Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Модератор: Примакова Елена

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Коростелёва Тамара Анатольевна » 15 фев 2017, 21:42

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результату.
На уроках русского языка и литературы практикую приемы «Лесенка», «Инсерт», «Саммари». Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, могут помочь портфолио, оценочные листы, таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы», файлы статистики работы учащегося.
Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования.
Коростелёва Тамара Анатольевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 июн 2015, 22:27

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение nataliya.fedianina » 15 фев 2017, 21:51

Добрый день! В своей работе я использую следующие формы и методы оценивания:
- «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа) действия);
- «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задачи);
- «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);
- «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
- «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);
- «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);
- «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);
- «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задачи: « я этого не знаю, но могу узнать, если…»)
- «многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);
- «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);
- «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени).
Все эти приемы оценивания со стороны, прежде всего ребенка используются при проведении проверочных, диагностических, стартовых, итоговых, проектных и самостоятельных работах учащихся, а также при проведении уроков-презентации самостоятельных работ, портфолио.
nataliya.fedianina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 22:14

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Наталья Набережнова » 15 фев 2017, 21:57

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от планирования, контроля и корректировки действий. Контроль результативности и эффективности основывается на проведении мониторинга обучающихся, педагогов, родителей.
В своей работе по итогам года использую мониторинговые исследования с целью выявления:
- показателя вовлеченности обучающихся во внеурочную работу и конкурсной активности;
- уровня коммуникативных и исследовательских компетентностей, творческих и организационных способностей обучающихся;
- степени удовлетворённости учащихся и родителей воспитательными мероприятиями.
- развития характера межличностных отношений в ученическом коллективе.
Результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования рассматриваю через рост мотивации к активной познавательной деятельности и рост социальной активности обучающихся с разными умственными способностями.
На мой взгляд, особенностями системы оценки образовательных достижений учащихся во внеурочной деятельности являются:
• оценка межпредметных и личностных результатов общего образования;
• использование планируемых результатов и оценка успешности освоения приемов решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
• использование портфолио и оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся;
• использование методов оценки, как практические и творческие работы, самооценка и др.
Наталья Набережнова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 23:40

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Юш. Оксана Николаевна » 15 фев 2017, 22:06

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления;
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:
комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;
уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.
Юш. Оксана Николаевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 15 фев 2017, 14:57

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Прудникова Нина Викторовна » 15 фев 2017, 23:38

Одним из основных принципов формирующего оценивания является развитие у учеников способности к самооценке, грамотному овладению рефлексией и самоорганизацией. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться». Этот процесс должен носить системный характер, только постоянное применение любых опросников или отчетов даст результат работы, даст возможность осознать необходимость получения новых знаний, достичь успеха. Использование шкалы самооценки (журнала или листа самооценки, рефлексии – название по желанию) ученика на каждом уроке постепенно помогает прийти к намеченной цели. Ребенок сам отмечает, видит и анализирует успехи и неудачи, пробелы в знаниях и чаще это способствует развитию положительной мотивации к приобретению знаний. Особое внимание учитель должен обратить на разработку критериев оценки учебных результатов и достижений учеников, чтобы у ребенка не возникали трудности и вопросы.
Применение для текущего контроля кроссвордов, головоломок, ребусов, автоматизированных тестов, т.е. заданий с видимым результатом так же формирует правильную самооценку ученика.
Прудникова Нина Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 июн 2015, 21:20

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Булыгина Ангелина Александровна » 16 фев 2017, 00:05

Всем доброго времени суток!
Оценка образовательных достижений учащихся – это тот результат, с которым наши подопечные приходят к определённому порогу в процессе изучения той или иной дисциплины. Оценивание – это непрерывный процесс, и от того, насколько продуманной и эффективной окажется та или иная методика, напрямую зависит результаты учебной деятельности. Важно понимать, что в процесс системы оценивания включаются и сами обучающиеся, и учителя, и родители. На этапе формирующего оценивания определённое значение приобретает самооценка: важно оценивать любое задание обучающегося, работал ли он в одиночку или в составе группы, только тогда оценка получится адекватной учитель сможет направить детей к более точной оценке своих способов действий, достижений и способностей ( при некорректной оценке реальных достижений). В формирующем оценивании .целесообразно использовать методы наблюдения, самоанализа, оценки устных и письменных работ. Здесь на помощь придет интерактивная доска, сервисы Веб 3.0. Для итогового оценивания лучший способ – система накопительных оценок.
Булыгина Ангелина Александровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 15 фев 2017, 09:56

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Светлана Мережко » 16 фев 2017, 09:27

Уважаемые коллеги, доброго времени суток!
Соглашусь с мнением участников форума, что оценивание внеурочной деятельности учащихся (как формирующее, так и итоговое) является одним из важных аспектов нашей работы. Современные технологии предоставляют большой спектр компьютерных тестов, мониторингов, что делает данное оценивание удобным и продуктивным, но не стоит забыть и о таких важных формах оценки эффективности внеурочной деятельности, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ и др. Для оценки эффективности внеурочной деятельности хорошо оформлять карту достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Самое главное, на мой взгляд, чтобы сам ребёнок увидел свой рост в определенном виде деятельности, чтобы мог самореализоваться и самоутвердиться в своём выборе. Каждый ребёнок индивидуален и для кого- то достижение будет минимальным, а для кого- то огромным скачком вперёд. Для педагога главное не пропустить, заметить даже малейший положительный результат. И пусть этот успех принесёт радость ребёнку и педагогу от совместно проделанной работы.
Каждому педагогу желаю удачи . С уважением, Мережко С.В.
Светлана Мережко
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 13:40

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение TarasovaEG » 16 фев 2017, 11:38

Егорова Татьяна писал(а):Формирующие оценивание - это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Определение Вы дали емко, но желательно дописать как Вы организуете формирующее оценивание, какие у Вас есть методические находки.
Аватар пользователя
TarasovaEG
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 20:23

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Синдеева А.Н. » 16 фев 2017, 11:42

Формирующее оценивание, позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Формирующее оценивание позволяет снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.
При формирующем оценивании необходимо:
• активное участие всех учащихся в образовательном процессе;
• мгновенная корректировка учения и преподавания;
• отсутствие жёсткого внешнего контроля и отчётности, более свободный педагогический стиль, когда учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить с педагогом свои учебные проблемы.
На своих уроках я использую рабочие листы, мини-тесты, листы само- и взаимооценивания, карты наблюдений, творческие задания и т.п.
Синдеева А.Н.
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 15 фев 2017, 11:31

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Марина Полянская » 16 фев 2017, 13:30

Добрый день!
Одним из инструментов организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности является портфолио Важно, чтобы ученик сам его собирал. При этом он сам анализирует свои достижения, просматривает перспективы своего роста. Но важно, чтобы учитель всегда держал в поле зрения работу ученика с портфолио и корректировал ее.
Марина Полянская
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 14:59

Пред.След.

Вернуться в Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron