Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Модераторы: Нехорошева Оксана Николаевна, Полников Виктор Павлович

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Незнанова Ольга Александровна » 15 июл 2016, 15:31

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решать следующие образовательные задачи:
освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;
выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
формирование информационной культуры и развитие способностей к определенным видам деятельности;
проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;
формирование медийной грамотности и индивидуализация обучения;
развитие у обучающихся логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием для этого компьютерного инструмента.
Незнанова Ольга Александровна
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 13 июл 2016, 16:34

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 15 июл 2016, 15:36

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа):

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и обучающимся достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или обучающихся с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.
Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным.
Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать. Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.).
Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний обучающихся, например – с целью допуска обучающегося к работе на том или ином станке и пр.

Третий этап – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех обучающихся на компьютерах под руководством учителя.
Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи и т.д. Такие уроки проводятся в кабинетах информатики. То же можно сказать и об организации проектной деятельности обучающихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволит оптимизировать проектную деятельность обучающихся.
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Никулина Антонина Михайловна » 15 июл 2016, 23:16

Здравствуйте, коллеги! Стоит отметить, что при таком большом объеме времени, отведенному на организацию самостоятельной творческой работы обучающихся, ИКТ играют важную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе.
Прежде всего, информационные технологии становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, навыки, умения.
Никулина Антонина Михайловна
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 01:49

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Полников Виктор Павлович » 16 июл 2016, 16:16

Буданцева Марина Викторовна писал(а):Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа).

Марина Викторовна, пора выделить четвертую стадию (этап) при наличии оборудования и специализированных технических средств:
3 d-моделирование и конструирование моделей/деталей, использование метода 3 d-печати, проектирование деталей на станках с ЧПУ.
Полников Виктор Павлович
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 29 июн 2016, 11:21

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 16 июл 2016, 16:20

Коллеги, анализируя Ваши сообщения и изучая опыт других регионов, наткнулась на интересную статью (материалы XIX Международной конференции по проблемам технологического образования школьников 18 – 21 ноября 2013 года, статья «Технологический менеджмент как концепция технологического образования», автор Осташев В.В., Псковский государственный университет).

В данном материале представлены подходы к развитию технологического образования с использованием инструментов технологического менеджмента.
По словам автора, изучение технологии должно осуществляться на принципах и основных положениях теории производственных систем и процессов; получения обучающимися специальных знаний в области организации производства различных отраслей экономики, структуры производственных процессов, управления жизненным циклом продукта и ассортиментом продукции.

Такие принципы к развитию технологического образования на основе бизнес-процессов нашли свое отражение в концепциях двух школ нашей области (Оборонинской СОШ - школы политехнического образования, Бокинской СОШ - школы индустриально-технологического образования).

Выбор технологических процессов, на основе которых строится содержание большинства учебных предметов в этих учреждениях, зависит от наличия производственной инфраструктуры территории, где находится школа (или муниципалитет).

Зачем это нужно? Давайте сформулируем конечный результат общего и профессионального образования.

Согласно ФГОС, основная ориентация образовательных организаций – эффективная подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном обществе; ориентация их на производственную сферу территории или региона, на конкретное рабочее место в определенных сферах экономики; осознанный выбор будущей профессии с учетом познавательных интересов обучающихся.

Но в данном процессе проектирования содержания технологического образования должны быть вовлечены все участники образовательных отношений, а выбранные производственные системы и процессы определенной отрасли экономики должны рассматриваться в содержании всех предметов и предметных областей школы.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Буданцева Марина Викторовна » 25 июл 2016, 17:38

В качестве предложений по развитию технологического образования обучающихся Тамбовской области можно рекомендовать следующее:
-создать информационный ресурс, популяризирующий технологическое образование, актуальные профессии и специальности;
-предусмотреть возможность повышения квалификации учителей технологии по освоению компетенций по работе с использованием не только технических средств обучения, но и специализированного (технологического или производственного) оборудования, например на базе образовательных организаций СПО.
Буданцева Марина Викторовна
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 июл 2016, 11:29

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Незнанова Ольга Александровна » 25 июл 2016, 18:03

Немало важно продумать возможность реализации программ в сетевом формате, особенно с участием тех образовательных организаций, у которых хорошая ресурсная база.
Я как раз говорю о своей школе, являющейся ресурсным центром по агробизнес-образованию, где есть возможность проводить учебную деятельность обучающегося в деятельностном формате с привлечением представителей Мичуринского государственного аграрного университета.

Сетевая реализация программ имеет свои подводные камни - трудно решаемые организационные и финансовые вопросы (подвоз учащихся, расписание занятий, занятость спецлабораторий, оплата труда и т.д.).
Незнанова Ольга Александровна
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 13 июл 2016, 16:34

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Полников Виктор Павлович » 25 июл 2016, 18:47

Марина Викторовна, спасибо за предложения, обязательно учтем в плане реализации концепции.
Полников Виктор Павлович
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 29 июн 2016, 11:21

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Валентина Садилкина » 27 июл 2016, 23:14

По поводу развития технологического мышления полностью согласна с Буданцевой Мариной Викторовной. Кроме практических работ по изготовлению реального продукта это и проектная деятельность, к которой я бы отнесла изготовление костюмов и декораций к различным школьным праздникам. Дети планируют работу, стиль, оформление, получают удовольствие от проделанной работы и очень стараются. Конечный результат впечатляет, так как на протяжении всей деятельности присутствует высокая мотивация, часто принимаются нестандартные методы, фантазия детей не знает границ. Испытывая затруднения в выполнении задуманного, дети вынуждены сами знакомиться с новыми технологиями. Где они чаще всего ищут ответы на свои вопросы? В интернете. Они потом и нас еще научат.
Валентина Садилкина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 июл 2016, 21:34

Re: Эффективные механизмы реализации Концепции развития технологического образования обучающихся Тамбовской области

Сообщение Полников Виктор Павлович » 29 июл 2016, 10:18

Уважаемые коллеги, пришла пора подводить итоги! Благодарим Вас за участие в работе сетевого форума!

Наступление эры технической цивилизации обусловило появление множества требований к человеку и появление универсальной культуры – технологической, содержащей десять компонентов.
К ним относятся: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.

Анализ компонентов технологической культуры показывает, что она является важнейшей частью общей культуры человечества, отражающей характер и уровень преобразующей природосообразной творческой деятельности.
Технологическая культура при правильном ее понимании и преподавании сможет обеспечить гармоничность и единство материальной и духовной культуры общества.

Подводя итоги обсуждения, следует отметить, что сегодня у учителей предметной области «Технология» есть понимание необходимости наличия такой концепции. Но этого мало, так как для реализации концепции нужны усилия всего сообщества. Да, сегодня в плане реализации указаны ответственные за выполнение конкретных мероприятий – это управленческие и образовательные организации. Решить проблемы технологического образования только усилиями этих организаций не возможно. Нужны усилия государственных структур, бизнеса, научных организаций и, безусловно, усилия обучающихся, их родителей.

Завершая работу форума, мы предлагаем продолжить обсуждение, трансляцию опыта по эффективным механизмам реализации концепции развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015-2020 годы в рамках сетевого сообщества (сайт Тамбов-wiki http://68cdo.ru/mediawiki/ , вкладка "Сетевые сообщества", раздел "Технологическое образование)!

До новых встреч!
Полников Виктор Павлович
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 29 июн 2016, 11:21

Пред.

Вернуться в Развитие технологического образования общеобразовательных организаций Тамбовской области

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron