Способы коррекции проблем детей группы риска

Модератор: vera_subcheva

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Светлана Милованова » 01 мар 2018, 15:41

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Субъективный дистресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации. Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты. Зачастую поведение ребёнка приводит к нарушению его социального функционирования.
Проводя консультацию с родителями убеждаем их, что в это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.
При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой. Проблемы, возникающие в этом периоде, могут усугубляться особым нестабильным состоянием самих родителей, которые не могут быть достаточной опорой для ребёнка. Находясь в поиске нового партнёра либо переживая одиночество, родитель зачастую эмоционально отдаляется от ребёнка.
Как сгладить негативные последствия? Идеальный вариант, когда родители расходятся без ссор, скандалов и взаимных упреков, при этом позитивно оценивая изменения происходящие в их жизни ("раз не сложилось, расстанемся друзьями"). Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. Дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать дошкольника против одного из родителей.
В этой ситуации необходимо провести исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений можно использовать диагностическую программу, которое включает проведение соответствующих методик и наблюдение за деятельностью, эмоциональным состоянием ребенка.
В диагностике используются методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей: "Несуществующее животное" М.З. Друкаревич; методика "Два дома".
Кроме того используются методики, направленные на выявление семейных предпочтений: проективная игра "Почта" (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
В работе с детьми реализуется программа помощи ребенку.
Цель программы: улучшение эмоционального, физического и психического состояния ребенка, находящихся в переживании ситуации развода, за счет снятия психического напряжения, а также выявления творческого потенциала для самовыражения и снятия стрессового состояния.
Проводится работа по коррекциия агрессивности и гнева.
Обучение детей методам саморегуляции (избавление от тревожности, страха быть отвергнутым, эмоциональной напряженности).
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Разъяснить ребенку сущность происходящего, перспективы его будущего.
Программа имеет три основных направления: работа с детьми, с родителями и педагогами.
Используемые виды коррекции:
• коррекционные упражнения;
• психогимнастика;
• чтение сказок, чтение специальных книжек о разводе.
• игры с песком (способствуют развитию самовыражения ребенка;
снимают имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;
формируют саморегулирующие процессы).
Для родителей разработаны рекомендации, памятки
Светлана Милованова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 фев 2018, 17:14

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Людмила Молоствова » 01 мар 2018, 22:10

Молоствова Людмила Евгеньевна
Я использую в своей работе сказкотерапия, как метод коррекции детей, которые входят в группу риска. Занимаемся с детьми, заботимся о поддержании доброжелательности атмосферы, это помогает при общении между детьми и взрослыми. Формирует позитивное отношение к учёбе, повышение самооценки ребёнка, его потенциала.
Людмила Молоствова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:38

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Сычева Ираида » 01 мар 2018, 22:24

Сычева Ираида Александровна
Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации. Такие дети и попадают в группу риска.
Дети группы риска не имеют классических форм аномалий интеллектуального развития, однако эти дети испытывают затруднения в освоении учебной программы, имеют определенные трудности в социальной адаптации. Поэтому этим детям необходима педагогическая коррекция их поведения.
Причины отклонений в поведении детей группы риска: 1) психомоторная расторможенность, легкость перехода от повышенной активности к пассивности и наоборот от полного бездействия к неупорядоченной активности; 2) неадекватное реагирование ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющего ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому перед педагогом стоят задачи помочь ребенку скорректировать поведение:
1.Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
2.Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
3.Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
4.Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Сычева Ираида
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:31

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Viktoriya » 02 мар 2018, 19:28

[b]Способ коррекции проблем у детей группы риска, а также поддержке социально-психологической всегда строится на следующих принципах:[/b]
· принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
· принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
· принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
· принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
· принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений, ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
· принцип психологической поддержки ;
· принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически, рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности). Задача моя как психолога создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности;
· принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, поселка, района, области, страны, дети должны чувствовать себя гражданами Украины, действовать на ее благо);
· принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели, кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Лично для себя я выделила лучший метод работы с детьми «группы риска» художественное и декоративно-прикладное творчество: изобразительная деятельность, театр,танцы. Так как в процессе коллективного творчества осуществляется положительная динамика эмоционально-нравственных качеств личности, гармонизация общественных требований и возможностей особенного ребенка, а также накапливается опыт социальных отношений. Такое творчество предполагает овладение деятельностью, которая находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.
Художественное творчество может успешно использоваться как эффективное средство воспитания и коррекции школьников «группы риска». В процессе формирования фундамента для развития личностных качеств в школьном возрасте средствами изобразительного искусства происходит приобщение ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание. Поэтому часто в своей работе с школьниками я использую изобразительную деятельность. Изобразительное творчество выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Изобразительная деятельность помогает развивать такие качества личности как самостоятельность, трудолюбие, познавательный интерес, сотрудничество, взаимопомощь, патриотизм, любовь и уважение к природе, людям, искусству и т. д. Приобщение к изобразительному творчеству расширяет и обогащает познавательный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.
[size=150]Губанова Виктория Александровна[/size]
Последний раз редактировалось Viktoriya 18 апр 2018, 10:38, всего редактировалось 2 раз(а).
С Ув. Губанова Виктория Александровна :!:
Viktoriya
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:14

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Печерский Александр » 04 мар 2018, 15:36

Основной способ коррекции – является разумная требовательность.
Приемы коррекционной работы бывают:
- "Переинтерпретация" симптомов тревожности. Часто детей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки этого состояния. При определенной тренировке этот прием может помочь "выбраться из чертова колеса".
-"Настройка на определенное эмоциональное состояние". Мысленно предлагается связать данное состояние с одной мелодией, цветом, жестом.
-"Приятное воспоминание". Предлагают представить ситуацию, в которой ребенок испытал полный покой, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию.
-"Использование роли". Предлагают ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль.
- "Контроль голоса и жестов". Объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом.
- "Улыбка". Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.
- "Мысленная тренировка". Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, продумывается поведение.
-"Репетиция". Проигрывается ситуация, вызывающая тревогу.
- "Доведение до абсурда". В процессе беседы в "спокойных ситуациях" предлагается играть ребенкуочень сильную тревогу, страх.
- "Переформулировка задачи". Необходимо тренировать умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.
Работая с тревожным ребенком, необходимо помнить, что полная коррекция этого недостатка – это долгий и сложный процесс, необходимо учитывать особенности темперамента ребенка, его индивидуальные черты личности, а также особенности его близкого окружения как дома, так и в образовательном учреждении.
Печерский Александр
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 фев 2018, 10:31

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Лариса Мягкоход » 16 мар 2018, 11:08

Всем спасибо за мнения. Форум закрыт
Мягкоход Лариса Борисовна, администратор форума Тамбовского ИПК, зав. информационно-технологического отдела ТОИПКРО
Связаться со мной можно: Skype: lara_myagkokhod, тел. 63-05-05
Аватар пользователя
Лариса Мягкоход
Администратор
 
Сообщений: 132
Зарегистрирован: 15 апр 2010, 13:26

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Татьяна Останина » 19 апр 2018, 09:16

С 2015 года на базе филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Тулиновка оказывается услуга «Социальная гостиная». Фактически целевой группой социальной гостиной являются дети, которые в силу тех или иных причин не могут находиться дома и, если им не оказать помощь, после школы будут проводить время на улице. Дети могут находиться в такой ситуации постоянно или эпизодически, поэтому некоторые дети посещают социальную гостиную постоянно, а другие – время от времени, когда что-то случилось дома (например, болезнь и госпитализация родителей, запои и т.п.). Сущность услуги заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице.
Администрация школы и психолого-педагогическая служба понимают, что дети, посещающие «Социальную гостиную», рискуют, оказавшись без опеки или в сложной ситуации, совершить правонарушение. Именно поэтому профилактической работе в этом направлении уделяется особое внимание.
Татьяна Останина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:15

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Редкозубова Ольга » 19 апр 2018, 09:33

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.
В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, каков он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.
В своей работе я стараюсь следить за динамикой развития отношений детей «группы риска» с учителями и сверстниками, устанавливаю контакт с семьей, стараюсь строить отношения на основе доброжелательности и доверительности. Нахожу причины неадекватного поведения, намечаю пути выхода из кризисной ситуации. То есть в сфере моей постоянной деятельности – оперативная помощь конкретным ученикам в трудных ситуациях. Сложность работы в том, что общих рецептов нет и быть не может для разрешения проблемных ситуаций. В зависимости от конкретных обстоятельств используют разные методы и способы воздействия на ученика и его семью: от эмоциональной поддержки, посредничества до прямого вмешательства в ситуацию. Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
Редкозубова Ольга
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:12

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение ryazanova1973 » 19 апр 2018, 09:36

При работе с подростком можно использовать стратегию «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.

1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.
3. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4. Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.

Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Так, во время одной из лагерных смен для «трудных» подростков выявился «ночной житель» — подросток, который долго не засыпал сам и «заводил» отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.

Системность
При оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.
Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Превентивность
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
ryazanova1973
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 апр 2018, 09:10

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Виталий Чумак » 19 апр 2018, 09:41

Дети группы риска – обобщающее понятие, которое включает в себя категорию лиц младше 18 лет, более других подверженных влиянию негативных факторов, как явных, так и потенциальных.

К факторам риска относят:

медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.
Классификация детей группы риска
Среди детей и подростков группы риска выделяют следующие категории:

дети с проблемами в развитии, не имеющие явной патологии;
дети, по разным причинам, оставшиеся без родителей;
дети из асоциальных, криминальных и неблагополучных семей;
дети из семей, которые нуждаются в экономической и социальной поддержке;
дети с признаками социальной и психологической дезадаптации.
Социальная работа с группами риска
Работа с детьми группы риска регламентируется базовыми нормативными кодексами и конвенциями. Деятельность социального работника при этом имеет множество направлений. Например, работа с дошкольниками группы риска включает в себя помощь в адаптации в детском дошкольном учреждении. Работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но дети группы риска в школеи акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.

Основной целью такой работы является полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития. Для этого необходимо по возможности исключать факторы риск и работать с последствиями их воздействия – проводить психологическую работу, выявлять интересы и склонности детей и включать их в разнообразную дополнительную деятельность.
Виталий Чумак
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 18 апр 2018, 10:16

Пред.След.

Вернуться в Организация социально-педагогического сопровождения детей группы риска

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron