Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Форум проводится с целью актуализации работы образовательных организаций по профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся.
Срок проведения форума с с 25.04.2016г. по 27.04.2016 г.

Модератор: Любовь Цаплина

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Шамилова Наталья Дмитриевна » 27 апр 2016, 16:37

Н.И. Ищук писал(а):Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я работаю педагогом-психологом в ТОГБПОУ "Тамбовский областной медицинский колледж". В своей работе я совместно с педагогическим коллективом колледжа уделяю большое внимание вопросам профилактики суицидального поведения среди подростков. По данной проблеме разработана программа, которой мы руководствуемся в организации воспитательной работы в течение года. Предлагаю обсудить возможные варианты программ работы по профилактике суицида в ваших образовательных организациях.

С уважением Ищук Н.И.

Спасибо за программу!
Шамилова Наталья Дмитриевна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 21 фев 2014, 16:22

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Кривец Алла » 28 апр 2016, 10:38

Реплика. Мы, конечно, проводим в школах работу. В какой-то степени она эффективна, но мы бессильны против влияния СМИ. Например, на разных радиостанциях верхние ступеньки популярности занимает песенка, в которой приятный тенор поёт: "...Мимо нас, мимо нас -пьяное солнце,мимо нас- люди и птицы, они летят, чтобы всё-таки разбиться." И дальше: "...Я не хочу смотреть назад, где пламенеющий закат тебе и мне вскрывает вены... Убей меня потом, только не сейчас, сейчас..." У себя в школе я провела микроисследование о том, что слушают подростки. У большинства опрошенных эта композиция была в их смартфонах, айфонах и т.д. Как-то не по себе стало: а что, если это действует на подростковую психику как 25-й кадр?
Кривец Алла
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 апр 2016, 10:15

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Курочкина Светлана Алексеевна » 28 апр 2016, 11:22

Добрый день, уважаемые коллеги! С большим удовольствием изучила весь материал. Почерпнула для себя много нового и интересного. В нашей школе профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации , осуществляет непосредственно классный руководитель . Он помогает получить сведения о ребенке , о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Курочкина Светлана Алексеевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 апр 2016, 11:16

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Наталия » 28 апр 2016, 12:14

Добрый день, коллеги! Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Свои первые уроки социализации дети получают в семье, но воспитательный потенциал семьи год от года снижается. В течение последних лет стабильным остается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Но у ребенка, обойденного заботой, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому мы, педагоги, всеми силами стараемся сохранить ребенку кровную семью, ведь при расставании с семьей рушатся не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. На всех родителях лежит обязанность развивать детей физически, умственно и духовно. Целью каждого родителя должно стать формирование у ребенка уравновешенного, гармоничного характера. Это большая и очень важная работа, требующая глубокого размышления, а также терпения и настойчивых усилий. В ходе ее необходимо заложить правильное основание, воздвигнуть крепкий и прочный каркас. Ежедневно должна совершаться работа созидания и совершенствования. Существует удивительно справедливая пословица: «Если надломлена ветка, то искривится все дерево». Данные слова относятся к воспитанию наших детей как святой обязанности. За этими юными деревцами следует бережно ухаживать, чтобы их можно было пересадить в сад.
Домашнее воспитание предшествует и открывает путь для школы. Работе педагога предшествует работа родителей. . Если родители тщательно стремятся понять и исполнить свой долг, значит, они приготовят своих детей ко второму классу - принятию наставлений педагога. Для ребенка семья - нечто особенное, его начальная школа жизни. Он учится у своих родителей, исполняющих роль наставников, учится тем урокам нравственности, которые поведут его по жизни. Именно с семьи начинается воспитание ребенка. Оно окажет решающее воздействие, направит или к добру, или к злу.
Педагогический коллектив нашей школы считает, что чрезвычайно важно найти «компас», выстроить ориентиры, определить путь, который бы позволил наиболее эффективно защитить детей, потому что именно мы, педагоги, призваны сделать все для того, чтобы наши дети могли развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Мы стремимся заботиться о каждом ученике, как о личности. Каждый педагог принимает ученика таким, каков он есть, и чем слабее и проблемнее, тем больше потребуется любви и терпения в работе с ним.
Рождается ли ребенок со склонностью к плохому, переданной через родительскую кровь, или он является чистым листом, на котором оставляет отпечатки окружение. За время службы в системе МВД и в школе я видела много подростков, совершивших самые разные правонарушения. Как правило, ребенок преступает закон не от хорошей жизни. Это в основном ребята из неблагополучных и неполных семей. Нарушения психологического состояния происходят, как правило, из-за тяжелой обстановки в семье.
Семейное воспитание формирует характер. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей .
Анализируя причины социальной дезадаптации учащихся, негативных проявлений в семье, социальный педагог должен твердо знать, что полученная информация не может стать достоянием людей, не имеющих отношения к данной проблеме.
Вслед за диагностикой мы организуем серьезную и целенаправленную коррекционную работу. Стремимся прежде всего к конструктивным решениям появляющихся проблем.
Ежегодно в сентябре составляется социальный паспорт класса и школы, в результате мы выявляем семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Не менее важным является знание индивидуальных особенностей детей, особенно детей с девиантным поведением. Совместно с психологом и классными руководителями мы ведем систематическую, диагностическую и коррекционную работу. Наша задача - ориентировать детей на критерии добра и зла, научить их делать правильный нравственный выбор и понимать нравственные нормы современной жизни.
И здесь, конечно, очень важна диагностика, но особенно наблюдение за ребенком, которая дает максимум информации: даже выражение лица, мимика, опрятность могут многое сказать о человеке, а лексикон ребенка, конструкция его вербальных построений могут приоткрыть внутренний мир ребенка.
Модель, которая была предложена нам, педагогам, по раннему выявлению ЖО с ребенком в семье проста, от классного руководителя достаточно только сигнала о неблагополучии в семье. Этой семье будет оказана необходимая помощь специалистами в виде консультации и оказания материальной и правовой помощи. Только в содружестве с учителями и родителями можно добиться положительных результатов.
У нас в школе ведется работа по профилактике и предотвращению ЖО с детьми. Работа ведется как с детьми, так и с педагогами. Для учащихся мною проводятся занятия по программе «Подростку о законе», которые призваны сформировать у детей навыки защиты собственных прав в различных жизненных ситуациях.
Деятельность социального педагога предполагает, в основном, индивидуальный подход к каждому школьнику, родителю и коллеге. Я попыталась предложить только часть технологий своей работы в решении непростых и сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Они мне особенно близки потому, что до работы в школе я 20 лет служила в системе МВД в подразделении по делам несовершеннолетних, наша деятельность в настоящее время очень важна.
Я считаю, что социальный педагог должен раскрыть личностные и индивидуальные психические способности ребенка, создать благоприятное социальное поле для каждого. Дети ХХI века должны жить в правовом государстве и с детских лет усвоить, что самое главное и важное – права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода, благополучие. Ведь жизнь и судьба ребенка зависят от нас с вами, взрослых, которые должны заботиться о своих маленьких гражданах.
Кузнецова Наталия Васильевна, социальный педагог МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбова
Наталия
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 апр 2016, 12:00

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Наталия Аксененко » 28 апр 2016, 12:17

Добрый день, уважаемые участники форума! Очень интересная и актуальная тема обсуждается на форуме. Я убеждена, чтобы проводить профилактическую работу по такому сложному направлению, педагогу-психологу необходимо четкое понимание возрастных особенностей развития детства в онтогенезе, этапов суицидального процесса, взаимодействия факторов и намерений, провоцирующих формирование суицидального поведения, тонкостей консультирования таких клиентов и т.п. В связи с разнообразием мнений на природу данного поведения, человеку неподготовленному и малоопытному качественно выстроить эту работу достаточно сложно.
Поддерживаю мнение тех авторов и коллег, которые видят основные причины увеличения печальной статистики случаев и попыток суицида среди несовершеннолетних именно в условиях социально-экономических, психологических и нравственных противоречий, переживаемых нашим обществом уже длительное время, и еще более усугубившихся на фоне очередного экономического и политического кризиса.
В результате таких макропроцессов, которые в первую очередь разрушают такой важный социальный институт как семья, мы наблюдаем затруднение полноценного личностного развития детей и подростков. Из всех ведущих функций семьи доминирующей стала экономическая функция. Уже выросло поколение родителей, которые глубоко убеждены, что дети – очевидный доход, а материальное обеспечение – их главная родительская миссия. С каждым новым поколением эмоциональное и нравственное развитие детей и подростков становится все беднее. В результате – увеличение таких индивидуальных особенностей у подростков как эгоизм и эгоцентризм, которые ведут обособлению и индивидуализму, что в итоге искажает формирование ценностной структуры личности, ухудшает ориентировку в сложных стрессовых ситуациях и снижает адаптивные возможности личности. Все чаще мы сталкиваемся с дезадаптированными личностями, которые демонстрируют нам аутодеструктивное поведение.
Исходя из вышесказанного, считаю работу по профилактике дезадаптации в школе одним из важных профилактических мероприятий по профилактике суицидального поведения. Данное направление деятельности достаточно подробно разработано и обеспечено как диагностическим так и коррекционным инструментарием. И если данное направление проводится в системе и последовательно, оно принесет свои результаты. Для меня очень важно, все адаптационные показатели можно легко зафиксировать, сравнивать ежегодные результаты, на их основании – выстаивать свои дальнейшие действия.
Конечно, широкая просветительская работа, различные формы информирования ( выступления на родительских собраниях, тематические буклеты, практико-ориентированные семинары с педагогами, профилактические классные часы и т.п.) очень важны, и так же уделяю им большое внимание. Но такие методы дают весьма временный эффект.
Гораздо перспективнее мне кажется использование технологий восстановительной медиации в профилактической работе по суицидальному поведению в образовательных учреждениях. В настоящий момент они активно внедряются в практику работы многих образовательных учреждений нашего города. Наша школа (МАОУ СОШ № 36) является одной из инновационных площадок в г. Тамбове. Активное информирование и обучение данным техникам педагогов и родителей, широкое внедрение медиативных подходов в образовательный процесс, подготовка медиаторов-старшеклассников для решения конфликтных ситуаций в подростковой среде – все это существенно улучшает общий психо-эмоциональный климат в образовательном учреждении. Внедрение конструктивных способов урегулирования конфликтов в детско-родительской и ученической среде однозначно позволит снизить напряженность в межличностных отношениях, которые являются основной причиной, вызывающей стресс у несовершеннолетних и могут стать поводом для суицидальных мыслей и даже действий. Являясь школьным медиатором, практикую проведение предварительных и примирительных встреч в решении конфликтов с участием родителей; провожу тематические занятия с подростками 5-8 классов по обучению конструктивным методом выхода из конфликтных ситуаций со сверстниками; провожу тренинговые занятия с учащимися 10-х классов по обучению их медиативным технологиям и подготовке к самостоятельному участию в конфликтах. Об данном направлении в своей работе могу много рассказать, уже есть наработки, думаю у нас появится возможность поделиться и обменяться опытом.
Возвращаясь к теме нашего форума, хочу ответить на предложенные модератором вопросы. Для установления доверительных отношений с подростками очень важно быть искренним в процессе общения с ними и ориентироваться в его личных интересах. Для кого-то это стихи (о которых никто не знает), для кого-то – это отношения с мальчиком ( о которых не хотят слышать родители), для кого-то экстремальные увлечения. Очень помогает углубленное изучение личности подростка и обсуждение с ним его индивидуальных особенностей, это помогает лучше понять его поведение и найти те ресурсы, которые могут стать основой психологической помощи поддержки.
Из психологических методов для индивидуальной работы использую сказкотерапию (автор Сакович Н.А.) и элементы арттерапии. При проведении групповой работы, использую как важный ресурс ближайшее будущее и его пошаговое планирование, и , конечно, ресурс семьи и ближайшего окружения, где подросток должен получать признание, принятие и ,как ни банально звучит, искреннюю любовь.

Наталия Аксененко, педагог-психолог МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова
Наталия Аксененко
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 16:41

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Елена Царёва » 28 апр 2016, 12:27

Добрый день! Согласна с коллегами, которые говорят о низкой «духовности» воспитательной работы. А особую роль в этом должны играть взрослые, которые находятся рядом. Но в силу своей занятости этого не происходит. Взрослые должны щедро дарить «уроки» порядочности, бескорыстия, бесстрашия, пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить преодолевать трудности.
Подросткам не терпится стать взрослыми, они мечтают вложить свои силы в настоящие дела, включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы. И именно от взрослых зависит – получится ли у детей преодолеть трудности без последствий, будут ли они двигаться к своей цели по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите. Своим примером мы должны с ранней поры убеждать, что «добро остаётся от добрых, чтоб жить нетленно в бьющихся сердцах: а зло и подлость, не найдя опоры, навеки сгинут и сотрутся в прах!»
В период подросткового возраста закладывается фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их жизнью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.
Воспитывает юного человека вся сумма слагаемых жизни – школа, двор, книги, телевидение, но большую часть времени ребёнок проводит в семье. Отношения, возникающие там, во многом определяют его настроение, взгляды, будущую судьбу. Хорошо, когда царят взаимное уважение, искренность между детьми и взрослыми. Что может прекрасней родного дома, дома где тебя всегда ждут, дома где тебя любят и понимают.
Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным!
Беда для подростка, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился.
Поэтому в нашем учебном заведении особое внимание уделяется взаимодействию семьи и школы.
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:
1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса школы, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса школы, уровня развития детско-родительских отношений.
2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
• проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и воспитания детей;
• психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
Елена Царёва
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 15 ноя 2011, 19:13

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Плескачевская МЛ » 28 апр 2016, 16:25

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Согласно данным НИИ наркологии МЗ России, у большинства подростков отсутствуют знания, навыки и современные социально-адаптивные стратегии поведения, ведущие к сохранению здоровья и успешной самореализации. Многочисленные социально-психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного подростка выделяют тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях быть готовыми к встрече с предстоящими трудностями, неудовлетворенность во взаимоотношениями с родителями, взрослыми. Таким образом, проблема факторов неуязвимости подростков в кризисных ситуациях является актуальной. В нашем техникуме разработана и реализуется программа профилактики кризисных состояний в студенческой среде техникума "Подросток в зоне риска", которая направлена на выработку стратегий успешного преодоления кризисных моментов в жизни подростка, вооружение каждого, испытывающего жизненные трудности, индивидуальными, адаптивными стратегиями поведения в сложный моменты их жизни.
С уважением, Марина Львовна Плескачевская, педагог-психолог
ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Плескачевская МЛ
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 апр 2016, 15:27

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Галина Сорокина » 28 апр 2016, 18:41

Проблема суицида, к сожалению, на сегодняшний день стала актуальной. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.
Смерть по причине суицида находиться на втором месте среди причин гибели молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. По статистике первое место занимают несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи.
Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.
Задачи общей профилактики суицида:
- повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов,
- оптимизация психологического климата.
Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата. Необходимо научить молодое поколение умению противостоять всему негативному и проблемам различного характера, а также дорожить своей жизнью.
Галина Сорокина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 19:54

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Григорьева Елена » 28 апр 2016, 22:02

Я работаю в обычной сельской школе уже более 10 лет и всегда считала суицид не нашей проблемой. Работа в этом направлении строилась на принципах первичной профилактики. и вдруг всех нас потрясло неординарное событие в восьмиклассницей. Совершенная летом (в августе) попытка суицида, была просто громом среди ясного неба. Девочку удалось спасти, она объяснила, что поссорилась с мамой из-за парня ( он уже давно покинул стены школы). И именно это стало причиной ее поступка. На первый взгляд школа не виновата. И все же я (и не только я) серьезно пересмотрела свое отношение к этой проблеме и строю теперь свою работу иначе. Более широко привлекая классных руководителей и родителей к работе по профилактике.
Григорьева Елена
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 окт 2014, 18:22

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение София » 28 апр 2016, 22:13

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Очень сожалею, что поздно присоединилась к столь насущной обсуждаемой проблеме. В нашем современном мире очень часто приходится слышать о совершаемых нашим подрастающим поколением необдуманных поступках, которыми они навсегда лишают себя возможности видеть голубое небо, дышать свежим воздухом и наслаждаться жизнью - бесценным даром, дарованным нам Богом. К сожалению, случается, что помощь опаздывает, и ошибку становится невозможно предотвратить. Но все в наших руках. Наша задача - не допустить повторения несчастья, помочь своим детям не попасть в беду. А если что-то произошло - словом, делом, мышлением спасти, развеять нависшие над подростком тучи.Для этого можно использовать множество методов и приемов, которые всем нам как педагогам-психологам известны.
Главное - не опоздать. Давайте более внимательно отслеживать признаки отклоняющегося от нормы поведения, выявлять склонных к сверхстрессовому переживанию каких-либо жизненных коллизий ребят. Чаще необходимо контактировать с подростками, высказывающими какую-либо тревогу по поводу предстоящих экзаменов и поступления в институт.
Желаю всем плодотворного сотрудничества! Не пропустите! Не опоздайте! Всем хорошего настроения и удачи!
София
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 10:47

Пред.След.

Вернуться в Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron