Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Форум состоится в период с 06.12.2017 г. по 08.12.2017 г

Модератор: Чичканова Елена

Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Чичканова Елена » 05 дек 2017, 12:06

Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В Тамбовской области выстраивается региональная кластерная модель профессиональной ориентации, включающая комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие многоуровневой инфраструктуры системы профессиональной ориентации посредством комплексной реализации сетевых проектов и программ, функционирования интегрированных межсетевых структур.
Активно развивается региональная система профессиональных проб в рамках апробации и внедрения автоматизированной системы «Предпрофильная подготовка и профильное обучение».
В настоящее время внедряется элективный курс «Профессии в деталях» для обучающихся общеобразовательных организаций.
Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях осуществляется через реализацию программ предпрофильной подготовки (введение в учебный план ОО элективных курсов, реализация плана внеурочной деятельности) и профильного обучения, допрофессилнальной подготовки (профориентационные мероприятия, профинформирование, психолого-педагогическое сопровождение) и профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ.
Используются дистанционные технологии в работе по профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Разработаны и реализуются 18 программам дополнительного образования, ориентированных на получение обучающимися первоначальных представлений о профессиональный деятельности в различных сферах (журналистики, информационных технологий, художественного творчества).
Осуществляется информационное сопровождение профориентации обучающихся на региональном сайте «Дистанционное образование детей-инвалидов».
Однако, несмотря на проводимую в регионе работу по профориентации и подготовке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями к осознанному профессиональному выбору и трудовой деятельности, определенные положительные результаты, в данной сфере имеется ряд проблем:
низкий процент детей-инвалидов, детей с ОВЗ, охваченных программами предпрофессиональной подготовки;
недостаточный уровень знания у детей и их родителей о том, какие профессии востребованы на рынке труда, каким образом можно получить то или иное образование;
слабая ориентация обучающихся в своих индивидуальных особенностях и возможностях;
неспособность обучающихся выстраивать реалистичные жизненные планы, в том числе профессиональные;
психологическая неготовность к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего;
низкая профессиональная компетентность педагогов в сфере предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
Таким образом, существующая модель предпрофессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует корректировки и совершенствования для решения основной проблемы – оказать будущему выпускнику помощь в осмыслении своего дальнейшего социального и профессионального становления.
Коллеги, приглашаем вас обсудить пути решения этих проблем:
Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?
Чичканова Елена
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 08:23

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение ТОГБОУ Знаменская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ » 07 дек 2017, 15:40

Я, как учитель столярного дела, считаю, что для повышения уровня предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ самое главное укрепить связь обучения с жизнью, расширить дифференцированное обучение в соответствии с запросами и склонностями обучающихся.
ТОГБОУ Знаменская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 07 дек 2017, 11:07

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Ирина Викторовна » 07 дек 2017, 16:35

На базе нашего учреждения ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" создана служба Профессионального консультирования. Мы считаем, что работа по предпрофессиональной подготовке детей с ОВЗ должна быть непрерывной, т.е проводится с 1 класса, носить системный характер. Каждый из возрастных этапов имеет свои цели и содержание профориентационной работы. Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология и возраст ребенка с ограниченными возможностями, но и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка. В учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, особенное внимание необходимо уделять их психологической готовности к обучению в системе профессионального образования. Для того, чтобы выпускник общеобразовательного учреждения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов.
Ирина Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 дек 2017, 10:44

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Елена Киселева » 07 дек 2017, 21:30

В наше время наличие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и
инновационных технологий, предъявляют к человеку высокие требования.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важно не
только правильно выбрать будущую сферу профессиональной деятельности,
но и получить необходимый для рынка труда объем профессиональных
знаний и навыков.
Главной целью профессиональной ориентации является сформировать у
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья внутреннюю готовность
самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать
перспективы своего развития (профессионального, жизненного и
личностного).
Для эффективного выбора профессии важно помочь сформировать
привычку выбирать и принимать ответственность за все последствия своего
выбора, вне зависимости от того удалось их предвидеть заранее, или нет. Надо в школе обеспечивать ребят информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях
профессиональной карьеры; формировать у молодёжи
трудолюбие, работоспособность, профессиональную ответственность;
консультировать по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.
Елена Киселева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 дек 2017, 09:56

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Чичканова Елена » 08 дек 2017, 11:16

Елена, спасибо за участие в форуме? Пожалуйста, поделитесь опытом проведения профессиональных проб.
Чичканова Елена
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 08:23

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Татьяна Кондрашова » 08 дек 2017, 12:29

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Одной из целей нашего ОУ является отработка модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для каждого ребенка, имеющего различные образовательные потребности. Организация инклюзивного образования требует привлечения в ОУ большого числа специалистов: дефектолога, психолога, социального педагога. Только в ходе такого образования дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Но, учитывая малокомплектость ОУ, мы не можем позволить включение в штатное расписание подобных специалистов.
Кроме того школа ведёт работу по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формируются первичные профессиональные трудовые навыки по отдельным специальностям, востребованным на рынке труда. Однако этого не достаточно. Необходимо развитие социального партнерства заинтересованных субъектов в решении предпрофессиональной подготовки.
В рамках комплекса мер должны быть приобретены: диагностические методики; реабилитационное оборудование; компьютерная техника; инвентарь; специализированное оборудование для учебных и производственных классов (кабинетов) и мастерских.
Татьяна Кондрашова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 дек 2017, 10:34

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение kompriz » 08 дек 2017, 14:10

Предпрофессиональная подготовка должна включать в себя три основных направления работы: во первых это информационная работа, в результате которой учащиеся получат необходимую информацию и умение пользоваться, которую смогут использовать как ресурс для дальнейшего планирования образовательного и профессионального самоопределению. Это могут быть сведения о реальных возможностях по продолжению обучения или поиска места трудоустройства, об учреждениях профессионального образования, видах образования (дистанционный, очный, заочный), о данных рынка труда в регионе. Информационная работа включает в себя следующие формы работы - самостоятельная работа по поиску и выбору информации, презентация и обсуждение выполненной работы, реальное или виртуальное посещение учреждений профессионального образования и производств.
Во вторых это предпрофильные курсы, которые познакомят учащихся с определѐнными типами профессиональной деятельности, что даст возможность увидеть себя в различных социально-профессиональных ролях. Содержание курсов позволяет учащимся понять предпочтения и сделать выбор, между какой либо деятельностью и продолжением образования.
В третьих это психолого-педагогическое сопровождение, в результате которого учащиеся смогут принять решение о своем дальнейшем профессиональном, образовательном и жизненном пути, основой чего будут являться результаты самопознания и самоопределения, рефлексия и рекомендации. Психолого-педагогическое сопровождение включает диагностику, для выявления склонностей и мотивации, мониторинг с оценкой личного продвижения, индивидуальную и групповую рефлексию по итогам. Результатами психолого-педагогического сопровождения будет качественный анализ деятельности подростка в рамках предпрофессиональной подготовки.
ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского".
Аватар пользователя
kompriz
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 16:31

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Чичканова Елена » 11 дек 2017, 09:03

Уважаемые коллеги, спасибо за продуманные ответы! Еще одна важная проблема: на базе чего можно организовать базы практики? Ранее можно было ознакомиться с профессиями на базе организаций- шефов. С какими организациями Вы сотрудничаете сейчас? Есть ли в этих организациях условия для работы лиц с инвалидностью?
Чичканова Елена
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 08:23

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Елена Бельянинова » 12 дек 2017, 15:31

Нельзя недооценивать роль дополнительного образования при организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 75 статье Закона «Об образовании в РФ» говорится:
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Получение дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней предпрофессиональной ориентации. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам создаёт условия для успешной адаптации и социализации воспитанников.
Поэтому в целях содействия получению дополнительного образования воспитанниками, на основе анализа потенциальных способностей и потребностей каждого ребёнка на базе ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» уже много лет действуют кружки и секции различной направленности, осуществляется тесное сотрудничество с социальными партнёрами в этом направлении.
Хочется, особенно отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Данная работа должна носить системный характер.
Елена Бельянинова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 08 дек 2017, 08:32

Re: Как повысить уровень организации предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сообщение Кочеткова Ульяна Александровна Центр Гармония » 12 дек 2017, 16:06

Для обучающихся Центра «Гармония» организуются экскурсии на предприятия и производства с целью знакомства, уточнения и расширения знаний о различных специальностях, условиях труда: хлебозавод, колбасный цех, кондитерская фабрика г. Тамбова, швейный цех, завод ОАО "Биохим" г. Рассказово, мусороперерабатывающий комплекс, ООО РАСК.
Экскурсии в организации: пожарную часть №24 г. Рассказово, Центр противопожарной пропаганды г. Тамбова, почтовое отделение, библиотеку, отделение сбербанка г. Рассказово, Рассказовский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Экскурсии в учреждения профессионального образования г. Рассказово, г. Тамбова, пос. Георгиевский.
Организуются встречи с интересными людьми разных профессий, представителями юридических, банковских организаций, работниками социальной сферы, руководителями предприятий, выпускниками Центра.
В Центре «Гармония» созданы и функционируют столярная и швейная мастерские, кабинет социально-бытовой ориентировки.
Допрофессиональная подготовка в Центре ведется по курсам трудового обучения – столярное дело и швейное дело, а также на уроках ручного труда, уроках социально-бытовой ориентировки.
Кочеткова Ульяна Александровна Центр Гармония
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 12 дек 2017, 15:19

След.

Вернуться в Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron