Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направлениям

Модераторы: Нехорошева Оксана Николаевна, Полников Виктор Павлович

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 21 июл 2016, 21:15

Политика государства такова, что развитию инженерно-технического и технологического образования (через предметную область "Технология" и систему дополнительного образования детей и взрослых) отводится ведущее место, так как технология интегрирует знания и умения по физике, математике, информатике и др.
Именно в рамках технологии осуществляется знакомство с профессиями и специальностями, входящими в ТОП-50.
prikaz_top-50_14_09.doc
Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования
(35.5 KiB) Скачиваний: 67

После утверждения Концепции в ряде наших школ предметная область"Технология" вернулась в учебные планы и основные образовательные программы учреждений, но с другим содержанием на основе IT-технологий (с изучением робототехники, 3d печати, элементов мехатроника и др.). Яркий пример - Лицей №14.

Кстати, предлагается провести Всероссийскую олимпиаду по технологии с учетом компетенций JuniorSkills, и этот вопрос находится на стадии рассмотрения у Минобрнауки.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 22 июл 2016, 10:08

Коллеги, продолжая разговор о возрождении предметной области "Технологии", хотела бы направить на следующий ресурс: http://asi.ru/news/56789/#scroll-material
Здесь речь идет о модернизации школьного урока технологии и разработке концепции преподавания предметной области «Технология» при реализации общеобразовательных программ по заданию Минобрнауки.

Кроме того, с 2016 года мы активно принимаем участие в пилотном проекте по апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, в котором особое внимание уделяется предметной области «Технология», включая повышение квалификации учителей технологии.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Незнанова Ольга Александровна » 25 июл 2016, 18:06

Незнанова Ольга Александровна писал(а):В нашей образовательной организации используются следующие принципы проектного обучения:
процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов и осознанное усвоение базовых знаний.

Немало важно продумать возможность реализации программ в сетевом формате, особенно с участием тех образовательных организаций, у которых хорошая ресурсная база. Я как раз говорю о своей школе, являющейся ресурсным центром по агробизнес-образованию, где есть возможность проводить учебную деятельность обучающегося в деятельностном формате с привлечением представителей Мичуринского государственного аграрного университета.
Причем, эта деятельность, формирующая проектное и технологическое мышление, осуществляется по таким базовым направлениям, как: исследование, конструирование, оценка.

В нашей школе исследование проводится по следующим направлениям:
проведение систематических наблюдений и измерений;
проверка идей, основанная на данных, полученных в ходе наблюдений и измерений;
определение источников информации, включающих как личный опыт, так и другие источники, которые обучающиеся будут использовать для поиска ответов на вопросы;
должное использование простого и сложного оборудования и материалов, принятие мер по контролю рисков.

Прежде чем приступать к проектной и исследовательской деятельности, мы проводим выработку идей об изделиях на основе размышления о том, кто и с какой целью будет их использовать.
Для этого обучающиеся используют информацию из различных источников, включая информационно-коммуникационные технологии.
Затем мы осуществляем планирование необходимых действий, определение их последовательности.
Немаловажное значение мы придаём оценке, выделению и формированию набора материалов.

Во всякой работе очень важно проводить оценку процессов и изделий и осознание того факта, что качество изделия зависит от того, насколько хорошо оно изготовлено и насколько точно оно соответствует своему предназначению.

Сетевая реализация программ имеет свои подводные камни - трудно решаемые организационные и финансовые вопросы (подвоз учащихся, расписание занятий, занятость спецлабораторий, оплата труда и т.д.).
Незнанова Ольга Александровна
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 13 июл 2016, 16:34

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Валентина Садилкина » 26 июл 2016, 22:08

Анастасия Станиславовна, можно только позавидовать Вам и Вашим коллегам, что вы работаете в таком крупном центре. У нас, учителей малокомплектных школ, есть определенные сложности при прохождении некоторых модулей. Наполняемость в классах от 10 до 18 человек, значит классы делиться не могут. Мастерских нет, но остался кое-какой инструмент для ручной обработки материалов. Зато есть кабинет технологии по обслуживающему труду. Поэтому мы за основу взяли программу Технологии ведения дома, но дополнили ее часами Основы черчения, обработка древесины, обработка металла. Да еще по 18 часов в 5-7 классах - сельскохозяйственный труд. Сельскохозяйственный труд ведет биолог, а остальной груз приходится нести мне. В некоторых вопросах я не совсем компетентна. Нужны профессионалы. Но классы то неделимые. И каждый год мы с завучем бьемся над вопросом как изменить ситуацию к лучшему? Какой-то замкнутый круг. Поэтому когда я смотрю на новую программу, то понимаю, что наши сельские дети будут еще более обделенными. Какие новые технологии, без современного оборудования и высококлассных специалистов?
А вот так выглядит наш тематический план по технологии: Может быть кому пригодится.

Тематическое планирование по предмету «Технология» 5 -8 классов
на 2015-2016 учебный год
Разделы и темы программы Количество часов по классам
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.
Введение 1 1 1 1
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (19 ч) 2 8 3 6
Тема 1. Интерьер кухни, столовой 2 - - -
Тема 2. Интерьер жилого дома.
Предметы искусства и коллекции в интерьере - 3 - -
Тема 3. Комнатные растения в интерьере - - 3 -
Тема 4. Гигиена и экология жилища - 1 - -
Тема 5. Уход за одеждой и обувью - 4 - -
Тема 6. Ремонт и отделка жилых помещений - - - 4
Тема 7. Водоснабжение и канализация в доме - - - 2
Раздел «Электротехника» (7ч) 1 2 2 2
Тема 1. Бытовые электроприборы 1 - 1 1
Тема 2. Электромонтажные и сборочные технологии- 2 - 1
Раздел «Кулинария» (32 ч) 10 11 11 0
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне 1 - - -
Тема 2. Физиология питания 1 1 1 -
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки 2 - - -
Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий 1 2 - -
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов 2 - - -
Тема 6. Блюда из яиц 1 - - -
Тема 7. Приготовление завтрака (обеда, ужина).
Сервировка стола. 2 2 - -
Тема 8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря- 2 - -
Тема 9. Блюда из мяса и мясные продукты - - 2 -
Тема 10. Блюда из молока и кисломолочных продуктов - 1 2 -
Тема 11. Изделия из жидкого теста - 1 - -
Тема 12. Виды теста и выпечки - - 3 -
Тема 13. Сладости, десерты, напитки - 1 2 -
Тема 14. Заготовка продуктов - 1 1 -
Раздел «Создание изделий из текстильных
материалов» (54 ч) 18 17 19 -
Тема 1. Свойства текстильных материалов 4 3 2 -
Тема 2. Швейная машина 4 3 2 -
Тема 3. Конструирование и моделирование швейных изделий 6 2 3 -
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий 4 9 12 -
Раздел «Декоративно-прикладное творчество» (19 ч) 6 3 4 6
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство 1 - - -
Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета
при создании предметов декоративно-прикладного искусства 3 - - -
Тема 3. Лоскутное шитьё 2 - - -
Тема 4. Вязание крючком - - 4 -
Тема 5. Аппликация - - - 2
Тема 6. Вышивание - 3 - 4
Раздел «Семейная экономика» (10 ч) 0 0 0 10
Тема 1. Бюджет семьи 10
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (6 ч) 0 0 0 6
Тема 1. Сферы производства и разделение труда 2
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера 4
Раздел «Черчение и графика» 2 2 2 -
Раздел «Создание изделий из конструкционных материалов» - 4 6 -
Тема 1. Древесные материалы. Пиломатериалы - 2 - -
Тема 2. Металлы и сплавы - - 1 -
Тема 3. Машиноведение - - 2 -
Тема 4. Технологии обработки древесных материалов - 2 - -
Тема 5. Технологии обработки металлов и искусственных материалов - - 3 -
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (58 ч) 12 4 4 4
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность 12 4 4 4
Итоговое занятие 1 1 1 -
Всего: 194 часа 53 53 53 35
Сельскохозяйственный труд 18 18 18 -
Валентина Садилкина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 июл 2016, 21:34

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Полников Виктор Павлович » 27 июл 2016, 17:32

Валентина Николаевна, спасибо, что затронули тему реализации технологического образования в малокомплектной сельской школе (за исключением новых моделей сельских школ), когда проводятся разновозрастные занятия (однотемные и/или разнотемные).
В данном случае уместнее говорить о разработке и реализации чуть ли не авторских программах по технологии.
Полников Виктор Павлович
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 29 июн 2016, 11:21

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 29 июл 2016, 10:14

Уважаемые коллеги! Вот и подошел завершающий день нашего форума. Хотим поблагодарить всех участников, откликнувшихся на данную тему!

Подводя итоги обсуждения, следует отметить, что предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования:
-это единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры;
-в рамках предмета происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства и тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности;
-важнейшей функцией предметной области «Технология» является введение обучающегося в специфический способ осмысления реальности – в технологическое мышление;
-позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, создавать учебные ситуации, в которых обучающийся получает опыт самостоятельного построения связей между образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т.д.);
-позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни;
-обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика;
-включает содержание, наиболее адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности;
-в отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий предметная область «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы.

Хотелось бы остановиться на важных моментах, которые необходимо учитывать при разработке рабочих программ по технологии.
Во-первых, согласно примерной программе по технологии, содержание должно быть выстроено по трем основным блокам или уровням:
1 блок – информационный или теоретический, связанный с поиском необходимой информации с использованием информационных технологий;
2 блок – практический, связанный с получением персонального опыта деятельности при решении технологических задач;
3 блок – прикладной, основанный на применении полученных знаний, умений, практического опыта в контексте регионального рынка труда и современных производственных технологий приоритетных отраслей экономики региона.

Во-вторых, в содержании программы мы не найдем четкого разделения по направлениям «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», «Сельскохозяйственные работы». В зависимости от возрастных особенностей, материально-технического оснащения, кадрового обеспечения, обучающимся для изучения предложено более 20 различных видов технологий (среди них производственные, промышленные, с/х, социальные, даже нанотехнологии и др.).
Освоение большинства видов технологий в стенах общеобразовательной организации невозможно без использования сетевых ресурсов профессиональных образовательных организаций, вузов, отраслевых предприятий, которые в последнее время стали активно принимать участие в вопросах подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций.

В-третьих, предметная область «Технология» - это единственный курс, предусматривающий организацию и проведение социально-профессиональных проб в контексте производственных технологий и производящих отраслей региона.
Созданная инфраструктура в рамках образовательно-производственных кластеров Тамбовской области (по таким приоритетным направлениям, как: промышленность, транспорт, стройиндустрия и ЖКХ, информационные технологии, агропромышленный комплекс, социальная сфера) предоставляет новые возможности использования ресурсов профессиональных образовательных организаций, вузов, отраслевых предприятий и других организаций, входящих в кластерную группу.
Сетевой инфраструктурой могут являться областные ресурсные центры, центры практико-ориентированного образования, центры прикладных квалификаций, учебно-производственные структуры (учебные хозяйства, полигоны, производственные участки), центры молодежного инновационного творчества, специализированные структуры по изучению современных производственных технологий, сетевые отраслевые центры профессиональной ориентации обучающихся.

В-четвертых, в содержании рабочей программы должны быть отражены региональные и территориальные особенности, включены технологические процессы и производственные системы приоритетных отраслей экономики региона.

Вновь мы обращаемся к учителям предметной области с тем, что разработка новых подходов к проблеме совершенствования содержания технологического образования влечет за собой соответствующие изменения в принципах организации образовательного процесса, а также учебных планах и программах. Однако современная система технологического образования не может быть удовлетворена только структурными изменениями учебных планов и содержания учебных предметов, по-прежнему реализующих преимущественно «догоняющую» парадигму образования. Для достижения поставленных перед нашей страной целей инновационного развития необходим качественный переход к парадигме «упреждающей».
Учет принципа «упреждения реальности» в технологическом образовании является необходимым условием устойчивого развития России. Решению этой проблемы посвящена Концепция развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы.

Завершая работу форума, мы предлагаем продолжить обсуждение, трансляцию опыта по проблеме содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в рамках сетевого сообщества (сайт Тамбов-wiki http://68cdo.ru/mediawiki/ , вкладка "Сетевые сообщества", раздел "Технологическое образование)!

До новых встреч!
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Пред.

Вернуться в Развитие технологического образования общеобразовательных организаций Тамбовской области

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1