Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Модератор: vera_subcheva

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Соколова Т.А. » 28 фев 2018, 22:47

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями — укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения. Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи. Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Социальному педагогу важно осознавать, что он не одинок в работе. А для этого ему нужна поддержка и помощь со стороны структур взаимодействия.
Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и родителями, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала. Социальный педагог школы использует в своей работе ресурсы «Центра медико-психолого-социального сопровождения семьи и детей «Алые паруса», где семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации оказывается помощь. Педагог-психолог, социальный педагог проводят тренинги, ролевые игры, с целью оказания помощи семьям и детям по снятию негативных эмоций, которые в них копятся, помогают подросткам разобраться в чувствах и отношениях с окружающими, обучают их социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Родители принимают участие в заседаниях клуба «Родительская школа», семинарах, диспутах, родительских собраниях, встречах. С родителями проводятся индивидуальные и групповые беседы, организуются рейды в семьи со всеми структурами взаимодействия.
Соколова Т.А.
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 28 сен 2017, 23:56

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Выгузова Нина » 28 фев 2018, 23:02

При работе с детьми "группы риска" необходимо использовать следующие технологии:
1. социально – педагогические технологии;
Педагог включает детей «группы риска» в социальные и внутри коллективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлекает их к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них положительных качеств, возможностей и способностей; использует все имеющиеся возможности учреждений образования, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к детям, формирования у них объективной самооценки; нормализует и регулирует взаимоотношения взрослых и детей; обучает приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры; развивает социальную активность, прививает интерес к себе и окружающим; формирует потребность в здоровом образе жизни.
2. инновационные технологии;
Которые предполагают:
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность;
-систематизация знаний обучающихся при активной поддержке педагога;
-повышение у обучающихсяуровня мотивации к учебному труду;
- создание позитивного отношения к обучению посредством индивидуального отношения к каждому ребенку;
- формирование доброжелательной атмосферы на занятиях детского объединения.
3. гуманно - личностную технологию;
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы), родительский всеобуч, пропаганда семейных традиций;
- учебная деятельность:контроль за посещением занятий (кружков, секций), реализацией права ребенка на получение образование.
4. информационно-коммуникационная технология социального консультирования и посредничества;
Использование возможностей сайта образовательного учреждения с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей), а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует педагогу активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях.
5. технология социальной адаптации;
Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей «группы риска», диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Для реализации данной технологии требуется проводить раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекать административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: участие в заседаниях Совета профилактики, взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних.
Выгузова Нина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 фев 2018, 17:04

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Кочевцева Ольга » 01 мар 2018, 08:15

Главной функцией семьи является воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Семью как фактор воспитания характеризует её воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребёнка.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга утром, расставание друг с другом перед уходом на работу, в школу, в детский сад и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Понятия благополучие и неблагополучие являются относительными. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребёнка, усугубляющие его эмоционально-психическое состояние. Часто к этому приводят ошибки родителей в семейном воспитании.
Последний раз редактировалось Кочевцева Ольга 01 мар 2018, 10:56, всего редактировалось 1 раз.
Кочевцева Ольга
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:28

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Галкина Ирина » 01 мар 2018, 09:39

Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.
Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
- возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
- уровень педагогической культуры родителей;
- характер взаимоотношений в семье;
- способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам.
Оценивая воспитательные возможности семьи целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с семьями и их воспитанниками, анкетирование и тестирование детей и их родителей, а также рисунок семьи глазами ребенка, методика “Незаконченные предложения” о семье, которые предлагается продолжить родителям и детям по очереди.
Галкина Ирина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:18

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Инина Оксана » 01 мар 2018, 10:00

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Практический опыт в работе по профилактике социального сиротства позволяет сделать вывод, что для изменения ситуации в семье ,то есть в защите прав ребенка, эффективными методами являются: выявление таких семей на ранней стадии трудной жизненной ситуации, в чем активное участие принимает межведомственное взаимодействие, а конкретнее: организации здравоохранения, образовательные учреждения, организации социального обслуживания семьи и детей, организации культуры, правоохранительные органы, которые в свою очередь, совместно со службами по профилактике социального сиротства ведут реабилитацию семьи в дальнейшей работе.
Инина Оксана
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 11:05

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Шевякова Светлана Викторовна » 01 мар 2018, 10:05

Если обобщить практический опыт работы в профилактике социального сиротства, то кроме междисциплинарного взаимодействия, положительный результат в работе с семьями дают так же привлечение спонсоров, волонтерских групп, реабилитационные мероприятия, такие как различного рода совместные досуги, что эффективно влияет на сплочение семьи и стимулирует ее на дальнейшую реабилитацию.
Шевякова Светлана Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 мар 2018, 09:25

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Дробышева Лариса » 01 мар 2018, 12:27

Взаимодействие с семьей группы риска - трудоемкий и длительный процесс. При этом важно изучить состав семьи, ее социальный статус, структуру; жилищно-бытовые условия; материальное обеспечение; воспитательный потенциал семьи; характер взаимоотношений в семье (между взрослыми, детьми, между другими членами семьи; позицию ребенка в семье, его отношение к родителям). Далее следует составление программы оказания помощи данной семье, прогнозирование ее дальнейшего пути развития и собственно коррекция или ее элементы. Основная задача педагога в работе с неблагополучными семьями — ук¬репление взаимодействия с ними, использо-вание всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения меж¬ду родителями и детьми, развитие ответст¬венности взрослых за воспитание детей, воз¬действие на состояние ребенка, корректи¬ровка его поведения.
Дробышева Лариса
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:22

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Колесникова Светлана » 01 мар 2018, 12:42

Семьи группы риска требуют большого внимания со стороны школы. И задача педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Педагогическая:
- просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая:
- просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
- коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).
Правовая:
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).
Иной вид помощи:
- посещение семьи по месту жительства,
- контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).
Колесникова Светлана
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:20

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Зыбина Наталия Александровна » 01 мар 2018, 15:40

«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Сопровождение детей «группы риска» – одно из направлений работы педагога-психолога, которое направлено на создание оптимальных условий для успешного усвоения знаний, развития и социализации воспитанников.
В процессе сопровождения детей «группы риска» педагог-психолог решает следующие задачи: определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; содействие созданию в учреждении обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка; оказание помощи в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи).
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа педагога-психолога включает следующие основные составляющие:
1. Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, которая предполагает его психолого-педагогическую поддержку (встречи могут содержать элементы диагностики и консультирования).
2. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с ребенком, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
3. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Дети могут относиться к «группе риска» по самым различным причинам, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, и другим личностным характеристикам, затрудняющим социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Поэтому педагог-психолог старается взаимодействовать со всеми специалистами (педагог, психоневролог, дефектолог, логопед), работающими с данным контингентом детей, только в этом случае оказанная помощь будет наиболее эффективна.
Зыбина Наталия Александровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 17:30

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Людмила Молоствова » 01 мар 2018, 22:11

Молоствова Людмила Евгеньевна
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм. В этих этих семьях отсутствует доверительное общение, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и детьми, неблагоприятный эмоциональный фон, педагогическая некомпетентность, падение нравственных устоев семьи, алкоголизм, наркомания родителей. Такие семьи нуждаются в педагогической поддержки:
- Психолого-педагогический консульт, поручение.
- контакт с семьёй, выявление проблем и трудностей.
- Помощь в воспитании.
- Оказание поддержки в союзе с психологом.
- Включение семьи в досуговое занятие, праздники, ярмарки, выставки.
- Психолого-педагогический надзор.
- Семейное консультирование.
Людмила Молоствова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:38

Пред.След.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron