Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направлениям

Модераторы: Нехорошева Оксана Николаевна, Полников Виктор Павлович

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 16 июл 2016, 13:25

Как я уже писала ранее, в основном, тематика проектной деятельности учащихся приближена к реальным потребностям людей и общества.
Приведу перечень таких проектов, отраженных в содержании моей рабочей программы по технологии (не буду расписывать по классам):
1.Джинсы превращаются…
2.Что нам стоит дом построить!
3. Обряды и традиции народов России. Кукла.
4. Обряды и традиции народов России. Орнамент.
5.Проект теплицы.
6. Декор футболки.
7.Вязаные украшения для волос.
8.Садовая тележка.
9.Органайзер своими руками.
10. Искусство экономить. Подставка для карандашей.
11.Фильтр для воды.
12.Кровать для собаки/кошки.
13.Прическа для Золушки.
14.Рецепты для ленивых.
15.Декор мозаикой домашних предметов.
16.Усилитель для наушников и другие.
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 16 июл 2016, 14:19

Коль стали делиться своим педагогическим опытом, расскажу и о другом.
С моей точки зрения, незаменимой и полностью отвечающей современным требованиям, является технология образовательного путешествия, организованная в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Причем хорошо проработанное образовательное путешествие может стать альтернативой проектной деятельности или предусматривать выполнение тематических проектов внутри путешествия.

Это технология использования в качестве ресурсов для получения образовательных результатов необразовательных ресурсов внешней среды.
Данная технология имеет метапредметную направленность. Цель ее заключается не только в том, чтобы обогатить ученика новыми впечатлениями, расширить его кругозор. Эта технология призвана научить школьника путешествовать в безграничном пространстве окружающей среды: находить ориентиры, способные «приоткрыть» дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те «послания», которые содержат объекты окружающей среды. Не случайно такие путешествия получили название образовательных.
Открывая мир, ученик, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в окружающем пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов – познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Образовательное путешествие - это одно из средств в системе профориентации школьников. В нашем случае это средство погружения в мир профессий в городском пространстве. Образовательные путешествия охватывают разные аспекты истории нашего города, развития пищевой и легкой промышленности, повседневной жизни. Образовательным путешествие может стать при условии, когда поставленная цель реализуется.

Мною разработаны образовательные путешествия на ЗАОР НП «Хлеб» и ЗАО «Компания «ФАРАДЕЙ» г. Рассказово.

Приведу несколько примеров.

Образовательное путешествие «История развития технологии хлебопечения»
Цель: Проследить этапы жизненного цикла технологии хлебопечения.
Кол-во часов: 7 часов.
Объект: ЗАОР НП «Хлеб» г. Рассказово.

Материально-техническое обеспечение: доступ в Интернет для всех участников образовательного путешествия. При невозможности всех участников доступом в Интернет обучающихся организуют в пары-тройки для поиска информации.
Планируемые результаты:
Опыт поиска информации в сети Интернет; получение опыта по пробной выпечке ржано-пшеничного хлеба; объясняет назначение составляющих технического задания; характеризует этапы жизненного цикла технологии выпечки ржано-пшеничного хлеба.

Примерный перечень выполняемых заданий:

Задания подготовительного этапа:

Задание 1
А.- Начало производства печеного хлеба совпадает с развитием культуры каждого народа на Земле. Выясните у своих соседей, знакомых:
-В каких традициях, обрядах присутствует национальный хлеб? Узнайте его название.
- Каковы особенности его использования на праздниках, обрядовых мероприятиях? Как глубоки истоки этих традиций?
В. Каравай, лаваш и лепешка отличаются друг от друга по внешнему виду, форме? Связано ли это с приспособлениями для выпечки?

Задание 2
Машино-аппаратурные схемы поточных линий по хлебопечению возможно применять не только на хлебозаводах, но и в пекарнях, устроенных в полевых условиях.
Внимательно рассмотрите машинно-аппаратурные схемы участков поточных линий. Выявите наличие общих (схожих) структурных элементов, отделений в зависимости от назначения и выполняемых функций и занесите соответствующие цифры в таблицу.

Задание 3
Компетентностно - ориентированные задания по:
-определению возможных средств обеспечения чайной церемонии сдобными дрожжевыми изделиями;
-исправлению дефектов хлеба, например, по способам исправления брожения теста в домашних условиях.

Задания реализационного этапа:
Задание1
Необходимо выяснить на хлебокомбинате состав механизации поточных линий и заполнить таблицу.

Задание 2
Выявите на хлебном комбинате профессию, которая может выполнять не одну функцию, а две (несколько).
Узнайте, были ли на производстве факты замены труда человека.
Выясните, какие профессии в хлебопекарном производстве самые востребованные.
У руководящих работников, мастеров цехов выясните: планируют ли они в ближайшее время полностью заменить труд человека на управление производством роботами и компьютерными программами? Если планируется частичная замена, то в каком цехе, поточной линии и т.д.?

Задание 3
Попросить сотрудника цеха выдать ученикам 2-3 хлебных изделия с разными вариантами дефектов (учитель должен договориться об этом с сотрудниками заранее).

Задание 4
Попроси производственный ржаной хлеб; у работника ОТК узнай про все дефекты ржаного хлеба. Испеки ржаной хлеб дома, используя источник информации http://rutxt.ru/node/3158
Сравни оба изделия. Определи, есть ли дефекты в обоих случаях. Будь готов принести эти изделия в класс, обсудить результаты своей работы по таблице.

Задания заключительного этапа. Рефлексия:
Задание 4. Вариант 1.
Вспомните, как вы выпекали хлеб.
1) Подумайте, что было для вас самым трудным. Чтобы вы сделали сейчас по-другому, чтобы избежать этой (этих) трудности(-ей).
Запишите результаты своих размышлений в бланк.
2) Проанализируйте полученный вами продукт.
Запишите, имел ли хлеб какие-то дефекты.
Предложите способы предотвращения этих дефектов. Заполните бланк.

Задание 4. Вариант 2.
Опросы для фронтальной беседы с обучающимися.
-Считаете ли вы полученный опыт проб оценки качества хлеба успешным?
-Считаете ли вы полученный опыт проб оценки качества хлеба успешным?
- Понравилась ли вам профессия пекаря или вы хотите стать технологом по выпечке хлеба? Ответ обоснуйте.
-Помогли ли ваши критерии оценки дефектов хлеба сделать правильный вывод (анализ)?
-Может ли один человек обслуживать одну комплексно-механизированную линию?
-Применяется ли ручной труд в хлебопекарной отрасли?
-Какие характеристики «дефекта» хлеба вы можете самостоятельно исправить в домашних условиях?

Еще одно образовательное путешествие «Развитие технологии производства обуви» (описывать его не буду, но материалы попробую разместить в нашем сетевом сообществе).
Цель: Проследить этапы жизненного цикла технологии изготовления обуви.
Объект: ЗАО «Компания «ФАРАДЕЙ».
Кол-во часов: 7.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доступ в Интернет, видеоматериалы виртуальной экскурсии.
Планируемые результаты:
1. Характеризует этапы жизненного цикла технологии изготовления обуви в контексте частного и фабричного производства.
2. Получил опыт и анализирует практическую деятельность изготовления обуви в домашних условиях.
3. Проводит наблюдение за технологиями изготовления, анализирует влияние увиденных технологий на свойства обуви.
4. Проводит анализ потребности в обуви, изготавливаемой на фабрика ЗАО «Компания «ФАРАДЕЙ».
5. Изучил профессии, задействованные и востребованные на фабрике ЗАО «Компания «ФАРАДЕЙ».
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 16 июл 2016, 15:09

Спасибо, Марина Викторовна, за такой продуктивный и содержательный материал.
Марина Викторовна многим может поделится, это результат основательной работы в рамках апробации рабочих материалов к примерной образовательной программе основного общего образования по предметной области «Технология» и личных качеств педагога.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 08-272 девять образовательных организаций Тамбовской области стали площадками для апробации новой программы по технологии, разработанной под руководством Когана Е.Я. и ставшей основой для раздела "Технология" примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Перечень школ: СОШ № 24, 30, 36 г. Тамбова; СОШ № 3, 4 г. Рассказово; Центр технологического образования г. Тамбова, Татановская СОШ Тамбовского района, Избердеевская СОШ Петровского района, Оборонинская СОШ Мордовского района.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Незнанова Ольга Александровна » 16 июл 2016, 15:14

Говоря о прикладном характере проектной деятельности обучающихся, хочу поделиться опытом реализации интегрированных проектов совместно с другими учителями- предметниками и не только.
Так, проект «Агро - академия» реализуется в нашей Школе Агробизнеса – Тамбов (Татановской школе Тамбовского района) совместно с одним из социальных партнеров школы – агрофирмой «СеДеК».
ООО «Агрофирма «СеДеК» - одна из успешных селекционно-семеноводческих компаний России, основное направление деятельности которой является производство и продажа высококачественных семян сортов и гибридов собственной селекции, а также отечественной и иностранной селекции, посадочного материала и товаров для садоводов и огородников. С данной компанией заключен договор о сотрудничестве в сфере реализации образовательных программ по семеноводству овощных культур. Это первый пилотный проект в России, направленный на обучение школьников, как начинающих аграриев, овощеводству, семеноводству, овощных культур на базе высокопродуктивных сортов и гибридов овощных культур и картофеля.
На созданном опытно-экспериментальном участке, как демонстрационной площадке данной агрофирмы, получают новые семена овощных культур, проводят их сортоиспытание. Ежегодно проводятся демонстрационные показы коллекций для крупных товаропроизводителей овощей и картофеля Тамбовской области и других культур, представляются результаты исследований лучших сортов и гибридов, предлагаемых для возделывания на фермерских участках, частных огородах.
В реализации данного проекта задействованы все учителя:
на уроках информатики – обучающиеся проводят планировку учебно-опытного участка для посадки овощных и цветочных культур с помощью программы ландшафтного дизайна «Наш сад»;
на уроках биологии – проводится исследование лучших сортов, качества семян;
на уроках технологии - идет высадка и уход за культурами, переработка готовой продукции;
на уроках математики – обрабатываются полученные экспериментальные данные при помощи программы «Биостат» и т.д.
Данный проект рассчитан на три года: 2015 год – сортоиспытание овощных культур; 2016 год – сортоиспытание картофеля; 2017 год – сортоиспытание цветочных и зеленных культур.
Незнанова Ольга Александровна
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 13 июл 2016, 16:34

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 16 июл 2016, 15:53

Стоит отметить, что результаты интегрированных проектов впечатляют не только обучающихся, педагогов, но и представителей бизнеса.

Хочу вспомнить недавние выставки в рамках V Международной Покровской ярмарки, II регионального чемпионата JuniorSkills и чемпионата «Молодые профессиональны» в Тамбовской области.

На данных выставках были представлены проекты, отражающие новые идеи, новые тенденции в развитии научно-технического творчества и научно-исследовательской деятельности подрастающего поколения, основанные на интеграции образования, науки и производства.
Все проекты имитировали технологические процессы в таких приоритетных отраслях нашего региона, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт. Проекты основаны на использовании космических образовательных технологий, робототехнических систем, цифровых технологий, компьютерной графики, 3D–моделирования.

Об интегрированном проекте «Агро - академия», реализуемом в Татановской СОШ, Ольга Александровна Незнанова рассказала, а вот о других поясню я.
В Школе АгроЭкоТехнологий (Избердеевской школе Петровского района) реализуется интегрированный проект «ТехноСад», который направлен на изучение современных агротехнологий на основе использования возможностей образовательной робототехники. На выставке была представлена модель автоматизированной системы, которая состоит из макета школьного сада из полимерной глины и дерева, различных моделей робототехнических систем: одни из которых проводят исследование почвы, осуществляют вспашку и одновременное внесение удобрений, другие проводят капельный полив, третьи – покос сорняков, четвертые осуществляют сбор яблок с плодовых деревьев. По мнению школьников, в недалеком будущем процесс выращивания и сбора фруктов может стать полностью автоматизированным.

На базе 14 лицея г.Тамбова реализуется проект «В мире Робототехники». В этом учреждении создана целостная система работы с одаренными детьми. Современные робототехнические системы способны выполнять и более сложные задачи, связанные с мониторингом природно-техногенной сферы, обеспечением безопасности производства.
Представленное беспилотное транспортное средство способно доставлять небольшие грузы, в том числе в труднодоступные и опасные зоны, использоваться на промышленных объектах с целью исследования текущей ситуации, а также во время природных и техногенных катастроф или военных действий.
В случае массового внедрения беспилотных средств передвижения, возможно, их эффективное использование для перемещения грузов и пассажиров за счёт централизованного управления транспортным потоком.
Робот-андроид можно использовать для оказания помощи людям с ограниченными физическими возможностями.

На базе Центра технологического образования города Тамбова реализуется проект «Тамбов на карте генеральной».
Использование космических технологий позволяет создать региональную геоинформационную систему, обеспечивающую интеграцию данных с электронными картами, космоснимками и информационными системами. Работа проходит как в рамках основного, так и дополнительного образования, а также в системе профильного обучения школьников.
При помощи технологий 3D-моделирования на занятиях создаются реалистичные изображения проектируемых объектов, осуществляется их привязка к созданной интерактивной карте.

Вот такие практико-ориентированные проекты были разработаны и представлены школьниками под девизом «От образовательных идей к производственным технологиям» .
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Анастасия Меркулова » 18 июл 2016, 10:16

Ольга Александровна написала о проектет «Агро - академия».
Коллеги, в прошлом году на замечательном празднике "День поля" у нас была возможность познакомиться с результатами проектной деятельности Татановских ребят и взрослых. Я просто в восторге. Вот действительно яркий пример того, когда все происходит не на бумаге! Выражаю восхищение и желаю продолжать в тома же духе! Сообщите нам на форуме, когда будет еще один такой праздник, думаю, многие захотят побывать в Вашей гостеприимной школе.
Аватар пользователя
Анастасия Меркулова
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 11:56

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Сергей Талалаев » 18 июл 2016, 13:33

Тематика проектов может быть лишь ориентировочной, так как невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Выход из положения, вероятно, заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении их учащимся. Собственно она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Сергей Талалаев
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 06 июл 2016, 13:22

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 19 июл 2016, 12:32

Дорогие коллеги, как и обещала, свои программы образовательных путешествий разместила в сетевом сообществе "Технологическое образование", раздел "Педагогическая мастерская", подраздел "Образовательные путешествия, экскурсии, экспедиции". Можем развернуть обсуждение на том ресурсе или здесь.
Вот ссылка: http://68cdo.ru/mediawiki/index.php/%D0 ... 0%B8%D0%B8
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 19 июл 2016, 12:59

Нехорошева Оксана Николаевна писал(а):В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 08-272 девять образовательных организаций Тамбовской области стали площадками для апробации новой программы по технологии, разработанной под руководством Когана Е.Я. и ставшей основой для раздела "Технология" примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Перечень школ: СОШ № 24, 30, 36 г. Тамбова; СОШ № 3, 4 г. Рассказово; Центр технологического образования г. Тамбова, Татановская СОШ Тамбовского района, Избердеевская СОШ Петровского района, Оборонинская СОШ Мордовского района.


Участие в апробации примерной основной образовательной программы по технологии стало хорошей отправной точкой в эффективной организации образовательного процесса. Благодаря семинарам, проведенными представителями ФИРО, пришло понимание самой идеологии программы, а предложенные учебно-методические материалы я с удовольствием использую в своей работе.
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Ольга Косова » 21 июл 2016, 15:08

Не утихают споры о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики, по моему глубокому убеждению, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.
Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные задачи трудового обучения в школе. Как и в других предметных областях, в предметной области «Технология» необходимо обусловленное требованиями времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей.
Ольга Косова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 14:46

Пред.След.

Вернуться в Развитие технологического образования общеобразовательных организаций Тамбовской области

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron