Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Срок проведения форума: с 21.06.2016 по 24.06.2016

Модератор: vera_subcheva

Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение vera_subcheva » 20 июн 2016, 15:09

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума - технологии работы с семьями «группы риска» в образовательной организации.

Современный этап развития Тамбовской области характеризуется изменениями в социальной сфере. В регионе реализуется ряд проектов и программ, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми.
На базе областных организаций создана необходимая инфраструктура: центры и службы, которые реализуют основные направления государственной региональной политики в сфере защиты детства. Это дало возможность внедрить на территории области инновационные и ряд поддерживающих услуг для семей с детьми. Кроме того, в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, программы «Защитим детей от насилия!» на 2015 - 2017 годы, для расширения комплекса мер по сохранению ребенку кровной семьи в области развиваются профилактические услуги, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации в семье, предупреждение социального сиротства и профилактику жестокого обращения: «Реабилитационный досуг для детей и семей группы риска» (реализуется на базе организаций дополнительного образования); «Социальная гостиная для детей группы риска» (на базе общеобразовательных организаций).
Реабилитационное пространство образовательной организации - это скоординированная деятельность служб школы и ее социальных партнеров по оказанию помощи детям из неблагополучных семей.
В первую очередь это касается детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, имеют психические или физические особенности, препятствующие полноценной заботе о ребенке, и детей из семей с низким материальным достатком и дефицитом заботы (например, многодетные семьи, вынужденные переселенцы и т.д.). В эту группу также попадают дети, переживающие острые кризисные ситуации (потеря значимых близких, травматический развод родителей и т.п.). Формируемое в образовательной организации для этих детей специальное реабилитационное пространство – социальная гостиная - помогает детям удержаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь, сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых и позволяет отслеживать факты жестокого обращения при ухудшении положения в семье.
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы семей «группы риска» и поддерживающую услугу для семей с детьми.
Давайте вместе оценим возможности «социальной гостиной», ее ближайшие и далекие перспективы.

Предлагаем вопрос для дискуссии:

Какова роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям?
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Любовь Цаплина » 20 июн 2016, 16:03

"Социальная гостиная" является формой внеурочной деятельности, предоставляющей возможность детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, получать психологическую помощь и дополнительные образовательные услуги, необходимые для полноценного развития. Социальная гостиная при этом является социально-педагогической технологией, опирающейся на философские идеи о духовной сущности человека, его ценностях, внутренней свободе, ответственности, достоинстве, человечности как основах выстраивания гуманных отношений в детско-взрослой общности. Хотелось бы, чтобы участники дискуссии поделились опытом:
- создания безопасного реабилитационного пространства для детей, нацеленного на удовлетворение актуальных потребностей личности, восстанавливающее чувство самоценности у каждого ребёнка и обеспечивающего его физическую и психологическую безопасность;
- организации разноплановой адаптивно-развивающей среды, обеспечивающей развитие процессов социализации и индивидуализации детей разных возрастных групп;
- реализации социально-образовательных практик, позволяющих организовать значимые для детей события, направленные на развитие социального и личностного потенциала.

С уважением, Любовь Цаплина
Аватар пользователя
Любовь Цаплина
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 13:45

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение nikiforddt@yandex.ru » 21 июн 2016, 15:07

"Социальная гостиная" - очень интересная и продуктивная форма социально-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребенком группы социального риска и его родителями для снятия рисков возникновения угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации семьи и индивидуальной личности.
Созданное реабилитационное пространство помогает детям группы социального риска находить общий язык со сверстникам и в школе, в социуме, получать необходимую педагогическую и психологическую помощь от квалифицированных специалистов. Кроме этого, ребёнок находиться под опекой педагогов, а не на улице.
Наше учреждение находиться в начале пути по реализации данной технологии, поэтому мы будем очень благодарны, если участники форума поделятся ценной информацией по организации технологии "Социальная гостиная" в своём учреждении.
nikiforddt@yandex.ru
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 14:31

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Ольга Малова » 21 июн 2016, 15:38

В нашем районе форма социально-педагогической деятельности "Социальная гостиная" находится в стадии активного развития. Мы будем благодарны каждому участнику форума, который поделится советом, информацией, мнением по организации технологии "Социальная гостиная" в своём учреждении. Каждый ваш отзыв будет важен для нас.
Ольга Малова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 10:56

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение vera_subcheva » 21 июн 2016, 16:03

Уважаемые коллеги! Много полезной информации вы найдете на страницах сетевого сообщества "Ты не один" в разделе "Методическая копилка". Кроме этого, в институте вы можете приобрести методическое пособие "Организация реабилитационного пространства в образовательной организации для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации", где подробно описаны технологии услуг "Социальная гостиная" и "Реабилитационный досуг".
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Общественник » 21 июн 2016, 16:24

Социальная гостиная может выступать как некое убежище для детей из неблагополучных семей. Она так же может выступать как место консультации родителей, как нейтральная территория для разрешения такой проблемы. Мы так думаем. Эта система может помочь таким семьям. Главное,что бы не превратить эту идею в формальность и не за бюрократизировать её.
Общественник
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 16:17

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Ширазян Александра » 21 июн 2016, 16:32

Социальная гостиная - одна из хороших идей в деле реабилитации детей и семей, находящихся с трудной жизненной ситуации. В нашем городе есть такая социальная гостиная.И дает положительные результаты: детям здесь становится легче, семьи получают квалифицированную помощь психологов и социальных педагогов.
Ширазян Александра
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 08:28

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Галина Амбарян » 21 июн 2016, 17:03

В современном мире остро стоит проблема: как в условиях жёсткой и рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего поколения. Адаптация ребенка в школе является одним из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Если ребенок удерживается в школе, то риск его ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается, у него есть шанс получить профессию, впоследствии начать жить самостоятельно.
Обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с 2010 года предоставляется профилактическая услуга «Социальная гостиная». Социальная гостиная «Надежда» МАОУ СОШ № 36 была в числе первых 11 муниципальных образованиий, участвующих в реализации программы. За этот период наша социальная гостиная оказала педагогическую, психологическую и социальную помощь 180 детям.
В рамках реализации комплексной программы Тамбовской области «Право ребенка на семью» на базе МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова организована деятельность стажировочной площадки по трансляции опыта оказания профилактической услуги «Социальная гостиная».
Педагогическая технология «Социальная гостиная» для образовательных учреждений Тамбовской области является инновационной. Образовательные учреждения стали реализовывать услугу без специально разработанных локальных документов, регламентирующих деятельность. Возникали сложности и вопросы организационного и методического характера. Поэтому появилась необходимость в определении педагогических условий, в разработке и внедрении единых нормативных, организационных документов и методических материалов. В настоящее время сеть социальных гостиных успешно развивается в Тамбовской области. Площадка продолжает свою работу. Если кому-то из специалистов необходима помощь, мы всегда рады помочь.
В ходе реализации социальной услуги «Социальная гостиная» меняется отношение и мотивация родителей к процессу взаимодействия в целом, многие родители осознали необходимость в изменениях – у большинства появилось желание хорошо заботиться о детях, родители стали видеть связь между их образом жизни и той ситуацией, в которой они оказались. Идет восстановление нарушенных детско-родительских отношений и снятие в семье рисков социального сиротства, и это радует.
Галина Амбарян
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 12:55

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Титова » 22 июн 2016, 12:09

Реализация профилактической услуги «Социальная гостиная» направлена на решение задач, поставленных Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и «Стратегией действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы».
Все существующие проблемы детства должны решаться путем системной целенаправленной, эффективной работы на современном технологическом уровне и с учетом проблем конкретной семьи, конкретного ребенка. Основным инструментарием решения этой задачи является инновационные услуги и технологии по работе с детьми группы риска, к которым относится профилактическая услуга «Социальная гостиная».
Профилактическую услугу «Социальная гостиная» в Тамбовской области следует считать успешной моделью социализации, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Услуга внедрена в практику работы с 2010г. Реализация профилактической услуги осуществляется в 30 территориях области на базе 53 образовательных организаций.
Услуга «Социальная гостиная» – это особая форма социально-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребенком группы социального риска и его родителями для снятия рисков возникновения угрозы социального сиротства.
Профилактическая услуга «Социальная гостиная» обеспечивает повышение самооценки, мотивации к учению, содействует формированию качеств успешной личности, эмоциональной устойчивости, нормативности поведения, оптимального уровня самоконтроля.
Командный подход к работе, следование принципам реабилитационной деятельности, этапность и последовательность определенных технологиями действий, а также диагностика (входная, промежуточная и итоговая) обеспечивают результативность профилактической деятельности специалистов.
О доступности и качестве услуги свидетельствует мониторинг оценки эффективности.
Общая численность детей, охваченных деятельностью с применением современной технологии «Социальная гостиная» за период с 2010г. - 4252 чел.
Научно-методическое сопровождение реализации профилактической услуги «Социальная гостиная» и межведомственное взаимодействие обеспечивает региональный ресурсный центр по работе с детьми группы риска.
Титова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 июн 2016, 15:52

Re: Роль социальной гостиной в системе оказания комплексной помощи детям и семьям

Сообщение Лариса Свиридова » 22 июн 2016, 19:31

Добрый день, уважаемые коллеги!
К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Организация работы с детьми из таких семей требует, на мой взгляд, заинтересованной команды обученных специалистов, регулярного обновления материальных ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация услуги «Социальная гостиная для детей группы риска» является актуальной.
МБОУ Заворонежская СОШ Мичуринского района также вошла в число первых 11 муниципальных образований, реализующих данную услугу, 98 человек получили педагогическую помощь и психологическую поддержку в социальной гостиной «Солнце в ладошках». Немаловажную роль играет заинтересованность и поддержка администрации школы и муниципалитета в вопросах организации работы услуги. Для того чтобы социальная гостиная функционировала и выполняла свои задачи, созданы все необходимые условия для комфортного и психологически безопасного пребывания детей. С 2011 года организовано бесплатное дополнительное горячее питание, особенно важную роль играет создание доброжелательной обстановки, внимательного отношение со стороны взрослых. Это особенно значимо для детей, которые часто испытывают на себе отвержение и негативизм со стороны родителей, педагогов, сверстников и нередко подкрепляют это негативное отношение своим поведением.
С уважением, Свиридова Лариса Васильевна,
педагог- психолог
МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района
Лариса Свиридова
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:25

След.

Вернуться в Содержание работы воспитателя "социальной гостиной" в условиях образовательной организации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron