Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Модераторы: Антипова Наталия, Антипова Наталия

Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Антипова Наталия » 28 июн 2016, 12:00

Уважаемые коллеги! Предложите эффективные, на Ваш взгляд, механизмы реализации проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации, представьте собственный опыт, направленный на решение какой-либо конкретной позиции, указанной в Концепции.
Аватар пользователя
Антипова Наталия
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 11:01

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение tatianabachenina » 28 июн 2016, 23:27

В условиях динамически развивающегося мира географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Я полностью согласна с педагогами-практиками в том, что в последнее время при изучении географии в школе можно наблюдать возникшее противоречие: с одной стороны – географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места проживания (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара), профессиональной деятельности (востребованности профессии в секторе экономики, ее материальная оценка), выборы руководителей страны (электоральная география), а с другой стороны место географии в учебном плане, в рейтинговой шкале значимости предметов стало второстепенным. С одной стороны произошло сокращение часов на изучение предмета, с другой наблюдается перенасыщенность информацией (часто не имеющей практического значения).
В такой ситуации большое значение имеет практическая направленность обучения географии.
Спецификой географии как учебного предмета является деятельностная составляющая (т.н. операционная часть знаний). Это означает, что содержание современного урока географии подразумевает его практическую направленность. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа может быть обучающей или просто тренировочной, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программах.
Таким образом, практическая направленность школьной географии – это не только педагогическая и методическая категория. Это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни.
В зависимости от цели практической работы учитель работает как с целым классом, так и индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний. Итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне сформированности умений и навыков. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимыми умениями. Главной проблемой для учителя стало не выявление этих затруднений, а недостаток учебного времени на их преодоление. Опыт проведения практических работ по географии показывает, что больше половины обучающихся знают как выполнить данный вид работ: с легкостью обозначают на контурной карте географические объекты и определяют по карте их географическое положение. Меньше - как читать топографические карты. Составлять характеристику по комплексным картам атласа, и почти не умеют читать и тем более чертить профили рельефа (Задание части «С» ЕГЭ). Объясняется это сокращением времени на изучение данной темы в начальном курсе географии, при этом не учитываются возрастные особенности учеников: в 6-м классе данная тема является очень сложной для понимания. Составители программы рекомендуют учителю прохождение данной темы во время экскурсий, что в реальности является невыполнимым условием. Другим сложным заданием для обучающихся является определение типов климата по разным данным, а также умение характеризовать природные комплексы материков с выявлением взаимосвязей между компонентами ПК.
Обладая знаниями выполнения определенного вида работы, школьники заинтересованы в их выполнении. Обучающимся больше всего нравится обозначать на контурной карте различные объекты (87%). Также высок процент у практической работы по определению географических координат (56), описание ПК по картам (53%), составление топографического плана (49%), определение типа климата по диаграммам – 23%, остальные виды практических работ вызывают меньший интерес (от 45 до 20%).
Практические работы по определению географических координат, обозначению на карте различных объектов были усвоены учащимися достаточно хорошо, но определение расстояний между точками, азимута вызывало больше затруднений (до 35% не усваивали тему). Такой же результат и при выполнении сравнительной характеристики каких-либо объектов. Максимальные трудности учащиеся испытывают при выполнении тех работ, которые требуют самостоятельного анализа статистических данных и прогнозирования.
У учащихся по многим видам практических работ. Главными причинами возникающих затруднений с точки зрения учителей является:
-недостаточное количество времени отводимого на изучение географии при сохранении большого объема фактического материала;
-чтение топографических карт и профиля происходит лишь на начальной ступени обучения географии, этой теме отводится слишком мало времени. Заканчивая школу ученики не могут помнить эту тему.
- городским детям трудно самостоятельно проводить наблюдения за речной долиной (оврагом), делать описание ПК на местности из-за ярко выраженного антропогенного ландшафта.
Следует учесть эти причины, потому что, согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы.
Таким образом, качество географического образования сегодня определяется многообразием и характером практических видов деятельности, в которых усвоенные знания и умения могут функционировать. Поэтому роль и место практических работ в обучении географии, безусловно, возрастает, что подтверждается явной необходимостью тех или иных умений в жизни человека.
Практическая направленность предмета – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни:
-умение ориентироваться на местности;
-использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
-применять географические знания для поиска, интерпритация, демонстрация различных географических данных, адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление ученика уже в школьные годы должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирований умений:
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
 находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
 приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов, районы специализации, центры производства различной продукции, основные коммуникации, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов, стран мира);
 составлять географическую характеристику территорий;
 определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общенаучных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в разных формах.
Система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационные).
Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:
 определение поясного времени;
 определение своего местоположения на местности и способности к ориентированию;
 проведение наблюдения за объектами и явлениями, оценивания последствий изменений;
 наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности.
 определение экономической выгоды размещения предприятия сферы услуг;
 оценка экологического состояния территории.
Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектовая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии, широкое их использование повышает значимости регионального компонента, т.к способствуют конкретизации географических знаний, их применения на практике. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.
tatianabachenina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 16:25

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Антипова Наталия » 29 июн 2016, 15:27

Татьяна Владиславовна!
Спасибо за Ваше мнение. Однако, хотелось бы увидеть конкретный опыт реализации, того, о чем вы пишите.
Например, в рамках каких мероприятий Вы формируете у школьников умение ориентироваться на местности. Приведите конкретные примеры.
Аватар пользователя
Антипова Наталия
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 11:01

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение antipova » 30 июн 2016, 09:38

Однозначно для развития науки география надо обязательно предусмотреть в 6 классах на изучение предмета 2 часа. База, образ мышления, географические умения и навыки закладывается именно на начальной ступени изучения предмета. А времени отработать их практически нет.Необходимо так же ввести в 10-11 классах на изучение предмета географии 2 часа.
Стоит обратить внимание на практическую составляющую предмета, обязательно включить перечень обязательных практических работ.
География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека.На уроках в 8-9 классах при изучении географических районах, надо говорить и о исторических моментах, людях родившихся или проживающих на данной территории.Каждый урок географии патриотичен.
antipova
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 13:08

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Марина Жданова » 01 июл 2016, 00:32

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В соответствие с требованиями ФГОС и Концепции географического образования создан ЭОР «Познай свой край»для 6-8 классов в рамках реализации программы школы «Организация единой информационной образовательной среды для детей с особыми потребностями», которая направлена на дистанционное обучение школьников, интегрированное с надомной формой обучения. Основой дистанционного курса являются современные информационные технологии, которые позволяют существенно расширить информационное пространство ученика, а именно использование интернет-ресурсов, во-первых, в демонстрационном режиме с целью объяснения нового материала или закрепления и обобщения пройденного (наглядный материал, справочный материал, ссылки…, сайты…), во-вторых, в режиме выполнения практических работ по географии, и в-третьих, с целью организации самостоятельной деятельности ученика по овладению новыми знаниями (частично-поисковый, исследовательский и проектный методы). Кроме того, курс предусматривает широкое использование картографических источников географической информации, в том числе с целью активизации познавательной деятельности используются видео- и аудиоматериалы, задания, творческие, развивающие программы, организующие интерактивную деятельность обучающихся-тренажеры: собери пазл «карту Тамбовской области», разгадай кроссворд, соотнеси объекты по группам, разгадай ребус, выполните тест, создающие ситуацию успеха для ученика и формирующие УУД.
Программа дистанционного курса «Познай свой край» включает лекционный материал, практические работы, где предлагаются задания, которые требуют от обучающихся самостоятельного поиска информации, умения применять полученные знания на практике с помощью интерактивных методов обучения с применением ЭОР. В «Дневнике юного исследователя» предлагаются задания для проектно - исследовательской деятельности, при выполнении которых реализуется деятельностный подход в соответствии с ФГОС ООО.
Практические знания и умения, полученные по программе дистанционного курса дополнительного образования детей, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся, а также социализации детей-инвалидов, обучение которых проводится на дому, средствами Интернет.
В разделе «Подумай и ответьте на вопросы» предлагаются задания, с помощью которых обучающиеся смогут закрепить полученные знания о природных компонентах Тамбовского края.
В разделе «Практические работы» содержатся задания, которые научат школьников умению четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, работать со справочной литературой, электронными картами и интернет-ресурсами, читать и анализировать карты, составлять описания и характеристики природных объектов.
В разделе «Знаете ли вы, что...» школьники найдут интересный материал о природе нашего края.
В разделе «Занимательные вопросы и задания» обучающимся предлагаются задания, которые потребуют от них самостоятельного поиска информации, умения применять полученные знания на практике. В «Дневнике юного исследователя» предлагаются задания для проектно-исследовательской деятельности. Исследовательские навыки, которые школьники получат в процессе такой работы, помогут реализовать их творческий потенциал во взрослой жизни.
При сетевой организации взаимодействия используются различные формы, позволяющие усвоение учебного материала путем создания комфортных условий, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
С целью привлечения интереса школьников к изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике для тамбовских школ предлагаю подготовить проект программы краеведческого практикума «Моя краеведческая лаборатория» или «Мой краеведческий маршрут» для реализации непрерывного географического образования начиная с начальной школы и организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Большое внимание обратить на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в своей местности по компасу, солнцу, звездам, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка и т. п. Поисково-исследовательский характер полевого практикума на уроках и внеурочной деятельности является основой формирования и развития познавательного интереса школьников. Считаю, что программа практикума может быть рассчитана на 35 часов и предлагаю в нее включить четыре раздела краеведческих исследований: «Наш край во Вселенной», «Географическое отражение нашего края», «Природа Тамбовского края», «Природа и тамбовчане». Так как «Краеведение» – это очень эффективный мотивационный материал, побуждающий к познавательной деятельности, показатель для школьника «зачем, для чего надо это изучать». Формирование личности успешно тогда, когда оно тесно связано с жизнью. Краеведческие знания выполняют социальные функции, являются средством формирования гражданской позиции учащихся, нравственной основы их личности и способствуют реализации Концепции географического образования.
С уважением М.А. Жданова
Марина Жданова
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Лопатина Татьяна Владимировна » 01 июл 2016, 17:47

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Считаю, что одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: 1) повышает мотивацию учащихся к учению; 2) активизирует познавательную деятельность; 3) развивает мышление и творческие способности ребёнка; 4) формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Лопатина Татьяна Владимировна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 17:34

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Бабанина И.А. » 01 июл 2016, 23:19

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Считаю, что одним из направлений модернизации системы географического образования должно стать формирование практических умений по предмету в процессе исследовательской деятельности. Начиная работать с учащимися 5-6 классов, я сталкиваюсь не только и не столько с проблемой недостаточной компетентности по предмету, а чаще всего с неумением практического применения знаний, умений и навыков. Выпускники начального звена умеют пересказывать текст, срисовывать элементарные схемы и рисунки. Но провести сравнение, сопоставить факты, выстроить логическую цепочку удается немногим даже способным ученикам. Я считаю, что географическое образование должно сочетать теоретическую подготовку с практическими занятиями. А это возможно только при 2-х часовой нагрузке в 5 и 6 классах. Формирование географической компетентности, коммуникативных навыков учащихся, приобретение практических умений и навыков должно осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время. Исследовательская, поисковая работа в первую очередь должна опираться на местный материал. Поэтому необходимо продолжить изучение курса краеведения на уроках и в процессе дополнительного образования.
Бабанина И.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 июл 2016, 22:53

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Антипова Наталия » 04 июл 2016, 14:40

Ираида Александровна!
На мой взгляд, для решения этих задач необходимо разработать широкий спектр программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечив их учебными пособиями для школьников и методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на уровне министерства. Педагогов необходимо обеспечить инструментами для успешной организации исследовательской краеведческой деятельности. Я имею ввиду как сборники различных методик для проведения исследований природных сообществ, так и учебно-лабораторное оборудование. В школах области есть педагоги, преподающие географию, не имея базового образования. У них отсутствуют необходимые компетенции по работе со специализированным (географическим) оборудованием. Выходом из этой ситуации смогут стать постоянно действующие семинары-мастерские на базе муниципалитетов по совершенствованию профессиональных компетенций учителей по работе со специализированным оборудованием.
Аватар пользователя
Антипова Наталия
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 11:01

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Панина В.И. » 04 июл 2016, 16:35

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Моё мнение во многом совпадает с мнением Бабаниной И.А. Исследовательская, поисковая деятельность в 5-6 классах должна базироваться на краеведческом материале. Теоретические знания нужно закреплять на доступном местном материале, и, как отметила Наталия Валерьевна, необходимы семинары – мастерские по совершенствованию профессиональных компетенций при работе со специальным оборудованием, особенно для учителей сельских школ, преподающих географию при иной профилирующей дисциплине. В 8 классе для формирования прочной гражданской позиции учащихся особый акцент, в рамках дополнительного образования, необходимо сделать на традициях, обрядах, фольклоре и художественных промыслах Тамбовщины, знакомить с достопримечательностями края, обратить внимание на экологические и природоохранные проблемы.
Панина В.И.
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 03 июл 2016, 13:21

Re: Механизмы реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Сообщение Козакова Галина Васильевна » 14 июл 2016, 22:23

Уважаемые коллеги! Размышляя о развитии географического образования в нашей стране, я соглашаюсь буквально с каждым положением Концепции. Действительно, проблем накопилось много и их необходимо решать.
В первую очередь хочу поддержать мнение о необходимости введения обязательного экзамена (ОГЭ и ЕГЭ). В этом учебном году ученики 9 класса нашей школы почти полным составом выбрали экзамен по географии в качестве предмета по выбору. Результат неплохой, хоть и был повод для огорчения и одновременно для определённых выводов. Сдать без «двоек» ОГЭ с помощью 3-х атласов - вполне возможно. Главное – это мотивация самих школьников на хороший результат и умение пользоваться картами атласа. Очень важно учителю научить работе с картографическими источниками информации. Ведь в атласах 7 класса есть даже карты материков с маршрутами путешественников и исследователей, в атласах 8 класса тоже есть карты с подобной информацией (что очень тяжело запоминается детьми). Всегда нелегко даются темы по изучению климата местности, но зато как важно учащимся уметь выполнять задания по описанию климата, когда они умеют применить и сопоставить карты климатических поясов, климатическую, схему циркуляции атмосферы (которая тоже есть в атласе 7класса) и дать хороший развёрнутый ответ. Конечно, невозможно, перечислить все вопросы КИМов, которые выполняются с помощью атласа, их - большинство.
Если вводить обязательный экзамен в 11 классе, то, по моему мнению, надо разрешить использовать карты атласа выпускникам средней школы также как и девятиклассникам. «Держать в голове» все карты и мысленно их представлять - это невообразимо тяжело, тем более школьники имеют громадную нагрузку по очень большому количеству предметов, а не изучают одну географию.
Второй момент, о котором тоже хочется сказать - это положение Концепции, предлагающий «использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета». Таковым предметом географию и надо представлять постоянно. И не только во время уроков. Наша школа уже 5 лет принимает участие в дистанционной обучающей олимпиаде по географии (ДООГ), которую проводит Московский институт открытого образования. Задания ДООГ очень интересные, но трудные. Замечательно, когда есть увлечённые предметом ученики, которые с удовольствием отвечают на вопросы. Призываю коллег к участию в этой олимпиаде!
И даже в лагере дневного пребывания легко увлечь школьников среднего звена (да и некоторых учеников 3-4 классов) играми с использованием карт. Для нашей игры «Ориентирование по картам» мы используем спутниковые карты Google.
Готовятся на компьютере и распечатываются карты отдельных районов нашего села, расположенных недалеко от школы, т.е. места нахождения нашего лагеря. На карту наносятся контрольные пункты (КП) – кружочки-пунсоны красного цвета. Контрольные пункты расположены в наиболее примечательных местах – на отдельно стоящих, чем-то примечательных деревьях, стенах сооружений, рядом с памятниками и т.д. На местности были размещены яркие карточки с определённой буквой. Карточки не собирают, а только переписывают с них буквы в свою таблицу: 1-й КП – «Ц», 2 КП - «И» и т.д. Затем команда составляет из полученных букв слово, после этого торопится на финиш.
Другой вариант игры, для которого также используются карты с нанесёнными контрольными пунктами, но количество их на этот раз небольшое -5-6. Детей заранее предупреждают о том, что на месте каждого контрольного пункта находится определённая станция (географическая, историческая, биологическая, спортивная, песенная, стихотворная), какие задания они будут выполнять, какого направления могут быть вопросы. На станции находится контролёр – экзаменатор, который задаёт 5 вопросов команде по своей теме. Ребята должны дать исчерпывающий ответ, чтобы за каждый вопрос набрать максимальное количество баллов -3, за неполный ответ -2 балла, за слабый ответ -1, нет ответа -0. Географические вопросы - краеведческие: расскажите о рельефе Тамбовской области, района и нашей местности, представьте внутренние воды нашего края, охарактеризуйте климат своей местности и т.п. На каждой станции ребята получают баллы, которые потом суммируются, определяется команда победитель, призы вручаются всем! Карты, использованные 1 раз можно отложить до следующего года.
Козакова Галина Васильевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 15:06

След.

Вернуться в Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron