Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Модератор: vera_subcheva

Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение vera_subcheva » 22 фев 2018, 11:15

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума - технологии социально-педагогического сопровождения детей группы риска в образовательной организации.

В социальной сфере Тамбовской области за последнее время произошли значительные изменения. В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми.
На базе образовательных организаций Тамбовской области создана необходимая инфраструктура: центры и службы, которые реализуют основные направления государственной региональной политики в сфере защиты детства. Это дало возможность внедрить на территории области инновационные услуги для семей с детьми: «Реабилитационный досуг для детей и семей группы риска» (реализуется на базе организаций дополнительного образования); «Социальная гостиная для детей группы риска» (на базе общеобразовательных организаций). Они направлены на преодоление трудной жизненной ситуации в семье и профилактику жестокого обращения.
В первую очередь, это касается детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, имеют психические или физические особенности, препятствующие полноценной заботе о ребенке, и детей из семей с низким материальным достатком и дефицитом заботы и внимания (например, многодетные семьи, вынужденные переселенцы и т.д.). В эту группу также попадают дети, переживающие острые кризисные ситуации (потеря близких, травматический развод родителей и т.п.). Формируемое в образовательной организации специальное реабилитационное пространство для этих детей помогает им удержаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь.
Особого внимания специалистов требуют безнадзорные дети, которые лишены присмотра, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих, что создает реальную угрозу их психическому, физическому и нравственному здоровью.
Таким подросткам необходима более серьезная социально-педагогическая и социально-психологическая помощь.
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы социально-педагогического сопровождения детей группы риска.



Давайте поговорим о самых эффективных практиках социально-педагогической реабилитации, их перспективах.

Предлагаем вопрос для дискуссии:


Какие технологии в рамках социально-педагогического сопровождения помогут укрепить воспитательный потенциал семьи группы риска?










С уважением, Субчева В. П.,
зав. лабораторией коррекционной
педагогики и социальной адаптации
ТОГОАУ ДПО ИПКРО
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Михалева Екатерина » 26 фев 2018, 17:29

В рамках социально-педагогического сопровождения укрепить воспитательный потенциал семьи группы риска помогут следующие технологии:

1.Технология службы социального сопровождения семьи по месту жительства. Включает в себя сбор и анализ информации о ситуации в семье, первичный акт обследования семьи (проверка информации), выявление проблем семьи, составление индивидуального плана работы с семьѐй. Участковая служба проводит комплексное социальное обследование, сбор информации о семье (детальный, из разных источников), выяснение ключевой проблемы, определение причин и следствий неблагополучия, составление программы работы с данной семьѐй. Развивает компетентность членов семьи и уверенность в том, что их действия могут улучшить их жизненную ситуацию. Определяют перспективы улучшения ситуации в семье.
Технология включает комплекс мероприятий по социально-медицинской, социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого используются следующие формы: беседы, рекомендации, наблюдения, реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способность помочь в разрешении проблемы; проведение работы по
разрешению конфликтной ситуации в семье. Осуществляется патронаж семьи (интенсивный, текущий и контрольный). Передаѐтся информация в
«банк данных» семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проводится социальная диспансеризация (осуществляется регулярное социальное наблюдение).

2.Технология организации выездных мобильных бригад. Формируется мобильная бригада для выезда к неблагополучной семье, в состав которой входят специалисты социального Центра. Состав бригады изменяется в зависимости от выявленных проблем семьи. Выезд специалистов планируется один раз в месяц или чаще, в зависимости от потребностей для оказания необходимой консультативной помощи и экономической.

3.Технология психолого-педагогического сопровождения. Организация психолого-педагогического сопровождения семей, обеспечивает социально-психологическую поддержку, помощь в построении детско-родительских отношений. При этом могут быть задействованы родительские клубы на базе социальных учреждений. Оказание помощи родителям в осознании ценности семьи для ребѐнка и ребѐнка в семье посредством проведения совместных досуговых мероприятий.
4.Технология оказания экстренной социально-психологической помощи по «телефону доверия». Организация социально-психологического консультирования граждан по «телефону доверия». Организация «горячих телефонных линий» по вопросам воспитания детей, проблем семейного насилия.

5.Технология межведомственного взаимодействия социальных партнѐров. Технология межведомственного взаимодействия социальных партнѐров включает в себя заключение договоров о сотрудничестве, привлечение специалистов различных служб, использование ресурсных возможностей партнѐров.
В последние годы от правозащитных организаций поступает много предложений о реорганизации системы защиты прав детей. В основном они касаются введения новых форм работы с семьями «группы риска»:
1. Технология работы «со случаем». Технология применима для всех целевых групп. В рамках этой технологии семья рассматривается как отдельный случай, который ведѐт специалист по социальной работе, устанавливая социально-психологический диагноз и вырабатывая обоснованный и согласованный с семьѐй план действий. При таком подходе специалисты концентрируются на случае семьи, выстраивая для неѐ индивидуальные программы ,а не «встраивая» клиентов в имеющиеся программы.Такие взаимоотношения с семьѐй способствуют «самоусилению» семьи и
повышают способность пользоваться своими собственными и общественными ресурсами.
2. Технология сетевых контактов. Технология применима для всех групп с высоким и средним уровнем готовности к сотрудничеству и стремлением изменить ситуацию к лучшему. Основной целью является мобилизация ресурсов семьи на изменение сложившейся ситуации при использовании системы связей с людьми (социальной сетью семьи), о которой семья получает эмоциональную и инструментальную поддержку. Суть данной технологии заключается в привлечении помощи семье всех ресурсов еѐ социальной сети: родственников, друзей, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи. Координатором усилий заинтересованных в преодолении проблем семьи, может выступать социальное учреждение, которое организует
сетевые встречи, цель которых -прояснение позиций заинтересованных сторон, совместная выработка и принятие программы выхода семьи из сложной ситуации.
Мы видим, что в настоящее время расширяется практика предоставления социальных услуг семье и детям, повышается их качество и эффективность, все больше деятельность профессиональных специалистов направлена на улучшение социального положения семьи.
.
Михалева Екатерина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:17

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Иванова » 26 фев 2018, 18:36

Одной из форм обеспечения ухода являются социальный патронат и патронаж. Оба термина обозначают покровительство над подопечным, но все таки в чем же различие этих терминов?
Иванова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:18

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Валерия Муравьева » 26 фев 2018, 21:59

Хотелось бы начать с того, что социально-педагогическое сопровождение это целая система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
При данной работе, основными задачами являются:
- выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы-
- определение причин семейного неблагополучия
- содействие созданию в учебной среде обстановки психологического комфорта, безопасности
- помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении отношений с родителями и сверстниками
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:
непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, которые были описаны мною выше.
Валерия Муравьева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:14

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Павлова Наталия » 26 фев 2018, 23:36

Технология обеспечения социально-педагогической просветительской работы с родителями, способствующая сохранению родственных связей; сохранение и развитие семейных ценностей; формирование здорового образа жизни.
Павлова Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:15

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Света Курохтина » 27 фев 2018, 09:14

Что происходит у нас между родителями и детьми?Какая технология создаёт ситуацию,в которой ты принимаешь свою адекватность(какая она есть?)Если ты методологически (как идея) и технологически(как эффективность твоих действий)можешь создавать ситуацию и эффективно действовать в ней,и в результате этой ситуации происходит принятие собственной адекватности у того,с кем ты работаешь, то социально-педагогическое сопровождение в этом ключе поможет укрепить воспитательный потенциал семьи группы риска.
Света Курохтина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:40

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Проценко » 27 фев 2018, 09:15

Механизмы семейного воспитания – это конкретные средства и способы реализации индивидуального воспитательного потенциала семьи. Основные механизмы семейного воспитания:

• авторитет родителей;

• стили семейного воспитания;

• семейные традиции;

• характер организации досуга

Ценным средством воспитания являются семейные традиции – передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Это:

• семейные традиции – интересное проведение дней рождений, дней памяти родных и др.;

• национальные традиции – формирующие любовь и уважение к своему этносу в сочетании с убежденностью в равенстве людей и плюрализме культур;

• патриотические традиции – связанные с жизнью и историей страны: возложение цветов к памятникам воинам, погибшим в боях с фашизмом, государственные праздники: День конституции, независимости и др.

Когда ребенка постепенно приобщают к существующим традициям и создают условия для сопереживания, соучастия в них, то воспитательная сила традиций значительно возрастает.

Анализируя понятие воспитательный потенциал семьи можно выделить условия успешного воспитания ребенка в семье:

• знание родителями своего ребенка;

• включение ребенка в систему семейных отношений и деятельности;

• самосовершенствование родителей и семейных отношений.
Проценко
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:23

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Шарандина Ирина » 27 фев 2018, 09:17

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Задача школы – изучение типа семьи, оказание родителям психолого – педагогическую помощи в организации семейного воспитания, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, приобщение их к педагогической деятельности.
Воспитательный потенциал заключается в поэтапном диалоге о жизненной ситуации подростков; выявление и нейтрализация негативных влияний со стороны семьи и неформальной группы; создание ситуации успеха; привлечение подростка к проектированию своей жизни, включение в новые сферы деятельности и общения; бесконфликтное сосуществование в семье, в школе, с одноклассниками.
Шарандина Ирина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:30

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Татьяна Колесникова » 27 фев 2018, 09:22

На мой взгляд, семьи группы риска это в первую очередь семья, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, плюс ко всему оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов.
Воспитательная сторона этого вопроса играет немаловажную роль в сфере формирования окружающего мира ребенка (подростка). Современная семья призвана не только решать проблемы, но и быть социальным укрытием для человека. Семья должна обеспечивать безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и в поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать функции.
Исходя из своего опыта, я могу выделить такие воспитательные функции, как:
- Выявление причин и факторов неблагополучия семьи;
- Консультация и беседа по установлению психологически комфортного микроклимата в семье;
- Выяснить в ходе беседы виды увлечений ребенка, его интересы и содействовать раскрытию внутреннего потенциала личности;
- С помощью сверстников и друзей ребенка создать благоприятную атмосферу для повышения самооценки(статуса) в классе(группе);
- Начав с расспроса, перейти к активному слушанию;
Нужно понимать, что в кризисные моменты- семья особенно уязвима и входит в группу риска. Жизнь в такой семье связана с постоянным стрессом, психологическим тяжелым состоянием в первую очередь ребенка(подростка) оказавшегося в этой семье. Огромное значение в данном вопросе имеет доверительное отношение между педагогом и учащимся(ребенком), возможность открыто говорить о своих внутренних ощущениях, не боясь быть осужденным. В конце своего рассуждения хотелось бы сказать, что в первую очередь важно грамотно диагностировать состояние семьи, во-вторых владеть разнообразными технологиями подхода к той или иной семье, и в- третьих правильно и своевременно их применять. И только при выполнении всех этих требований, а также при творческом подходе к решению проблем детей и их родителей, можно смело сказать, что результаты будут положительными.
Татьяна Колесникова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:30

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Пилякин Андрей » 27 фев 2018, 09:23

На мой взгляд, одной из форм работы с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.


< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Пилякин Андрей
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:45

След.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron