Страница 1 из 3

Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей дете

СообщениеДобавлено: 15 май 2017, 16:27
Примакова Елена
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Именно через реализацию программ дополнительного образования может быть создана образовательная среда, которая вовлекает детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению.

Однако, несмотря на явные преимущества вовлечения в систему дополнительного образования детей-инвалидов, существует целый ряд проблем.

Особое место среди проблем, связанных с ограничениями здоровья детей, занимает затруднение доступа к учреждениям образования, спорта и культуры, что делает жизнь учащихся фактически изолированной от общества.
В качестве альтернативных возможностей обучения детей с ОВЗ по программам дополнительного образования могут быть использованы ДОТ, опирающиеся на интерактивные методы обучения (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов).
Тем не менее, существует ряд трудностей применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями:
 незнание содержания метода;
 неумение применять методы с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам обсудить следующие актуальные вопросы возможности использования интерактивных методов обучения детей-инвалидов в системе дополнительного образования:

Каковы особенности психологической подготовки участников и приемы настроя на непосредственное включение учащихся в те или иные формы работы (разминки, поощрение, предоставление возможности для самореализации) в системе дистанционного обучения.

В чем заключаются трудности и особенности подготовки оборудования и электронных образовательных ресурсов для применения интерактивных методов работы в системе дополнительного образования с использование ДОТ.

Помогают ли интерактивные способы обучения в решении проблем внешней и внутренней мотивации обучающихся?

Каковы риски и способы их предотвращения при использовании интерактивных методик в дистанционном обучении?


Методист ЦДО Завражина К.В.

Интерактивные методики обучения иностр. языкам для детей с ОВЗ

СообщениеДобавлено: 26 май 2017, 21:53
Irina.Kosykh1976
Что касается обучения иностранным языкам, то передовые и эффективные методики опираются на принципы игрового обучения (educational entertainment) и экстралингвистической деятельности (не связанной напрямую с изучением языка, но где язык используется как средство для решения поставленных задач), а также на использовании интерактивных игровых образовательных и аутентичных материалов из реальной жизни носителей изучаемого языка (edutainment and authentic materials).

Экстралингвистическая учебная деятельность особенно актуальна для детей младшего возраста, так как изучение иностранного языка как предмета часто представляется им слишком сложным, утомительным и малоинтересным занятием, на котором они не могут долго концентрироваться. Поэтому так важно на первых этапах акцентировать внимание на той деятельности, на тех интересах ребенка, которые его увлекают в настоящий момент.

Конечно, в очном и групповом обучении, спектр такой деятельности несравнимо шире (от футбольного матча до «телешоу»), но при дистанционном обучении есть и свои плюсы. Например, при выполнении интерактивного упражнения учитель может дистанционно взять на себя роль пассивного исполнителя - выполнять инструкции своего ученика, становясь как бы его рукой с мышкой. При этом ребенок волей-неволей должен давать четкие и правильные указания, оттачивая навыки чтения и произношения.

Есть целый ряд занятий, которые позволяют работать дистанционно и индивидуально: сейчас доступно огромное количество мультимедиа и Интернет-материалов (интерактивные игры, учебные детские форумы, передачи и целые телевизионные каналы с широкой тематикой и разнообразными формами подачи материалов, поделки, песни, стихи).

Неплохой диапазон подобных занятий представлен на образовательных сайтах Британского Совета для детей младшего возраста и подростков. Например, на этой странице
http://learnenglishkids.britishcouncil. ... video-zone
предлагается узнать о принципах детской безопасности в Интернете, смастерить леденцы-привидения из бананов, научиться запоминать слова и даже изменить мир за пять минут! При этом каждый учебный видеоролик сопровождается пояснительными материалами – очень краткими, красочными и простыми; интерактивными играми, в которых ребенок может проверить и показать, насколько хорошо он усвоил тему; дискуссия по теме, где ребенок может пообщаться со своими сверстниками, оставить свой комментарий.
Помимо очевидной полезности такой деятельности, у ребенка меняется и отношение к иностранному языку (он становится для него НУЖНЫМ - средством общения, инструментом для реализации других своих интересов), мотивация и самооценка (он не просто учит язык с непонятными целями, он уже ОБЩАЕТСЯ на нем).
Ресурсов с такими возможностями сейчас много, но эти сайты Британского Совета хороши
http://learnenglishteens.britishcouncil.org
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/

Методики обучения при расстройствах чтения и письма (дислексия)

СообщениеДобавлено: 26 май 2017, 22:17
Irina.Kosykh1976
По ряду причин меня очень интересуют учебные методики для детей с теми и ли иными проявлениями дислексии. Этот вопрос стал настолько актуальным, что давно вышел за рамки только проблем детей с ОВЗ. Работая в школе, могу подтвердить официальную статистику: от 15 до 40 % детей в начальной школе страдают расстройствами чтения и письма. Они наиболее часто выражаются в значительной задержке способности читать, запоминать орфографию и писать, а также в переворачивание символов и спутанности относительно букв, слов, цифр, знаков препинания. Если в период с трех до 13 лет эти проблемы не корректировать, то они неминуемо сформируются в стойкие нарушения.

Особенно интересным мне кажется опыт зарубежных лингвистов, которые решают подобные задачи при работе с детьми, для которых английский язык - родной (например, Эдварда Бернарда Фрая, Эдварда Уильяма Дольча, Рональда Дейвиса, Дебби Хепплуйат и других). Разумеется, в рамках дистанционного обучения детей с ОВЗ, да и в рамках общеобразовательной школы невозможно, да и не нужно вводить эти системы целиком, но использовать сами концепции и отдельные авторские наработки на уроках или в дополнительных курсах обучения – вполне реалистично.

Я сейчас в процессе разработки некоторых методических материалов и еще не готова представить их на суд, но позволю себе дать ссылку на свой сайт, где частично представлены некоторые из упомянутых методик: http://keenwit.ru. В том числе, словарные списки Фрая, список Долча, списки из замечательной книги Рональда Дейвиса «Дар дислексии», а также специальный корректирующий тренажер для чтения, разработанный американскими учеными.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 02 июн 2017, 09:33
Olgakol
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться».
(В.А.Сухомлинский)
Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Формирование внутренней и внешней мотивации обучающихся с ОВЗ должно происходить на основе четко поставленной цели — получения должного образования. Не каждый ребенок с ОВЗ с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель школы и родителей заключается в оказании помощи в осознании этого. При этом необходимо, чтобы все задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной и внеурочной деятельности, были не только понятны ребенку, но и внутренне приняты им. Среди интерактивных методов обучения, на мой взгляд, полезной может оказаться техника «Проблемные вопросы». Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Ответы на такие вопросы потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разной информации и, таким образом, более глубокого понимания материала и интереса к нему. Еще одним эффективным приемом повышения внутренней мотивации к учению является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Здесь можно использовать технику «Знаю — не знаю — хочу узнать». При введении нового материала можно предложить детям использовать таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:Я это знал ...Это для меня абсолютно новое...Это противоречит тому, что я знал...Я хочу об этом узнать больше

И, конечно же, значительную роль играют словесные подкрепления. Для того чтобы учиться, постигать новое, ребенок должен верить, что он может это делать. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 06 июн 2017, 15:08
Салодкина Евгения
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если говорить о психологическом настрое учащихся с ОВЗ, то мне в этом случае помогает "теория маленьких шагов". Любое большое дело начинается с первого маленького шага. И этот шаг не такой уж трудный. Главное - попробовать. В обучении детей с ОВЗ я придерживаюсь стратегии постепенного усложнения работы, в этом случае первый шаг всегда будет успешным. Поэтому я отбираю задания к теме урока разного уровня сложности и начинаю с простого. Иногда даже приходится использовать задания, может быть, слишком лёгкие (с моей точки зрения), но эта работа себя оправдывает: ребёнок выполняет задание и смотрит на процесс обучения более оптимистично. Стараюсь подбирать такие электронные ресурсы, которые предусматривают "оценку" системы: "Молодец!", "Всё правильно!" и т.п.
http://files.school-collection.edu.ru/d ... 52A%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/d ... 71%5D.html
Также я обратила внимание, что любое творчество ученика помогает ему в процессе обучения. Если в ткань урока постараться вплести самостоятельные презентации ребёнка, рисунки, ролики, пусть самые крохотные, это сделает процесс обучения более ярким и приятным. Несколько лет назад использовала дополнительную программу "Виртуальный художник". https://wirtxud.wordpress.com/ Ученик с нетерпением ждал нового занятия, потому что там у него ВСЁ ПОЛУЧАЛОСЬ! А как он радовался, когда удавалось сделать красивую онлайн-открытку! Так что интерес к любому делу начинается с успеха!
Хотелось бы отметить большую роль сетевых квестов для формирования позитивного психологического настроя и социализации детей с ОВЗ. В этом учебном году мы приняли участие в веб-квесте "Копейка рубль бережёт!". И снова - атмосфера интереса и творчества! А если что-то не получилось - мы просто попробуем снова!

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 08:43
nadezhda
Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида. У детей с ограниченными возможностями возникают определённые сложности в обретении статуса ученика, во взаимоотношениях со сверстниками и окружающим миром. Вот здесь на помощь приходит система дистанционного образования Дистанционная форма обучениякак нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении для обучающегося открываются огромные возможности. Системное использование информационно-коммуникационных технологий , технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается  по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Например,электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.Преимущества дистанционного обучения для детей  - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 6При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.Можно надеяться, что в ближайшем будущем дистанционное образование позволит детям, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий потенциал, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 10:36
Ирина Дубровская
Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими. Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 10:38
чухнина123
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.
Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания.
Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации учебного процесса.
Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.
Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему. В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта. Кинезиологическая – двигательная активность человека, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети.
Итак, интерактивная доска - еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 10:40
гулипп
Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Например,электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.Преимущества дистанционного обучения для детей - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Особенно интересным мне кажется опыт зарубежных лингвистов, которые решают подобные задачи при работе с детьми, для которых английский язык - родной (например, Эдварда Бернарда Фрая, Эдварда Уильяма Дольча, Рональда Дейвиса, Дебби Хепплуйат и других). Разумеется, в рамках дистанционного обучения детей с ОВЗ, да и в рамках общеобразовательной школы невозможно, да и не нужно вводить эти системы целиком, но использовать сами концепции и отдельные авторские наработки на уроках или в дополнительных курсах обучения – вполне реалистично.

Re: Возможности использования интерактивных методик обучения при реализации индивидуальных образовательных потребностей

СообщениеДобавлено: 07 июн 2017, 10:43
Белова Антонина
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Появление и развитие интерактивных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Интерактивные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: орг.момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, организация самостоятельной работы и т.д.
Какие же можно назвать методы активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения. Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий
Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.
Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)
3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
Игровые формы:
· Ролевые
· Дидактические
· Имитационные
· Организационно-деятельностные
4. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).