Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Модератор: vera_subcheva

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Забеленкова Наталия » 19 апр 2018, 10:04

В рамках работы по просвещению родителей и педагогов ДОУ осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использую следующие формы работы с родителями: лекции; индивидуальные и групповые консультации: «Законодательно - правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно - ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок - взаимоотношения и готовность ребенка к школе», информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»; листы - памятки для родителей и педагогов; библиотека в кабине социально - психологической службы. Для работы с педагогами используются консультации: «Действия воспитателя в случаях жестокого обращения с детьми», «Из истории Конвенции», «Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах»
Забеленкова Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:12

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение лайко галина » 19 апр 2018, 10:07

Семейное воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, Л.В. Загик, С.В. Ковалева, Т.А. Марковой и многих других.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье, семья с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме и личности ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себяв общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Проведенное нами исследование показало, что своевременная помощь со стороны может помочь избежать негативных последствий неправильного воспитания в «семье группы риска».

Итоги реализации разработанной нами Программы деятельности социального педагога «Семья группы риска» позволили сделать выводы:

во-первых, путь решения комплекса проблем семей «группы риска» - разработка Программы, учитывающей комплекс диагностических, преобразующих, коррекционных и просветительских мер;

во-вторых, на основе Программы «Семья группы риска» можно разработать «Индивидуальный маршрут социально-педагогической поддержки» для каждой конкретной семьи.

Если при подведении итогов реализации программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме, повысился статус в детском коллективе.

Основными направлениями работы социального педагога с семьей «группы риска» являются:

1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска».

2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Таким образом, эффективность повышения воспитательного потенциала семьи обеспечивается, если:

-родители участвуют в реализации Программы «Семья группы риска», поддерживают тесную связь со школой;

-родители знают основные педагогические требования и создают необходимые условия для воспитания ребенка в семье;

-родители постоянно приобретают и расширяют свои педагогические знания и умения, учатся искусству воспитания, заимствуют лучший опыт воспитания детей.

Правильная организация социально-педагогической деятельности на основе Программы способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.
лайко галина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:23

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение людмила хорошкова » 19 апр 2018, 10:13

Этапы работы с семьей:

Диагностика проблем семьи.

Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

Содействие в получении социальной помощи.

Диагностика результатов работы.



– скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс - диагностических методов;

– диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

– коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.
людмила хорошкова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 10:01

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Покровская Мария » 19 апр 2018, 10:17

Социально-психологическая защищенность, успешность дости-
жений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому
важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили
друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Все
семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому
невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о
том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции,
мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс
различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе
способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в
конкретной ситуации.
Покровская Мария
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 21:02

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Ольга Галушкина » 19 апр 2018, 21:40

Я считаю, что основными действиями социального педагога, способствующими укреплению воспитательного потенциала семей группы риска, являются:
• внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа неблагополучия;
• построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями семей группы риска;
• реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на семью.
Ведущим и исходным принципом в работе с семьями группы риска является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов воздействия на родителей. Основные формы такого воздействия: проведение доверительных бесед, посещения на дому, посильная помощь в исправлении создавшегося неблагополучного положения в семье, связь школы с предприятиями, где работают родители, устройство детей в санатории и т.д.
Ольга Галушкина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:12

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Юлия Алтухова » 28 апр 2018, 13:07

Наш Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт учебного учреждения и создается банк данных детей, которые ставятся на внутришкольный учет. Эти данные помогают спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
2-й этап: установление контакта с семьей Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в школу или производится их посещение на дому.
3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в школе занимаются социальный педагог и психолог.
Юлия Алтухова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:15

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Шалдыбина Татьяна » 06 май 2018, 13:09

Социальный педагог Татьяна Шалдыбина МБДОУ центр развития ребенка детский сад «Солнышко» г. Котовск, Тамбовская область.
Повышение семейной культуры – одно из условий укрепления воспитательного потенциала семьи.
Что необходимо учитывать социальному педагогу детского сада в своей работе?
Во-первых, быть неравнодушным к проблеме воспитания в семье; во-вторых, постараться повысить родительские компетентности: овладеть нужной социально-психологической информацией, приобрести умения взаимодействия с ребенком, научиться всматриваться, вдумываться в «маленькие сложности» ребенка; в-третьих, пусть прозвучит философски, работа над собой: стараться быть чуть более отзывчивым, внимательным, терпеливым, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, чтобы помочь ребенку.
Шалдыбина Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:57

Re: Укрепление воспитательного потенциала семьи группы риска

Сообщение Севостьянова Е.Е. » 17 дек 2018, 18:43

В своей работе считаю приоритетным - организовать взаимодействие с родителями в оказании помощи приемным детям «группы риска», нуждающимся в социальной помощи и поддержке через сопровождение замещающих семей. Работу нацелить на выстраивание специалистами сопровождения отношений сотрудничества с замещающей семьей и оказание помощи и поддержки в процессе воспитания ребёнка. Помощь замещающей семье направить на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации. Значимым в сопровождении замещающих семей является работа Советов замещающих семей. Замещающие семьи имеют возможность получить психологическую поддержку и найти новые способы решения проблем от опытных родителей. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы. Повышению социально-психологической и педагогической компетенции замещающих родителей способствует работа «Школы приёмных родителей» и консультационный пункт. В процессе работы замещающие родители делятся опытом воспитания детей, где рассказывают о своих пережитых трудностях и путях их преодоления.
С уважением, Севостьянова Елена Евгеньевна, социальный педагог
ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помои детям им.А.В.Луначарского" г.Рассказово
Аватар пользователя
Севостьянова Е.Е.
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 дек 2018, 19:34

Пред.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron