Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Модератор: Нехорошева Оксана Николаевна

Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 21 дек 2016, 14:28

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе областного сетевого форума «Разработка, апробация и внедрение программ профессиональных проб для обучающихся школ по востребованным профессиям и специальностям на региональном рынке труда», который пройдет в период с 22.12.2016 по 27.12.2016.

Форум проводится в рамках апробации региональной системы профессиональных проб, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», и с целью совершенствования организационных механизмов и ресурсного обеспечения реализации профессиональных проб и практико-ориентированных профориентационных курсов, обеспечивающих навигацию по востребованным профессиям и специальностям на региональном рынке труда.

Для участия в работе форума приглашаются руководители сетевых отраслевых центров профессиональной ориентации, педагогические и руководящие работники образовательных организаций, участвующие в реализации программ профориентационной направленности, в том числе элективного курса «Профессии в деталях», программ профессиональных проб, специалисты муниципальных методических служб, курирующие вопросы профессиональной ориентации обучающихся, обучающиеся и их родители, независимые эксперты.

Дополнительную информацию можно получить у модераторов форума:
Агапитовой Елены Сергеевны по телефону 8 (4752) 66-76-88;
Нехорошевой Оксаны Николаевны и Тимофеевой Татьяны Алексеевны по телефону 8 (4752) 63-05-06.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 21 дек 2016, 14:34

Уважаемые коллеги!
В рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки «Разработка и апробация кластерной модели профессионального самоопределения обучающихся в рамках организации системы практико-ориентированной подготовки «кадров под ключ» и формирования прикладных квалификаций, востребованных социально – экономической сферой региона» возникла необходимость перестроить всю систему профессиональной ориентации на основе методик профессиональных проб.

Под профессиональной пробой стоит понимать профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Участие в профессиональных пробах способствует проявлению внутренней активности личности в самоопределении и помогает достичь значительных успехов в практической деятельности. Профессиональные пробы носят строго практико-ориентированный характер и имеют профориентационную направленность.
Основная цель профессиональных проб – формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико-ориентированного погружения в профессию.

Основными формами и сочетаниями профессиональных проб являются:
выполнение трудового задания, связанного с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций) или серии последовательных имитационных (деловых) игр;
творческие задания исследовательского характера;
осуществление комплекса профессиональных или надпрофессиональных действий.
Основной результат, которого должны достигнуть обучающиеся после посещения профессиональной пробы – формирование осознанного отношения к представленной профессии или специальности.

Профессиональные пробы являются составной частью предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и реализуются в рамках элективного курса «Профессии в деталях», разработанного Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением «Институт повышения квалификации работников образования». В рамках элективного курса каждый девятиклассник является активным участником не менее 3-х профессиональных проб в соответствии со своими профессиональными интересами, склонностями и потребностями регионального рынка труда.

Под предпрофильной подготовкой понимают систему педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных организаций относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Предпрофильная подготовка обучающихся, как система знакомства с миром профессий в 9 классе, помогающая определиться со сферой будущей профессиональной деятельности и/или профилем обучения в 10-11 классах, состоит из трех этапов:
1) теоретический курс по выбору профессии, который преподается в школе в сентябре-октябре, где происходит знакомство с миром профессий и определение сфер профессиональных интересов школьника;
2) практико-ориентированные профессиональные пробы, которые предоставляют возможность учащимся в короткий срок познакомиться с 3 профессиями;
3) проектная деятельность, где суммируются результаты по прохождению первых двух этапов, формируется профилирующее направление собственной деятельности: получение профессионального образования после 9-го класса или выбор профиля дальнейшего обучения в 10-м классе.
В настоящее время образовательными организациями области разработано 198 программ профессиональных проб (141 программа от 22 профессиональных образовательных организаций; 56 программ от 3 организаций высшего образования; 1 программа от организации дополнительного образования детей). Эти программы разработаны по востребованным в регионе массовым и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с одной из сфер профессиональной деятельности в разрезе шести образовательно-производственных кластеров.
Программы профессиональных проб представлены в автоматизированной информационной системе «Предпрофильная подготовка и профильное обучение» г. Тамбова - АИС ППиПО (режим доступа: http://predprofil.68edu.ru).

Стоит отметить, что переход на практико-ориентированную модель профессиональной ориентации в Тамбовской области определяет необходимость учета мнений широкой общественности и обсуждение вопросов, касающихся актуальных направлений работы федеральной экспериментальной площадки и решение определённых проблем, связанных с профессиональным самоопределением различных категорий граждан.
Предлагаемые вопросы для дискуссии:
промежуточные результаты апробации программ профессиональных проб, совершенствование организационных механизмов и ресурсного обеспечения реализации программ профессиональных проб и практико-ориентированных профориентационных курсов;
актуальные направления разработки программ профессиональных проб и практико-ориентированных профориентационных курсов, обеспечивающих навигацию по востребованным профессиям и специальностям на региональном рынке труда;
анализ современной инфраструктуры для реализации программ профессиональных проб и практико-ориентированных профориентационных курсов;
особенности организации практико-ориентированной профессиональной деятельности обучающихся в условиях специализированных структур;
техническое сопровождение реализации программ профессиональных проб с использованием автоматизированной информационной системы «Предпрофильная подготовка и профильное обучение».
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Агапитова Елена Сергеевна » 22 дек 2016, 10:15

Уважаемые коллеги!
В 2016 году на базе 8 общеобразовательных организаций г. Тамбова открыты инновационные площадки по теме «Совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях Тамбовской области»:
МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов»,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»,
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина»,
МАОУ «Лицей №21»,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»,
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А. Рябова».
В рамках работы инновационных площадок с сентября 2016 года реализуется элективный курс «Профессии в деталях» (далее - Элективный курс), способствующий осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, объективной оценке своих сил, возможностей, способностей, интересов и склонностей.
Внедрение Элективного курса как составной части предпрофильной подготовки позволяет учащимися 9-х классов определиться с профилирующим направлением будущего обучения и сферой последующей профессиональной деятельности.
На реализацию Элективного курса в 9-х классах в рамках учебного плана образовательной организации выделяется 34 часа (6 ч. на модуль информирование о мире профессий; 24 ч. на профессиональные пробы, 4 ч. на проектный модуль).
Элективный курс предполагает сетевую форму реализации с использованием автоматизированной информационной системы «Предпрофильная подготовка и профильное обучение» (http://predprofil.68edu.ru), позволяющей структурировать процесс сетевого взаимодействия.
Освоение Элективного курса позволяет обучающимся овладеть инструментами, которые в дальнейшем могут быть применены ими при реальном поиске и выборе профессии и позволяет определить компетенции, которыми им стоит овладеть для успешной реализации в той или иной профессиональной сфере.
На сегодняшний день 725 учащихся 9-х классов (1 поток) освоили модуль информирование о мире профессий и погрузились в 3 профессии в рамках модуля профессиональные пробы.
Агапитова Елена Сергеевна
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 09 ноя 2016, 16:06

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Галина Сергеевна » 22 дек 2016, 14:38

Несмотря на то, что Мичуринский аграрный техникум в текущем году не вошел в проект апробации региональной системы профессиональных проб, нами были разработаны 8 программ профессиональных проб по всем направлениям подготовки в техникуме. Все программы прошли экспертизу. Мы выступили с инициативой проведения профессиональных проб вне автоматизированной системы.В текущем учебном году техникум заключил договор сетевого взаимодействия и сотрудничества со Староюрьевской СОШ, в которой уже сейчас апробируется программа элективного курса "Профессии в деталях" и учащиеся 9-х классов осваивают программы профессиональных проб на нашей базе (6 программ). На сегодняшний день прошло уже 2 потока обучающихся.
Элементы программ профессиональных проб были использованы при организации мастер-класса по профессии "Мастер маникюра" в период проведения Единого дня профориентации. Также элементы программ профессиональных проб будут использованы в выездных мастер-классах (в рамках месячников по профессиям по отдельному плану работы), а также при организации Дня открытых дверей.
Мы считаем данный вид деятельности очень важным аспектом раннего профессионального самоопределения учащихся, готовы продолжить работу в вышеуказанном направлении, планируем в этом году предложить сотрудничество и другим общеобразовательным организациям города и районов. Конечно, сложности возникают при подготовке материально-технического обеспечения (финансовая сторона вопроса) и, что немаловажно в нашем случае, так как большинство наших обучающихся из районов, транспортная доставка учащихся до места проведения профессиональных проб. К сожалению,многие школы не могут позволить себе выделить автобус на дни проведения проб, чтобы доставить учащихся к нам.
Галина Сергеевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 12:16

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Пунина Наталия Викторовна » 22 дек 2016, 15:01

Добрый день! Хотелось бы поддержать данное направление и подчеркнуть актуальность перестройки системы профессиональной ориентации на основе методик профессиональных проб. Профессиональное самоопределение личности является важнейшей составляющей жизненного пути. Его начальный этап проходит в период обучения в школе и реализуется в выборе профессии. Более половины учащихся 9-11 классов испытывают при этом существенные затруднения: в самопознании профессионально-важных качеств, выборе образовательной организации, определении профессиональных планов. Это обусловлено возрастными особенностями обучающихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно выпускники школ совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов.
Опыт ТОГБПОУ "Аграрно-технологический техникум" по реализации модели колледж-классов, а также по реализации профессионального обучения школьников с присвоением рабочей квалификации доказывает, что основная цель всей допрофессиональной системы профориентации – оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения. Также на основе опыта реализации указанных направлений можно сделать вывод о необходимости сетевого взаимодействия между организациями образования, государственными структурами и представителями реального сектора экономики, так как зачастую разрабатываемые программы оказываются далеки от существующих запросов регионального рынка труда, а материально-технические условия не соответствуют реалиям современного производства. Так, например, по результатам прошедшего 3 декабря 2016г. единого дня профориентации, где мы представили профессию Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства стало ясно, что даже школьники из сельских школ считают данную профессию тяжёлой и невостребованной, хотя со стороны работодателя эта профессия востребована. Вопреки предвзятому отношению со стороны школьников современные средства обучения, которые мы разработали и представили для проведения элемента профессиональной пробы доказали, что обучаться элементам управления сельскохозяйственной техникой можно интересно и без тяжёлых физических затрат.
Таким образом, мы надеемся, что разработка и реализация программ профессиональных проб, а также взаимодействие всех заинтересованных структур в организации практико - ориентированной профориентационной работы со школьниками позволит создать в регионе, особенно в сельских территориях систему практикоориентированной подготовки "кадров под ключ", что, наконец-то, остановит отток рабочих кадров из региона, будет способствовать закреплению выпускников на селе, повышению эффективности сельскохозяйственного производства и решению многих социальных проблем сельских территорий.
Пунина Наталия Викторовна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 13:49

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Оксана Викторовна Шуняева » 22 дек 2016, 16:02

После реализации первого потока программ профессиональных проб, можно с уверенностью сказать, что механизм работы по реализации профессиональных проб для учащихся 9-х классов находится не в стадии развития, а в полном отлаженном процессе. В начале работы присутствовала неуверенность в плане охвата всего масштаба требуемых действий, но уже после завершения обучения 1 группы из 1 потока эти трудности были преодолены. За время прохождения профессиональных проб из 1 потока на базе ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» прошли обучение более 60 учащихся 9-х классов из школ города Тамбова: МАОУ СОШ №36, МАОУ СОШ №31, МАОУ СОШ №22, МАОУ СОШ №13. Из 8 предложенных программ профессиональных проб наибольшим интересом пользовались профессиональные пробы «За рулем», «Путешествие в мир кондитерских изделий», «Испечем мы каравай», «Сварочных работ мастер». Все участники от обучающихся до мастеров производственного обучения остались довольны результатами
Оксана Викторовна Шуняева
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 15:34

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 22 дек 2016, 16:13

Галина Сергеевна писал(а):Несмотря на то, что Мичуринский аграрный техникум в текущем году не вошел в проект апробации региональной системы профессиональных проб, нами были разработаны 8 программ профессиональных проб по всем направлениям подготовки в техникуме. Все программы прошли экспертизу. Мы выступили с инициативой проведения профессиональных проб вне автоматизированной системы.В текущем учебном году техникум заключил договор сетевого взаимодействия и сотрудничества со Староюрьевской СОШ, в которой уже сейчас апробируется программа элективного курса "Профессии в деталях" и учащиеся 9-х классов осваивают программы профессиональных проб на нашей базе (6 программ).

Галина Сергеевна, расскажите поподробнее, какие программы профессиональных проб оказались наиболее востребованными среди учащихся этой школы и по каким профессиям или направлениям профессиональной подготовки?
Планируете расширять границы взаимодействия с другими общеобразовательными организациями (и какими), а также целевую аудиторию из числа учащихся не только 9-х классов? Хотелось бы знать как обстоят дела в других территориях области по вопросу реализации программ профориентационной направленности, в том числе программ профессиональных проб.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 22 дек 2016, 16:27

Оксана Викторовна Шуняева писал(а):После реализации первого потока программ профессиональных проб, можно с уверенностью сказать, что механизм работы по реализации профессиональных проб для учащихся 9-х классов находится не в стадии развития, а в полном отлаженном процессе.

Оксана Викторовна, практически все мы надеялись на такой результат.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 22 дек 2016, 17:05

Оксана Викторовна Шуняева писал(а): Из 8 предложенных программ профессиональных проб наибольшим интересом пользовались профессиональные пробы «За рулем», «Путешествие в мир кондитерских изделий», «Испечем мы каравай», «Сварочных работ мастер». Все участники от обучающихся до мастеров остались довольны результатами

Оксана Викторовна, по результатам апробации этих программ хотелось бы Вам внести какие-либо изменения в содержание, в условия проведения профессиональных проб?
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Апробация и внедрение программ профессиональных проб для учащихся школ по востребованным профессиям/специальностям

Сообщение Галина Сергеевна » 23 дек 2016, 08:48

В этом году учащиеся в общей сложности из 8-ми программ, из предложенных нами, выбрали 6 (Подготовка машинно-тракторного агрегата для вспашки зяби, Создание Web-сайта в программе FrontPage, Диагностика и промывка форсунок системы питания инжекторного двигателя, Художественное оформление ногтевой пластины с использованием различных техник и материалов, Моделирование и художественное оформление прически с использованием технологии косоплетения, Выполнение фигурной наплавки). Подгруппы, которые уже освоили программы, остались довольны (мы для них делали зачетные книжки, в которых вносили небольшую анкету-опросник, касающуюся освоенной программы профпробы). Уже сейчас видно, с какими учащимися весной мы будем проводить работу, чтобы привлечь их к обучению у нас. Наибольший интерес вызвали профессиональные пробы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, сварке и дизайну ногтей.
Конечно, мы планируем расширять взаимодействие со школами, но, как я уже говорила ранее, есть определенные трудности с доставкой детей из районных школ (а это преимущественно наш контингент). Учащихся 11 классов мы пока не привлекаем, но планируем, если школы не будут против.
Галина Сергеевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 12:16

След.

Вернуться в Разработка, апробация и внедрение программ профессиональных проб для обучающихся школ по востребованным профессиям и специальностям на региональном рынке труда

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1