Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Модератор: Примакова Елена

Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Примакова Елена » 09 фев 2017, 16:50

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Оценивание должно проводиться как с целью итоговой фиксации достижений учащихся, так и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений. Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. Один из подходов к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. А это требует использования целого комплекса методов оценивания и самооценивания достижений обучающихся.

Кроме того к изменению форм оценивания мотивируют нас, педагогов, сами ученики. Им становится скучно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учителя для них предельно предсказуемы в оценивании. Да это и понятно: мы имеем достаточно ограниченный набор инструментов оценивания: тесты, контрольные, самостоятельные и т.п. проверочные работы, которые включают типовые задания на проверку предметных результатов и которыми мы зачастую пугаем еще загодя… Конечно, это объяснимо: впереди ОГЭ, ЕГЭ...

Таким образом, учитель современной школы поставлен перед необходимостью научиться оценивать не конечный результат, а способы деятельности учащегося. И только предоставляя школьнику определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта, мы можем оценить его регулятивные умения. А создавая ему условия работы в команде, мы можем оценить его коммуникативные умения. При этом мы ощущаем острый дефицит эффективных методик для оценивания приращений этих метапредметных результатов.

Уважаемые коллеги!

Давайте поразмышляем о том, как и, самое главное, какими средствами мы должны сегодня оценивать деятельность наших учащихся для того, чтобы помочь им встать на путь саморазвития.

    Какие современные методические подходы к оценке образовательных достижений учащихся на различных этапах обучения вы применяете в своей практике?
    Какие формы, техники формирующего оценивания способны раскрыть «скрытый» потенциал ребенка? Как структурировать и с чего начать внедрение системы формирующего оценивания?
    Какие инструменты самооценивания и формирования способности к самостоятельной деятельности вы используете или встречались с ними? Как они изменили ваших обучающихся?
    Какие компьютерные инструменты для проведения формирующего и итогового оценивания вы применяете в своей практике?
    В чем преимущества и риски комплексной итоговой оценки, учитывающей метапредметные и предметные образовательные достижения детей?


Методисты ЦДО: Примакова Е.А.., Попова Л.Н.
Примакова Елена
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 09 фев 2017, 16:30

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Канина Л.Н. » 13 фев 2017, 12:20

Добрый день уважаемые коллеги! Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Разница между ними в том, для чего используется информация.
Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание– это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующие оценивание-эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).
Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Это недельные отчеты, карты понятий, опросники самодиагностики, портфолио, рубрики, составление тестов. Надо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации. Канина Л.Н.
Канина Л.Н.
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 12 май 2016, 21:51

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Коньшина Ольга Анатольевна » 13 фев 2017, 22:39

В современном образовании функция оценивания приобрела новый смысл. Изменились цели и задачи оценивания. Теперь оно направлено не просто на выявление недостатков в образовании ученика, а ориентировано на развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Система формирующего оценивания- система оценивания для обучения или системой внутренней оценки. Эта система призвана помочь ребёнку обрести спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность, позволяет сформировать умения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Между детьми поддерживается и развивается не только самостоятельное, но и партнёрское оценивание. В ходе урока происходит непрерывная обратная связь между отдельными учениками, группами детей и учителем. Существуют различные методики, приёмы и инструменты формирующего оценивания.
Баллы успешности.
В течение урока, в конце урока или после выполнения какого-нибудь задания я предлагаю ребятам оценить себя. Каждое правильно выполненное задание «стоит» 1 балл. За урок ученик набирает определённое количество баллов. Учитель в конце урока знакомит детей со шкалой оценивания. Каждый сравнивает с ней свой результат и оценивает свою работу за урок.
Волшебные линеечки.
Чаще всего я применяю их на уроках самостоятельных или творческих работ. После того, как работа будет завершена, ученик обращается к волшебным линеечкам и отмечает символом на соответствующем уровне своё мнение о качестве выполненной работы и её оформлении. В качестве символа мы выбрали «крестик». После проверки работы ученика я проделываю то же самое. В случае согласия с мнением ученика, его отметку я обвожу кружком. Если же я не согласна – ставлю «крестик» на другом уровне, выше или ниже по шкале.Возникшие разногласия обязательно обсуждаю с каждым учеником.
Прием «умные вопросы» помогает не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»
Портфолио.
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Это только некоторые методы оценивания. Хочется отметить, что различные методы оценивания с большей вероятностью смогут раскрыть уникальные сильные и слабые стороны индивидов. Они дают учащимся множество инструментов и возможностей для описания учебного процесса, что позволяет им лучше демонстрировать и артикулировать собственные способности и потребности.
Коньшина Ольга Анатольевна
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 06 май 2015, 22:19

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Бажилина Т.А. » 13 фев 2017, 22:59

Никакая компьютерная программа не может заменить творческий подход к оцениванию результатов обучения, так как каждый ученик — индивидуальность, а иначе это будет как в анекдоте с автоматом для бритья. Только грамотный педагог со стажем, увлечённый своим предметом и не связанный догматическими рамками может оценить достижения ученика.
Мы не можем оценивать метапредметные результаты в рамках школьной программы, так как для их достижения необходимо перестроить весь образовательный процесс. Развитие человечества происходит сразу во всех направлениях: в экономике, в науках, в искусстве и т.д. В настоящее время метапредметное образование возможно безболезненно применить только в дополнительном образовании. Например, для создания мультфильма, музыкального клипа или виртуальной экскурсии требуется не только освоение целого набора компьютерных программ, но и постижение других направленностей (театральной, режиссерской, музыкальной и т.д.), которые выходят на метапредметный уровень, где требуются познания в русском языке, литературе, истории и мн.др. предметов, изучаемых по программе в школе.
Главный инструмент самооценивания - это публичная демонстрация результатов своего труда, участие в конкурсах и фестивалях. Ребенок видит и понимает реакцию окружающих, которая стимулирует его дальнейшее развитие.
Формированию способности к самостоятельной деятельности, мотивации творческой активности, помогает проведение бинарных занятий, а также использование интеграции технологий различных детских объединений. Такая форма занятий приводит к пониманию связи между разными темами и предметами; более качественному усвоению материала, а главное к пониманию того для чего ему нужен такой объём знаний.
Бажилина Т.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 11:13

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Оксана Скрипкина » 14 фев 2017, 08:59

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня прелстоит ответить на некоторые вопросы по формирующему и итоговому оцениванию. Но вначале нужно разобраться с этими понятиями.Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )
Поэтому учитель должен индивидуально подобрать "подкормку" для каждого ученика и тем самым повлиять на их рост. У каждого ученика свои способности и уровень развития (не смотря на то, что они находятся в одном классе), поэтому для их развития и роста следует давать индивидуальные задания, конечно есть вещи, которые мы разбираем вместе, а вот дальше каждый работает в режиме самостоятельности, обращаясь за помощью к учителю, соответственно и оценки у всех будут свои.
Оксана Скрипкина
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 25 июн 2015, 07:43

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Ненашева » 14 фев 2017, 10:54

Добрый день!
Образовательные результаты являются основным показателем качества образования. Они во многом зависят от объективного и своевременного оценивания. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно- эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
Наряду с традиционными формами оценивания, я в своей деятельности пробую применять формирующее оценивание, но пока не все гладко. Использую ретенговое оценивание, самооценивание, взаимооценивание. Вместе со студентами разработали критерии оценивания презентации, проекта, исследовательской работы. Планирую использовать сетевые дневники, тематические мини-сайты google, дневники - таблицы google.
Формирующее оценивание повышает эффективность уроков: дает возможность понять усвоили студенты материал или нет, перестраивать урок в зависимости от их потребностей . Пришла к выводу, чтобы включить в структуру уроков больше заданий на формирующее оценивание нужно изменить подходы к оцениванию: ориентировать студентов на разработанные критерии, давать больше возможностей к самооцениванию и взаимооцениванию. Ненашева Я.С.
Ненашева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 12:55

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Пирязева Наталья » 14 фев 2017, 12:07

Доброго времени суток, всем участникам форума.
Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет новые требования к образовательным результатам обучающихся, а значит, требует изменения подходов к самому процессу оценивания учебных результатов обучающихся. Эти изменения заключаются в том, что в образовательном процессе необходимо использовать не только суммативное (итоговое) оценивание, преобладающее в реальной практике педагогов, но и формирующее оценивание. Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения. Когда анализируются знания, умения, ценностные установки, поведение обучающегося, даётся обратная связь по итогам обучения. Результаты обучающего сравниваются с его же предыдущими результатами. Такой подход к оцениванию способствует достижению обучающимися необходимых образовательных результатов, повышению их мотивации к обучению, позволяет организовать индивидуальный подход к обучающему.
Пирязева Наталья
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 фев 2017, 13:36

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Лопатина Светлана Николаевна » 14 фев 2017, 14:40

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.
Новые, инновационные технологии должны основываться на личностных результатах обучающихся.
Под ними мы понимается развитие мышления, творческих способностей, социальной активности, а так же уровень общеучебных и предметных умений, навыков, знаний, компетенций.
Личные образовательные результаты каждого ученика всегда будут отличаться от достижений других учеников, поэтому к оцениванию учащихся нужно подходить интегративно.
Для этого нужно в корне изменить традиционную философию оценки. На своих уроках я стараюсь использовать разнообразные техники: сотрудничество, контрольные работы, тесты-онлайн, презентации. Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Актуально применять в практике основные функции оценивания: ориентирующую, диагностическую, стимулирующую. C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Лопатина Светлана Николаевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 13 май 2016, 11:20

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Наталья Евгеньевна Дмитриева » 14 фев 2017, 15:40

Уважаемые коллеги! Перед учителем современной школы стоит масса важных и требующих быстрого решения вопросов. Один из них - как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы. Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Оно направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
В своей деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
1. Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти.
2. Критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками.
3. Выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…
С определенного момента урока я могу уже дать ребятам задания, побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Например, предлагаю обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. В практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища.
Наталья Евгеньевна Дмитриева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 фев 2017, 09:57

Re: Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Сообщение Любовь » 14 фев 2017, 15:49

Добрый день, уважаемые участники форума.
Оценивать образовательные результаты внеурочной деятельности учащихся — это значит: констатировать уровень освоения ими той или иной образовательной программы; устанавливать степень соответствия фактически достигнутых учащимися учебных результатов планируемым результатам образовательных программ. Оценивать следует только те образовательные результаты, которые запланированы педагогом и зафиксированы в рабочей программе занятий (курсов) ВД или в дополнительной общеразвивающей программе.
Одним из возможных инструментов учёта занятости школьников во внеурочной деятельности может стать:«Индивидуальная карта ВУД», в которой указываются направления и результаты деятельности ученика;«Маршрутный лист класса» -направления и результаты деятельности всего детского коллектива.
На современном этапе встала необходимость накопления информации о достижениях каждого обучающегося, для чего мы используем портфолио.Портфолио-это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.Этот способ позволяет учитывать результаты,достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности -учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Яковлева Любовь Васильевна
Любовь
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 14:55

След.

Вернуться в Особенности организации формирующего и итогового оценивания во внеурочной деятельности

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron