Актуальные вопросы развития сельской школы

Цель форума - обсуждение основных тенденций и направлений развития сельской школы в современных условиях, выявление актуальных проблем этого процесса, поиск возможностей их решения.
На форуме планируется обсуждение следующих вопросов:
модернизация содержания и организации образовательного процесса в сельской школе;
управление инновационными процессами с учетом особенностей сельской школы;
особенности педагогической деятельности сельского учителя;
внедрение ФГОС в малокомплектной сельской школе.
К участию в работе форума приглашаются руководители и педагоги образовательных организаций области, а также другие специалисты, заинтересованные данной проблематикой.

Модератор: Дюкова Татьяна Сергеевна

Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Дюкова Татьяна Сергеевна » 22 дек 2016, 08:34

Уважаемые коллеги!

Вопрос развития сельской школы всегда был и остается чрезвычайно актуальным не только для нашей области, но и для Российской Федерации в целом, так как каждый третий школьник страны является сельским.
В настоящее время имеется ряд проблем, связанных с эффективностью и деятельностью системы управления, ее способностью качественно обеспечить будущие преобразования, в том числе - образовательной среды сельской школы.
Проблемы развития сельских территорий, в том числе сельской школы неоднократно обсуждались на высшем уровне. Были приняты и реализуются федеральные программы «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Устойчивое развитие сельскихтерриторий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»и др.,провозглашающие особую миссию – сделать доступным для сельской глубинки качественное образование. Особое значение в реализации данной миссии приобретает внедрение федерального государственного стандарта в общеобразовательные организации (далее ФГОС).
Большое внимание развитию сельской школы уделяется на региональном уровне. Позитивными инновационными тенденциями образования в селах области является развитие интегративных моделей общеобразовательных учреждений – базовая школа с филиалами, школа-детский сад, школа-социокультурный центр. Подобные модели позволяют наиболее полно использовать культурно-образовательный потенциал среды, обеспечивать условия для достижения нового, современного качества образования.
Вопреки общей тенденции по вымыванию из сельской школы трудового образования и трудовой подготовки, школы области имеют многолетний положительный опыт по организации работы в школьных лесничествах, теплицах, на пришкольных участках.
26 образовательных организаций участвуют в инновационной деятельности по апробации механизмов развития системы непрерывного агробизнес-образования, где учащиеся получают знания по основам сельскохозяйственных наук и профессий, практические навыки ведения хозяйства.
Успешно реализуется региональная концепция непрерывного агроэкотехнологического образования, обеспечивающая развитиепрофессионально-трудовых, научно-исследовательских и творческих способностейобучающихся в сельской школе.
Актуальными направлениями инновационной деятельности для сельских школ являются также: введение ФГОС основного общего образования, развитие идей ообщественно-ориентированного образования, апробация профессионального стандарта педагога, проектирование кластерной модели профессионального самоопределения обучающихся в рамках организации системы практикоориентированной подготовки «кадров под ключи пр.
Опыт Тамбовской области по развитию сельских школпредставлялся в рамкахвторого Всероссийского съезда сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», проходившего в нашем регионе в ноябре 2014 года.
Однако необходимо отметить, что процесс инновационной деятельности сельских школ характеризуется неравномерностью разработки и внедрения новых концепций и технологий.
Сохраняются трудности в реализации ФГОС в сельских малокомплектных школах. Эти сложности связаны, прежде всего, с формированием универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно, организацией внеурочной деятельности школьников, невозможным использованием некоторых эффективных форм организации образовательного процесса. Также необходимо отметить, что для полноценной реализации ФГОС требуется современная материально-техническое оснащение школ и соответствующая квалификация педагогов. Все вышеперечисленные факторы оказывают прямое воздействие на качество образовательного результата.
Дюкова Татьяна Сергеевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21 дек 2016, 13:56

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Ерохина Лариса » 22 дек 2016, 23:48

Важной составляющей нового стандарта является создание информационно-образовательной среды. Учащиеся должны иметь контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, мочь взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, должна быть связь с родителями (в частности это электронные журналы и дневники).
Наша школа сельская, небольшая, в ней обучается всего пятнадцать учащихся. Тем не менее, считаю, что у нас хорошее материально-техническое оснащение в соответствии с требованиями ФГОС: пять компьютеров, три из которых подключены к Интернету. Потому не только во время урока, но во внеурочное время при необходимости мы с детьми можем найти необходимую информацию. Есть много обучающих программ, с которыми дети с удовольствием работают. У нас две интерактивных доски, два мультимедийных проектора, поэтому и уроки, и внеклассные мероприятия получаются интересными. Конечно, малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников, наличием в общеобразовательных классах детей, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы, что требует от учителя дифференцированного подхода и подготовки к одному уроку по разным программам. Но в этом есть и свои положительные стороны. В связи с тем, что учителю начальных классов приходится работать с двумя классами одновременно, то учащиеся привыкают работать самостоятельно, активизируется самоорганизация учебного процесса. В среднем звене объединяются уроки физической культуры, технологии, музыки, изобразительного искусства. Внедрение таких технологий позволяет организовать учебное взаимодействие учащихся разных возрастов с целью компенсации дефицита культурных и социальных контактов сельских школьников. Обеспечивается всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших.А созданный в нашем поселке социокультурный комплекс обеспечивает единство содержания образования обучающихся в школе и вне её. Создание социокультурного комплекса помогает реально, конкретно и творчески решать проблемы детей, не упуская из виду ни интеллектуально одарённых, ни тех, кто имеет затруднение в развитии. Школа имеет огромный спортивный зал (595 кв.м), на базе ДК созданы кружки: танцевальный, сольное пение, хоровое пение, театральный. Работа ССКК в значительной мере влияет на улучшение жизни на селе, сплочению коллектива обучающихся, учителей, родителей, обогащение их духовной жизни, на развитие личностных качеств и способностей, удовлетворение разнообразных интересов и способов самовыражения детей. Дети постоянно заняты нужными, полезными делами.
ССКК обеспечивает оптимальные условия для полноценного и всестороннего развития детей, позитивной социализации личности на основе интеграции и эффективного использования кадровых, культурных и материальных возможностей социального окружения.
Ерохина Лариса
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 дек 2016, 15:07

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение С.М. Акатушев » 23 дек 2016, 12:07

Развитие сельских школ действительно является актуальным вопросом современной системы образования.
МБОУ «Пичаевская СОШ» является единственной базовой школой в муниципалитете с 14 филиалами. Большинство зданий сельских школ нетиповые. Очень трудно, даже прикладывая громадные усилия, обеспечить рабочее место ученика и учителя в соответствии с требованиями СанПин, требованиями ФГОС.
В идеале – постройка новых современных школьных зданий, но это невозможно, наверное, в ближайшие 100 лет. Поэтому, исходя из существующих возможностей, необходимо работать по следующим направлениям:
- укрепление материально-технической базы в соответствии с ФГОС, проведение в школы высокоскоростного оптоволоконного интернета. Муниципальные власти должны более ответственно подходить к решению данного вопроса, брать на себя гарантированные финансовые обязательства.
- повышение квалификации педагогических кадров, используя все возможности ИПКРО, дистанционного обучения. Особое направление – это работа в классах с малой наполняемостью, в объединенных классах.
- привлечение в школы молодых кадров. Молодые специалисты должны получать муниципальную поддержку: гарантированное жилье, проезд, повышение квалификации. Все это необходимо оформить трехсторонним договором между муниципалитетом, работником и образовательной организацией. Образование в сельской местности должны быть приоритетным у муниципальной власти, муниципальных образований. Муниципальные бюджеты в области образования должны быть бюджетами развития, а не выживания.
- улучшение сельской инфраструктуры, особенно дорог между поселениями, муниципалитетами.
На мой взгляд, если кардинально изменить подходы по этим направлениям, обеспечить финансовое сопровождение, то работать в сельской школе будет «модно», престижно, и в школы пойдут молодые, пойдут мужчины. Это даст резкий скачок в обеспечении возможности получения качественного образования сельскими детьми.

С.М. Акатушев, директор МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района, Заслуженный учитель РФ
С.М. Акатушев
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 22 дек 2016, 19:12

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Громова Нина Александровна » 25 дек 2016, 19:37

На территории Тамбовской области около 80% школ расположено в сельской местности. Современная жизнь предъявляет к выпускникам школы качественно иные требования. Школьное образование на селе не может отставать от потребностей жизни. Поэтому главной задачей, которую мы поставили перед собой, это ликвидировать социо -культурную изолированность сельской школы и предоставить обучающимся равные возможности в получении образовательных услуг.

Демографическая проблема, которая сложилась в России, привела к сокращению численности обучающихся в школах, особенно в сельской местности. Глубина назревших проблем сельского расселения поставила вопрос о необходимости разработки и реализации программы реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Обучение рядом с домом не является сейчас синонимом качественного образования. Именно поэтому в области ведется планомерная политика увеличения численности детей, обучающихся в современных условиях. В рамках проводимой в области реструктуризации образовательных учреждений нами проведена оптимизация сети. В настоящее время школа в своей структуре имеет три филиала.

Сегодня сельская школа не может просто функционировать, а должна искать закономерности своего развития. Успех нашей школы заключается в поисках эффективного пути развития, который представляется нам как стратегия опережающих шагов, создание инновационной школы. В школе действует программный метод управления. Разработанная программа развития «Образование. Культура. Личность» позволила реализовать следующие основные позиции:

- в школе завершен переход на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- созданы профильная школа с сетевой моделью организации профильного обучения, через осуществление гибкой системы профилей обучения на старшей ступени школы путем ее кооперации с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

- внесены новые компоненты в структуру школы через создание образовательно-воспитательных центров. Создание центров позволило сконцентрировать материально-технические, научно-методические и интеллектуальные ресурсы для решения учебно-воспитательных задач, интегрировать обучение и воспитание;

- введены различные модели обучения в начальной школе, обеспечивающие возможность выбора родителями той или иной модели обучения, обучающимся раскрывать и реализовывать свои способности, чувствовать себя комфортно и уютно в школе;

- эффективно используется модульная организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся, и как следствие, сохранение и укрепление здоровья школьников;

- введен в образовательный процесс метод проектов, обеспечивающий освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании, формирование компетентностей;

- использование информационно-коммуникационных технологий. Помимо формирования компьютерной грамотности, формируется у обучающихся способность выстраивать алгоритмы, эффективно осваивать новые технологии и находить необходимую информацию;

- приоритетным направлением работы школы является духовно-нравственное воспитание школьников;

- в рамках внеурочной деятельности обучающимся предложен широкий спектр дополнительных образовательных программ по различным направленностям.

Выбранные направления работы позволили обеспечить учащимся качественное и доступное образование в условиях сельской школы.

Громова Нина Александровна, директор МБОУ "Новолядинская СОШ"
Громова Нина Александровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 22 дек 2016, 16:33

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Попова Татьяна Валентиновна » 25 дек 2016, 19:40

Каким быть дополнительному образованию на селе?

Система дополнительного образования имеет важное значение в развитии российского общества. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, позволяющая человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально. Создание целостного образовательного пространства в школе через интеграцию основного и дополнительного образования адекватно влияет на личностный рост каждого обучающегося. Дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

* выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

* способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

* обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

* содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Но все ли сельские школы способны выполнить социальный заказ по данному направлению? Возникает ряд проблем и противоречий: социальный заказ есть, но нет ресурсов, как кадровых, так и материальных. Одной из главных причин является недостаточно развитая инфраструктура села и приспособленные здания школы. Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема развития технического творчества. Какие виды технического творчества интересны детям, они очень затратны, нет соответствующих специалистов. Проблемы скрыты и в содержании дополнительного образования: дополнительное образование выпадает из правового поля, не учитывается результат в других сферах образования, происходит подмена внеурочной деятельностью, доморощенность специалистов. Поэтому главная задача сельской школы – предоставление качественного дополнительного образования, создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования и интегрирование общего и дополнительного образования в условиях сельской школы. Можно использовать различные пути решения проблемы, например, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, выездные классы, организация исследовательской деятельности и т.п. Но все пути решения проблемы должны работать на результат предоставления качественного дополнительного образования. Дополнительное образование - это своеобразная площадка для отработки образовательных и воспитательных моделей будущего.

Попова Татьяна Валентиновна, заместитель директора МБОУ "Новолядинская СОШ"
Попова Татьяна Валентиновна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 22 дек 2016, 16:36

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Дюкова Татьяна Сергеевна » 26 дек 2016, 09:35

Уважаемые коллеги! Спасибо, что приняли участие в работе нашего форума. Сельская школа является важнейшим социальным институтом, поэтому очень интересно знать, чем она живет сегодня, как меняется материально-техническая база школы, что предпринимается школой для организации эффективного образовательного процесса.
Из ваших тезисов понятно, что каждая школа старается создать условия для обеспечения качественного образования. И все же проблем действительно много. Как организовать внеурочную деятельность, если недостаточно транспорта? Что необходимо изменить в системе управления сельской школой, чтобы управлять ЭФФЕКТИВНО? Как Вы мотивируете молодых педагогов для работы в сельской школе? Поделитесь пожалуйста!
Дюкова Татьяна Сергеевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21 дек 2016, 13:56

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Савинкина » 27 дек 2016, 10:59

Сложная демографическая ситуация сельских территорий Сосновского района существенно сказывается на состоянии сельской школы, поэтому новая стратегия развития образовательного учреждения нацелена на совместные траектории. Фундаментом стратегии является функционирование модели «Базовая школа с сетью филиалов». В настоящее время 13 действующих филиалов в МБОУ Сосновская СОШ №1. Все эти школы сельские. Часть филиалов значительно удалены от базовой школы. Осуществляется подвоз школьников из близлежащих населённых пунктов. Филиалы в своей деятельности руководствуются наряду с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, Уставом МБОУ Сосновской СОШ №1, положением о филиале. Приказом директора назначены заведующие филиалов, которые осуществляют непосредственное руководство филиалом в соответствии с доверенностью и должностной инструкцией. Филиалы реализуют единые, разработанные базовой школой: учебный план, образовательную программу, программу развития, при этом обучение ведётся по единому перечню учебников, который утверждён директором школы в соответствии с ЕКГ. План работы филиала разрабатывается на основе плана работы базовой школы и также утверждается директором. Педагогические советы и совещания проводятся в базовой школе. Заведующие филиалов выступают на них с отчётами о проделанной работе на основе мониторинговых исследований.
Однако в тех условиях, в которых сейчас находится сельская школа, учреждение не может рассчитывать на приток молодых специалистов. Малая наполняемость классов повлекла за собой объединение классов-комплектов, что накладывает трудности в организации образовательной деятельности по реализации требований ФГОС, у учителя сокращается часовая нагрузка. Школа не имеет шансов для функционирования и развития в связи с сложной социально-экономической обстановкой. Для дальнейшего функционирования и развития сельской школы необходим ряд условий: 1) реальная федеральная и региональная политика в вопросах развития сельских территорий, а именно: привлечение инвесторов; федеральные и региональные программы и проекты в вопросах привлечения молодых специалистов в сельские школы, развития и укрепления инфраструктуры школ; 2) грамотный и менеджерский программно-проектный подход руководителя школы в управлении созданной модели «Базовая школа с сетью филиалов». С уважением, директор школы Н. Савинкина
Савинкина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 22 сен 2016, 16:33

Re: Актуальные вопросы развития сельской школы

Сообщение Иноземцева Н.А. » 17 фев 2017, 00:35

Я работаю воспитателем группы общеразвивающей направленности кратковременного пребывания для детей от 5 до 7 лет. В нашем районе таких групп было немного. Но в сентябре этого года на базах общеобразовательных учреждений (школ) были открыты дошкольные группы кратковременного пребывания. Задача - охват детей дошкольным образованием. Но ведь от этого выигрывает и школа. Это:
1. Дополнительные рабочие места (привлечение кадров);
2. Увеличение количества детей в ОУ ;
3. Целевые средства на открытие группы, а значит, улучшение материально-технической базы;
4. Преемственность между дошкольной ступенькой образования и школой.
Я считаю, что школу на селе обязательно надо развивать. Школа для села - больше, чем школа. Ни для кого не секрет, что в селе давно уже нормально не функционируют центры досуга (клубы), не в каждом селе есть детский сад. А о каких-то домах творчества вообще нет речи. Школа - это то единственное место, где сельские дети имеют возможность выбора дополнительного образования (спортивные секции, кружки по интересам)и развиваться творчески.
Иноземцева Н.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 12 фев 2017, 00:18


Вернуться в Современные сельские школы: проблемы и перспективы развития

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron