проблемных зон при обучении детей на дому.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в совместную познавательную деятельность и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
При обучении на дому чаще всего дети бывают лишены подобных возможностей.

Совместная познавательная деятельность играет большую роль в формировании у ученика (особенно ребенка с ОВЗ) способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность реализации своих творческих способностей. Это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей; от этого зависит, станут ли в дальнейшем накопленные знания активными для социализации каждого ребенка. Всем известно, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. При совместном решении задач учитель сможет активизировать, побудить, стимулировать и направить своих учеников, а эти умения имеют большое значение для будущего детей-инвалидов.

В совместной познавательной деятельности предполагается формирование так называемой адаптивной среды, то есть всё то, что сопровождает человека с ограниченными возможностями в его жизни, подлежит адаптации для его нормального существования в нашем мире, поэтому формирование навыков совместной познавательной деятельности является помощью инвалидам в решении вопросов профориентации для полноценной социализации и интеграции их в общество.

Для организации процесса обучения детей-инвалидов на дому в условиях общеобразовательной организации целесообразным является использование дистанционных образовательных технологий, которые способны обеспечить привлечение детей-инвалидов к совместной познавательной деятельности и при включении их в образовательное пространство традиционного урока и во внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам обсудить следующие актуальные вопросы формирования навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий:

Какие формы учебных занятий можно применять для формирования навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий?

Каким образом можно реализовать техники интерактивного взаимодействия в познавательной деятельности, которая осуществляется с использованиям дистанционных образовательных технологий?


Методисты ЦДО Кудрявцева Е.А., Фёдорова С.Г.
Примакова Елена
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 09 фев 2017, 16:30

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Анисимова В.В. » 14 май 2018, 23:19

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Для формирования навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей инвалидов можно использовать интерактивные лекции, творческие задания, веб-квесты.
Интерактивная лекция является одной из важнейших и интересных форм обучения. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по предмету. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию творческого мышления. Интерактивная лекция представляет собой не только систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, но и обратную связь, которая позволяет увидеть преподавателю, как ученик усвоил основные вопросы изучаемой темы.
Выполнение творческих заданий по кейс-технологии. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся.
Выполняя задания Веб-квеста (webquest), учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет. Важными условиями участия в Квесте являются – оригинальные названия этапов, интересные по содержанию задания, четкие сроки представления результатов работы и критерии их оценивания.
Для дистанционного тестирования и самооценки знаний используются различные виды тренажёров и тестов, встроенных в обучающую среду, а также различные интернет-тренажеры по заданной теме.
Такие виды занятий проходят всегда с большим интересом и развивают познавательную активность ребят.

Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности обучающихся являются дидактические игры-тренажёры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки обучающегося. Благодаря компьютерному тренажеру обучающийся может в удобном режиме и за более короткое время достичь цели обучения. Тренажеры легко создавать в сервисах Learning Apps, h5p.org и др.
Компьютерный тест является удобным инструментом проверки и корректировки знаний обучающихся. Он повышает эффективность дистанционного обучения за счет оперативности получения результатов. Тесты можно создавать в Google-формах, в программе «Hot Potatoes» и других сервисах.
Электронные учебные пособия являются средством наглядности, позволяют увидеть и исследовать в интерактивном режиме изучаемый материал. У учеников появляется возможность использовать электронные пособия для подготовки к уроку и самоподготовки.
Создание интерактивной доски для совместной работы учителя и ученика развивает творческую активность, повышает интерес учащихся к предмету. На виртуальной доске можно наглядно представить все элементы урока, проанализировать этапы усвоения материала, подвести итоги урока или занятия.
Таким образом, использование Интернет технологий и ДОТ открывает новые возможности для непрерывного обучения, получения качественного образования и делает его более доступным.
Анисимова В.В.
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 21:36

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Olgakol » 18 май 2018, 21:31

В настоящее время термин "интерактивное взаимодействие" широко используется в практике педагогов. Интерактивное взаимодействие предполагает диалог с использованием доступных средств и методов и активным участием в диалоге обеих сторон. При дистанционном обучении, в частности детей с ограниченными возможностями здоровья, субъектами в интерактивном взаимодействии выступают преподаватели и ученики, а средствами осуществления подобного взаимодействия – телекоммуникации, компьютерные программы и пр. Познавательно-продуктивная деятельность в дистанционном обучении – это создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств. Учитель должен помочь ученику определить базовые знания, умения и навыки, которые он может освоить в тех или иных формах дистанционного обучения, выбрать формы продукта своей учебной деятельности (дистанционный образовательный проект, веб-квест и т.д.), содействовать в поиске специальной информации для доказательства выдвинутых учащимися творческих идей и научить использовать ресурсы сети Интернет для предоставления творческого продукта. Овладение специальными техническими умениями позволяет учащимся с разной степенью владения компьютерными навыками переходить от одного уровня к следующему в различных формах дистанционного обучения. Интерактивное взаимодействие позволяет выбирать траекторию работы с учеником в зависимости от уровня его знаний и навыков, изучать курс в любом порядке и темпе. Техники интерактивного взаимодействия способствуют вовлечению учащегося в активную деятельность. Например, привлечение игровых моментов, помогают нарушить монотонность учебного курса. В конечном итоге, ребенок вырабатывает свой собственный взгляд на поставленную задачу и возможные способы ее решения.
С уважением, Коловатова О.В.
Olgakol
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 май 2016, 20:46

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Жирякова Татьяна » 21 май 2018, 12:41

Добрый день, коллеги.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д., а также расширяет кругозор учащихся, помогает налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками.
Формирование навыков совместной деятельности при обучении детей поможет веб-квест. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы. Главная особенность веб-квеста состоит в том, что ученики выполняют задания, используя ресурсы и веб-сайты, предоставленные заранее учителем. Таким образом, ученик не потеряется в Сети в поисках необходимой информации. По результатам работы ученик создает свою презентацию или доклад по выбранной теме. Такие веб-квесты применимы как для целой серии уроков, так и для одного урока.
Жирякова Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 10 май 2016, 09:50

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Татьяна Думанова » 21 май 2018, 16:05

Я полностью согласна с тем, что совместная познавательная деятельность играет большую роль в формировании у ученика (особенно ребенка с ОВЗ) способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность реализации своих творческих способностей. В дальнейшем накопленные знания, помогут ему в жизни. Всем известно, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Учитель должен активизировать, побудить, стимулировать и направить ученика. Формирование таких навыков у детей-инвалидов позволяет подготовить их к выбору профессии нужной ему в современном обществе.
Татьяна Думанова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2016, 13:54

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Любовь » 21 май 2018, 17:48

Дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования.При обучении детей-инвалидов возможна реализация основных образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий, за исключением промежуточной и итоговой аттестации. Сегодня дистанционные образовательные технологии развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы быстро найдут нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с классно-урочной системой.
Любовь
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 14:55

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Лазарева Ольга » 21 май 2018, 22:49

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования. При этом, необходимо помнить, что творческая индивидуальность каждого ребенка реализуется не только в образовательном процессе, но и наиболее ярко во внеурочной деятельности. Использование дистанционных технологий позволяет вовлекать детей-инвалидов в совместную познавательную деятельность - исследовательские проекты, творческие занятия, веб-квесты, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Развитие навыков совместной познавательной деятельности играет большую роль в формировании у ученика способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность реализации своих творческих способностей.
Лазарева Ольга
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 09:34

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Мешкова ГВ » 22 май 2018, 05:59

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Для формирования навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей инвалидов можно использовать: интерактивные игры, творческие задания, электронные учебные пособия, но самым удачным я считаю участие в веб-квесте.
Все эти виды деятельности стимулируют активную познавательную деятельность учащихся и способствуют формированию творческого мышления.
Особое место занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности.
Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
С помощью Интернет можно получить любую информацию, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д., а также расширяет кругозор учащихся, помогает налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками.
Формирование навыков совместной деятельности при обучении детей поможет веб-квест. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Главная особенность веб-квеста состоит в том, что ученики выполняют задания, используя ресурсы и веб-сайты, предоставленные заранее учителем.
Электронные учебные пособия являются средством наглядности, позволяют увидеть и исследовать в интерактивном режиме изучаемый материал. У учеников появляется возможность использовать электронные пособия для подготовки к уроку и самоподготовки.
Интерактивное взаимодействие позволяет выбирать траекторию работы с учеником в зависимости от уровня его знаний и навыков, изучать курс в любом порядке и темпе. Техники интерактивного взаимодействия способствуют вовлечению учащегося в активную деятельность. Например, привлечение игровых моментов, помогают нарушить монотонность учебного курса. В конечном итоге, ребенок вырабатывает свой собственный взгляд на поставленную задачу и возможные способы ее решения.
Мешкова ГВ
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 15:12

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение pluzhnikovai » 22 май 2018, 22:56

Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Важен фактор “присутствия”, фактор общения.
При работе с детьми-инвалидами следует помнить следующее:
Ребенок – индивид, его особенности уникальны, они часть его самого, следовательно, надо не бороться с ними, а создавать условия, в которых этот ребенок с такими особенностями сможет реализовать свои возможности, раскрыть свой потенциал.
Исходя из этих установок дистанционные технологии – уникальный инструмент, способствующий развитию ребенка-инвалида, реализации его интересов, а не инструмент компенсации дефектов, выбранный по причине невозможности обучаться в иных условиях.
В заключение хочется сказать, что каждый ребёнок имеет право на получение образования, и я думаю, что дистанционное обучение – именно тот путь, который позволит детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимое образование и не чувствовать себя «иными» в нашей стране.
pluzhnikovai
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 19 май 2016, 20:52

Re: Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанцион

Сообщение Марина Жданова » 23 май 2018, 21:21

Добрый день, уважаемые коллеги! Я с вами полностью согласна, что в настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
В соответствии с реализацией ФГОС, учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. И здесь становится главным – развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями. Поэтому необходимо формировать такие способы деятельности, которые ребенок сможет применять как в рамках образовательного процесса, так и для решения проблем в реальных жизненных ситуациях.
В этом учебном году реализуя индивидуальный подход, возможность адаптации учебных курсов для детей с ОВЗ с разным уровнем подготовки, я апробировала несколько модулей - это МЭШ и РЭШ, что позволило реализовать деятельностный и дифференцированный подход к каждому ученику. Для некоторых учеников с особыми заболеваниями МЭШ оказалась достаточно сложной в освоении как технически, так и интеллектуально, с этими категориями детей мы занимались в I-школе. Важно, что в процессе интерактивных уроков при изучении предмета “Географии” ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем сможет применять в условиях непрерывного самообразования. Ученик выполняя интерактивные задания в течение всего дистанционного урока предмета “География” вовлечен в активную познавательную деятельность, решая проектную задачу или главный ключевой вопрос урока мы вместе с ребенком - оцениваем, анализируем карты, схемы, диаграммы, характеризуем, делаем выводы, решаем задания с открытым ответом, подводим итоги, “Проверь себя” - решаем тестовые задания и даем ответ на ключевой вопрос Интернет- урока, получаем оценку за урок. Таким образом, можно сказать, что интерактивные занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнения по степени сложности. Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенному к наглядно образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ученика.
С уважением учитель географии МБОУ "Жердевская СОШ №2" Жданова М.А.
Марина Жданова
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

След.

Вернуться в Формирование навыков совместной познавательной деятельности при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron