Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Срок проведения форума: с 27.04.2016г. по 29.04.2016 г

Модератор: Кравцова Светлана

Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Кравцова Светлана » 25 апр 2016, 16:16

Уважаемые коллеги!
Проблемное поле нашего форума — формирование УУД в начальной школе средствами электронных образовательных ресурсов.
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого образовательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (УУД), разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов).
Особое место в формировании УУД отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.
Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
– работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности, ответственности за общий результат и др.;
– использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
– применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности.
В рамках данного форума учителям начальных классов и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы использования электронных образовательных ресурсов при формировании УУД.
Давайте вместе оценим возможности формирования УУД в начальной школе средствами электронных образовательных ресурсов

Предлагаем вопрос для дискуссии:
Какие из существующих электронных ресурсов, на Ваш взгляд, в большей степени способствуют получению метапредметных результатов?

С уважением, Светлана Кравцова
Кравцова Светлана Александровна, доцент кафедры педагогики и психологии, к.псх.н.
Аватар пользователя
Кравцова Светлана
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 10:51

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Валентина Олейникова » 26 апр 2016, 19:37

Добрый вечер!
На мой взгляд, получению метапредметных результатов способствует сервис LearningApps.org. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение по любому предмету для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. Имеется огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам.
Наилучшим вариантом использования таких упражнений на уроке является наличие компьютера и проектора в классе. Так же, через образовательный портал Дневник.ру, раздел «Домашнее задание», учащиеся могут получить ссылку на любой, созданный Вами или коллегами, ресурс. Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что помогает организовать работу коллектива учащихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.
Валентина Олейникова
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 16:20

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Наталия Сологубова » 27 апр 2016, 11:58

Добрый день. Большие возможности для формирования метапредметных результатов создают такие формы учебной деятельности как проекты и исследования. Частный, но важный вид ИКТ-проекты - самостоятельная разработка школьниками под руководством учителей ИКТ-продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других ЭОР. На внеурочных занятиях по математике вместе с учащимися мы создали злектронный задачник. Данный ЭОР можно применить на уроках математики. Он помогает наглядно представлять задачи,способствует отработке практических умений в работе со схемами, таблицами, в редактировании текстов. При создании задач учащиеся используют накопленный опыт, знания и из разных областей, что и формирут метапредметные УУД.
Последний раз редактировалось Наталия Сологубова 29 апр 2016, 10:24, всего редактировалось 1 раз.
Наталия Сологубова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 май 2015, 09:39

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Пещерова Наталия Борисовна » 27 апр 2016, 12:29

Здравствуйте, уважаемые коллеги. ЭОР – необходимая часть современных уроков. Это моё убеждение. Но при планировании уроков учителям следует предусмотреть, как, где, когда и с какой целью использовать ЭОР: для проверки домашнего задания, открытия нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.п. Как показала методическая декада в МО начальных классов нашей школы, учителям в практике удобно использовать готовые учебные тренажёры для индивидуальной проверки усвоения теоретического и практического материала по различным темам и на уроках математики, и на уроках русского языка. Для учителя – это возможность оценить предметные умения учащегося, разнообразить виды деятельности на уроке. Для ученика – это дидактическая игра, формирующая личностные УУД по присвоению удачного (или не очень) учебного опыта, формированию самооценки, формированию умения работать с компьютером в учебных целях (что немаловажно в наш век погружения детей в «сеть» совсем для другого). Кроме того, формируются регулятивные УУД по приобретению навыков работы по алгоритму, выполнению действий в определённой последовательности с обязательным достижением результата. К сожалению, техническое оснащение пока даёт возможность единовременно проводить такую работу с одним учеником. Но в течение урока потоком можно оценить нескольких учащихся.

С уважением, Пещерова Наталия Борисовна, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 33
Пещерова Наталия Борисовна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:05

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Хохлова Ольга Олеговна » 27 апр 2016, 20:39

Добрый день, уважаемые коллеги!
Для подготовки и проведения уроков русского языка пользуюсь «Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов» к учебнику В.В.Репкина, Е.В.Восторговой (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). На уроках литературного чтения использую «Электронное учебное пособие словарь – справочник «Книгочтей», электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Е.И.Матвеевой, на уроках математики - электронную форму учебника В.В.Давыдова-С.Ф.Горбова. Так же в работе использую различные аудио-, видео-, мультимедиа- материалы.
ЭОР применяю на разных этапах урока: при постановке учебной задачи, решении частных задач, рефлексии пройденного материала, контроле и оценке. В течение урока возможно применение ЭОР разных видов. Это позволяет активизировать внимание, разнообразить формы работы, повысить творческий потенциал обучающихся, мотивацию обучения.
Использование ЭОР делает урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Экономит время на уроке, позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Учит учащихся ставить перед собой цель, определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, спорить, рассуждать, доказывать свою точку зрения. Развивает исследовательские навыки, включая навыки работы с информацией. При этом учащиеся могут работать индивидуально, в парах, в группах. ЭОР способствует росту успеваемости по предмету, позволяет обучающимся проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, создает «ситуацию успеха» для каждого ученика, формирует навыки самоконтроля и самооценки.
Хохлова Ольга Олеговна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 22:54

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Кравцова Светлана » 27 апр 2016, 22:45

Думаю, что обсуждение получилось. Спасибо, коллеги! Многие учителя нашего региона работают с электронными учебниками. В следующем году их количество увеличится. Могут ли электронные учебники заменить бумажные варианты? Хотелось бы услышать ваше мнение.
Кравцова Светлана Александровна, доцент кафедры педагогики и психологии, к.псх.н.
Аватар пользователя
Кравцова Светлана
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 10:51

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение galina1977 » 27 апр 2016, 23:17

Добрый вечер! Электронные образовательные ресурсы, размещенные на сайтах Единой коллекции ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и ФЦИОР (Федеральный центр инфомационно-образовательных ресурсов) в полной мере позволяют развивать метапредметные результаты.
Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.
Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
На уроках обобщения и повторения целесообразно я использую интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и самостоятельно разработанные мною, и тесты, содержащиеся на дисках.
Интерактивные таблицы, расположенные на сайте Единой коллекции, предоставляют огромные возможности для работы как фронтально с классом, так и индивидуально с каждым учеником. Если брать уроки русского языка, то видно что большинство интерактивных таблиц построено таким образом, что в первую очередь показывается языковой пример: предложение, словосочетание, отдельное слово. Также представлен графический анализ языкового объекта: синтаксическая роль, морфемная структура слова и т.д. Такое представление языкового материала приучает «читать» и понимать символы и обозначения. Кроме того, вначале ученику показывается конкретный пример, а не дается сразу абстрактное понятие. Завершающим этапом работы с таблицей является формулировка вывода или правила.
Поэтому, я считаю,что электронные образовательные ресурсы позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия: применять таблицы, схемы, модели для получения информации, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; анализировать результаты наблюдений, выявлять сходство и различия объектов; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Кроме того, ЭОР развивают и регулятивные учебные действия: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять итоговый контроль деятельности.
Козюлина Галина Петровна, МБОУ Моисеево-Алабушская СОШ Уваровского района
galina1977
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 22:43

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение galina1977 » 27 апр 2016, 23:29

Кравцова Светлана писал(а):Думаю, что обсуждение получилось. Спасибо, коллеги! Многие учителя нашего региона работают с электронными учебниками. В следующем году их количество увеличится. Могут ли электронные учебники заменить бумажные варианты? Хотелось бы услышать ваше мнение.

Добрый вечер! Светлана Александровна, Ваш вопрос очень интересен для обсуждения. Ведь, действительно, могут ли электронные учебники заменить привычные нам учебники? Я, думаю, это вопрос времени. Электронные книги вместо учебников – вполне реальная перспектива. Они обладают массой достоинств перед обычными образовательными материалами и инструментами для учёбы. Но при этом для их успешного внедрения придётся решить ряд вопросов: перевести необходимую литературу в электронный вид, сделать интернет в сельских школах максимально доступным.
Козюлина Галина Петровна, МБОУ Моисеево-Алабушская СОШ Уваровского района
galina1977
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 22:43

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Самородова Татьяна Евгеньевна » 28 апр 2016, 07:15

Добрый день, уважаемые коллеги! Электронно - образовательные ресурсы имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно- урочной системы, для достижения метапредметных результатов. ЭОР применяю на различных этапах уроков математики, окружающего мира, ИЗО, русского языка, литературного чтения, технологии. Применение интерактивных модулей очень удобно тем, что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Окружающий мир - один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения ЭОР. Содержание предмета увлекает обучающихся, но для лучшего его восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также¸ создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.
Самородова Татьяна Евгеньевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 апр 2016, 06:58

Re: Какие из существующих электронных ресурсов способствуют получению метапредметных результатов?

Сообщение Пещерова Наталия Борисовна » 28 апр 2016, 09:13

Могут ли электронные учебники заменить бумажные варианты?

Наверняка могут. Я работала с ЭУ на уроках русского языка и окружающего мира. Это огромная помощь учителю в формировании необходимых учебных понятий (особенно по окружающему миру), а для детей – невероятная радость, стимулирующая формирование познавательного интереса. Но, как заметила Козюлина Галина Петровна, и я с ней полностью согласна, нужно перевести необходимую литературу в электронный вид. Это, во-первых. Ведь достаточно долгий процесс: разработать учебники по всем предметам в каждую параллель… Потому что электронный учебник – это не отсканированные страницы книги, а интерактивное пособие, наполненное красочным учебным наглядным материалом (картинки, карты, видеоролики…), учебными тренажёрами, ссылками в интернет, разделами, которые можно дополнять учительскими заметками, презентациями, вкладками. Во-вторых, конечно же, обязательное техническое оснащение кабинетов: компьютер, проектор, интернет и интерактивная доска. ИД даёт возможность полноценно (используя все функции) работать с ЭУ фронтально на уроке, если у учеников электронных учебников нет. Именно так я и работала. В-третьих, приобретение электронных учебников и планшетов для учащихся требует материальных затрат. И все это понимают. На кого лягут эти затраты? Пожалуй, третья причина самая главная. Но электронные учебники нужны и важны. Это необходимая часть современного процесса обучения.

С уважением, Пещерова Наталия Борисовна, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 33
Пещерова Наталия Борисовна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 10:05

След.

Вернуться в Формирование УУД в начальной школе средствами электронных образовательных ресурсов

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron