Способы коррекции проблем детей группы риска

Модератор: vera_subcheva

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Забеленкова Наталия » 19 апр 2018, 09:53

Ежегодно в течение сентября во всех группах дошкольного учреждения мы проводим мониторинг социального статуса семей. Воспитатели предоставляют сведения о семьях группы риска (СОП). После проведения мониторинга социального статуса семей в рамках ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум, на котором определяется список семей, нуждающихся в социально-психологическом сопровождении. Одна из главных задач консилиума – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению.
В зависимости от потребностей конкретного ребёнка, могут быть включены такие направления деятельности, как:
-диагностика психического развития ребёнка;
-организация коррекционно-развивающей работы педагогом-психологом (развитие познавательных процессов, коррекция агрессивного поведения, тревожности, замкнутости, развитие коммуникативных навыков и др.);
- диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;
- оказание консультативной помощи всеми специалистами ДОУ семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений;
- направление на консультацию к врачам – специалистам (невропатолог, ортопед, ортодонт, психотерапевт и т.д.);
- бесплатные кружки для ребёнка и т.д.
В конце учебного года в детском саду проводится итоговое заседание психолого-медико-педагогического консилиума, на котором анализируются результаты социально-психологического сопровождения детей из семей группы риска СОП, определяется список детей, нуждающихся в продолжении коррекционно-развивающей работы в следующем учебном году.
Хотелось бы отметить, что за последние два года, с того момента, как в ДОУ была выстроена система ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства, ни одна семья не перешла из группы риска в группу семей, уже находящихся в социально опасном положении.
Забеленкова Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:12

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Покровская Мария » 19 апр 2018, 09:56

Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные ситуации, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно - житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
Покровская Мария
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 21:02

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Провоторова Лидия » 19 апр 2018, 09:58

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явленияизменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю¬щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа¬на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото¬рое представляет взаимодействие его с окружающей средой,опосредованное внешней и внутренней активностью подростка.Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальноеи отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо¬вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю¬щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек¬ватного учета средой особенностей его индивидуальностии про¬являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное икриминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра¬сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Типичными- проявлени¬ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен¬ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес¬кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль¬ного характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения
• Агрессивное поведение;
• Делинквентное поведение;
• Суицидальное поведение;
• Зависимое поведение
Причины девиантного поведения подростков
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существованиинеблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап-тацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
• Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
• Патология нервной системы;
• Соматическая ослабленность;
• Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
• Ггенетические, которые передаются по наследству. Это мо¬гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
• Психофизиологические, связанные с влиянием на орга¬низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтныхситуаций, химического состава окружающей среды;
• Физиологические, включающие в себя дефекты речи, вне-шнююнепривлекательность, недостатки конституционно-сома¬тического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений
ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются нали¬чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража¬ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра¬стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с явно выраженной психопатией, которая яв¬ляется отклонением от норм психического здоровья человека,нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что являетсякрайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязви¬мы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторыепсихические качества, черты личности и характера.
У подро¬стка наблюдается два процесса развития психики: либоотчуж-дение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае бу¬дет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с ок¬ружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболе¬ваниями выраженного или пограничного характера, отставани¬ем или задержкой психического развития, разными психичес¬кими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо¬ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценно¬стей подростка сфера его интересов начинает принимать пре¬имущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб¬ладание развлекательных интересов.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефек¬тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные осо¬бенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив¬ного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с раз¬рывом связей со школой (педагогическая запущенность), веду¬щей к несформированности у подростка познавательных моти¬вов, интересов и школьных навыков. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
• учебной декомпенсации — состояния ребенка, характери¬зующееся возникновением затруднений в изучении одного илинескольких предметов при сохранении общего интереса к шко¬ле;
• школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наря¬ду свозрастающими трудностями в обучении на первый планвыступают нарушения поведения, выраженные в виде конф¬ликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
• социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда от¬мечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь¬ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечениеспиртными напитками, наркотиками;
• криминализации среды свободного времяпрепровожде¬ния.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить оп¬ределенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к фор¬мированию асоциального поведения несовершеннолетних:


Семейные причины девиантного поведения
• Смерть родителей;
• Конфликтные отношения между родителями;
• Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
• Психические заболевания родителей;
• Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;
• Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
• Хроническая психологическая травматизация;
• Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
• Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемей¬ых отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потвор¬ство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоциро¬вание ребенка на конфликтные ситуации; или характеризую¬щийся утверждением в семье двойной морали: для семьи —одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
• Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных вли¬яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз¬дельного проживания детей и родителей;
Социально-экономические факторы включают социальноенеравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обни¬щание значительной массы населения, ограничение социальноприемлемых способов получения достойного заработка; безра¬ботицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряжен¬ность.

Морально-этические факторы проявляются, с одной сто¬роны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру¬гой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
В сороковых годах нашего века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс предложил классификацию мотивов “плохого” поведения учеников. К ней прилагалась несложная диагностика, которую мог сделать даже начинающий педагог причем без использования опросников. Принципиальность этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос “ПОЧЕМУ” этот ребенок “плохо” себя ведет, сколько указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:
1. Дети, наши ученики выбирают поведение. Как правило, они делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
2. Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи.
Привлечение внимания - поведение по типу “мне нужно твое особое внимание”.
Пожалуй, самое неприятное для любого человека – это чувствовать себя пустым местом. Когда класс, собственные домочадцы не реагирую на наше присутствие: не видят, не отвечают, не замечают, что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос хочется, рассердиться, даже толкнуть невнимательного соседа по трамваю Хочется так или иначе дать понять: я не пустое место!
Личностное внимание нужно младенцам, чтобы они нормально развивались, без него быстро умирают старики, оно являетсябазовой жизненной потребностью для всех, кто родился человеком. Это означает, что хотим мы этого или нет, время от времени, наступает голод на личностное внимание. “Ты чем-то расстроен?”, “Как ты сегодня себя чувствуешь?”, “Грустишь? О чем, интересно знать?” – как нужны бывают эти слова и нам с вами, и нашим детям, и нашим ученикам. Это и есть внимание, голод на которое может привести если не к “дистрофии”, то уж к “гастриту” запросто.
Если потребность базовая, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький еще человечек (ребенок 1,5-2 лет), когда ему нужно внимание. Полуторогодовалый ребенок методом проб и ошибок быстро находит способ получить внимание. Для этого нужно что-то сделать плохо. И тогда мама оторвется от телефона или придет из кухни и даст какое-нибудь внимание - пусть отрицательное, но внимание! В мозгу ребенка формируется устойчивый условный рефлекс: хочешь внимания – веди себя плохо.
Другая причина в…научно-технической революции. Дети даже в благополучных семьях сегодня почти все свободное время проводят у телевизора и компьютера, которые прекрасно структурируют внеурочное время, занимают внимание ребенка, но… не дают личностного внимания.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего это на своем уроке. Что чувствует нормальный человек, которого все время отвлекают? Да, совершенно верно – раздражение. Из него легко рождается негодование и возмущение.
Второй диагностический момент – что хочется сделать?Сделать замечание. Иногда почитать нотацию.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика.Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после вашего замечания – мотив другой, читайте о нем далее). Итак, дети привлекают внимание на уроке и основная проблема педагога – как давать внимание (ведь они имеют на него право), не подкрепляя неконструктивный условный рефлекс “хочешь внимания – делай плохо”.
Власть – поведение по типу “ты мне ничего не сделаешь”.
Две главные причины такого большого числа маленьких властолюбцев в школе, следующие.
1.В современной жизни перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Вместо этого все эмансипируются от всех: отец от начальника, мама от отца и так далее. Детям просто некому подражать.
2. Вторая причина – мода на “сильную” личность, на “крутых”. Дети и подростки видят только внешнюю эффектную стороны властолюбивого поведения. Они не знают то, что знают люди мудрые: против лома нет приема, окромя…другого лома. Страх – оборотная сторона власти.
Многие молодые родители наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, что сильная личность – это человек, который принимает решения за других. Мы-то знаем, что сильная личность ничего не решает за других, просто не позволяет другим решать за себя.
Сравните две формулы:
“Крутой”=уверенное поведение+много агрессии.
“Сильна личность”=уверенное поведение+ много поддержки.
Итак, дети пробуют поведение по типу “ты мне ничего не сделаешь” на учителе – на ком же еще?
При этом активный властолюбец- тот, кто открыто идет на конфронтацию, то есть в одиночку выступает против сплоченного коллектива обиженных взрослых - у меня лично вызывает симпатию, все-таки храбрый и прямой человек.
А вот пассивные властолюбцы – попросту манипуляторы, которые, честно глядя вам в глаза, говорят именно то, что вы хотите услышать, но делают то, что хотят, придумывая впечатляющие оправдания, и действуют исподтишка, - они часто вызывают у педагога чувство беспомощности.
Пассивные властолюбцы очень любят оправдания, в ход идет все: “плохая” память, слабое здоровье, жестокие родители. “Поставьте мне четверку, а то отец убьет, он обещал. Татьяна Петровна, неужели у вас нет сердца? Я так на вас надеялась!”. И что делать Татьяне Петровне? Она ведь видела ее отца.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего властолюбивое поведение. Это гнев, негодование, возмущение, часто также страх. Добавьте, если я что-то забыла.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Этот момент особенно важен для различения власти и привлечения внимания. Властолюбца хочется “убить своими руками” или, говоря методически правильно – немедленно прекратить выходку, пусть даже с использованием физических действий. Иными словами, когда кулаки сжимаются – имеешь дело с мотивом “власть”.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Эта реакция также весьма характерна - ученик прекратит выходку, когда сам решит. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать?
Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя. А “месть” – более тяжелый, чем “власть”, мотив “плохого” поведения.
Месть - поведение, суть которого “вредить в ответ на обиду”.
Месть похожа на власть, но причины “плохого” поведения глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой.
Основной социальной причиной роста мстительного поведения в школе считается рост жестокости в мире за стенами школы. Но и непрофессиональное и неэтичное поведение педагога часто также является причиной мести. Иногда учителя говорят: “Я никогда не обижаю своих учеников!”. Точнее было бы сказать –“Я не хочу обидеть”.
Людям свойственно обижаться, наши друзья, родственники, близкие обижаются на нас, мы обижаем их нечаянно. Так же и с учениками.
Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека.
Первый диагностический момент – чувства учителя, наблюдающего мстительное поведение, - это растерянность, или попросту - фрустрация. Гнев, негодование, страх дополняются простой человеческой обидой: “Как это вообще могло со мной произойти?”. Это сильные чувства, они уже не статусные, а глубоко личные.
Второй диагностический момент – что хочется сделать? Как сказала одна учительница, хочется драться на равных – по-партнерски, или убежать и спрятаться. Обычная формула: “В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я”. Драться или убегать - древняя, первобытная формула. Она включается в моменты опасности и изменить ее крайне трудно. Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед ним еще ребенок, о том, что из двоих участников конфликта именно он профессиональный воспитатель с дипломом и т.д.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Она та же, что у властолюбца.
Особая проблема – как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые им мстят, как вообще относиться к ним?
Одна их психологических тонкостей здесь следующая. Нужно разделять личность ( в данном случае человека, который пытается выжить, изживая внутреннюю боль через агрессию) и поведение, человека и то, что он сделал. Проступок очевидно нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке. При этом, чем более тяжелым является мотив (а мы описывали мотивы по степени возрастания тяжести), тем больше поддержки нужно ученику. Формула примерно такова:
Мотив Сколько поддержки нужно
Привлечение внимания 1
Власть 10
Месть 100
Избегание неудачи 1000
Избегание неудачи - поведение, суть которого “не буду и пытаться – все равно не получится”.
Ученики с этим мотивом, по мнению некоторых учителей, и не ведут себя “плохо”. В самом деле, они не выкрикивают на уроках, не задирают соседа по парте, они вообще незаметны. Эти тихие на уроке дети вполне послушны, просто они не решают задачи. Не решают, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества, ведь получается у всех, кроме меня!
Социальное происхождение мотива “избегание неудачи” связано с действием великого психологического закона, который я называю Законом “Отмораживания Мотивации”. Звучит он примерно так: “Если вы для блага человека, который только учится чему-то и не чувствует себя уверенно в новой области, с тем, чтобы он делал все лучше и лучше, будете часто указывать на его ошибки, то результатом вашей деятельности будет…не его хорошие результаты, а совсем другое, а именно – постепенное “отмораживание” мотивации вообще этим заниматься”. Закон этот универсален и распространяется на взрослых людей тоже. Отношение, приводящее к исчезновению мотивации, психологи называют отношением по типу “красного карандаша”.
Уже к первому классу у многих детей сформирован четвертый мотив. Постоянное ощущение неуспеха, что ты не оправдал чьих-то ожиданий (“Опять не успел сделать все примеры!”, “Почему 4, а не 5?”, “Только ты один, Петров, опять опоздал в школу!” и т.д. заставляет ребенка защищаться: злость или отчаяние в первом классе сменяется со временем защитным безразличием или “скукой”. Это дети, которым уже все равно. Самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов выжить.
Первый диагностический момент – чувства учителя, столкнувшегося с “плохим”, все-таки “плохим” поведением по типу “избегание неудачи”. Сначала это жалость, а потом, когда раз за разом нашим попытки позаниматься дополнительно, объяснить еще раз ни к чему не приводят, возникает ощущение полной профессиональной беспомощности.
Второй диагностический момент – что хочется сделать?Хочется отвести его к школьному психологу и получить “индульгенцию” – от не тянет.
Третий диагностический момент – ответная реакция ученика. Ученик впадает в зависимость. Он готов на все: мыть класс, носить парты, если надо, даже ябедничать, но …он по-прежнему не решает задачи.
Привлечение внимание, власть и месть имеют свои “сильные” стороны, то есть дают, пусть и в неприемлемой форме, нечто нужное для выживания.
Сильные стороны разных типов “плохого” поведения:
Привлечение внимания – ребенок нуждается в контактах со взрослым, он ищет этих контактов, поэтому он их и получает.
Власть – всех властолюбцев, - и тихих маленьких Макиавелли, и шумных “борцов за справедливость”, и спонтанных начинающих манипуляторов – объединяет одно – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания.
Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль.
А ученики с мотивом “избегание неудачи” не умеют, в их поведении нет сильных сторон, поэтому им нужно 1000 единиц поддержки, то есть в 1000 раз больше, чем тем детям, которые ее активно требуют.
так, перед нами четыре мотива плохого поведения. Отношения с детьми с разными мотивами следует по-разному. Если нарочитого поведения привлекающего внимание ученика иногда полезно вообще не замечать, то такое отношение к поведению властолюбца неправильно и опасно. Лучшее, что может сделать учитель для властолюбца и мстителя – демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии. А вот для избегающего неудачи твердость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально точно по форме, и по количеству. Также важно различать тактику, или способы экстренного прекращения поведения, не прерывая урока, от стратегии – способов повышения самоуважения учеников с помощью разных специфических для каждого мотива видов поддержки, но уже после уроков, с тем, чтобы ему все меньше и меньше хотелось “плохо” себя вести.
Провоторова Лидия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:17

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение ольга умнова » 19 апр 2018, 09:58

Чтобы достичь желаемого результата, не нужно менять свою позицию ваши слова и заявления должны соответствовать вашим действиям.
Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.
Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
Позитивность взаимодействия
Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки.
Позитивность взаимодействия предполагает следующее.
Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).
Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария.
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
ольга умнова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:12

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение лайко галина » 19 апр 2018, 10:00

Проанализировав в научной литературе классификацию детей группы риска разных авторов, можно составить общую характеристику категории таких детей, которые требуют к себе особого внимания специалистов и комплексного подхода с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального их развития:

1) педагогически запущенные;

2) социально запущенные;

3) социально незащищенные;

4) с отклоняющимся поведением;

5) трудновоспитуемые;

6) дезадаптированные;

7) социально заброшенные;

8) с девиантным поведением;

9) с делинквентным поведением;

10) с асоциальным поведением.

Особенностью детей группы риска является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов. Поэтому одной из главных задач педагогов-психологов является не только знание общих подходов и закономерностей работы с такими детьми, но и выявление системообразующих факторов риска конкретного ребенка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия, и проведение на этой основе индивидуальных программ профилактического характера.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет нам выделить ряд причин попадания детей в группу риска:

1) пьянство одного или обоих родителей;

2) асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство и пр.);

3) жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

4) отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

5) побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
лайко галина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:23

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение людмила хорошкова » 19 апр 2018, 10:17

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждено тратить огромную часть своего свободного времени на лечение и профилактику хронических заболеваний в поликлиниках, больницах, санаториях. В связи с этим они пропускают много учебных занятий и поэтому отстают в усвоении учебного материала. Из-за отсутствия своевременной помощи таким детям, у них накапливаются пробелы в знаниях, они перестают понимать вопросов учителя и ответов других учеников, им становится неинтересно на уроке, в конечном счёте, у них появляется полное безразличие к учёбе.
людмила хорошкова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 10:01

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Ольга Галушкина » 19 апр 2018, 20:54

Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов, поскольку отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.
Работая с детьми группы риска необходимо: соблюдать спокойствие, проявлять выдержку, твердость, терпение, настойчивость, доброжелательность. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только три пути:
1. устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения,
2. заставить его.
Первый путь предпочтительнее, но и труднее.
Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.
3.Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можно назвать его просто - реалистическим воспитанием, а можно и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Ольга Галушкина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:12

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение vera_subcheva » 26 апр 2018, 15:28

Баева Нина Аркадьевна, педагог - психолог, Заслуженный учитель РФ, МБОУ «Новолядинская СОШ», филиал в с. Тулиновка

У учащихся начальных классов, имеющих медицинское заключение темпово-замедленный тип развития (ЗПР), а также у учащихся, имеющих трудности в обучении, на протяжении начального этапа обучения наблюдается отсутствие развития и формирования адекватной самооценки и успешной учебной мотивации, что может привести к неблагоприятным последствиям как в деле будущего профессионального самоопределения, так и в личностном развитии; негативным фактором может стать - ранняя половая жизнь и беременность для девочки. Повышенная мальчиковая импульсивность в ранние годы в большинстве случаев свидетельствует о риске вступления на путь асоциального поведения. Неуверенность в себе, повышенная тревожность, агрессия, плаксивость, отсутствие взрослости и самостоятельности, страх перед учителем и зависимость от других выступают в качестве маркеров благоприятной среды для развития асоциального поведения.
Возможно ли обеспечить безболезненную социализацию учащихся с ЗПР и учащихся, имеющих трудности в обучении, через психологический процесс, отражающий развитие эмоционального интеллекта, адекватной самооценки и успешной учебной мотивации. Развить родительскую и педагогическую компетенции взаимодействия с детьми (учениками).
Авторский результат практических исследований в течение 5 лет и построенная на их значениях психологическая поддержка является тому доказательством. Из 10 учащихся с ЗПР, состоящих на учете по различным проблемам, 75 % учащихся смогли, обучаясь по адаптированным программам, иметь успешную учебную деятельность и занятость согласно способностям во внеурочной деятельности. Многие из них в настоящее время продолжают успешно обучаться в профессиональных училищах.
Особое место в психолого-педагогическом сопровождении занимает практическая деятельность с взрослыми, реализуемая в групповой и индивидуальной формах.
Во всех приведенных выше характеристиках поведения учащихся взрослые, объединяясь с целью целенаправленного воздействия, не всегда справляются со своими чувствами и не признают необходимость терпения, сдержанности, доброты по отношению к детям. Было и остается привычным сбрасывать со счетов детские чувства лишь потому, что дети моложе, менее рациональны, у них мало опыта и меньше власти. Прежде всего, это касается родителей. Эмоциональные взаимодействия между родителем (другим взрослым) и ребенком (учеником) играют главную роль в личностном развитии подрастающего поколения.
Педагоги, осознавшие важность эмоционального воспитания, соблю-дают пошаговую технологию установления эмоционального контакта с детьми:
- при первичном эмоциональном контакте в создавшейся ситуации необходимо понять ребенка (ученика) и принять его и жизненную ситуацию такими как есть;
- отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;
- сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств; взрослые, особенно родители, реагируют на эмоции своего ребенка до того, как те стали слишком интенсивными (эмоции не успели набрать градус, как ребенок (ученик) получил внимание, которого добивался;
- родители не осуждают детей за проявление эмоций, не ругают за плач из-за разочарования или за выражение гнева. Тем не менее, взрослые устанавливают определенные границы и ясно и последовательно объясняют, какое поведение является приемлемым в данном случае.
- взрослым необходимо научиться стилю воспитания собственных де-тей, построенным на позитивных психологических установках.
Гнев взрослых всегда направляется на конкретную проблему, а не на черты личности или характер ребенка.
Предполагаемые психологические новообразования в детях (учениках) при соблюдении технологии эмоционального контакта взрослыми:
- дети (ученики) становятся мастерами искусства самоуспокоения и могут оставаться спокойными в состоянии стресса, уменьшается вероятность их негативного поведения;
- со временем дети (ученики) начинают испытывать уверенность, что родители и другие взрослые понимают, сопереживают и интересуются, что происходит в их жизни:
- дети (ученики) знают правила и понимают последствия их наруше-ния, они скорее будут хорошо вести себя;
- дети мотивированы быть лучше, ситуация успеха им нравится и по-является желание познать новое. В родителях (других взрослых) дети (ученики) видят своих доверенных лиц и союзников, хотят радовать их и не разочаровывать.
Эмоциональный интеллект позволяет ученикам сосредоточить свое внимание и сконцентрироваться на учебной деятельности; в отношениях с другими эмоциональный интеллект позволяет быть эмоционально отзывчивым и сдержанным, что приводит к успеху в человеческой деятельности.
Налицо развитие адекватности самооценки (связь заниженной само-оценки с определенной психологической проблемой: разрушение ситуации успеха, нарушение межличностных отношений со значимыми взрослыми, повышенный уровень тревожности, разорвана).
В практической психологии выделяются две главные функции само-оценки:
- регуляторная – на основе которой происходит личностный выбор, поведение напрямую зависит от уровня самооценки;
- защитная - обеспечивает относительную стабильность и независи-мость личности.
Самооценка содержит два компонента: когнитивный и эмоционально - волевой: один компонент не существует без другого, запретительно зани-маться только когнитивной сферой, а затем эмоционально – волевой, процесс выполняется одновременно.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он неправильно себя оценивает, вследствие чего его поведение становится неадекватным – могут возникать эмоциональные срывы, повышенная тревожность.
На основе адекватной самооценки проектируется система развития универсальных учебных действий, в частности личностных:
- построение образа Я, включая самоотношение и самооценку;
- формирование идентичности личности;
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и по-строение жизненных планов во временной перспективе.
Мотивация - это множество явлений и процессов, суть которых сво-дится к тому, что человек целенаправленно и сознательно ведет себя определенным образом, выбирает в конкретных обстоятельствах определенный стиль поведения и способ действия, исходя из предполагаемых и ожидаемых им последствий и поведения в существующих условиях.
Наличие мотивации в учебной деятельности является основным усло-вием успешной учебы. Для реализации мотивации недостаточно иметь только одно желание, необходимо иметь устойчивые мотивы выполнения той или иной задачи. Этот психологический процесс поддерживается профессионализмом учителя, для каждого ученика в этом учебном процессе наличествует свой собственный уровень.
Мотивы успешной учебной мотивации формируются через развитие: позитивного отношения к школе; к учебе, позитивной установки на учение; положительных учебных достижений; продуктивное взаимодействие; психологическую поддержку.
Взаимодействие с окружающими – не что иное, как кооперация, диалоговая система, обязательная рефлексия прожитого и коллективно распределенная деятельность. Учитель теперь дирижер и управленец, он же участник процесса, на первое место выдвигается технология учить себя.
Наличие психологических новообразований на окончание начальной школы возможно у младшего школьника.
Личностный рост ученика (ребенка) проявляется через эмоциональный интеллект, сформированность адекватной самооценки, успешной учебной мотивации.
Рефлексия как обязательный процесс во всех описанных выше техно-логиях представляет собой отреагирование своих действий, проговаривание того, что получилось, что нет. Это всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя( самоанализ) собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Выводы. Результаты авторских практических исследований, теоритические выкладки и описание жизненных примеров свидетельствуют о возможности реализовать личностное развитие учащихся, имеющих медицинский диагноз ЗПР и учащихся, испытывающих трудности в обучении и воспитании. Нас всех – взрослых объединяет по отношению к детям: собственное понимание того, что личность с осознанием себя как творца, способного учиться и преодолевать начинается с нашей с Вами психологической установки (только позитив) для тех, кто пришел учиться. Психологическая поддержка со стороны взрослых по отношению к детям начинается с установления первичного эмоционального контакта. Профессионализм взрослых по отношению к детям в процессе взаимодействия и психолого - педагогического сопровождения детей заключается в четком распределении ролей и ответственности.
Важно при этом понимание того, что психология есть только позитивная – любая стрессовая ситуация – рассматривается как позитивная, как момент или отправная точка собственного преодоления… стресс – дистресс. Все взрослые участники образовательного процесса соблюдают принцип последовательности работы с психическими процессами – восприятие, внимание, память, мышление, речь, участие в формировании психологических образований. Когнитивная и эмоционально-волевая сферы – обязательные компоненты образовательных процессов, заниматься отрывочно: сегодня развитием познавательных процессов, а завтра эмоциями – недопустимо. Эти два компонента неразрывны (пример тому, как мы сегодня восприняли друг друга…)
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Юлия Алтухова » 28 апр 2018, 12:57

Система профилактической работы с учащимися девиантного поведения.
1. Выявление «трудновоспитуемых» детей.
2. Изучение психологических особенностей педагогически запущенных детей, интересов и склонностей.
3. Проведение индивидуальных бесед, консультаций для учащихся, их родителей и воспитателей.
4. Проведение дней профилактики с приглашением инспекторов ПДН.
5. Ежедневный контроль за пропусками занятий учащихся.
6. Изучение склонностей и интересов «трудновоспитуемых» учащихся и привлечение их к деятельности по интересам.
7. Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учёбы ученика.
8. Посещение неблагополучных семей на дому.
9. Психологическая коррекция взаимоотношений «трудновоспитуемых» учащихся.
Юлия Алтухова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:15

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Шалдыбина Татьяна » 06 май 2018, 13:42

Социальный педагог Татьяна Шалдыбина МБДОУ центр развития ребенка детский сад «Солнышко» г. Котовск, Тамбовская область.
В детском саду детей отнести к «группе риска», на мой взгляд, можно лишь условно. Даже если ребёнок и является социальным сиротой, то сложность будет представлять работа с родителями. А в работе с ребёнком потребуется понимание ситуации развития, позитивное взаимодействие, раскрытие личностного потенциала. Специального внимания требуют и дети с ОВЗ (инвалиды, дети с интеллектуальной недостаточностью, проявлениями аутистического спектра и др.) Большая проблема помочь ребенку справиться с «маленькими сложностями». И в первую очередь надо быть открытым перед ним, уметь принять его сложность и стараться найти то, что поможет именно ему. В коррекции проблем детей «группы риска» незаменима роль совместной интересной деятельности: познавательной, исследовательской, продуктивной, коммуникативной. Хороший эффект даёт и использование игровых и арт-терапевтических техник (сказкотерапии, музыкотерапии, драмтерапии, изотерапии и другое).
Шалдыбина Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:57

Пред.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron