Способы коррекции проблем детей группы риска

Срок проведения форума: с 21.06.2016 по 24.06.2016

Модератор: vera_subcheva

Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение vera_subcheva » 20 июн 2016, 15:12

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума - технологии работы с семьями «группы риска» в образовательной организации.

Современный этап развития Тамбовской области характеризуется изменениями в социальной сфере. В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми.
На базе областных организаций создана необходимая инфраструктура: центры и службы, которые реализуют основные направления государственной региональной политики в сфере защиты детства. Это дало возможность внедрить на территории области инновационные и ряд поддерживающих услуг для семей с детьми. Кроме того, в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, программы «Защитим детей от насилия!» на 2015 - 2017 годы, для расширения комплекса мер по сохранению ребенку кровной семьи в области развиваются профилактические услуги, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации в семье, предупреждение социального сиротства и профилактику жестокого обращения: «Реабилитационный досуг для детей и семей группы риска» (реализуется на базе организаций дополнительного образования); «Социальная гостиная для детей группы риска» (на базе общеобразовательных организаций).
Реабилитационное пространство образовательной организации - это скоординированная деятельность служб школы и ее социальных партнеров по оказанию помощи детям из неблагополучных семей.
В первую очередь это касается детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, имеют психические или физические особенности, препятствующие полноценной заботе о ребенке, и детей из семей с низким материальным достатком и дефицитом заботы (например, многодетные семьи, вынужденные переселенцы и т.д.). В эту группу также попадают дети, переживающие острые кризисные ситуации (потеря значимых близких, травматический развод родителей и т.п.). Формируемое в образовательной организации для этих детей специальное реабилитационное пространство – социальная гостиная - помогает детям удержаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь, сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых и позволяет отслеживать факты жестокого обращения при ухудшении положения в семье.
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы семей «группы риска» и поддерживающую услугу для семей с детьми.
Давайте вместе оценим возможности «социальной гостиной», ее ближайшие и далекие перспективы.

Предлагаем вопрос для дискуссии:

Каковы, на ваш взгляд, оптимальные способы коррекции проблем детей, включающих педагогическую помощь, организацию досуга, психологическую и социальную помощь?
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Галина Амбарян » 21 июн 2016, 17:06

Социальная гостиная – это безопасное пространство. В МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова создано оборудованное помещение, где постоянно находится воспитатель, который занимается с детьми и заботится о поддержании доброжелательной атмосферы, обеспечивает помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность. Есть все необходимое для занятий по интересам, отдыха ребят.
Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях).
Психологическая помощь разрешает актуальные психологические проблемы, налаживает отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Специалисты социальной гостиной проводят как индивидуальные консультации, так и групповые занятия с детьми. Индивидуальные встречи ориентированы, в первую очередь, не на диагностику познавательных процессов и эмоциональных особенностей ребенка, а на формирование более позитивной самооценки, помощь в реагировании травматических переживаний, связанных с семейной ситуацией, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми. Групповые психологические занятия направлены преимущественно на развитие коммуникативных навыков, они выстраиваются с учетом возраста, и для подростков включают в себя не только упражнения, но и обсуждение наиболее актуальных проблем (отношения со сверстниками, родителями, учителями, планирование будущего и т.д.)
Социальная помощь включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, оказание помощи в приобретении необходимых учебных принадлежностей и одежды. Другой важной задачей социального педагога является формирование представления о том, в каких условиях проживает ребенок (включая отслеживание того, как изменяются эти условия).
Социальная гостиная осуществляет деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения ребёнка в эти формы поведения.
Во время профилактической и коррекционной работы с ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитатели используются методы: пример, убеждение, поощрение, отвлечённая тема, внушение и др., направленные на сглаживание обострившейся ситуации, снятие гнева, агрессии и других негативных эмоций.
Досуг детей организован согласно плану. Каждому получателю услуги представилась возможность участвовать в играх, делах, событиях, доставляющих удовольствие, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха. Для получателей услуги работают кружки «Волшебный карандаш» (рисование, графика, живопись), «Умелые руки» (лепка, поделки из природных материалов, оригами, объемная аппликация, шитье кукол, мягких игрушек, игрушек для кукольного театра, бисероплетение, вязание крючком и спицами», конструирование», вышивание, игрушки из ниток, гильоширование), «Школа здоровья».
Посетители гостиной изготовляют и вручают жителям микрорайона открытки-поздравления с Днем пожилых людей, днем Матери, Днем защитника отечества, 8 Марта, принимают участие во всех трудовых десантах, озеленили свою гостиную.
Большое внимание специалисты уделяют здоровьесберегающим технологиям. Спортивные игры с мячом, веселые старты, подвижные игры на свежем воздухе привлекают и девочек, и мальчиков. Используется ШОРЦ (школьный оздоровительно-реабилитационный центр), школьный стадион, Центр Дополнительного Образования. Мы стремимся, чтобы детям было комфортно в нашей социальной гостиной!
Галина Амбарян
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 12:55

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Елена Рослякова » 22 июн 2016, 12:36

«Социальная гостиная» является одной из эффективных форм работы с детьми группы риска. Эта профилактическая услуга, созданная в МБОУ СОШ №3 г. Котовска в рамках регионального проекта «Право ребенка на семью», обеспечивает социальную адаптацию детей из неблагополучных семей путём создания такого пространства в школе, которое позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь, и сокращает время пребывания ребёнка без надзора со стороны взрослых. Специалисты работают с детьми из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей, из неполных семей, с детьми, находящимися под опекой, состоящими на учете в ПДН и детьми из многодетных семей. В рамках услуги используются разные формы профилактической работы с детьми и родителями. В работе с детьми – это тренинговые занятия, проведение круглых столов, дискуссий, диспутов, индивидуальные консультации, организация досуговой деятельности, с родителями - посещение семей, совместные праздники и поездки, индивидуальные консультации, родительский лекторий.
Мероприятия в рамках деятельности «Социальной гостиной» способствуют:
• Снижению количества обучающихся группы риска;
• Снижению процента безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• Улучшению качества жизни детей: налаживание межличностных отношений с семьёй, поддерживание благоприятного климата в семьях;
• Накоплению детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации;
• Созданию благоприятной атмосферы в семьях группы риска.

Работа социальной гостиной дает положительные результаты и имеет много положительных отзывов от родителей и педагогов. В результате работы гостиной у детей повысилась мотивация к учению, они реже пропускают занятия и больше заняты в кружках, снизилась агрессивность и тревожность, также стало меньше проблем с самооценкой, а также в отношениях с родителями, педагогами, сверстниками.
Елена Рослякова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 22 июн 2016, 11:26

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Светлана Владимировна » 22 июн 2016, 15:17

Важнейшим условием эффективной реабилитации детей группы риска выступает реабилитационное пространство, которое обладает достаточными возможностями для реализации комплексных социально-педагогических, медицинских, психологических программ.
Эффективность реабилитации детей зависит от профессиональной подготовки кадров, ее осуществляющих. Деятельность по реабилитации имеет свою специфику, заключающуюся и в том, что в ней принимают участие педагоги и воспитатели не только образовательных организаций, но и других структур, относящихся к различным ведомствам. Но особая (ведущая) роль при этом принадлежит профессиональным педагогам. Реабилитационное пространство должно по своей сути и характеристикам являться воспитательным.
После проведения первичных реабилитационных мероприятий (в приюте, социальном центре, после работы со специалистами) ребенок снова возвращается в школу. Важно, чтобы образовательная организация была готова к приему таких детей.
Социальные проекты и программы, которые дети группы риска готовят, в которых участвуют и отвечают за результаты своих действий, являются важным средством повышения эффективности реабилитации. Действовать в социуме значит быть сознательно и целенаправленно активным, ориентированным на актуальную, конкретную ситуацию, успешную социальную деятельность; быть ответственным и самостоятельно определяющимся, действовать на основе понимания концепции, по плану, с определенными намерениями, осознавая последствия, на основе собственного побуждения, мотивированно, последовательно.
Богатство и многообразие социальной среды создают условия для того, чтобы каждый ребенок нашел свое место, свой интерес, свою группу и не оказался выброшенным из социума, даже если он в чем-то отличается от других.
Важнейшим из субъектов реабилитационного пространства и ближайшим из социального окружения несовершеннолетних группы риска является семья.Необходимо сломать сложившиеся стереотипы в работе с неблагополучной семьей. Для эффективной реабилитации детей группы риска необходимо использовать не только методы восстановительного воспитания, обучения, коррекции и компенсации нарушений социального развития у самого ребенка, но и методы, направленные на преодоление патогенных типов организации семейного воспитания, в основе которых лежит дисгармония внутрисемейных отношений и макросоциальных взаимодействий семьи.
Светлана Владимировна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 июн 2016, 15:35

Re: Способы коррекции проблем детей группы риска

Сообщение Ирина Валериевна » 22 июн 2016, 15:22

Одним из оптимальных способов коррекции проблем детей является создание реабилитационного пространства.Для того, чтобы лучше раскрыть понятия «реабилитационное пространство», необходимо сначала дать определение понятию «социально-психологическая реабилитация». Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстановления (формирования) способностей индивида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Основная задача реабилитационного пространства состоит в обеспечении непрерывности и единства подходов в оказании многопрофильной помощи несовершеннолетнему с момента выявления признаков дезадаптированности до восстановления его адаптационных возможностей. Оказывая помощь детям из неблагополучных семей, стоит руководствоваться принципами реабилитационного пространства. Такими как:
- принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационное пространство берет за основу интересы ребенка или подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых есть конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетнего, реабилитационное пространство всегда встает на сторону интересов последнего. Ребенок является не объектом репрессивного воздействия, а субъектом реабилитации;
- принцип добровольности. Данный принцип основан на постулате: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь без его желания невозможно. Поэтому, прежде чем приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, необходимо вступить с ним в доверительный контакт, получить согласие на дальнейшее добровольное сотрудничество;
- принцип доверия к несовершеннолетнему. Этот принцип подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний преподносит в процессе общения. Это важный принцип в установлении доверительных отношений с ребенком или подростком.
Представляя собой функциональное единство, реабилитационное пространство в то же время включает в себя ряд аспектов, тесно связанных между собой и присутствующих в различных соотношениях практически во всех структурах реабилитационного пространства:
- правовой аспект. Основная задача деятельности в рамках правового аспекта — внедрение основ и принципов ювенальной юстиции в деятельность правоохранительных и правозащитных органов, что требует разработки и реализации правовых и социально-психологических технологий, направленных на решение проблем несовершеннолетних и защиты их прав;
- информационный аспект. Основными задачами деятельности в рамках информационного аспекта являются: создание каналов оперативной информации и базы данных по несовершеннолетним «группы риска»; анализ информации и преобразование ее в средство воздействия на проблемную ситуацию; формирование общественного мнения через СМИ;
- организационный аспект. Организационный аспект рассматривает совокупность действий всех участников реабилитационного пространства (учреждений, служб, программ) в системе территориального и ведомственного управления. Основная задача в рамках организационного аспекта — создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество реабилитационного процесса.
В задачи социальной службы входят:
— сбор и анализ информации о социально дезадаптированных несовершеннолетних и их семьях;
— поиск детей «группы риска» и мотивация их на ресоциализацию;
— анализ проблемы конкретного ребенка и составление индивидуальных программ реабилитации, привлечение к реабилитации ресурсов территории;
— инициирование создания новых структур для решения конкретных социальных проблем (детско-подростковых клубов, биржи труда для подростков и т.д.);
— профилактика социальной дезадаптации детей и подростков;
— содействие изменению общественного мнения в отношении целевой группы.
Правильно организованное реабилитационное пространство поможет в адаптации детям находящихся в «группе риска»
Ирина Валериевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 июн 2016, 15:34


Вернуться в Содержание работы воспитателя "социальной гостиной" в условиях образовательной организации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1