Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направлениям

Модераторы: Нехорошева Оксана Николаевна, Полников Виктор Павлович

Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направлениям

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 29 июн 2016, 11:19

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас к обсуждению современного содержания, образовательных технологий, эффективных форм организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в рамках предметной области «Технология».
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Анастасия Меркулова » 30 июн 2016, 16:41

Здравствуйте, дорогие коллеги! Как хорошо, что в эти летние дни мы в строю и готовы к обмену опытом! Позади уроки, дневники, экзамены и выпускные вечера, а значит ничего не мешает творческому полёту. Я представляю ресурсный центр на базе Центра технологического образования. Наша организация реализует предметную область "Технология" в рамках сетевого взаимодействия с 16-ю общеобразовательными учреждениями. В будущем учебном году мы планируем обучать около 5 тысяч ребят. Для нашего молодого креативного коллектива это большая ответственность, и мы будем рады познакомиться с опытом коллег из школ и организаций дополнительного образования Тамбовской области. В свою очередь, мы расскажем о том, как организован образовательный процесс у нас в Центре.
Аватар пользователя
Анастасия Меркулова
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 11:56

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Олег Николаевич » 05 июл 2016, 23:41

Приветствую коллеги! Рад поучаствовать на форуме :)

Я являюсь учителем информатики в Центре технологического образования г.Тамбова. Направления деятельности центра и его инфраструктура позволили объединить несколько предметных областей, в том числе технологию и информатику.
Аватар пользователя
Олег Николаевич
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 04 июл 2016, 15:20

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Сергей Талалаев » 06 июл 2016, 13:35

Добрый день коллеги!
Сегодня активно внедряется модульное построение содержания рабочих программ.
Хотелось бы обсудить содержание таких программ, так как у нас модулей по технологии много, их выбор зависит от наличия и оснащения лабораторий и мастерских.
У меня есть много вопросов: кто и в каком объёме их должен изучать, какова последовательность, основные результаты, какими учебно-методическими материалами руководствоваться???
Сергей Талалаев
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 06 июл 2016, 13:22

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение mamaluba » 06 июл 2016, 20:18

Приветствую всех своих коллег! Извините, но когда можно будет познакомиться с программой форума?
mamaluba
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 июн 2016, 12:42

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение esinasn6438 » 06 июл 2016, 23:23

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Охотно поучаствую на форуме.
Несмотря на то, что я являюсь учителем технологии с большим стажем, каждый год я нахожусь в поисках нового содержания, актуальных и достаточных для организации образовательного процесса УМК, интересных идей для проектной деятельности учащихся, и конечно, в поисках того, как улучшить материально-техническое состояние кабинета технологии.
esinasn6438
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 29 июн 2016, 08:35

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 07 июл 2016, 11:10

Уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на нашу тему в такую жаркую для отпусков пору.
Сразу хотелось бы предупредить, что отдельной программы для форума нет. Здесь мы будем затрагивать актуальные вопросы, связанные с современным содержанием, технологиями, формами, методами и приемами организации образовательного процесса предметной области "Технология", делится опытом реализации рабочих программ, отвечать на сообщения.
А начать бы хотелось с обсуждения содержания примерной образовательной программы основного общего образования (раздела "Технология"), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).
Как Вы оцениваете подходы и основные положения по реализации предметной области, изложенные в этом документе?
Какие, на Ваш взгляд, сделаны правильные шаги в преобразовании предметной области для её реализации в современных условиях?

Вопросов больше, чем ответов.
Одни утверждают, что технология становится гуманитарным предметом, опирающимся на информационные технологии, практическая деятельность по обработке материалов выполняется во внеурочную деятельность, т.е. фактически ликвидируется. Отбрасывается российский опыт обработки материалов и вариативного деления направлений технологической подготовки в рамках новой программы «Технология». Практически исчезает необходимость иметь мастерские по обработке конструкционных материалов, ткани и пищевых продуктов.
Однако из этой программы материал первого раздела, посвященного знакомству с современными и перспективными технологиями, следует более подробно включить в существующие в стране программы и учебники «Технология» и подготовить методические рекомендации для учителей.

Другие утверждают, что в глазах педагогической общественности содержание технологии продолжает оставаться обучением мало- механизированному ручному труду и изготовлению простых бытовых изделий из древесины, металлов, тканей, которые выполнялись и были в обиходе в середине и даже начале прошлого века.

Одно сегодня, очевидно, что необходимо перейти от обслуживающего труда (обеспечения натурального хозяйства) к представлению о технологиях как способах удовлетворения потребностей человека – в материальной, информационной и социальной сферах. Технология - область преобразующей деятельности для получения требуемого результата (продукта), последовательности процессов и операций реализации образа будущего и это не способ профессиональной подготовки. Для предоставления равных возможностей обучающимся при реализации планируемых результатов освоения и содержания предметной области «Технология» следует ликвидировать деление технологического образования по половому признаку.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 07 июл 2016, 11:23

Анастасия Меркулова писал(а): Я представляю ресурсный центр на базе Центра технологического образования. Наша организация реализует предметную область "Технология" в рамках сетевого взаимодействия с 16-ю общеобразовательными учреждениями. В будущем учебном году мы планируем обучать около 5 тысяч ребят. Для нашего молодого креативного коллектива это большая ответственность, и мы будем рады познакомиться с опытом коллег из школ и организаций дополнительного образования Тамбовской области. В свою очередь, мы расскажем о том, как организован образовательный процесс у нас в Центре.


Анастасия Станиславовна, расскажите поподробнее о вашем Центре, инфраструктура и статус которого позволяет по-особенному организовывать образовательный процесс.
Какие технологические и учебно-производственные процессы являются приоритетными в содержании предметной области "Технология", каковы объемы часов, отведенные на их освоение?
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 07 июл 2016, 11:24

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы отметить, что сегодня программа по технологии должна обеспечивать оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формировать пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Основные цели программы:
1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе, в 9 классе - за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности.
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.

На наш взгляд, цели предметной области существенно изменились. Деятельность учителя сводиться к консультационному сопровождению или к педагогическому наблюдению. Объяснение учителя в той или иной форме должно составлять минимальное время. Хотелось бы знать Ваше мнение по этой составляющей в деятельности учителя технологии.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Особенности содержания и организации образовательного процесса по технологии в соответствии с приоритетными направле

Сообщение Анастасия Меркулова » 07 июл 2016, 13:35

В межшкольном учебном комбинате Центр технологического образования" особенности содержания и организации образовательного процесса обусловлены следующими тремя группами факторов.
Первая группа связана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология» и содержанием Примерной программы. Эти факторы обусловливают целеполагание, постановку образовательных задач, задают ориентиры в наполнении рабочей программы, позволяют наметить её модульную структуру. В соответствии с ФГОС, предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Примерная программа конкретизирует данные постулаты по блокам содержания:
- Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
- Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
- Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Кроме того, в Примерной программе результаты освоения структурированы и конкретизированы по годам обучения.
Вторая группа факторов непосредственно относится к инфраструктуре Центра технологического образования, которая представлена семью центрами, включающими в себя преимущественно лаборатории и мастерские:
1) В мастерской металлообработки «Конструкторское бюро» реализуется модуль «Технология обработки металлов».
2) В лаборатории 3D-технологий - модуль "3D-моделирование".
3) В лаборатории современной электроники и робототехники реализуется модуль с аналогичным названием, рассчитанный на обучающихся 6-7 классов и "Электротехника" в 8 классе.
4) В лаборатории ресурсосберегающих технологий «Умный дом» учащиеся осваивают модуль "Ресурсосберегающие технологии", а также модуль "Технологии домашнего хозяйства" в 8 классе.
5)В мастерской деревообработки учащиеся последовательно осваивают ручную обработку древесины, механическую, на станках с ЧПУ.
6) В школьном «Центре космических услуг» реализуется инновационный модуль программы "ГИС-технологии". Геоинформационные системы изучают ученики 7-8 классов. Кроме того, здесь проводятся занятия для старшеклассников в рамках элективных курсов.
7) 4 кабинета в совокупности представляют собой лабораторию моды и бюро дизайна, где все ученики вне зависимости от гендерных различий изучают основы дизайна, а девочки осваивают модуль "Создание изделий из текстильных материалов".
Кулинарию, на сегодняшний день, изучают тоже только девочки. Мальчики, в свою очередь, осваивают технологии обработки древесины и металлов. Все остальные модули реализуются без учета гендерных различий.
К третьей группе факторов, обуславливающих содержание образовательной программы, относится сетевой характер реализации программы. В 2016/2017 учебном году мы планируем обучать около 5000 учащихся из 16 общеобразовательных организаций. Ребята приезжают из отдаленных районов города, приезжают ради практикоориентированных занятий с применением специализированного оборудования, поэтому теоретические занятия и письменный контроль в Центре не предусмотрены. Календарно-тематическое планирование включает, в основном, комбинированные уроки, предусматривается большой объем практических работ. При работе с таким большим количеством учащихся сложности вызывает применение принципов единообразия программы и преемственности, но эти проблемы на сегодняшний день решены.
Коллективом центра выстроена модульная структура программы. Буду рада Вашим предложениям и замечаниям по поводу данной структуры.
5 класс (70 часов)
Мальчики:
Технологии обработки древесины – 32 часа (резерв 2 часа)
Технология обработки металлов – 16 часов (резерв 1 час)
Девочки:
Создание изделий из текстильных материалов – 32 часа (резерв 2 часа)
Кулинария – 16 часов (резерв 1 час)
Все (мальчики и девочки по подгруппам):
Ресурсосберегающие технологии – 8 часов (резерв 1 час)
Основы дизайна – 8 часов (резерв 1 час)
6 класс (70 часов)
Мальчики:
Технологии обработки древесины – 32 часа (резерв 2 часа)
Технология обработки металлов – 16 часов (резерв 1 час)
Девочки:
Создание изделий из текстильных материалов – 32 часа (резерв 2 часа)
Кулинария – 16 часов (резерв 1 час)
Все (мальчики и девочки по подгруппам):
Ресурсосберегающие технологии – 8 часов (резерв 1 час)
Современная электроника и робототехника – 8 часов (резерв 1 час)
7 класс (70 часов)
Мальчики:
Технологии обработки древесины – 16 часов (резерв 1 час)
Технология обработки металлов – 16 часов (резерв 1 час)
Девочки:
Создание изделий из текстильных материалов – 16 часов (резерв 1 час)
Кулинария – 16 часов (резерв 1 час)
Все (мальчики и девочки по подгруппам):
Современная электроника и робототехника – 8 часов (резерв 1 час)
Основы дизайна – 8 часов (резерв 1 час)
Геоинформационные технологии – 8 часов (резерв 1 час)
3D-моделирование – 8 часов (резерв 1 час)
8 класс (35 часов)
Современная электроника и робототехника – 4 часа (резерв 1 час)
Основы дизайна – 4 часа
Геоинформационные технологии – 4 часа
3D-моделирование – 4 часа (резерв 1 час)
Ресурсосберегающие технологии – 4 часа (резерв 1 час)
Технологии домашнего хозяйства– 4 часа
Семейная экономика – 4 часа
Современное производство и профессиональное самоопределение – 4 часа.
Количество часов, отведенных на освоение каждого модуля в 5-7 классах кратно восьми, а в 8 классе – кратно четырем. Это необходимо для обеспечения сменности. Особенностью организации образовательного процесса в Центре технологического образования является то, что разные учителя ведут разные модули. Такая узкая специализация позволяет обеспечить более высокий уровень преподавания. Но, безусловно, все учителя технологии являются специалистами широкого профиля и при необходимости могут заменять коллег.
Аватар пользователя
Анастасия Меркулова
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 11:56

След.

Вернуться в Развитие технологического образования общеобразовательных организаций Тамбовской области

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron