Способы коррекции проблем детей группы риска

Модератор: vera_subcheva

Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение vera_subcheva » 22 фев 2018, 11:18

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума - технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска в образовательной организации.

В социальной сфере Тамбовской области за последнее время произошли значительные изменения. В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми.
На базе образовательных организаций Тамбовской области создана необходимая инфраструктура: центры и службы, которые реализуют основные направления государственной региональной политики в сфере защиты детства. Это дало возможность внедрить на территории области инновационные услуги для семей с детьми: «Реабилитационный досуг для детей и семей группы риска» (реализуется на базе организаций дополнительного образования); «Социальная гостиная для детей группы риска» (на базе общеобразовательных организаций). Они направлены на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и профилактику жестокого обращения.
В первую очередь, это касается детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, имеют психические или физические особенности, препятствующие полноценной заботе о ребенке, и детей из семей с низким материальным достатком и дефицитом заботы и внимания (например, многодетные семьи, вынужденные переселенцы и т.д.). В эту группу также попадают дети, переживающие острые кризисные ситуации (потеря близких, травматический развод родителей и т.п.). Формируемое в образовательной организации специальное реабилитационное пространство для этих детей помогает им удержаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь.
Особого внимания специалистов требуют безнадзорные дети, которые лишены присмотра, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих, что создает реальную угрозу их психическому, физическому и нравственному здоровью.
Таким подросткам необходима более серьезная социально-педагогическая и социально-психологическая помощь.
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы социально-педагогического сопровождения детей группы риска.



Давайте поговорим о самых эффективных практиках социально-педагогической реабилитации, их перспективах.

Предлагаем вопросы для дискуссии:



Какие технологии в работе с безнадзорными детьми, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Какие способы коррекции проблем детей группы риска Вы могли бы посоветовать коллегам и почему?








С уважением, Субчева В. П.,
зав. лабораторией коррекционной
педагогики и социальной адаптации
ТОГОАУ ДПО ИПКРО
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Наталия Ивановна Чернобылова » 26 фев 2018, 11:30

По результатам диагностики и тестирования у обучающегося выявляется проблема, которая требует индивидуального подхода и решения. Социальный педагог решает её во взаимодействии с педагогическим коллективом, разрабатывая индивидуальный маршрут для каждого обучающегося и если это необходимо сопровождая его. Для достижения цели и реализации поставленных задач постоянно нахожусь в тесном сотрудничестве с классными руководителями, психологами и учителями – предметниками, воспитателями общежития. Конечной целью социально-педагогической деятельности и реабилитации является положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ и социальная адаптация и изменение поведения обучающегося.
Обязательным для кураторов мастеров производственного обучения является вовлечение обучающихся “группы риска” и нуждающихся в социальной помощи и поддержки во внеурочную деятельность. В техникуме 6 спортивных секции, 8 предметных кружков, волонтерский отряд, военно-патриотический кружок «Шторм».
Работа социального педагога с семьями обучающихся представляет собой комплексную систему мероприятий по повышение воспитательного потенциала неблагополучной семьи. Основными проблемами семьи являются алкоголизм родителей, педагогическая несостоятельность, повторные браки, разводы родителей, неполные семьи, нарушение ролевой структуры семьи. Педагогам необходимо стать союзником семьи, помочь родителям повысить свою роль в воспитании детей. Социальный педагог по результатом анкетирования и индивидуальным беседам с детьми и родителями составляет алгоритм деятельности и индивидуальный план работы с родителями и подростком. Проводит индивидуальные консультации по запросам родителей, семейные тренинги (направленные на формирование конструктивного общения родителей и подростков, улучшения взаимопонимания внутри семьи), помогает по необходимости организовать « сетевое консультирование» (состоящее в поиске помощников воспитания в социальном окружения семьи: родственников, и др. ). К сожалению не все родители идут на контакт, многие из них иногородние, и приехать в техникум не могут по различным причинам. В связи с этим приходится выезжать на место жительство беседовать с родителями, службами социального обеспечения, КДН и т.д.
Обязательно нужно подружиться с ребенком, что бы он доверял тебе, и начинать работать Работа долгая и кропотливая результата приходиться ждать долго.
социальный педагог Н.И.Чернобылова
Наталия Ивановна Чернобылова
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 09:25

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Галина Амбарян » 26 фев 2018, 12:59

«Воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» К.Д.Ушинский
К сожалению, часто, мы – педагоги не можем до конца понять, как нам управлять детьми «группы риска». Иногда не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Профилактическая работа с такими детьми заключается не во избежание конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка. Чаще всего совершаемые проступки подростков – это демонстративное поведение. Ребенок пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Подросток чувствует себя никому ненужным. Сам он не способен устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, потеря уверенности в себе. В этом случае необходимо использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение классного коллектива, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в проектную и спортивную деятельность, КТД, школьное самоуправление, кружки дополнительного образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, педагогу необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, вырабатывать навыки ответственного поведения.
Галина Амбарян
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 12:55

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Михалева Екатерина » 26 фев 2018, 16:18

На мой взгляд, наиболее эффективным направлением в работе с безнадзорными детьми - их правовое просвещение и воспитание, а также создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности.
Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально- привлекательных формах.
Необходимо создавать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях целесообразно использовать возможности не только государства, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных концессий, установить жесткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государству следует всячески поддерживать физических и юридических лиц, оказывающих денежную помощь подросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.

Успешным будет использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми группы риска. Нравятся детям театрализованные игры. В театрализованных играх совершенствуются формы, виды и средства общения, приобретаются коммуникативные умения. Например, я применяю в своей работе следующие игры: «Воробьиные драки», «Клоуны ругаются», цель этих игр снятие физической агрессии. В коррекционной работе с детьми группы риска также использую сказкотерапию. Часто предлагаю детям такое задание: «рисуем сказочных героев». А какие технологии, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными в работе с безнадзорными детьми?
Михалева Екатерина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:17

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Ерохина Ирина Александровна » 26 фев 2018, 16:29

Добрый день, уважаемые коллеги!
В МБОУ «ООШ» города Кирсанова Тамбовской области создана определенная система работы с обучающимися группы риска. Она включает в себя:
1. Сбор и анализ информации о обучающихся группы риска.
2. Изучение психологических особенностей детей, их интересов и склонностей.
3. Анализ проблемы конкретного ребенка и составление индивидуальных маршрутов.
4. Проведение индивидуальных бесед, консультаций для обучающихся, их родителей.
5. Посещение детей группы риска на дому.
6. Организация совместной работы вместе с педагогом – психологом.
7. Проведение дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН.
8. Ежедневный контроль за пропусками занятий обучающихся.
9. Изучение склонностей и интересов обучающихся группы риска и вовлечение их в систему дополнительного образования.
10. Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учёбы школьника.
11. Посещение неблагополучных семей на дому.
12. Психологическая коррекция взаимоотношений обучающихся.
13. Работа школьной службы медиации «Гармония».
14. Работа школьного совета профилактики.
15. Реализация школьной программы «Подросток и закон».

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
2. вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
3. участие в работе школьного самоуправления как средства формирования толерантного и демократического уклада школьной жизни;
4. организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
5. демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми).
Я применяю в своей работе групповые и индивидуальные формы занятий. В зависимости от конкретной ситуации. Это консультации родителей, индивидуальные беседы, тренинги с детьми. Большую помощь оказывают классные руководители, педагог-психолог. Очень важным считаю наладить контакт не только с обучающимся, но и его с родителями.
Социальный педагог МБОУ "ООШ" города Кирсанова И.А. Ерохина.
Ерохина Ирина Александровна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 15:44

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Иванова » 26 фев 2018, 19:07

Общие правила при работе с детьми «группы риска»:
1. Ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ребенка. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
2. Необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от профессиональной терминологии и родителям использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям, воспитателям и педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
3. Следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для разрешения трудностей.
Иванова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:18

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Валерия Муравьева » 26 фев 2018, 21:44

Я считаю, что вопрос безнадзорности детей в настоящее время стоит очень остро. Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, плюс ко всему роль может играть и школьное неблагополучие. Безнадзорный ребенок -это несовершеннолетний, оставшийся без должного контроля вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей. Очень многое идет из семьи, там закладывается будущая база человека, его восприятие мира и общества в целом. На мой взгляд есть несколько эффективных вариантов технологий при работе с безнадзорными детьми:
- Выяснение причин безнадзорности ребенка воспитателем, создание плана работы с таким ребенком (индивидуального)
- Общение с родителями ребенка, составление общей картины о семье
- В ходе беседы с ребенком узнать его интересы, обратить внимание на его таланты и помочь раскрыть их, способствовать формированию у ребенка социальной значимости для общества
- Заинтересовать учащегося каким-то неординарным творческим подходом к тем предметам, которые вызывают наибольшую сложность (открыть новые преимущества, хорошие стороны)
- Не выделять ребенка из класса (группы детей), чтобы безнадзорный не чувствовал себя "белой вороной" среди сверстников, а уделять должное внимание
- Педагог не может быть другом, надо четко очертить границы, но педагог может стать человеком, которому ребенок может довериться
- Учитывать возраст ребенка с которым проводится работа
В конце хотелось бы добавить, что если цели и задачи правильно сформированы педагогом, то в результате хотя бы на одного безнадзорного ребенка может стать меньше уже сегодня!
Валерия Муравьева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:14

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Павлова Наталия » 26 фев 2018, 22:21

В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности наиболее эффективными технологиями, на мой взгляд, являются: психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних.
Наиболее важными способами коррекции проблем детей группы риска считаю:
1. Диагностика детей группы риска (изучение особенностей ребёнка и выявление его интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении и определение их причины, отслеживание истоков возникновения конфликтных ситуаций).
2. Организация индивидуально-групповой работы в классе с детьми группы риска.
3. Формирование условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков.
4. Пропаганда отечественной истории и культуры, разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего, дополнительного и профессионального образования, развитие системы взаимосвязей армии и подростков.
5. Взаимодействие с социальным педагогом, психологом и администрацией школы.
Павлова Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:15

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Yuliya-Altuhowa » 27 фев 2018, 09:07

Вся коррекционная работа по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах:
- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
- принцип коллективной деятельности (ребенок должен уметь взаимодействовать с другими);
- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);
- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» являются:
- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.
- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
Yuliya-Altuhowa
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:34

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Шарандина Ирина » 27 фев 2018, 09:20

Шарандина Ирина
Современный мир наполнен противоречиями, поэтому трудно приходится детям и подросткам с их еще не устоявшимся нравственным опытом , мировоззрением, с подвижной системой ценностей. Специфика подросткового возраста делает их чувствительными к социальным деформациям общества.
Отношения в семье у половины подростков строятся на конфликтности, тревожности, отсутствие психологического контакта. Интересы и увлечения детей направлены на общение со сверстниками, играми на компьютере, посещению дискотек, ночных клубов. Проведение дискотек не предусматривает положительных целей, что создает условия для асоциального поведения. Говоря о здоровом образе жизни, несовершеннолетние редко упоминают занятия спортом. Желание почувствовать себя взрослым, пример родителей , из любопытства, так делает друг приводит к возникновению негативных привычек.
Большое влияние оказывает семья. В какой семье живет подросток, такие нормы поведения и социальные роли в жизни он на себя и возьмет. Установление доверительных отношений воспитателей и воспитанников, контроль и помощь в учебной деятельности, авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников, опора на лучшие качества характера, формирование жизненных устремлений, развитие познавательных интересов, умение анализировать, заниматься самовоспитанием. Все это в большей степени приведет к снижению количества детей и подростков с проблемным поведением.
Шарандина Ирина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:30

След.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron