Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Форум проводится с 10 мая 2016 года

Модератор: Наталья Игнатова

Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Сообщение Наталья Игнатова » 04 май 2016, 09:59

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно считаются одной из наиболее уязвимых групп детей с точки зрения их социального успеха и личностного развития.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Именно в учреждениях дополнительного образования может быть создана образовательная среда, которая вовлекает детей с ограниченными возможностями здоровья в активное социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального опыта. Нельзя недооценивать и существенный потенциал дополнительного образования в профессиональной ориентации лиц с ОВЗ, а также в их подготовке к последующему профессиональному обучению.
Однако, несмотря на явные преимущества вовлечения в систему дополнительного образования детей-инвалидов, существует целый ряд проблем.
Особое место среди проблем, связанных с ограничениями здоровья детей занимает затруднение доступа к учреждениям образования, спорта и культуры, что делает жизнь учащихся фактически изолированной от общества.
Не менее значимой является и проблема отсутствия специализированной информационно-образовательной среды и острый дефицит квалифицированных кадров: коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, - недостаточный уровень подготовки педагогов системы дополнительного образования к работе с детьми данной категории.

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам обсудить следующие актуальные вопросы возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования
Какие методы и приемы дополнительного образования эффективны при работе с детьми-инвалидами и помогают раскрыть возможности ребенка?
В чем заключается сложность адаптации программ дополнительного образования в соответствии с ограничениями здоровья детей-инвалидов?
Каковы особенности ИОС, необходимой при реализации программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями?
Как с помощью программ дополнительного образования помочь ребенку определиться в мире профессий и предоставить ему возможности социальных проб?
Наталья Игнатова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 04 май 2016, 09:48

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Морозова Н.П. » 10 май 2016, 20:26

Все дети разные. Работая с детьми с ОВЗ, я каждый день убеждаюсь, насколько они «особенные». Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия. Важной задачей при организации дополнительного образования является индивидуальный подход к учащимся, знание способностей, интересов, склонностей, особенностей памяти и внимания, речи и мышления, состояния здоровья – без этого профориентационная работа немыслима. Кроме того, важной задачей педагога является умение помочь ученику познать самого себя, правильно оценить свои способности и возможности. Работа по профориентации школьников очень важна при подготовке учащихся к сознательному и своевременному выбору массовых профессий после окончания школы. Широкими возможностями для профориентации школьников располагает учебный курс географии, который является для них начальным этапом экономического образования, дает им богатую информацию о развитии и размещении народного хозяйства нашей страны, содействует формированию чувства уважения к людям труда, готовности работать в сфере материального производства.
Морозова Н.П.
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 15 апр 2015, 16:05

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Жирякова Татьяна » 10 май 2016, 21:50

При обучении детей-инвалидов возникают осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет и т.п. Одним из важнейших компонентов образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения.
Преимущества дистанционного обучения для детей - инвалидов очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Я знакомила со своим опытом реализации программ дополнительного образования в дистанционной форме с детьми-инвалидами и эффекты вовлечения данных обучающихся в конкурсное интернет движение на областном научно-практическом семинара «Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дистанционного образования»
Подробнее можно познакомиться в интернете по адресу https://drive.google.com/file/d/0Bxqlvk ... GJ5UQ/view
Жирякова Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 10 май 2016, 09:50

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение nikiforovaia » 11 май 2016, 11:59

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Дополнительные занятия на базе предметно-практической деятельности с её особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы.
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.
Никифорова Ирина Александровна
nikiforovaia
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 08 окт 2010, 07:58

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Ирина Лебедь » 11 май 2016, 18:30

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих: у большинства, как детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека, путь развития. Вторая же является и государственной, и общественной проблемой - невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.
Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
И дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком
Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.
Задачи дополнительного образования:
Способствовать развитию:
- индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу»
-основ творческого мышления и воображения
-механизмов самостоятельного творчества
-системы трудовых навыков, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями
-способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, коллективизма, добропорядочности и милосердия, ответственности
-социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ирина Лебедь
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 11 май 2016, 18:17

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение оксана пономаренко » 12 май 2016, 16:32

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому, необходимо создавать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организована коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая среда, обеспечивающая сохранение и развитие физического и психического здоровья.
Поэтому уже второй год я реализую программа «Верь в себя», которая относится к числу коррекционно-разивающих психолого-педагогических программ и направлена на оказание коррекционно-развивающей помощи следующим категориям детей:
 с ограниченными возможностями здоровья;
 дети – инвалиды.
оксана пономаренко
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2015, 19:12

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Татаринцева Елена » 12 май 2016, 16:59

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.
Татаринцева Елена
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 23 окт 2013, 16:47

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Канина Л.Н. » 12 май 2016, 22:30

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ учитель и специалист психолого-педагогического сопровождения решают задачу определения стратегии включения ребенка с ОВЗ, с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации, в систему дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий. Но в этом случае необходимо приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития. Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Так же это система работы по выявлению и развитию способностей, которые развиваются средствами дополнительного образования, и способствуют формированию адекватной самооценки ребенка. Способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. А своевременное выявление и развитие способностей детей является залогом их личностного развития. Детям необходимы внимание, уважение, понимание и участие. Именно дополнительное образование имеет огромные возможности распознать потенциал ребенка и развить его.
Канина Л.Н.
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 12 май 2016, 21:51

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение Лопатина Светлана Николаевна » 13 май 2016, 12:23

Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.
Определение Индивидуальной образовательной программы Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Лопатина Светлана Николаевна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 13 май 2016, 11:20

Re: Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образов

Сообщение akimovarv7343 » 13 май 2016, 21:43

Акимова Римма Владимировна, учитель-логопед МБДОУ "Детского сада "Росиночка", г.Тамбова
Выстраивая систему дополнительного образования в работе с детьми-инвалидами, следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру.
В процессе специально организованного дополнительного образования, опирающегося на сохранные стороны психики ребенка, учитывающие зону ближайшего развития.
Педагогические условия, созданные для организации дополнительного образования, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка
Формы и содержание дополнительного образования должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания. Они разнообразны и их выбор определяется педагогом: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д..
akimovarv7343
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 май 2016, 20:57

След.

Вернуться в Возможности реализации индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов в системе дополнительного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron