Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Модератор: vera_subcheva

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Городкова Н » 27 фев 2018, 09:40

Одним из важных методов укрепления семейного потенциала семьи является формирование семейных традиций. Это могут быть мастер-классы с привлечением родителей и детей, на отдельных тематических площадках. Например, семейный праздник с приготовлением сладкого стола и так далее.
Городкова Н
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:34

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение яркин андрей » 27 фев 2018, 11:48

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форму жизнедеятельности людей, обусловленную существующими общественно-экономическими и юридическими нормами.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями (Куликова Т. А) выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в своевременной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, отзывается на гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов. В настоящее время большинство населения по своим доходам находится, практически, на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости увеличивается количество детей, рожденных вне брака.
Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей. Все социальные проблемы, с которыми связана семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к необходимости социальной реабилитации детей.
Два десятилетия назад работа с семьями группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские дома и интернаты, где упор делали на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входили во взрослую жизнь совершенно не подготовленными, не могли адаптироваться к группе сверстников и испытывали трудности в общении.
Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для развития ребенка: покупки книг, реализации увлечений и интересов, проведения досуга, отдыха, участия в экскурсиях. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи.
В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных подростков. По данным МВД России на учете в органах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Родители 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.
Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполным семьям и др.); содействуют развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.
В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.
Для решения вопросов оказания социально-педагогической помощи и поддержки необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.
На основе изученной литературы, проведения анкет, бесед, опросов, мы выявили причины возникновение «семей группы риска»
Основными причинами являются следующие обстоятельства:
пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр);
возникновение на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов;
сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
яркин андрей
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:34

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение МАОУ СОШ № 31 » 27 фев 2018, 12:00

Одной из ведущих технологий социально-педагогического сопровождения семей групп риска является метод тесного контакта с родителями, который позволяет укрепить воспитательный потенциал семьи. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.
Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.
Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.
Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания, выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.
Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.
Четвёртая стадия «Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.
Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.
Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества». На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.
МАОУ СОШ № 31
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 12:08

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Савинкина Наталия » 27 фев 2018, 20:30

Савинкина Наталия Владимировна
Главным принципом для полноценной помощи семьям группы риска является раннее выявление таких семей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определённых технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи команды специалистов, в том числе и специалистов по социальной работе. При этом специалисты должны уметь: грамотно диагностировать состояние семьи; владеть разнообразными технологиями работы с семьёй; своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей). Медико-социальный патронаж в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке, являются основными задачами. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Савинкина Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:17

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Крюкова Елена » 27 фев 2018, 21:35

Консультирование родителей основной вид деятельности при взаимодействии с родителями.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:
• информирование родителей о школьных проблемах ребенка (родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление);
• консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения (если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка);
• получение дополнительной диагностической информации от родителей;
• психологическая поддержка родителей (в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье).
Крюкова Елена
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 21:00

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Савельева » 28 фев 2018, 12:04

В своей работе с такими семьями пользуюсь рекомендациями, разработанными А. Иванцовой, доцентом Московского государственного лингвистического университета, кандидатом педагогических наук, социальным педагогом школы
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родите¬лей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не¬смотря на оплошности родителей.
8. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к сред¬ней и от нее к сегодняшней.
10. Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией
Предложенный комплекс рекомендации – это своеобразная памятка для педагогов – классных руководителей, социальных педагогов при взаимодействии с семьей, может использоваться начинающими специалистами и при само диагностики удач или неудач, вытекает из технологии работы с семьей группы риска, и служит ее дальнейшим логическим продолжением.
Савельева
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 06 окт 2014, 10:52

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Каратеева » 28 фев 2018, 12:24

На базе ТОГБУ «Центра поддержки семьи и помощи детям им. А.В. Луначарского» г.Рассказово с мая 2015 года функционирует Служба экстренной помощи несовершеннолетним и семьям, пострадавшим от жестокого обращения. Целью создания Службы является оказание комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению.
Выявление детей, остронуждающихся в незамедлительной защите и помощи, осуществляется на основании сигнала, поступившего от органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам, учреждений здравоохранения и образования. Специалист Службы также организует работу с семьями, состоящими на учете в банке данных «Судеб» г.Рассказово.
После получения информации о факте жестокого обращения с ребенком экстренно организуется выезд мобильной бригады, в состав которой входит педагог-психолог Службы. Большой временной разрыв между первыми признаками потребности в психологической помощи и ее оказанием может быть губителен. Так, в ноябре 2016 года своевременный выезд бригады позволил предотвратить случай угрозы суицида несовершеннолетней в многодетной семье.
При поступлении и подтверждении информации о фактах насилия над несовершеннолетним, организуется длительная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь несовершеннолетнему и семье. Семья принимается на сопровождение Службы. С целью снижения риска жесткого обращения в отношении несовершеннолетних разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, включающая комплекс мероприятий, направленных на вывод семьи из сложившейся ситуации.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних и семей осуществляется по следующим направлениям:
• информационно-просветительская деятельность;
• профилактика употребления психо-активных веществ и пропаганда ЗОЖ;
• организация досуга;
• проведение консультаций;
• психологическая работа.
Психологическая работа с несовершеннолетним и его родителями выстраивается классическим способом: установление контакта со всеми членами семьи, проведение диагностической работы, прояснение проблемной ситуации, выяснение, что было сделано для решения проблемы, поиск новых ресурсов для преодоления трудной ситуации, отработка и закрепление новых навыков общения на практике, подведение итогов консультирования. Выбор методов для психокоррекционной работы происходит в зависимости от индивидуальных особенностей семьи и конкретного случая.
Эффективной технологией в работе с кризисными семьями является технология домашнего визитирования, которая позволяет увидеть реальные условия жизни семьи и ребенка, и получить фактический иллюстративный материал для обсуждения с родителями. При работе с глубоко дезадаптированными семьями посещение на дому часто является единственным способом поддержания контакта с семьей. За период функционирования Службы педагогом-психологом было осуществлено 61 посещение семей.
Помощь специалиста Службы может быть оказана по личному обращению граждан (помощь в социально-психолого-педагогической реабилитации ребенка при передаче его от отца к матери (по решению суда об определении места жительства ребенка), психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе при возникновении конфликтов, связанных с расторжением брака и спорами в воспитании детей).
Работа специалиста Службы направлена на обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, через индивидуальную психокоррекционную работу.
В целях профилактики жестокого обращения с детьми проводится просветительская работа с родителями (законными представителями) по повышению их родительской компетенции. Основные формы работы: родительские собрания, семейный клуб «Ответственный родитель».
С уважением, Каратеева Н.А., педагог-психолог Службы экстренной помощи несовершеннолетним и семьям, пострадавшим от жесткого обращения ТОГБУ «Центра поддержки семьи и помощи детям им. А.В. Луначарского» г.Рассказово
Каратеева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 фев 2018, 16:17

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Злобин Геннадий » 28 фев 2018, 12:29

Рассматривая семью и ее внутрисемейные отношения можно провести аналогию с государством, ведь, по сути, семья это маленькое государство со своими законами, идеологиями и уставами. А любое государство всегда неминуемо стремиться к распаду, потому, как интересы каждого не идут в одном направлении. А, следовательно, необходим механизм управления этим государством. Родителям, взявшим на себя обязанность руководства семьей необходимо выработать четкую стратегию их действиям. Ведь если этого не сделать, то в семье начнется хаос и бардак. Ранее к воспитанию в семье отношение складывалось просто и без сложностей. Дело казалось относительно нетрудным и доступным для всех. А сложилось оно на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях высокой строгости семейных нравов, легкости осуществляемого контроля, вовлечения ребенка в ранний производительный труд и относительно обыкновенные требования к личности не представляли особых проблем. На сегодняшний день воспитательные задачи социального и семейного характера усложнились; многократно выросли требования к личности. В социальной и семейной среде встают задачи, решить которые на основе интуиции и эмпирических приемов, без соответствующей теоретической подготовки родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями и методами, уже не представляется возможным.
Исходя из выше изложенного, на современном этапе, по моему мнению, следует развивать компетентность членов семьи и на основе сбора информации(из разных источников) выяснить проблемы, определить причины неблагополучия, определить перспективу улучшения ситуации в семье. В этой связи применимы технологии службы социального сопровождения семьи по месту жительства со всем комплексом мероприятий и технология психолого-педагогического сопровождения с оказанием помощи родителям в осознании ценности семьи для ребёнка и ребёнка в семье и выработкой обоснованного и согласованного с семьёй плана действий.
Злобин Геннадий
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:41

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Пузатых Елена Николаевна » 28 фев 2018, 17:11

Дети «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов. К ним можно отнести детей, условно разделив их на группы по различным критериям: социальный – живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), алкоголизм родителей; семья беженцев, переселенцев; поведенческий: нарушение поведения (агрессивное поведение), трудности во взаимоотношении со сверстниками, повышенная тревожность.
В каждом конкретном случае ставятся разные задачи работы с детьми в зависимости от того, к какой группе относится ребенок «группы риска».
И невольно вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию детей». Считаю, что эффективность деятельности в данном направлении зависит от правильно организованной работы с родителями семей группы риска. В организацию данной работы включается весь коллектив: общественный инспектор по охране и защите прав детства, воспитатели, специалисты, медицинский работник. Различные направления деятельности общественного инспектора: информационно-аналитическое, работа с педагогами, детьми и родителями – отправная точка для разработки и реализации плана воспитателей с семьями группы риска. Необходимо отметить, что активные формы взаимодействия с родителями, направленные на пропаганду здорового психологического климата (конкурс для родителей «Письмо в будущее», участие в утренниках, досугах) – основа для создания доверительных отношений в триаде «педагог- ребенок-родители».
Особо значимая роль в работе принадлежит педагогу-психологу. Психологическое сопровождение ориентировано на коррекцию невротических проявлений, на повышении самооценки и уверенности ребенка в себе, коррекцию социально-нравственного развития. Основные задачи коррекционно-развивающей работы обозначены в следующих направлениях: социально-нравственное, эмоционально-личностное.
1. Обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильно направить его эмоциональное развитие.
2. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.
3. Создать психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, его природного потенциала.
Считаю, что личностно-ориентированная технология, применяемая в практике работы с детьми «группы риска» - условие успешного построения образовательного процесса как со всеми детьми группы, так и с детьми данной категории. Ведь главная позиция данной технологии – «принять», «познать», «помочь» ребенку обеспечивает положительное эмоциональное развитие в ситуации успеха. Кроме этого, целесообразно использовать разнообразные организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная).
Пузатых Елена Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 13:08

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Дякина Лидия » 28 фев 2018, 19:37

Главная функция семьи - это воспитание ребенка. В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие родителей и ребенка, так как семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семью как фактор воспитания характеризует её воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребёнка. Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций, а именно прощание на ночь и приветствие друг друга утром, расставание друг с другом перед уходом на работу, в школу, в детский сад и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает её в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи.Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребёнка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребёнка, усугубляющие его эмоционально-психическое состояние. Часто к этому приводят ошибки родителей в семейном воспитании.Всё это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семьей её воспитательных функций.
Социальные педагоги и педагоги - психологи, работающие в учреждениях образования, являются связующим звеном между внутренним и внешним миром ребёнка, где в качестве внешнего мира выступают родители и общество, а внутреннего - ученики и учителя школы. Осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, а также содействуют охране прав личности ребёнка, способствуют гармонизации отношений между учениками и педагогическим коллективом, родителями и детьми.
К одной из основных задач специалистов образовательного учреждения можно отнести повышение социально - педагогического потенциала семьи с целью гармонизации процесса развития личности ребёнка.
Дякина Лидия
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 26 мар 2015, 20:56

Пред.След.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron