Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Форум пройдет с 27.09.2017 г. по 29.09.2017 г

Модератор: Любовь Цаплина

Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Любовь Цаплина » 19 сен 2017, 09:42

Уважаемые коллеги!

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. В России в последние 6-7 лет частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Ежегодно это составляет от полутора до двух с лишним тысяч человек.Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются такие негативные феномены, как: дезадаптация, неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями и родителями. В связи с этим важное место в образовательной деятельности занимают психическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной среды. Одним из условий нормализации эмоционального состояния учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, предупреждение социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения.
Многие специалисты считают, что суициды – это реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. Все перечисленные причины суицида могли бы быть устранены или скорректированы, если бы ребенку была вовремя оказана профессиональная помощь педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Кроме того, поле детских кризисных состояний значительно расширилось из-за включения детей и подростков в социальные сети в Internet. Решаются на шаг суицида, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от острого ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
В рамках данного форума необходимо обсудить проблемы профилактики и предотвращения конфликтов в детской и подростковой среде как фактора риска проявления суицидального поведения.
Уважаемые коллеги, каким образом вы решаете проблемы, связанные с состояниями дезадаптации детей и подростков? Предложите свои варианты действий, касающихся формирования навыков безопасного поведения подростков в сети Интернет.
Аватар пользователя
Любовь Цаплина
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 13:45

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Калугина Елена Александровна » 27 сен 2017, 20:01

Суицид является опасной формой отклоняющегося поведения личности. Совершаются самоубийства по различным причинам, это идет из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может найти позитивного решения.Поэтому необходимо разрабатывать способы борьбы с суицидальным поведением, искать возможность снизить его уровень посредством оказания подростку помощи в разрешении возникшего конфликта. Как уберечь подростка от беды? Педагогам и родителям: внимательно выслушать, отнестись ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегать ничем из всего сказанного им. Попытаться убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопленными проблемами. Придать уверенность ребенку, объяснить ему, что вместе можно справиться с любыми проблемами. Не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые высказывания. Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живётся лучше других, так как высказывания типа "у всех такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным. Необходимо сформировать у ребенка четкую установку: "Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход". Неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе."Упал - встань и продолжай идти!" После первого разговора, ребенок может почувствовать облегчение, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Важно и дальше поддерживать, проявлять заинтересованность в его судьбе.
Калугина Елена Александровна
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 20:27

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Елена Лаптева » 28 сен 2017, 09:50

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В настоящее время учебно - воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье. Среди неестественных причин смертности несовершеннолетних суициды занимают особое место. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной проблемой.
Если своевременно заметить признаки суицидального поведения, его можно предотвратить. Во многих случаях - суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни.
Поэтому одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В нашей школе проводятся следующие мероприятия:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Организация и проведение просветительско-профилактических мероприятий информационного характера с родителями и педагогами о возможных причинах детского суицида и способах предотвращения суицидальных попыток.
3. Взаимодействие со структурами и отделениями по делам несовершеннолетних.
4. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся.
• Организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
• Психолого-педагогическое сопровождение детей, склонных к девиантному поведению.
• Организация социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей с проблемами в развитии и обучении в целях профилактики социальной дезадаптации.
• Оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющим трудности в воспитании детей.
5. Оптимизация межличностных отношений в школе.
(меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися).
С уважением, педагог-психолог МАОУ "Центр образования №13" Е. Ф. Лаптева.
Елена Лаптева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 17:20

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Паршукова С.В. » 28 сен 2017, 16:53

Серьезную угрозу жизни и благополучию подростка сегодня представляет опасный контент в сети Интернет. Так в Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые «группы смерти», которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Быть членами этих тайных групп «модно» среди подростков и большинство из них следуют моде, не осознавая степени опасности. Уход из жизни воспринимается ими как ПОСТУПОК, показатель смелости.

Уважаемые коллеги, поделитесь Вашим опытом работы в области профилактики интернет-рисков и угроз жизни подростков.
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Натали » 29 сен 2017, 11:46

Для успешной профилактики аутодеструктивного поведения недостаточно единичных тематических мероприятий, необходимы долгосрочные комплексные программы психологического сопровождения, направленные на сохранение психологического здоровья подростков, развитие интереса и способности к самопознанию и самоанализу. Я считаю, что работа в данном направлении должна проводиться не только психологом, но и классным руководителем, и социальным педагогом, и медицинским работником, и, конечно же, огромная роль отведена родителям. С целью просвещения родителей по данному вопросу, в нашей школе проводится родительский всеобуч "Спасти от пропасти". Во время всеобуча проводились психологические занятия с элементами тренинга, которые включали в себя мини-лекции, психологические упражнения, а также тестирование "Знаете ли вы юношескую психологию". Помимо этого было проведено общешкольное родительское собрание на тему "Виртуальный и реальный мир. Безопасность детей в сети интернет", где выступили: социальный педагог, педагог-психолог, учитель информатики и священнослужитель. Во время проведения собрания было проведено анкетирование родителей на выявление осведомленности о том, какую информацию их дети получают в интернете. Заранее были подготовлены буклеты с полезной информацией для родителей. Конечно же, в течении всего учебного года в этом направлении велась работа с учащимися: классные часы, анкетирования, индивидуальные беседы. Я считаю, что работа, проводимая не только с детьми, но и с их родителями даёт положительные результаты.
Натали
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2017, 20:46

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Галина Александровна Нестерова » 29 сен 2017, 15:31

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Поскольку в настоящее время суицидальное поведение среди подростков является глобальной проблемой нашего общества, необходимо вовремя увидеть, и вовремя выявить признаки аутодеструктивности, только в этом случае возможно помочь своевременно.
Как же организовать психологическое сопровождение в образовательном процессе, чтобы создать качественное полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка; комфортную, безопасную среду в образовательном учреждении?
Я не буду перечислять все мероприятия, которые организованы в нашей школе по профилактике суицидального поведения, скажу лишь, что большой потенциал в решении этой проблемы лежит в проведении психолого-педагогических семинаров в оу, целью которых является обогащение знаниями педколлектива по выявлению детей склонных к суициду, овладения эффективным стилем общения с такими детьми, формирование умения видеть внутреннее состояние склонного к суициду подростка, что это крик ребенка о помощи.
Также большое внимание в нашей школе уделяется такому фактору риска проявления суицидального поведения, как социальные сети в Internet. В этом направлении организуются и проводятся просветительско-профилактические мероприятия информационного характера с родителями и педагогами о возможных опасностях и способах их предотвращения.
Также информируем родителей, классных руководителей и всех заинтересованных, как можно убрать вредную для детей информацию из сети в Internet, обратившись в роспотребнадзор по электронному адресу https://eais.rkn.gov.ru/feedback/. Удаление вредной для детей информации происходит после рассмотрения материалов экспертами Роспотребнадзора в течение 3 суток.
С уважением, педагог-психолог МАОУ СОШ № 22 Нестерова Г.А.
Галина Александровна Нестерова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 09 окт 2014, 11:40

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Анна Козлова » 29 сен 2017, 17:07

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты. Существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых обучающихся, представляющих для подростков угрозу.
В образовательной среде преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями преподавателей, родителей и самих обучающихся.
Одной из главных задача педагогического коллектива МБОУ «Комсомольская СОШ» – обеспечение безопасности подростков, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет в школе проводится целенаправленная воспитательная работа с учащимися, родителями.
Профилактическая работа с детьми построена с учетом возрастных особенностей:
В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, участия в конкурсах, направленных на обучение детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки, буклеты, памятки для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.
Формы работы с родителями различны – родительские собрания («Безопасный Интернет - детям»), индивидуальные беседы. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.
Поэтому, обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы образовательного учреждения.
с Ув.социальный педагог МБОУ "Комсомольская СОШ"
Анна Козлова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2017, 08:38

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Соколова Т.А. » 29 сен 2017, 21:40

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Любую проблему легче предупредить, чем бороться с её последствиями. Тем более, если это касается жизней детей и подростков. Родителям и педагогам в первую очередь стоит расширить свои собственные познания в этом вопросе, докопаться до истинной причины, подталкивающей детей на самоубийства. Это, в свою очередь, поможет подобрать наилучшие способы подхода к ребёнку, чтобы помочь ему справиться с навязчивыми суицидальными мыслями. В наших руках, жизни наших детей!
Для подростков характерна повышенная эмоциональность, стремление к более глубокому и широкому пониманию, как других людей, так и себя самого. И если данное стремление не реализовывается вовремя, возникает внутренний конфликт, который может привести к депрессии. Успешная его реализация зависит от того, насколько полную информацию об окружающем мире получает подросток. Если информации недостаточно, возникает психологический дискомфорт.
К примеру, испытав обиду, и, не имея представления о мотивах обидчика, как и о сути этого чувства, он может дать волю негативным мыслям и эмоциям. Если у ребёнка нет требуемых знаний о том, почему люди совершают те или иные поступки, возникает непонимание себя и окружающего мира. Недостаточная осведомлённость об элементарных реалиях жизни и психологии людей может привести к внутренним конфликтам и депрессии.
Откуда же в основном к подростку поступает информация о моделях поведения в конфликтных ситуациях, психологии людей? В основном – из Интернет, современных молодёжных сериалов и фильмов. Но будем откровенны, соответствует ли показанная там жизнь реалиям современности? Более того, раскрывают ли эти фильмы глубину психологических отношений между людьми? Зачастую главный акцент в них ставится на эмоциональные реакции героев во время конфликтных ситуаций, но не на их решения. Информация о мире, полученная через СМИ, носит поверхностный характер: не раскрывая подростку причины явлений, порождает в нём бессознательные желания двух направлений: «что-то иметь» и «кого-то копировать».
Это приводит к тому, что естественный образ мышления «проблема-решение» превращается в образ «проблема – эмоции», что негативно сказывается на психическом состоянии и может стать причиной депрессии. Избежать такого исхода можно, разносторонне пополнив багаж знаний ребёнка, особенно в сфере межличностных отношений. Что же на сегодняшний день является источником, способным утолить естественную жажду подростка настоящий знаний о себе и о мире?
На мой взгляд - это КНИГА. При чтении художественной литературы, особенно классической, осваиваются новые модели поведения, основанные на нравственных началах. Так, например, человек, прочитавший «Повесть о Настоящем Человеке» Бориса Полевого будет иметь сформированное понятие о таких человеческих качествах, как чувство долга, мужество, честь и достоинство, о том, какая мощь духа присутствует в человеке. Эти знания, возможно и косвенно, но помогут найти решение внутренних конфликтов. Ведь любые мысли прочитанные, и особенно эмоционально пережитые человеком, влияют на любой его выбор в будущем.
Читая книги, подросток не просто узнаёт о том, какие бывают в жизни люди и ситуации, он постигает их причины. Процесс чтения позволяет осмыслить их, погрузиться в их суть, сформировать своё к ним отношение.
Чтение может быть как профилактикой суицидального поведения, так и «лекарем души» во время депрессии. Отличный выбор – классика. Особенно произведения таких авторов, как А. П. Чехов, Л.Н. Толстой, Антуан де Сент-Экзюпери… Выбор желательно остановить на литературе, не имеющей назидательного либо философского характера.
Вовлекая ребёнка в чтение книг, родители обеспечивают его проверенным источником знаний о мире, жизни и людях. Через книги ребёнок учится самостоятельному поиску решений, начинает размышлять глубже и шире. Чтение помогает подростку успешно реализовать своё стремление к более глубокому и широкому пониманию окружающих людей и себя самого. А это, в свою очередь, помогает ему справиться со своими внутренними конфликтами, преодолеть депрессию или вовсе её избежать.
И в заключении мне хочется отметить, что важной особенностью профилактики суицидального поведения является «скрытая профилактика», когда детям не говорится о вреде тех или иных видов негативных фактов, а активно пропагандируется здоровый образ жизни, создаются условия для организации внеурочной деятельности учащихся, расширяется кругозор ребёнка. Главное, отвлечь ребенка от всяческих мыслей негативного характера.
Соколова Т.А.
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 28 сен 2017, 23:56

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Ерохина » 30 сен 2017, 08:35

Участившиеся попытки самоубийства среди молодежи, связаны, в первую очередь, с отсутствием духовных ориентиров в обществе. Засилие сцен жестокости и пропаганда ложных ценностей в СМИ приводит к тому, что молодые люди допускают возможность насилия в достижении своих целей. Очень мало говорится о любви, человечности, которые противостоят агрессии и жестокости и делают человека сильней. Человек запуганный, становится легко внушаемым и управляемым. Когда молодые люди не получают любви, поддержки, сочувствия, понимания их проблем, они становятся слабыми и попадают в тупик, из которого не знают как выбраться.Говоря о превентивных мерах в борьбе с этим страшным социальным явлением, следует учитывать, что 80 % задумавших совершить самоубийство предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Это могут быть как словесные признаки (частые разговоры о своем безнадежном положении, шутки на тему самоубийства), так и поведенческие (раздача ценных вещей, приведение дел в порядок, радикальные перемены в поведении, такие как агрессия, бунт, неповиновение и др.). Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их вовремя распознать.

Ерохина Н.В.
филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в д. Семикино
Ерохина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 сен 2017, 07:04

Re: Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Сообщение Попова Ольга » 30 сен 2017, 12:32

Добрый день!
К сожалению, в жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро и зло — эти две противоположности существовали и, я думаю, будут существовать всегда. Есть интересная притча о добром и злом волке. В ней говорится о том, как старый мудрец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Злой волк - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, а добрый - мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность. Внук задумался над словами мудреца, а потом спросил: «А какой волк победит?» Мудрец улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
На мировоззрение детей оказывает большое влияние окружение — детский сад, школа и многое другое, но семья даёт начало всему. Очень часто приходится сталкиваться с ро¬дительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков. А на самом деле детям просто не хватает внимания со стороны родителей.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь, - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни.
Надо научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это мы, взрослые, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Попова О.В.
МБОУ Заворонежская СОШ
Попова Ольга
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2017, 18:40

След.

Вернуться в Профилактика детских и подростковых суицидов в образовательных организациях

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron