Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Форум проводится с 10 мая 2016 года

Модератор: Наталья Игнатова

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Елисеева людмила » 15 май 2016, 14:17

Дети-инвалиды - это развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей. Дополнительное образование детей предполагает возможность ориентации ребенка на развитие его личности, которое способствует социализации и в дальнейшем самореализации. Дополнительное образование призвано развивать индивидуальные и самостоятельные способности детей-инвалидов; воспитывать патриотизм, трудолюбие, порядочность, ответственность; формировать трудовые навыки; научить профессиональным умениям, знакомя с особенностями различных профессий, чтобы привести детей к социальной адаптации.
Учитывая уровень и возможности здоровья детей-инвалидов, в процессе реализации программы дополнительного образования можно использовать различные методы. Методы организации и осуществления познавательной деятельности детей, методы стимулирования и мотивации детей, методы самоконтроля за эффективностью своей деятельности, мотивационный потенциал игры, самоанализ деятельности и ее результатов, различные операции взаимодействия учителя и ребенка в процессе обучения.
Елисеева Людмила Ивановна.
Елисеева людмила
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 25 окт 2013, 20:00

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Елисеева людмила » 15 май 2016, 15:36

Адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов - это этап развития системы специального образования. Он предполагает переосмысление общества и государства в отношении детей-инвалидов, предполагает равенство их прав и осознание обществом обязанности обеспечить таким деткам равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая дополнительное образование. Сложность в том, что совсем не просто приспособиться особым детям к условиям социальной среды, ведь иногда они не могут быстро выполнить даже самые простые действия. Вводя ребенка в новые социальные отношения, нужно учитывать особенности процесса адаптации. Иногда на пути встает и равнодушие общества, что тоже мешает реализации программ.
ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы учителя и ребенка-инвалида. Через ИОС дети имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. ИОС способствует созданию условий для активизации познавательной деятельности детей-инвалидов в процессе обучения. Родители могут видеть в ИОС результаты обучения своего ребенка и оценку учителя. Это способствует связи теории с практикой и важно в формировании представления о мире профессий и дальнейшем профессиональном самоопределении.
Последний раз редактировалось Елисеева людмила 15 май 2016, 21:16, всего редактировалось 2 раз(а).
Елисеева людмила
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 25 окт 2013, 20:00

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Полякова Елена Сергеевна » 15 май 2016, 15:41

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие освоить социальные роли, расширить рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Спортивные занятия, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и ремесла, хореография, музыкальные занятия - это самые распространенные дополнительные занятия в настоящее время. Не редкость, когда дети с ОВЗ добиваются успехов в своей деятельности, участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
Важнейшей задачей участия ребёнка с ОВЗ в программах дополнительного образования является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Адаптация программ дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – это закономерный этап развития системы специального образования. Но, тем не менее, существенной проблемой остается неготовность к слишком стремительному «вхождению» ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых сверстников. И причина не только в отсутствии специальных условий или организации средового пространства дополнительного образовательного учреждения. Но и в отношении некоторых родителей. Все помнят о нашумевшей истории, как родители учеников одной из московских школ потребовали заменить альбомы с фотографиями детей, узнав, что в него попал снимок дочери учительницы с синдромом Дауна. Или как жители многоквартирного дома устроили акцию протеста против центра для детей-инвалидов, так как не хотели смотреть на них. Поэтому важной задачей является активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями обоих категорий детей включающих лекции, беседы, тренинги, круглые столы по вопросам воспитания детей с наглядным сопровождением (видеофильмы, презентации, интервью и т. п.).
Полякова Елена Сергеевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 15 май 2016, 15:16

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Надя Пахарева » 16 май 2016, 10:38

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья - эта та группа детей, которая очень нуждается в помощи и реализации себя в социальном плане, а так же в личностном развитии ребенка. Конечно общеобразовательная школа дает много и развивает ребенка, данной группы. Но мы все понимаем, что на уроке это не всегда удается сделать полностью. Дети данной группы нуждаются в определенном подходе к изучению новой информации, а так же важен способ ее подачи и режим самого занятия. И благоприятной средой для индивидуального развития образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ является их образование в системе дополнительного образования. Где педагог в более расслабленной обстановки, благоприятной для учащегося преподносит необходимую информацию для обучения учащихся и регулирует эмоциональное состояние ребенка. При этом на занятиях происходит приобретение социального опыта, в процессе общения и работы со всей группой учащихся. При всех положительных аспектах, для педагога есть определенные трудности в работе с данной группой детей. Главная и основная в ходе реализации программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями необходимо постоянно редактировать даваемый материал под особенности ребенка. Что важно и при любом обучении учащихся, но при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ необходимо тонко чувствовать состояние ребенка. Дополнительное образование позволяет не только узнать новую информацию и углубить уже имеющиеся знания, а дает возможность творчески раскрыться ребенку, возможность попробовать себя в чем то новом для него. Дополнительное образование позволяет распознать потенциал учащегося и при этом происходит социальная адаптация.
Надя Пахарева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 11 май 2016, 21:50

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Елисеева людмила » 16 май 2016, 17:11

Практическая значимость изучения программы дополнительного образования для детей-инвалидов заключается в приобретении и дальнейшем применении знаний, умений, навыков практической деятельности, коммуникаций со сверстниками, исследовательской, поисковой, самостоятельной деятельности в образовательном процессе, социуме, в будущей профессиональной деятельности. Чтобы выявить профессионально важные качества, присущие ребенку, можно провести предварительную диагностику. Также можно организовать встречи с представителями разных профессий, провести минипрофессиональные пробы, различные тренинги. Психологические особенности детей-инвалидов требуют возможности включения деток в учебный процесс на любом этапе реализации программы, использования хотя бы приближенного к реальности материального оснащения в виде средств труда. В процессе освоения программы дополнительного образования реализуется углубление и расширение знаний детей-инвалидов о профессиональном обществе.
Елисеева людмила
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 25 окт 2013, 20:00

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Кочетова Марина » 16 май 2016, 18:49

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» так определила один из своих приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей–инвалидов…» Особые образовательные потребности детей-инвалидов наиболее успешно реализуются в системе дополнительного образования. Она включает в себя все разнообразие творческих направлений, удовлетворяющих разные интересы детей всех возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса. Дети обучаются навыкам общения, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Кочетова Марина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 май 2016, 09:22

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Ольга Муслова » 17 май 2016, 10:49

Для того, чтобы создавать программы и курсы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями, необходимо учитывать особые образовательные потребности, возрастные и психофизические особенности таких детей. Я думаю, что этим должны заниматься специалисты. Должен быть создан банк программ по дополнительному образованию, где учитель мог выбирать, учитывая особенности конкретного ребёнка. Не исключаю возможности, что и учителя могут подключиться к созданию такого банка. Есть люди, у которых накопился опыт подобной работы.Думаю, многие с удовольствием познакомились бы с ней.
Еще хотелось бы высказать мысль о том, что как раз в системе дополнительного образования и есть прекрасная возможность для социализации детей-инвалидов. Так как многие имеют возможность посещать школу, на базе школ или других организаций ДО нужно создавать условия для таких детей. Об этом информировать родителей. Часто родители не знают или не заинтересованы в ДО. Поэтому и с это категорией надо активно работать, убеждать. Просто я сталкиваюсь в своей работе с нежеланием родителей выходить за рамки общего образования.
Ольга Муслова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 май 2016, 09:57

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Татьяна » 17 май 2016, 12:01

Главная проблема детей-инвалидов заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Эта проблема является следствием не только состояния физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недостаточно доступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Следствием этих ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха перед жизнедеятельностью в обществе здоровых людей.
Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком. Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.
Татьяна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 11 май 2016, 20:12

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Зотова Ольга Владимировна » 17 май 2016, 13:46

Дополнительное образование в системе работы с детьми - инвалидами — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.
Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Зотова Ольга Владимировна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2016, 13:22

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение маргарита холодилина » 17 май 2016, 14:16

Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии всех его потенциальных возможностей: физических и психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни.
Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности.
Тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.
Постановка целей должна определяться потребностью ребенка, его родителей, поэтому конкретные практические цели дополнительного образования многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зависят от условий, обстоятельств и ожидаемых результатов.
Из опыта работы стало очевидно, что дети, имеющие инвалидность так же способны и талантливы, как и обычные дети, они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали помощь. Декоративно прикладное творчество обладает высоким педагогическим потенциалом , так как оно является идеальной моделью мира, отражением его свойств. Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности , формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.
маргарита холодилина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 май 2016, 13:36

Пред.След.

Вернуться в Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron