Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Модераторы: Антипова Наталия, Антипова Наталия

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Антипова Наталия » 15 июл 2016, 15:18

Галина Васильевна, спасибо за, представленные Вами, идеи. Действительно одним из эффективных механизмов реализации Концепции может стать проведение профильных (либо чисто географических, либо интегрированных, экологических, естественнонаучных или общественно-научных) смен. Дети, выполняя нестандартные задания, смогут не только выполнить пробелы в знаниях, но и повысить мотивацию к изучению предмета, развить географическое мышление, изучить особенности своего края. Все, конечно, зависит от профессионализма учителя, от его желания придумывать интересные задания, развивающие у детей творчество и креатив.
Аватар пользователя
Антипова Наталия
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 11:01

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Ольга Косова » 21 июл 2016, 15:35

Географические знания способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах. Формирование этих компетентностей происходит в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий: информационной, проектно- исследовательской, модульной, технологии критического мышления, дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др. Повышение интереса к предмету способствует введение как в основной, так и в старшей школе элективных курсов, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся, выполнение учащимися практических работ как на уроках, так и при выполнении домашнего задания, работа с картами атласа и контурными картами, постановка и решение проблемных задач, а так же интеграция и межпредметное взаимодействие. Особое внимание следует уделять использованию ИКТ на уроках географии. У нас появилась возможность наглядно продемонстрировать учащимся презентации уроков, видеофильмы, рассказывающие о географических особенностях стран и мира в целом и ни просто на словах, а наглядно знакомить учащихся с географическими объектами, жизнью людей в разных странах и на разных континентах и т.д. Это позволяет расширить кругозор учащихся, формирует более глубокие географические знания.
Ольга Косова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 14:46

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Намесникова Тамара » 25 июл 2016, 20:47

Современная география особенно в последнее время испытывает серьезный кризис, усиленный большими изменениями в общественной мысли, внедрением российской высшей школы в Европейское образовательное пространство, снижением статуса и престижа в обществе. На ослабление достойного места географии в обществе в условиях модернизации образования влияют с моей точки зрения, следующие причины:
1. Резкое снижение учебных часов на изучение начального курса физической географии в 6 классе (с 2 часов до 1 часа в неделю) — базового курса для всей школьной географии, с огромным понятийным аппаратом. Однако объем учебного материала в школьных учебниках остался практически прежним, при этом никто не задумался о личности обучающегося, усложнении и перенапряжении его умственной деятельности, к тому же искажается нормальный процесс мышления. Такая же коллизия при изучении курса "Физической географии материков и океанов" в 7 классе: уменьшение учебных часов с 3-х до 2-х, сохранение старого объема теоретического, понятийного и номенклатурного материала.
Применение таких "экспериментов" конечно же, негативно влияет на степень усвоения школьниками географических знаний. И все это при том, что у них еще не развиты аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор — все это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей, они запоминают огромное количество слов на короткое время. Такое положение является главной причиной кризисного положения школьной географии.
2. География полностью стала не востребованной наукой и дисциплиной выпускниками школ при выборе географии в качестве ЕГЭ и абитуриентами высших учебных заведений, так как вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. Для Мичуринского района характерно небольшое количество выпускников, сдающих ЕГЭ по географии и такая тенденция сохраняется. И еще одна заметка, редко кто из сильных выпускников выбирает географию в качестве экзамена, все больше случаев выбора этого предмета учащимися со слабым уровнем подготовленности и низким качеством географических знаний.
3. География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования.
Все вместе взятое снижает престиж географии как школьного учебного предмета. Но ЮНЕСКО назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, психологией, иностранными языками.

Хочется надеяться, что благодаря Концепции развития географического образования в Российской Федерации, совместными усилиями Министерства образования РФ, попечительского совета при Русском географическом обществе, отечественных географических научных школ, ученых-методистов, учительской географической общественности, в современной географии произойдут позитивные изменения. Необходимо и целесообразно в целях повышения статуса и престижа географии нормализовать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах, это станет способствовать востребованности знаний о целостной научной картине современного мира, географической оболочке и её частях.
Все это поможет оптимизировать организацию географического образования с большим вниманием к учащимся, их способностям воспринимать и усваивать географические знания и умения.
При разработке новой школьной географии необходимо учесть: школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приѐмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.
Намесникова Тамара
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16 июл 2016, 09:49

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Намесникова Тамара » 25 июл 2016, 20:53

Современная география особенно в последнее время испытывает серьезный кризис, усиленный большими изменениями в общественной мысли, внедрением российской высшей школы в Европейское образовательное пространство, снижением статуса и престижа в обществе. На ослабление достойного места географии в обществе в условиях модернизации образования влияют с моей точки зрения, следующие причины:
1. Резкое снижение учебных часов на изучение начального курса физической географии в 6 классе (с 2 часов до 1 часа в неделю) — базового курса для всей школьной географии, с огромным понятийным аппаратом. Однако объем учебного материала в школьных учебниках остался практически прежним, при этом никто не задумался о личности обучающегося, усложнении и перенапряжении его умственной деятельности, к тому же искажается нормальный процесс мышления. Такая же коллизия при изучении курса "Физической географии материков и океанов" в 7 классе: уменьшение учебных часов с 3-х до 2-х, сохранение старого объема теоретического, понятийного и номенклатурного материала.
Применение таких "экспериментов" конечно же, негативно влияет на степень усвоения школьниками географических знаний. И все это при том, что у них еще не развиты аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор — все это вызывает у учащихся затруднения в осознании понятий, закономерностей, они запоминают огромное количество слов на короткое время. Такое положение является главной причиной кризисного положения школьной географии.
2. География полностью стала не востребованной наукой и дисциплиной выпускниками школ при выборе географии в качестве ЕГЭ и абитуриентами высших учебных заведений, так как вместо географии при поступлении на экономические специальности вузы с согласия Министерства образования и науки РФ определили обществознание. Для Мичуринского района характерно небольшое количество выпускников, сдающих ЕГЭ по географии и такая тенденция сохраняется. И еще одна заметка, редко кто из сильных выпускников выбирает географию в качестве экзамена, все больше случаев выбора этого предмета учащимися со слабым уровнем подготовленности и низким качеством географических знаний.
3. География как самостоятельный учебный предмет не включен в перечень обязательных учебных предметов на базовом уровне (так называемая инвариантная часть учебного плана) среднего (полного) образования.
Все вместе взятое снижает престиж географии как школьного учебного предмета. Но ЮНЕСКО назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, психологией, иностранными языками.

Хочется надеяться, что благодаря Концепции развития географического образования в Российской Федерации, совместными усилиями Министерства образования РФ, попечительского совета при Русском географическом обществе, отечественных географических научных школ, ученых-методистов, учительской географической общественности, в современной географии произойдут позитивные изменения. Необходимо и целесообразно в целях повышения статуса и престижа географии нормализовать учебную нагрузку по географии в школе, вернуть географию в качестве вступительного экзамена на соответствующие специальности в вузах, это станет способствовать востребованности знаний о целостной научной картине современного мира, географической оболочке и её частях.
Все это поможет оптимизировать организацию географического образования с большим вниманием к учащимся, их способностям воспринимать и усваивать географические знания и умения.
При разработке новой школьной географии необходимо учесть: школа должна подготовить учащихся к ориентированию не в словесной информации, а в реальной окружающей среде, в которой всегда представлены в единстве и теоретические знания о ней, применение которых невозможно без овладения учащимися системой соответствующих приѐмов самостоятельной работы. Учебный предмет "география" — это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.
Намесникова Тамара
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16 июл 2016, 09:49

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Марина Жданова » 23 авг 2016, 22:06

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я полностью с вами согласна, что появление Концепции содержания географического образования весьма своевременно. Обновление содержания географического образования на всех ступенях должно способствовать развитию личности, созданию фундамента географической культуры, развитию мышления, необходимого для адаптации и жизни в современном мире.
Среди проблем, влияющих на качество географического образования, отмечается недостаток кадрового обеспечения и необходимость повышения уровня компетентности педагогов: организация полевых практикумов для педагогов в рамках повышения курсовой подготовки на базе лучших школ Тамбовской области.
Я считаю, что в целях повышения заинтересованности молодого поколения в изучении географии развивать систему конкурсов для учащихся, всемерно содействовать развитию олимпиадного движения; просить методическую комиссию всероссийской олимпиады разработать методические рекомендации по проведению регионального тура олимпиад, а в перспективе создать нормативный документ по региональному туру, а так же для создания условий по реализации Концепции географического образования необходимо обновить методические пособия по географии (карты, глобусы), так как карта остаётся обязательным и средством, и инструментом познания, служащим для описания и понимания пространственных закономерностей, проблем и развития картографической компетенции школьников.
С уважением "член регионального УМО, секция "Общественно-научные предметы" Жданова М.А.
Марина Жданова
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Опритова Елена михайловна » 03 сен 2016, 16:55

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вопрос о преподавании географии в школе поднят неспроста. Изменения, происходящие в стране, в обществе, модернизация системы общего образования предлагают новый подход к организации обучения. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального. Изучение географии должно помочь изменению сознания учащихся, переосмыслению личной ответственности за все, что случается в этом мире.
Чтобы заинтересовать учащихся в получении географических знаний, я считаю:
• Обновление содержания географического образования должно начаться с начальной школы, так как дети открыты для новых знаний и навыков и изучение других народов, их культуры, образа жизни должно начаться на этой стадии.
• Необходимо больше времени уделять формированию практических навыков природопользования, изучать лучший мировой опыт воспроизводства природных ресурсов.
• Использовать дифференцированный подход в обучении.
• Учителям географии следует повышать интерес учащихся к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии и принимать участие в конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня, а так же готовить школьников к олимпиадам.
• Необходимо расширить задания метапредметного характера.
• Главное место должно быть отведено таким формам работы, как дистанционное географическое образование

С уважением Опритова Е.М
Опритова Елена михайловна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 сен 2016, 20:44

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Александр Шатных » 26 сен 2016, 23:39

Согласен с тем, что нужно создавать ограниченное число линеек учебников по географии. (Учителям географии в большинстве своем, как оказалось, это не нужно). В связи с этим появится больше возможностей (благодаря объединению усилий разных коллективов и отдельных высококвалифицированных специалистов) обеспечить учителя и обучающихся всеми необходимыми учебно-методическими материалами. В настоящее время из-за обилия линеек УМК по географии не созданы качественные пособия для учителя по реализации задач воспитания и развития в процессе обучения географии. Нет сборников контрольных измерительных материалов, соответствующих требованиям к результатам обучения, заложенным в материалах ФГОС общего образования. Нет ни одного учебника (и УМК соответственно), написанного к курсам углубленного (профильного) обучения географии, соответствующего содержанию ГОС. Поэтому на углубленном уровне «…обеспечивать необходимым объемом географических знаний и умений выпускников школы, достаточным для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям) географического цикла (океанология, метеорология, гидрология, картография, военная подготовка), а также смежным с ними (экология, природопользование, землеустройство, геология) и другим профильным специальностям» - будет затруднительно. Поэтому при разработке требований к структуре УМК по географии необходимо учесть требование их соответствия содержанию стандарта школьного географического образования.
Александр Шатных
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 сен 2016, 23:36

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Антипова Наталия » 09 ноя 2016, 14:35

Уважаемые коллеги!
2–3 ноября 2016 года в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся второй Всероссийский съезд учителей географии. Организаторами Съезда выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Русское географическое общество, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.
Главной темой обсуждения стал проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, а также планы по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов.
На пленарном заседании съезда 2 ноября 2016 г. выступили: первый вице-президент Русского Географического Общества, президент географического факультета МГУ академик Н.С. Касимов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов и президент межрегиональной ассоциации учителей географии России А.А. Лобжанидзе.
Работа съезда продолжилась на круглых столах и секциях:
Модернизация содержания географического образования;
Разработка нового стандарта географического образования;
Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей географии;
Новые учебно-методические комплексы и информационно-образовательные ресурсы в практике преподавания географии;
Модернизация методики преподавания географии;
Современные образовательные технологии в практике преподавания географии;
Система дополнительного географического образования и школьные олимпиады;
Организация полевых исследований и географическое образование;
Роль вузов в организации научно-исследовательской деятельности школьников;
Географическое просвещение и популяризация географии;
Роль Русского географического общества в популяризации школьной географии.
3 ноября 2016 в работе съезда приняли участие: Президент Русского Географического Общества, Министр обороны РФ С.К.Шойгу, Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, Первый Вице-президент Русского Географического Общества Н.С. Касимов.
Широкое обсуждение проекта Концепции завершено, доработанный проект Концепции направлен для утверждения в Министерство.
Аватар пользователя
Антипова Наталия
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 11:01

Пред.

Вернуться в Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron