Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Форум проводится с целью актуализации работы образовательных организаций по профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся.
Срок проведения форума с с 25.04.2016г. по 27.04.2016 г.

Модератор: Любовь Цаплина

Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Любовь Цаплина » 14 апр 2016, 11:06

По данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, П. А. Астахова, в России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, законченных случаев суицида - около 1,5 тысяч; Российская Федерация занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди подростков 15-19 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что в подростковом возрасте на каждый смертельный случай приходится еше до 200 суицидальных попыток. Основные причины самоубийств среди несовершеннолетних — конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, чувство одиночества, несчастная любовь, экзамены. Все перечисленные причины суицида могли бы быть устранены или скорректированы, если бы ребенку была вовремя оказана профессиональная помощь педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов. Однако дети в подростковом возрасте часто замыкаются в себе и не хотят обсуждать свои проблемы со взрослыми.
В рамках данного форума предлагается обсуждение проблемы предотвращения суицидального поведения среди несовершеннолетних. Кроме того, первостепеннейшей задачей сегодня является своевременное выявление детей, склонных к суицидальному поведению, среди общего (зачастую многочисленного) контингента обучающихся образовательной организации и установление доверительных отношений. Таким образом, сегодня в рамках форума необходимо обсудить несколько вопросов, касающихся эффективности профилактической работы по предупреждению суицидального поведения.
Уважаемые коллеги, каким образом Вы устанавливаете доверительные отношения с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации?
Просим Вас поделиться опытом организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, направленной на формирование благоприятного психо-эмоционального фона в образовательной организации.
Какие педагогические средства формирования у обучающихся жизненных ценностей, позитивных установок на эффективное разрешение проблем и преодоление разного рода кризисных ситуаций, Вы используете в своей профилактической работе?
По каким критериям вы оцениваете эффективность своей профилактической работы, направленной на создание психологически благоприятной среды в образовательной организации?
Аватар пользователя
Любовь Цаплина
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 13:45

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Ксения » 25 апр 2016, 09:47

Доброе утро! Очень важные и актуальные темы затрагиваются в данном форуме, хочется сказать спасибо организаторам за его создание, надеюсь для себя узнать много новой информации по озвученным вопросам.
Если поделиться своим опытом работы в данном направлении, то у меня он не очень обширен, так как работаю непосредственно в начальном звене, а здесь проблема суицида затрагивается крайне редко. Однако, работа в данном направлении должна осуществляться. Как это делаю я: говорить напрямую с младшими школьниками о самоубийствах считаю нецелесообразным, поэтому всегда начинаю "издалека", то есть, скорее, с профилактики. Во-первых, с 1 класса знакомлюсь с вновь прибывшими учениками, посещаю уроки, дабы своими глазами увидеть реальную картину их поведения, особенностей, развития. Во-вторых, обязательно провожу диагностику адаптации детей к школе через 2-3 месяца их обучения, что определяет дальнейший фронт работы - недостаточно адаптированные дети начинают посещать сенсорную комнату и занятия со мной. В-третьих, обязательно провожу диагностику тревожности и стрессоустойчивости во всех классах, потому что считаю, что данные показатели помогут судить о психологическом благополучии учащихся. С тревожными детьми также ведутся коррекционные занятия. А проверяю результативность в помощью методики оценки привлекательности группы К.Э.Сишора. Если ребенок оценивает свою группу по высоким показателям, то, считаю, что работа проведена успешно и с положительным результатом.
Насчет установления доверительных отношений хочется сказать, что самое главное, на мой взгляд, быть с детьми искренней и чуткой, ведь дети крайне чувствительны ко всему и ко всем, кто их окружает. Необходимо показывать свое добродушие, сдерживать обещания, если они были даны, действовать как можно мягче и убедительнее, чтобы ребенок мог полностью тебе довериться. Конечно, не всегда получается наладить контакт, но, как говорится, главное-желание.
Ксения
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 10:40

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение salut » 25 апр 2016, 11:43

В нашей школе мы ведем работу по профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся в следующих направлениях:
1)Работа с детьми (общая воспитательная работа+работа с детьми «группы риска»)
2)Работа с педсоставом (подготовка тренеров-преподавателей к ведению профилактической работы+организационно-методическая работа).
3)Работа с родителями (информирование и консультирование родителей +работа с семьями «группы риска»);
4)Работа с различными организациями (правоохранительными, из области здравоохранения и т.д.) и специалистами (педагогами-психологами, инспекторами КДН и ЗП и т.д.).
Также заведена папка «Профилактика аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних», в которой содержатся все официальные документы, регламентирующие деятельность организации в данном направлении (письма, приказы) и методические материалы по профилактической работе для детей, тренеров-преподавателей и родителей.
Составлен план на учебный год по профилактике аддиктивного и суицидального поведения воспитанников. Проблема обсуждается на педсоветах, родительских собраниях, классных часах. На сайте спортивной школы размещен баннер с рекламой Детского телефона доверия.
С уважением,
Администрация МБОУ ДО ДЮСШ «Салют»
Аватар пользователя
salut
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 12:02
Откуда: Тамбовская область, р.п.Мучкапский

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Марина.Смыкова » 25 апр 2016, 13:16

Я работаю в МБОУ ДО "Центр детского творчества" в социальном отделе работы с детьми и подростками педагогом-психологом.В своей работе, я использую технологию "Реабилитационный досуг для детей группы риска,"- это деятельность направленная на активацию личностных ресурсов дезадаптированного подростка, коррекцию его ценностных установок и мотиваций, за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения с целью, восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в социум.На педварительном этапе необходимо дать почувствовать подросктку поддержку,. тепло, приятие, показать свою заинтересованность его жизнью, уважение к его личности , отсутствие репресивных мер воспитания. т.е принять подростка таким, какой он есть без осуждения. На адаптационном этапе происходит включение подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании, на романтику здорового коллектива.На данном этапе я использую тренинги и игры на сплочение группы.Одной из главных задач является налаживание контакта с родителями. Совместно со специалистами КДН и ЗП и ОПДН ОМВ России по г.Мичуринску организованы рейды в семьи данных детей с целью проведения профилактической работы, ознакомления с бытовыми условиями и вовлечения в общественную деятельность и организованный досуг.Совместно с социальным педагогом отдела разработаны и реализованны индивидуальные программы с данными семьями проведены реабилитационные мероприятия в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.одростки должны быть снабжены определёнными психологическими средствами для разрешения возрастных кризисов, поэтому необходимо обращать внимание на развитие социальных умений, тем самым, создавая высокий уровень “Я могу”.

Чтобы помочь ребёнку успешно справляться с трудностями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность и, прежде всего, усиливать ответственность как сущностную характеристику личности.
Марина.Смыкова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 11:08

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Позднякова Анастасия » 25 апр 2016, 15:46

Добрый день, участники форума. Очень актуальные темы затрагиваются в рамках данного форума. Я работаю в ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Демина» педагогом – психологом.
Одной из главных причин суицидального поведения подростков называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации. Поэтому в нашей школе мы реализуем проект «Школьная Служба Примирения». Эта служба осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Деятельность нашей службы (относительно её участников - кадет) на основе медиативного подхода основывается на следующих ключевых позициях: конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они могут найти оптимальное, отвечающее их интересам решение. Если участники конфликта взяли на себя ответственность за принятое решение, они обязаны его исполнять. В качестве ведущих медиации (нейтральных посредников) привлекаются прошедшие обучение учителя или родители. К проведению встречи могут быть привлечены волонтеры, социальный педагог и классные руководители. Навыки, полученные школьниками в ходе проведения процедуры медиации, по качеству превосходят любые искусственные ситуации, обыгрываемые на тренинге, и в дальнейшем могут пригодиться в реальной жизни.
Так же в рамках реализации нашего проекта мы имеем возможность выявлять специфику конфликтов в нашем образовательном учреждении. Проводить тренинги школьных команд по освоению техник переговоров, проводить тематические классные часы, тестирование и анкетирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми.
Позднякова Анастасия
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 апр 2016, 14:47

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Марина Жданова » 25 апр 2016, 18:52

Добрый день, уважаемые коллеги!
Я считаю, что подростковый возраст, как и любой другой - имеет свои определенные сложности, которые являются серьезной проблемой.
Первая сторона сложности определяется в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах.
Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.
Поэтому профилактика суицидов является важнейшим направлением работы службы практической психологии нашей школы и представляет из себя целенаправленную, комплексную, последовательную деятельность, которая предполагает тесное сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса.
В целях профилактики суицидальных намерений подростков социально-психологической службой МБОУ Шпикуловской СОШ проводятся профилактические занятия и тренинги, направленные на:
-развитие коммуникативных навыков,
-формирование адекватной самооценки,
-снятие тревожности,
-улучшение микроклимата в классном коллективе,
-обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
-разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,
-формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,
-формирование навыков преодоления стрессов.
В подростковом возрасте формируется мировоззрение, идет поиск смыслов жизни. Педагоги проводят классные часы, беседы, дискуссии по этим темам. Главным итогом таких встреч должно быть то, что смысл жизни - в творческой созидательной деятельности. Важной составляющей деятельности педагога-психолога по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям.
С уважением М.А. Жданова, МБОУ Шпикуловская СОШ
Марина Жданова
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение ira160891 » 25 апр 2016, 20:15

В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения подростков. Существует много публикаций на данную тему, встречаются фильмы, книги, которые детально обсуждают те или иные аспекты данной проблемы. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или реального самоубийства известного человека в молодежной среде обязательно происходит подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток. Поэтому в работе с суицидальным событием среди подростков самым важным является предотвращение психического заражения по механизму одной из основных подростковых реакций - реакции имитации. Все случаи суицида действительно должны быть изучены, проанализированы и обсуждены, но только узким кругом специалистов.
Поскольку причинами суицидов среди подростков также являются нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принимать меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности.
Взаимоотношения с обучающимися должны строиться на основе уважения, убеждения,в спокойном, доброжелательном тоне общения. Необходимо вселять детям уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание. Должно быть формирование у обучающихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цель смысла жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
ira160891
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 10:06

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Marina Hazbekovna » 25 апр 2016, 21:39

Добрый вечер,уважаемые коллеги. Профилактика авитальных переживаний у подростков- тема тяжелая и неоднородная. Хочу поделиться с вами своим видением проблемы. Я вижу корень данного явления в отсутствии "духовности" в воспитательной системе ,как фактора формирования доверия к миру и к себе. Человек без веры,обречен на одиночество. В результате у подростков формируется "синдром выученной беспомощности". Я считаю ,что необходимо с первого класса проводить занятия по терапии "синдрома выученной беспомощности".Именно этим я и занимаюсь с детьми,педагогами и родителями.Ничто не мотивирует детей так, как собственные успехи. Но для того, чтобы эта мотивация была и поддерживалась на протяжении всей жизни, нужно сначала научить эти успехи видеть и ценить, даже коллекционировать их.
Marina Hazbekovna
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 09:17

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Эктова Ирина » 26 апр 2016, 09:22

Одной из наиболее ярких форм проявления девиантного поведения в подростковом возрасте является суицид, то есть преднамеренное лишение себя жизни.
Самыми распространенными причинами подростковых самоубийств являются проблемы и конфликты в семье; конфликты с друзьями, проблемы в школе; несчастная любовь, одиночество; страх перед будущим; высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей; влияние Интернет и т.д.
Подростковый суицид- это, как правило, крик ребенка о помощи, когда он не видит другого способа разрешения возникшей проблемы. Поэтому своевременная поддержка, доброе и внимательное отношение к ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, могут помочь избежать трагедии.
В связи с этим в нашем образовательном учреждении проводится систематическая работа по профилактике подросткового суицида, включающая в себя работу с учащимися, педагогами и родителями.
Педагоги-психологи совместно с классными руководителями регулярно проводят тренинги, беседы, классные часы, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и тревожности (особенно в период подготовки к экзаменам), развитие навыков общения и адекватной самооценки, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций, формирование главных жизненных ценностей и т.д. С педагогами проводятся консультации и семинары по данной теме; с родителями –лекции и беседы ( «Профилактика подросткового суицида», «Возрастные особенности подростков», «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации» и т.д). Разработаны памятки для родителей и педагогов по профилактике самоубийств.
И.А.Эктова, педагог-психолог МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района
Эктова Ирина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 08:16

Re: Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сообщение Василенко Елена Серафимовна » 26 апр 2016, 10:15

С интересом прочитала отзывы коллег-психологов на столь важную в настоящий момент тему. Моё направление работы - одарённые дети. Это дети умные, увлечённые, развитые, креативные, целеустремлённые. И, хотя у одарённых детей мы можем наблюдать тревожность, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений с педагогами и сверстниками, и в целом, недостаточный уровень социально-психологической адаптации, тем не менее дети, занимающиеся в организациях дополнительного образования востребованы и заняты любимым делом. Поэтому, мы всячески поддерживаем и развиваем талантливых детей, реализуем их возможности, создавая ситуацию успеха. Личность ребёнка, степень её гармоничности зависит от семейных отношений. поэтому большое внимание уделяется работе с родителями наших учащихся. Родительская школа, действующая в ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" уже на протяжении 6 лет, рассматривает многие вопросы, в частности, роль семьи в развитиии детской одарённости, стили и методы воспитания одарённого ребёнка. кризис детской одарённости и многие другие. Только во взаимодействии с семьёй мы можем уберечь наших детей от непоправимых ошибок.
Василенко Елена Серафимовна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 09:36

След.

Вернуться в Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron