Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Форум проводится с целью актуализации работы образовательных организаций по профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся.
Срок проведения форума с с 25.04.2016г. по 27.04.2016 г.

Модератор: Любовь Цаплина

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Наталия Болдырева » 26 апр 2016, 19:23

Здравствуйте, коллеги! Действительно, тема подросткового суицида очень актуальна. Спасибо организаторам, что затронули этот острый вопрос. Важной составляющей моей деятельности, как и любого педагога-психолога, по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям. На родительских собраниях и групповых консультациях рассматриваю вопросы, касающиеся воспитания детей, наказаний и поощрений, стилей семейного воспитания, особенностей подросткового возраста и др. На родительских собраниях и классных часах дети и их родители получают информацию о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь. Данную информацию размещаю на стенде
Педагоги школы оказывают помощь подросткам в самоутверждении, поддерживают веру в себя, помогают найти деятельность, в которой ребенок чувствует себя значимым, создают ситуацию успеха. Выявление проблемных детей начинается в начале каждого учебного года, сопровождается посещением семей совместно с работниками КДН и ПДН, администрации города, социальным педагогом. Центр занятости населения и отдел социальной защиты помогают привлечь к трудовой деятельности подростков в каникулярное время, чтобы дети были заняты делом.
Наталия Болдырева
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 23 мар 2013, 21:31

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Калугина Елена Александровна » 26 апр 2016, 20:45

Подростковый возраст, как и любой другой - имеет свои определенные сложности, которые являются серьезной проблемой. Первая сторона сложности определяется в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. В школах должны быть запланированы мероприятия по профилактике суицидального поведения: выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних; оформление информации на стенде о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь; информирование родителей и учащихся о проведении консультаций несовершеннолетних и родителей, оказавшихся в кризисной ситуации; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях.
С уважением Е.А. Калугина педагог-психолог МБОУ СОШ №19 г. Мичуринск.
Калугина Елена Александровна
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 20:27

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Молчанова Галина » 26 апр 2016, 21:03

Добрый вечер! На сегодняшний день обсуждаемые нами вопросы «Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций» являются важными не только для педагогов-психологов, но и социальных педагогов и педагогов-предметников. Процентное соотношение самоубийств на душу населения в нашей стране занимает одно из первых мест в мире! При таких плачевных показателях необходимо организовывать работу в данном направлении среди образовательных организаций.
Во-первых важно проводить профилактику по данному вопросу среди родителей, педагогов и самих подростков. Обязательно давать рекомендации для родителей и педагогов как вести себя если: у ребенка проскальзывают вопросы связанные со смертью и суицидом, не оставлять эти вопросы без ответов.
Во-вторых проводить диагностику обучающихся выявлять группы риска, если был выявлен риск, важно установить доверительные отношения с подростком постараться выяснить причины суицидальных склонностей, возможные трудности. Совместно с подростком разрабатывать варианты конструктивных стратегий поведения в сложившейся ситуации, обратить внимание на его личностные(внутренние и внешние) ресурсы, и держать связь с родителями чтобы не теряли ребенка из поля зрения.
И хотелось бы добавить, что доверительные отношения с детьми и наше внимательное отношение к ним является основополагающим фактором, который поможет снизить риск совершения суицидов.
Молчанова Галина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 21:48

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Лариса Свиридова » 26 апр 2016, 21:15

Доброго времени суток, коллеги!
Тема суицидального поведения актуальна, статистика, озвученная выше, звучит очень тревожно. Одной из причин такого поведения считаю возникновение психологического барьера между родителями и подростком. Отчуждение подростка от родителей проявляется в том, что подросток начинает все меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о своей жизни, о том, что его волнует; они все меньше начинают его понимать и одобрять его поведение.
В своей образовательной организации мы выявляем подростков группу риска, деликатно стараемся проводить профилактическую работу с ними, обучая способам разрешения конфликтов, используя медиативные техники, развиваем стрессоустойчивость при подготовке к экзаменам. Педагогический коллектив ознакомлен с причинами и признаками суицидального поведения, тактикой работы с детьми группы риска. Уже шестой год в школе работает профилактическая услуга социальная гостиная, которую посещают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, им оказывается педагогическая помощь, и самое главное, психологическая помощь в разрешении конфликтов и преодолении неблагоприятных эмоциональных состояний.
Одно из важных направлений в профилактике суицидов среди детей и подростков считаю психологическое просвещение родителей. Именно родители, семья являются тем причалом, куда мы прячемся от невзгод и разочарований. Статистика утверждает, что человеку необходимо не менее восьми объятий в день для того, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно и защищенно. А всегда ли это возможно при современном темпе жизни, вечной занятости родителей на работе (или её поиском), решении своих взрослых личных или профессиональных проблем? Беседуя с родителями, затрагиваем тему отчуждения, рекомендуем чаще разговаривать по душам, выражать свою любовь и принятие, обсуждать насущные семейные и личные проблемы- одним словом, удерживать ту ниточку взаимопонимания, которая связывает нас, родителей с нашими детьми!
Свиридова Лариса Васильевна,
педагог –психолог МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района
Лариса Свиридова
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:25

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Соколов Александр Сергеевич » 26 апр 2016, 21:27

Учитывая актуальность обсуждаемой проблемы, организация работы по профилактике суицида среди несовершеннолетних имеет важное место для выявления таких детей.
На начальном этапе по выявлению детей, склонных к суициду необходимо провести диагностирование параллели классов. Поскольку наши дети достаточно умны и в меру могут схитрить при тестировании, поэтому проведение тестирования должно проходить по косвенным методикам.
В зоне повышенного суицидального риска находятся обучающиеся:
• с выраженными акцентуациями характера: сензитивные, возбудимые, эмотивные. (опросник на выявление акцентуации характера)
• со сниженным показателем настроения, менее удовлетворенные жизнью, депрессивные;(опросники на выявление депрессивного состояния)

Периодичность проведения методик в учебный год психолог может выбрать по необходимости.

В дальнейшем формируется список детей группы риска, с которыми можно провести опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), цель которого выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.
Выявленная группа детей в течении учебного года должна быть под присмотром психолога, классных руководителей, социального педагога и вестись работа как с самими детьми, так и с близким окружением детей (родственники, друзья, одноклассники, педагоги).
Таким образом, мы работаем по профилактике возникновения "срыва" у детей, тем самым предотвращая риск возникновения неблагоприятных жизненных ситуаций, стимулирующих суицидальные мысли.
г. Тамбов МАОУ СОШ №5 им. Ю.А. Гагарина
Соколов Александр Сергеевич
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 21:01

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Лях Елена Владимировна » 26 апр 2016, 22:12

Направление моей деятельности - работа с одаренными детьми.
Как правило, талантливые дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, сталкиваясь при этом с большим количеством проблем, поэтому актуальным является вопрос: «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Первостепенная роль в формировании гармоничной личности принадлежит семье. Быть родителями сложное задание, оно становится еще более сложным, если человек является родителем одаренного ребенка. В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру.
В силу территориальной удаленности и иными проблемами не все родители имеют возможность получить консультацию психолога по вопросам развития и воспитания, поэтому нами были предприняты превентивные меры - была создана дистанционная программа: Родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Программа раскрывает актуальные для современного времени вопросы одаренности, лекции данной программы опубликованы на сайте ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Так же создан дистанционный психологический консульт-пункт, где все желающие могут задать интересующий вопрос и получить своевременную помощь.
Лях Елена Владимировна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 22:08

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Анастасия Суркова » 26 апр 2016, 22:26

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема очень и очень актуальна, так как, возможно повторю чью-то мысль, в современном обществе на данном этапе развития сформировалась нестабильность во многих сферах общественной жизни. Данная ситуация способствует потере чувства безопасности, возникает проблема страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В первую очередь этому страху подвержены подростки. Стремительный рост числа молодых индивидов, демонстрирующих суицидальное поведение и высокая социальная значимость проблемы заставляет задуматься об усилении мер и поиска наиболее эффективных методов профилактики.
Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении касается всех сфер жизни подростка: семьи, друзей, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В организации профилактической деятельности используем следующие этапы:
• Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень самооценки и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
• Компетентностный этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций и собственно проблемы суицидального поведения.
• Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Анастасия Суркова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 22:14

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Наталья Плыкина » 26 апр 2016, 22:32

Добрый вечер, участники форума. Действительно в рамках данного форума затронута очень актуальная тема. Я работаю в МБОУ «Пичаевская СОШ» педагогом – психологом. Согласна с коллегами, что основой предотвращения суицидов является профилактика. За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Депрессия является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Поэтому профилактика депрессий у подростков является важной в профилактике суицидов.
Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе. Занимался подвижными видами спорта.
Причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, поэтому необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления.
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками;
- информировать учащихся о получении анонимной экстренной помощи по телефону доверия”;
- проводить классные часы на формирование положительных ценностных жизненных установок
Наталья Плыкина
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 09:54

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение tatjna » 27 апр 2016, 11:44

Добрый день, участники форума!
Сегодня проблема распространения вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня.
На мой взгляд, проблему профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ необходимо рассматривать в контексте укрепления здоровья, психики ребёнка, которая менее устойчива по сравнению со сформированной психикой взрослого человека. Поэтому необходима ориентация на потенциальные возможности психики и личности ребёнка. Здесь важная роль должна быть отведена медицинскому работнику данного направления, работе психолога, социального педагога. Ребёнка необходимо вовлечь в социально –положительную среду, что снизит риск ухудшения здоровья или гибели. Этот подход может включать:
-формирование круга друзей;
-создание клубов по местам работы;
-планирование активностей, связанных с развлечениями.
Обращение к религии это ещё один путь к условиям эффективной профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.

С уважением, Т.В.Кондрашова, Вернадовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»
tatjna
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 21:10

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Шамилова Наталья Дмитриевна » 27 апр 2016, 16:24

Добрый вечер,уважаемые коллеги!
Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему по профилактике суицидального поведения.
В первую очередь, для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Для этого в нашей школе проводятся родительские собрания на которых родителям предоставляется информация о суицидальном поведении, его причины и т.д.
Предлагаю Вам конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид"

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды.

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Фотографии (портреты) детей класса (параллели) для размещения в аудитории. Лучше, если это будут фотографии из жизни класса, (школы).

Листочки 5 х 10, карандаши (ручки) по количеству родителей.

Играет музыка для создания фона. В классе (зале) размещены большие фотографии (портреты) детей класса (возрастной параллели).

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье.

По данным Всемирной организации здоровья, в 2001 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

Рождение вашего ребёнка было желанным?

Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Шамилова Наталья Дмитриевна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 21 фев 2014, 16:22

Пред.След.

Вернуться в Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron