Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Форум проводится с 10 мая 2016 года

Модератор: Наталья Игнатова

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Любовь » 17 май 2016, 20:52

Яковлева Любовь Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Основные проблемы возникают при попытке преодолеть барьер между ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, членами его семьи и обществом, лишенным конкретного недуга. В системе дополнительного образования эту проблему можно решить двумя способами. Во- первых, сама организация дополнительного образования предполагает иное, индивидуальное взаимодействие педагога и воспитанника. Во-вторых, в процессе занятий допускается и активно приветствуется присутствие любого из членов семьи детей с ОВЗ. Ощущая реальную поддержку взрослого, у ребенка возникает комфортное восприятие окружающего пространства, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется. Каждый ребенок талантлив, и наша цель помочь ему найти сферу реализации своей личности — ту нишу, среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно, уверенно, где он найдет себя. В ходе этого процесса задачи педагогов можно разбить на три этапа:
- помочь ребенку поверить в свой талант;
- развивать способности и творческие навыки ребенка;
- дать ему возможность проявить свои способности в том или ином деле, области социального творчества.
Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности: в них каждый может почувствовать себя лидером-организатором, генератором идей в деловой игре, лидером-умельцем в конкурсе «Дело мастера боится», лидером- интеллектуалом в брейн-ринге, творческим лидером в творческих конкурсах и ролевых исторических играх.
Яковлева Любовь Васильевна
Любовь
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 14:55

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Волкова ТА » 17 май 2016, 21:35

Волкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №22 г. Тамбова
Работая с детьми-инвалидами на протяжении нескольких лет, я столкнулась как с детьми с высокой учебной мотивацией, так и с детьми с низкой учебной мотивацией. Поэтому одним из важных условий является создание оптимальной учебной среды для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ: использование методов обучения, ориентированных на учащихся, ИКТ и применение новых педагогических технологий. В этом учебном году многие ребята с удовольствием приняли участие в интерактивном веб-квесте "Зимняя сказка", проявив свои творческие способности. Участие в мероприятиях подобного вида способствует развитию ключевых компетенций современного школьника. Объективные оценки работ друг друга, общение в чатах способствуют социализации ребёнка.Индивидуальная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ соответствует стандарту образования, но в то же время является более гибкой, включая потребности и возможности детей. Усвоение материала в большей степени строится на основе опыта непосредственного участия и совместной работы. К сожалению, неуверенность в себе, повышенная тревожность, неуравновешенность и другие негативные поведенческие реакции являются серьёзным препятствием для получения качественного образования. Взаимодействуя с родителями, зная физические и психические особенности ребёнка, учитель получит необходимый результат. Ребёнок же будет готов к получению дальнейшего образования и социально адаптирован.
Волкова ТА
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 май 2016, 20:32

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение марина 62 » 17 май 2016, 22:24

Уважаемые коллеги! Вы глубоко проанализировали поставленную проблему, поэтому не буду повторяться. Хочу лишь заметить, что не все современные дети такие уж чёрствые, и не принимают дружбу с детьми-инвалидами. Видела яркие примеры в своей практике, когда такая дружба продолжалась много лет, причём реальная, а не виртуальная. Это ведь зависит и от нас с вами - как мы воспитаем и своих учеников, и своих собственных детей. А если человек интересный, талантливый, увлечённый, то найти единомышленников будет не так трудно. Дополнительное образование как раз и даёт возможность ребёнку почувствовать себя как все, обсудить общие проблемы, интересы, поделиться проектами. Нужно только найти ключик к ребёнку, немного заинтересовать его, и всё должно получиться.
С уважением Белинская М.А. Учитель химии МБОУ СОШ №3 г.Рассказово.
марина 62
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2016, 21:53

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Зеленова Оксана Николаевна » 18 май 2016, 11:24

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
Зеленова Оксана Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2016, 14:53

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Фетисов Руслан » 18 май 2016, 12:14

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Фетисов Руслан
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2016, 17:26

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение burlakovskayaov6083 » 18 май 2016, 20:43

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути. Для воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Условия реализации программ дополнительного образования связаны с факторами, определяющими спрос на различные формы и направления дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Организационная доступность, информационная доступность, территориальная доступность, инженерно-архитектурная доступность, материально-техническая доступность, Кадровая доступность, социально-психологическая доступность, финансовая доступность. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных отношениях является основной задачей программ дополнительного образования, составной частью социальной и образовательной интеграции.
Целью адаптации программ дополнительного образования учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья является раскрытие творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций.
burlakovskayaov6083
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 18 май 2016, 20:03

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Olgakol » 18 май 2016, 21:25

Коловатова Ольга Валентиновна
На мой взгляд, для успешной реализации инклюзивного образовательного процесса необходима, прежде всего, адаптация учебного материала, наличие современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы и внеурочной деятельности, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ. Важным компонентом реализации индивидуальных образовательных потребностей таких детей является создание условий для адаптации в социуме, в частности, в группе сверстников. Система дополнительного образования должна быть направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и реализацию его потребностей в самовыражении. При этом необходимо опираться не только на знание сильных сторон каждого ребенка, но и четко понимать трудности в соответствии с тем или иным нарушением развития.
Olgakol
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 май 2016, 20:46

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Морозова Н.П. » 19 май 2016, 15:51

Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ОВЗ – это равнодушие и отторжение обществом, отсутствие возможности в самореализации. Второй большой проблемой для детей — инвалидов является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети — инвалиды не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Но важно понимать, что впоследствии детям с ограниченными возможностями здоровья придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей. И вот здесь открываются большие возможности дополнительного образования. Именно мы, педагоги, можем показать ребёнку другой мир, без ограничений и болезней – мир творчества. В условиях дополнительного образования каждый особый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».
Благодаря системе дополнительного образования, ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческую одаренность у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации его в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – это закономерный этап развития системы специального образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая дополнительное образование.
Морозова Н.П.
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 15 апр 2015, 16:05

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Елена Анатольевна Миленко » 19 май 2016, 17:56

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Дополнительное образование детей-инвалидов характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку связано с реализацией личностных потребностей и жизненных планов. В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых различных социальных практик. Становясь участниками детско-взрослых образовательных сообществ, ребенок-инвалид получает широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности, имеет возможность примерить на себя различные социальные роли, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность, стремящаяся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни. Ключевая роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детей- инвалидов в общее дело всего общества, а не отдельных обособленных организаций, что является, на мой взгляд, главной задачей в рамках инклюзивного образования.
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 33 Елена Анатольевна Миленко
Елена Анатольевна Миленко
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 15:36

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Вера Байбакова » 20 май 2016, 13:35

Главная задача дополнительного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов это участие таких детей в общественной жизни. Социализация детей является результатом специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Да, дополнительное образование должно быть. Но для этого надо чтобы государство и общество переосмыслило свое отношение к инвалидам, создало равные возможности в разных областях жизни. Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов расширит возможности для самоутверждения, самореализации, социальной адаптации, расширит коммуникативные связи, повысит интеллектуальное и физическое развитие. Я согласна с коллегой, Морозовой Н.П., что география располагает широкими возможностями для профессиональной ориентации. Начиная с 6, а сейчас уже с 5 класса на уроках географии мы знакомим детей с разными профессиями: климатолог, метеоролог, почвовед, вулканолог, картограф и др. Эти знания можно использовать в дополнительном образовании.
Вера Байбакова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 май 2016, 08:45

Пред.След.

Вернуться в Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron