Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Модератор: Нехорошева Оксана Николаевна

Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 09 ноя 2016, 11:23

Уважаемые коллеги! В данной теме форума хотелось бы затронуть вопросы кадрового обеспечения системы среднего профессионального образования.
Сегодня важно определить актуальные направления повышения квалификации педагогических работников в соответствии со стратегиями развития системы среднего профессионального образования, сформировать перечень профессиональных компетенций, необходимых для реализации ФГОС по ТОП 50.

Предлагаю следующий перечень вопросов для обсуждения:
Какие изменения ожидаются в кадровом обеспечении системы среднего профессионального образования?
Как достичь к 2020 году показатель "Доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям" - 70%?
Каковы слабые стороны преподавателей и мастеров производственного обучения в условиях реализации основных образовательных программ?
Какие направления повышения квалификации предпочтительнее?
Какие стажировки необходимы преподавателям и мастерам производственного обучения?
Какие стажировки можно запланировать в рамках курсов повышения квалификации или профессиональной подготовки, определив новых участников сетевого взаимодействия?
Какие наиболее предпочтительные направления профессиональной переподготовки, обеспечивающие потребность в преподавателях и мастерах производственного обучения, например:
- профессиональная педагогическая переподготовка специалистов, не имеющих педагогического образования, но владеющих профессией;
- профессиональная переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения для организации учебно-производственного обучения по смежной или иной профессии;
- профессиональная переподготовка иных педагогов (преподавателей, методистов и т.п.) для выполнения функций мастера производственного обучения по востребованным профессиям и др.?


Краткая информация о педагогических кадрах системы среднего профессионального образования Тамбовской области

В системе среднего профессионального образования области работает 1123 педагогических работников, в том числе 586 преподавателей и 287 мастера производственного обучения.
Средний возраст педагогических работников системы СПО составляет 44 года. При этом численность работников в возрасте до 35 лет составляет 23% от общего количества педагогических работников, а численность работников пенсионного возраста – 19%.
12% педагогического состава системы СПО – внешние совместители, основная масса которых не имеет высшего образования (это работники предприятий и организаций).
25,6% от общего количества педагогических работников системы СПО составляют мастера производственного обучения пенсионного возраста – 25,4%, до 35 лет – 17,4%
52,2% от общего количества педагогических работников системы СПО составляют преподаватели пенсионного возраста – 19,8%, до 35 лет – 32,4%
Стоит отметить, что количество мастеров производственного обучения до 35 лет недостаточно для замещения работников старшей возрастной категории, прогнозируемой к выбытию по естественно-возрастным причинам в ближайший период.


Краткая информация о системе дополнительного профессионального образования педагогических работников профессиональных образовательных организаций Тамбовской области

Сложившаяся в регионе система повышения квалификации и профессиональной переподготовки в достаточной степени обеспечивает формирование профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников организаций СПО:
ежегодно обновляется содержание образовательных программ в контексте ключевых направлений развития системы профессионального образования, приоритетов развития отраслевых сегментов рынка труда;
консалтингово-тьюторской службой ведется анализ профессиональных затруднений и образовательных потребностей слушателей;
учитываются особенности их педагогической деятельности с ориентиром на профиль педагога и специфику преподаваемого им предмета;
имеется возможность обучаться по индивидуальным образовательным программам.
Для реализации собственного заказа на повышение квалификации и удовлетворения индивидуальных образовательных запросов потребителей образовательных услуг действует региональный банк программ и модулей повышения квалификации (http://rgb.68edu.ru). Он включает более 70 программ повышения квалификации, 195 учебных модулей, 30 дистанционных курсов, разработанных специалистами СПО, ВО, ДПО.
В рамках региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки при формировании государственного заказа предусмотрены две разновидности механизмов финансирования заказа на образовательные услуги в регионе.
Заказ образовательных услуг путем прямого финансирования исполнителя услуг может осуществляться в форме государственного задания либо конкурсного финансирования разработки и оказания образовательных услуг. И в том, и в другом случае ресурсы от распорядителя бюджетных средств (органов управления образованием, образовательных учреждений) направляются учреждениям, предоставляющим услуги ПК и ПП. Заказ услуг путем направления средств потребителю услуг осуществляется по технологии именного образовательного сертификата.
Оплата услуг, предоставляемых по именному сертификату (из расчета 144 часа 1 раз в 3 года на одного работника образовательного учреждения), производится из средств, предназначенных на учебные расходы в субвенции, выделяемой образовательному учреждению на реализацию государственного образовательного стандарта. Порядок организации повышения квалификации работников образования Тамбовской области на основе именного образовательного сертификата утверждается управлением образования и науки области.
За последние три года в рамках государственного задания Институтом повышения квалификации работников образования программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки было охвачено 824 педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций.
Обучение осуществлялось по следующим направлениям:
сопровождение инновационных процессов в рамках реализации проектов и программ по приоритетным направлениям развития образования;
сопряжение основных профессиональных образовательных программ и профессиональных стандартов при разработке содержания профессионального образовании в соответствии с требованиями рынка труда;
проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС;
организация проектной деятельности обучающихся и педагогических работников;
реализация инклюзивного профессионального образования;
бизнес-планирование и проектирование деятельности профессиональных образовательных организаций;
оценка достижения планируемых результатов обучения в рамках организации образовательного процесса, в т.ч. совмещающего теоретическую и практическую подготовку обучающихся;
организация профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях;
реализация технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций;
организация агробизнес-проектной деятельности в образовательной учреждении;
разработка и реализация дополнительных образовательных программ технической направленности и т.д.

Основой образовательного процесса в рамках региональной модели повышения квалификации и профессиональной подготовки выступает модульная программа. Неотъемлемой частью образовательных программ является стажировка в области новых производственных технологий, а также в целях изучения инновационного опыта работы образовательных организаций или отдельных педагогических работников. Для этого в области создана сеть отраслевых ресурсных центров (8 ед.), центров практикоориентированного образования (4 ед.) и стажировочных площадок (15 ед.), концентрирующих высокотехнологичное оборудование, технику и технологии. Среди них следует отметить площадки, созданные на базе организаций СПО:
ТОГПОУ «Приборостроительный колледж» и ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж» (по металлообработке),
ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева» (по деревообработке и социальному питанию),
ТОГБПОУ «Строительный колледж» (по строительству),
ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий» (по социализации детей с ОВЗ),
ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им.М.С.Солнцева» (по транспорту и вопросам профдиагностики и профессионального самоопределения обучающихся);
ТОГБПОУ «Аграрно-технологический техникум» (по сельскому хозяйству) и т.д.
Расширить образовательные услуги в области освоения прикладных компетенций позволила модернизируемая инфраструктура Регионального многофункционального центра прикладных квалификаций на базе ТОИПКРО. С 2014 года в программы ПК и ПП для преподавателей и мастеров п/о соответствующего профиля были включены модули по освоению современных производственных технологий, такие как:
изготовление и монтаж светопрозрачных конструкций,
овладение технологиями жизнеобеспечения, включая эксплуатацию систем водоснабжения, водоотведения, теплоэнергетики, вентиляции и кондиционирования);
освоение технологий прямого цифрового производства.
Для стажировки мастеров производственного обучения активно используется сеть производственных структур на базе 50 отраслевых предприятий (организаций) области, оснащенных современным оборудованием и техникой, дающая возможность осваивать и совершенствовать производственно-технологические (прикладные) компетенции педагогов, связанные с освоением и развитием современных производственных технологий и условий труда.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Бабанин Александр Борисович » 17 ноя 2016, 12:08

Добрый день! Мне, как человеку, который непосредственно работает с мастерами производственного обучения хотелось бы особенно обратить внимание на их дополнительное обучение.Ведь мастер производственного обучения – это ведущая фигура при подготовке профессионала. Сегодня от него требуются не только профессиональные знания и навыки, но и высокая педагогическая культура, знание психологии, методики обучения. Повышением квалификации мастера п/о должны заниматься регулярно, подбирая курсы повышения квалификации самостоятельно, согласно потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.
Бабанин Александр Борисович
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 08:31

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Галина Сергеевна » 17 ноя 2016, 13:35

Добрый день, уважаемые коллеги!
В продолжении нашей темы хочу сказать, что для нашей системы на сегодняшний день очень актуален вопрос повышения квалификации, подготовки и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям на основе лучших отечественных и международных практик и методик подготовки рабочих кадров. Я имею ввиду опыт подготовки специалистов с применением стандартов компетенций WSI. В этом отношении интересен был экспертный семинар, который проводился в Москве Базовым центром Академии WS. За время его проведения мы выслушали и проанализировали доклады по 10 наиболее актуальным компетенциям, попытались создать "идеальную" модель программы повышения квалификации. Рекомендую, коллеги, зарегистрироваться также на сайте академии, тогда сможете получить доступ к очень полезным материалам по одной из 10 компетенций (на выбор).
Галина Сергеевна
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 12:16

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Ненашева » 17 ноя 2016, 13:55

Добрый день! Я работаю с группой студентов, 100% из которых дети с особенными образовательными потребностями, поэтому мне было бы интересно и полезно пройти курсы связанные с социализацией и адаптацией студентов этой категории, в частности курсы обучающие языку жестов.
Ненашева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 12:55

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Белякова Е.А. » 17 ноя 2016, 14:00

Добрый день, дорогие коллеги! В процессе анализа программ переподготовки мастеров производственного обучения к педагогической деятельности наша экспертная группа пришла к выводу, что в системе современного профессионального образования существуют определенные проблемы ( материально-технические, кадровые , информационные и т.д). Предложенные на экспертизу программы в полной мере охватывают весь спектр проблем и предлагают пути их решения. Таким образом, переподготовка кадров СПО является значимой для развития региона. И первыми эту проблему попытался решить Институт повышения квалификации работников образования Тамбовской области посредством семинаров, курсов переподготовки, курсов повышения квалификации, круглых столов и конференций.
Белякова Е.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 13:27

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Чернокозинская Светлана Васильевна » 17 ноя 2016, 14:52

Добрый день , уважаемые коллеги! На сегодняшний день система подготовки кадров решает несколько задач: привлечение работников реального сектора экономики в образование, формирование экспертного сообщества с учетом потребностей работодателей, материальная заинтересованность кадров и возможность повышения квалификации, что говорится "не отходя от дома". С концептуальной точки зрения профессионально-педагогическое образование - это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование осуществляется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими государственными стандартами.
Помимо существуют эклектические схемы подготовки кадров для СПО. Они сохраняют черты простой аддитивности: либо высшее отраслевое (инженерное, техническое и др.) образование с дополнительной психолого-педагогической подготовкой, либо педагогическое образование, дополненное отраслевой подготовкой. Любая из этих комбинаций не позволяет оптимально сформировать органичное сочетание качеств педагога профессиональной школы и рабочего высокой квалификации, осуществить интеграцию психолого-педагогической и отраслевой технологической подготовки, однако полностью отказываться от таких форм подготовки пока не следует. Профессионально-педагогическое образование способствует сохранению в обществе социальной мобильности (хотя, разумеется, она определяется и целым рядом других факторов), которая охватывает как педагогических работников, так и лиц, занятых в рабочих профессиях. Последнее особенно важно в связи с возрастанием общественной потребности в высококвалифицированных рабочих, а это значит, что традиционно понимаемого начального профессионального образования становится явно недостаточно. Профессионально-педагогическое образование способствует сохранению в обществе социальной мобильности (хотя, разумеется, она определяется и целым рядом других факторов). Это особенно важно в связи с возрастанием общественной потребности в высококвалифицированных рабочих (особенно по ТОП-50), а это значит, что традиционно понимаемого профессионального образования становится явно недостаточно.
Чернокозинская Светлана Васильевна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 16:47

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Морохова Наталия » 17 ноя 2016, 15:07

Добрый день! Решение вопросов модернизации системы кадрового обеспечения среднего профессионального образования актуально, как никогда. Современные требования к качеству образования, выраженные в федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования установили новые требования к качеству подготовки педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.
С учётом специфики образовательной деятельности для нашей организации приоритетными направлениями повышения квалификации и переподготовки педагогических работников являются:
- Профессиональная педагогическая переподготовка преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, владеющих профессией, но не имеющих педагогического образования.
- Опережающая подготовка преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения новым производственным технологиям в организациях Агропромышленного комплекса.
Морохова Наталия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 13:30

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Лоскутова Дина Николаевна » 17 ноя 2016, 15:18

Уважаемые коллеги! Одним из актуальных вопросов развития современного научного знания является быстрый темп обновления информации. Развитие техники и технологий, появление наукоёмких производств обусловливают необходимость постоянного обновления рабочих программ и всего методического пакета по специальностям. В связи с этим возникает острая необходимость динамического повышения квалификации инженерно-педагогического состава, различных стажировок, особенно в условиях реального производства.
Лоскутова Дина Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 15:07

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Оксана Викторовна Шуняева » 17 ноя 2016, 15:40

Следует отметить и такой компонент профессиональной подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей СПО, как педагогический. Одной из форм подготовки на различных курсах могут выступать различные тренинги, на которых будут рассмотрены различные сложные жизненные и коммуникативные ситуации во взаимодействии с обучающимися и их родителями, а также даны комментарии специалистов по этим ситуациям с точки зрения возрастной психологии, современных и устоявшихся педагогических методик и т.д.
Оксана Викторовна Шуняева
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 15:34

Re: Кадровое обеспечение системы среднего профессионального образования педагогическими работниками

Сообщение Астафурова Оксана Николаевна » 17 ноя 2016, 16:57

В условиях модернизации национальной системы образования актуализируется проблема разработки и реализации стратегии и тактики инновационного развития дополнительного профессионального образования с учетом его региональной специфики. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития подчеркивает необходимость акцентирования внимания на повышении уровня профессиональной компетентности научно-педагогических работников и формировании у них потребностей в непрерывном профессиональном развитии.
Перспективными моделями повышения квалификации педагогов являются: модульное построение программ повышения квалификации, многокомпонентная система инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров. В персонифицированной модели повышения квалификации преподавателей реализуется постоянно корректируемый, периодически обновляемый и развивающийся банк программ образовательных модулей.
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Астафурова Оксана Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 ноя 2016, 16:13

След.

Вернуться в Организация опережающей подготовки кадров для социально-экономического развития региона

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron